Jump to content

Талайотская культура

Курган возле археологического парка Пуч-де-са-Мориска. Сон Феррер , Кальвиа , Майорка .

Талайотская культура или Талайотический период — это название, используемое для описания общества, существовавшего на Гимнесийских островах (самых восточных Балеарских островах ) в течение железного века . Ее истоки датируются концом второго тысячелетия до нашей эры , когда неточно названная преталайотская культура претерпела кризис и превратилась в талайотическую культуру. Его название происходит от талайотов , которые являются наиболее многочисленными и символическими сооружениями доисторического периода Балеарских островов.

Происхождение

[ редактировать ]
Талайот

Вплоть до конца 20 века предполагалось, что талайотская культура возникла в результате взаимодействия между новыми народами восточного Средиземноморья и местной островной культурой в форме агрессивного вторжения или, возможно, в результате мирной ассимиляции. Талайотская культура возникла в то же время, когда происходил кризис, вызванный народами моря , который произвел революцию в обществах в этой части Средиземноморья до 13 века до нашей эры. Эти теории основывались главным образом на архитектурных остатках, которые в изобилии существуют на Майорке и Менорке . Талайоты считались воинственной расой из-за обилия талиотов или оборонительных башен и существования городов, окруженных стенами. Кроме того, талиоты во многом были похожи на нурагов Сардинии , что подтверждает теорию о том , что талайоты имели сардинское происхождение.

Однако археологические раскопки, проведенные в конце 20-го и начале 21-го веков, установили, что талиоты были построены значительно позже – в начале первого тысячелетия до нашей эры , а значит, они были построены не во времена «народов моря». и сардинские нураги. Кроме того, появляется все больше и больше доказательств того, что то, что считалось внезапным переходом от доталайотской культуры в эпоху бронзового века к талайотской культуре, на самом деле было медленной эволюцией, длившейся несколько столетий и фактически вызванной локальным кризисом на Балеарских островах. . Однако внешнее влияние на Талайотскую культуру нельзя полностью сбрасывать со счетов, поскольку существование бронзовых сплавов на острове (для чего требуется олово , недоступное на Балеарских островах) указывает на частые контакты с внешним миром.

Вход и стена талайотской деревни Сес Паиссес , Майорка.

Первые свидетельства, указывающие на развитие этой культуры, появились в конце II тысячелетия до нашей эры, когда островному обществу угрожали рост населения, неэффективное производство продуктов питания и ограниченность жизненного пространства. Сельскохозяйственные методы, которые первые жители принесли с собой тысячу лет назад, в медный век, заключались в посадке новых земель путем сжигания лесов и вспашке только что расчищенной земли. Этот метод привел к быстрому ухудшению плодородных земель и может быть основной причиной почти полностью основанной на мясе диеты островитян к концу бронзового века.

Талайотический период на Майорке

[ редактировать ]
Центральная колонна и плиты крыши талайота на Майорке.

Первыми великими памятниками Майорки этого периода являются Слоистые курганы ( Túmulos Escalonados ), имевшие погребальное назначение. Даты их постройки датируются концом второго тысячелетия до нашей эры - началом первого тысячелетия до нашей эры, и многие курганы связаны с гипогеями бронзового века. В общем, общество этой эпохи называют «прототалайотским», поскольку в это время начинают проявляться многие черты последующего талайотского общества. К таким особенностям относится сосредоточение населения в городах. Подтверждено, что в некоторых из этих талайотских городов навигационные постройки были разобраны, чтобы использовать строительный материал для строительства обычных жилищ.

В начале первого тысячелетия до нашей эры талиоты начали распространяться на Майорке, появляясь либо изолированно в качестве территориального пограничного камня, либо в городах, но в основном группируясь в церемониальных центрах. На Майорке этих церемониальных центров было так же много, как и самих городов. Некоторые из них представляли собой небольшие группы каменных сооружений (талайотов, курганов), разбросанных по острову и часто служивших пограничными камнями между городами. Некоторые из этих церемониальных центров представляли собой линию из семи каменных сооружений на расстоянии более полукилометра. Обилие этих центров служит свидетельством их важности: скорее всего, именно здесь решались частые споры и отмечались различные праздники. Центры также служили сезонным и экономическим календарем (хозяйственная деятельность, такая как посев, сбор урожая, охота), в рамках которого могли встречаться молодые люди из разных городов (таким образом гарантируя аутбридинг ).

Интерьер талайотского гипогея Майорки с колонной, выкопанной в скале.

На острове также существовали святилища, узнаваемые по закругленным двум задним углам. Святилища, расположенные внутри городов, были небольшими, а их интерьеры имели только одну колонну, более или менее центрированную. Святилища в сельской местности были намного больше (10–15 м) и, как правило, имели много пар колонн.

Погребальные памятники Майорки были разнообразны и схожи с предыдущей эпохой: захоронения совершались в естественных пещерах и в гипогее. Талайотские гипогеи были намного больше, чем гипогеи бронзового века, иногда с колоннами, выкопанными из окружающей скалы, и увеличение этих колонн давало повод для увеличения самой гипогеи. Также было построено большое кладбище - Некрополь Сон-Реаль, уникальное для Майорки и Менорки. Некрополь служил кладбищем, на котором гробницы были похожи на небольшие талайоты и имели круглую или квадратную форму. Маленькие «наветы» также можно найти в Некрополе. Несмотря на то, что талайоты предпочитали захоронения в гипогее, во времена талайотской культуры было введено новшество: захоронение тела с известью.

Хорошо сохранившийся 3200-летний меч бронзового века был обнаружен археологами под руководством Хауме Дейя и Пабло Галеры на острове Майорка в Пучпуньенте на месте каменных мегалитов Талайот . Специалисты предположили, что оружие было изготовлено в период критического упадка талайотской культуры. Меч будет выставлен в соседнем музее Майорки. [1]

Талайотический период на Менорке

[ редактировать ]
Гробница Эс Тудонс, Менорка.
Таула Талати - де-Дальт, недалеко от Мао, Менорка.

Реорганизация общества Менорки на вожди и города произошла по аналогии с социальными изменениями на Майорке, хотя некоторые города Менорки были намного больше, чем Майорки, что, возможно, указывает на существование более сильных социальных изменений или напряженности. Разнообразие памятников на Менорке (кроме талайотов), построенных с конца бронзового века и на протяжении всего железного века, превосходит таковое на Майорке. В конце II тысячелетия до нашей эры здесь появились гробницы, известные как «наветы». Они были построены с использованием талайотской техники, но также были заимствованы из очень древней традиции, которая имеет много общего с традицией строительства дольменов, восходящей к предыдущему тысячелетию.

Сооружение, известное как Таула, считается самым символичным церемониальным памятником Менорки. Он служил святилищем, а его ограждение имело форму подковы, похожую на те, что были найдены на Майорке, но в отличие от разновидности Майорки, имело большую центральную структуру, напоминающую стол («таула» на каталонском языке означает «стол» ). Точная дата строительства этих святилищ неизвестна, хотя ограды могли существовать на протяжении всей Талайотской эпохи, а центральные памятники могли относиться к любой дате на протяжении первого тысячелетия.

Первым автором, написавшим о талайотских памятниках Менорки, был Хуан Рамис в своей книге «Кельтский антиквариат на острове Менорка» , изданной в 1818 году, являющейся первой книгой на испанском языке, полностью посвященной предыстории .

Конец талайотического периода.

[ редактировать ]

Те самые факторы, которые породили Талайотский период, предопределили его гибель. Строительство талайотов прекратилось, многие из них были разрушены или переоборудованы для различных целей. Близлежащий пунический центр Эбусус , нынешняя Ибица , увеличил свое коммерческое влияние, включив в него Гимнесийские острова; это экономическое расширение фактически превратилось в настоящую пуническую колонизацию Гимнесийских островов. Впоследствии в Средиземноморье стали доминировать Римская и Карфагенская империи. Между этими двумя державами разразятся Пунические войны , и острова Майорка и Менорка будут насильственно втянуты в так называемый постталайотический период (также известный как Балеарская культура или постталайотическая культура).

Генетический профиль

[ редактировать ]

Для генетического анализа были взяты пять образцов от особей, живших в талайотский период; человек, найденный в погребальном памятнике Навета-де-Тудонс (Сьютаделла), датируемом 904-817 гг. до н.э., имел Y-хромосому R1b-P312, его аутосомные компоненты были ~65% анатолийским земледельцем, ~15% западным охотником-собирателем, ~20 % Ямная. [2] Два человека из пещеры коллективного захоронения Es Forat de ses Aritges (Сьютаделла) имели Y-хромосому R1b-M269, еще один - производную кладу R1b-P312 и еще один - субклад R1b-Z195. Аутосомными компонентами этих четырех особей были ~55% анатолийские фермеры, ~15% западные охотники-собиратели, ~30% ямные. [3]

  1. ^ Маргаритов, Марко (20 сентября 2019 г.). «Меч бронзового века возрастом 3200 лет, обнаруженный на испанском острове Майорка» . Все это интересно . Проверено 30 октября 2019 г.
  2. ^ Фернандес, Дэниел М.; Миттник, Алисса; Олальде, Иньиго; Лазаридис, Джозеф; Чероне, Оливия; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Бернардос, Ребекка; Брумандхошбахт, Насрин; Карлссон, Йенс; Каллетон, Брендан Дж.; Ферри, Мэтью; Гамарра, Беатрис; Улица, Мартина; Ма, Мэтью; Мишель, Меган; Моди, Алессандра; Новак, Марио; Оппенгеймер, Йонас; Сирак, Кендра А.; Стюардсон, Кристин; Мандл, Кирстен; Шаттке, Констанца; Оздоган, Кадир Т.; Луччи, Микаэла; Гасперетти, Габриэлла; Кандилио, Франческа; Салис, Джанфранка; О, Стефани; Камарос, Эдгард; Кало, Карла; Каталано, Джулио; Куэто, Мариан; Форджа, Винченца; Лозано, Марина; Марини, Элизабет; Микелетти, Дейзи; Миччиче, Роберто М.; Паломбо, Мария Р.; Рамис, Дамиа; Шимментс, Виктория; Сестра Пол; Тейра, Луи; Тешлер-Никола, Мария; Кеннетт, Дуглас Дж.; Лалуэса-Фокс, Чарльз; Паттерсон, Ник; Синео, Лука; Коппа, Альфред; Карамелли, Дэвид; Пинхаси, Рон; Райх, Дэвид (март 2020 г.). «Распространение степного и иранского происхождения на островах западного Средиземноморья» . Экология и эволюция природы . 4 (3): 334–345. дои : 10.1038/s41559-020-1102-0 . ПМК   7080320 . ПМИД   32094539 .
  3. ^ Вильяльба-Моуко, Ванесса; Олиарт, Камила; Риуэте-Эррада, Кристина; Чилдебаева, Айнаш; Рорлах, Адам Б.; Фрегейро, Мария Инес; Селдран Бельтран, Ева; Веласко-Фелипе, Карлос; Арон, Франциска; Химмель, Мари; Фройнд, Цесилия; Альт, Курт В.; Саласар-Гарсия, Доминго К.; Гарсиа Атьенсар, Габриэль; Мигель Ибаньес, Массачусетс; Эрнандес Перес, Мауро С.; Барсиела, Вирджиния; Ромеро, Алехандро; Понсе, Хуана; Мартинес, Андрес; Ломба, Хоакин; Солер, Хорхе; Мартинес, Ана Пуханте; Авилес Фернандес, Асусена; Хабер-Уриарте, Мария; Рок Тогорес Муньос, Консуэло; Олальде, Иньиго; Лалуэса-Фокс, Карлес; Райх, Дэвид; Краузе, Йоханнес; Гарсиа Санхуан, Леонардо; Лулл, Висенте; Мико, Рафаэль; Риш, Роберто; Хаак, Вольфганг (19 ноября 2021 г.). «Геномная трансформация и социальная организация во время перехода от медного века к бронзовому веку на юге Иберии» . Достижения науки . 7 (47): eabi7038. дои : 10.1126/sciadv.abi7038 . hdl : 10810/54399 . ПМЦ   8597998 . ПМИД   34788096 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efbb84a558bec953f4e70d3ca071d17b__1712105880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/7b/efbb84a558bec953f4e70d3ca071d17b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Talaiotic culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)