Ма'мар ибн аль-Мусанна
Ма'мар ибн аль-Мусанна | |
---|---|
Рожденный | 728 |
Умер | 825 |
Национальность | Персидское еврейское происхождение |
Другие имена | Абу Убайда |
Образование | Ученик Абу Амра ибн аль-Ала , Юнуса ибн Хабиба и Аль-Ахфаша аль-Акбара. |
Занятие | Ранний мусульманский ученый арабской филологии |
Заметная работа | Книга дней |
Ма'мар ибн аль-Мутанна (728–825), также известный как Абу Убайда ( араб . أبو عبيدة ), был одним из первых мусульманских ученых-арабистов. [ 1 ] Он был противоречивой фигурой; позже ученый Ибн Кутайба заметил, что Абу Убайда «ненавидел арабов», хотя его современники все еще считали его, пожалуй, самым всесторонним ученым своего времени. [ 2 ] Был ли Абу Убайда действительно сторонником Шуубийи, является предметом споров.
Жизнь
[ редактировать ]Ма'мар изначально был персидского еврейского происхождения. [ 3 ] [ 4 ] В юности он был учеником Абу Амра ибн аль-Ала , Юнуса ибн Хабиба и Аль-Ахфаша аль-Акбара . [ 5 ] позже был современником Аль-Асмаи , [ 6 ] а в 803 году он был вызван в Харуном ар Багдад халифом -Рашидом . В одном инциденте, описанном многочисленными историками, халиф ар-Рашид привел лошадь и попросил Аль-Асмаи и Абу Убайду (которые также много писали о зоологии) определить правильные термины для каждой части анатомии лошади. Ма'мар извинился перед вызовом, заявив, что он лингвист и антолог, а не ветеринар; Затем аль-Асмаи прыгнул на лошадь, опознал каждую часть ее тела и привел примеры из арабской поэзии бедуинов, сделав эти термины правильной арабской лексикой. [ 7 ] Среди его учеников был известный музыкант Исхак аль-Маусили . [ 8 ]
Он был одним из самых образованных и авторитетных ученых своего времени во всех вопросах, касающихся арабского языка, древностей и историй, и его постоянно цитировали более поздние авторы и составители. Аль-Джахиз считал его самым образованным учёным во всех отраслях человеческого знания, и Ибн Хишам принял его интерпретацию даже отрывков Корана . [ 9 ] Хотя Ма'мар не мог прочитать ни одного аята Корана, не допуская ошибок в произношении, его считали знатоком лингвистического значения аятов, особенно в отношении редко используемой лексики. [ 10 ] Названия 105 его произведений упоминаются в « Фихристе» Ибн аль-Надима , а его «Книга дней» лежит в основе частей истории Ибн аль-Асира и «Китаб аль-Агани» Абу аль-Фараджа аль- Исфахани , но ничего из его (кроме песни), похоже, не существует сейчас в самостоятельном виде. [ 9 ]
Он умер в Басре в 825 году.
Наследие
[ редактировать ]Точная природа религиозных и этноцентрических взглядов Мамара является предметом споров. Гамильтон Александр Росскин Гибб считает, что до обвинений Ибн Кутайбы столетия спустя никто не обвинял Абу Убайду в предубеждении против арабов; скорее, Гибб считает, что это произошло из-за его статуса хариджита , средневековой секты мусульман, отличной как от суннитов , так и от шиитов . [ 11 ] Хью Чисхолм не согласен, утверждая, что Абу Убайда не был ни хариджитом, ни расистом, а просто сторонником Шуубийи и выступал против идеи о превосходстве арабов над другими расами. В описании Чисолма он с удовольствием показал, что слова, басни, обычаи и т. д., которые арабы считали своими собственными, произошли от персов. В этих вопросах он был великим соперником аль-Асмаи . [ 9 ] Взгляды Ма'мара резко различались в отношении арабского языка и Корана; он отрицал, что Коран содержит какую-либо неарабскую лексику, и против этой позиции выступали более поздние комментаторы, такие как Аль-Суюти . [ 12 ]
Несмотря на любые разногласия, влияние Ма'мара хорошо известно. Почти половина всей информации об Аравии до ислама, сообщенной более поздними авторами, была получена через Ма'мара, и он написал самый ранний из сохранившихся тафсиров или комментариев к Корану, который послужил основой для объяснения любых стихов в пророческой биографии, написанной Ибн Хишам . [ 11 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гюнтер Люлинг, Вызов исламу для реформации: повторное открытие и надежная реконструкция комплексного доисламского христианского гимна, скрытого в Коране под самыми ранними исламскими интерпретациями , стр. 31. Дели : Мотилал Банарсидасс , 2003. ISBN 9788120819528
- ^ Гамильтон Александр Росскин Гибб, Исследования цивилизации ислама , стр. 67. Том 21 изданий библиотеки Рутледж: Ислам. Лондон : Рутледж , 2013. ISBN 9781135030346
- ^ Голтейн, Шеломо. Евреи и арабы | Краткая история их социальных и культурных отношений .
- ^ Хойланд, Роберт. На пути Бога | Арабские завоевания и создание исламской империи .
- ^ Ибн Халликан , Смерти выдающихся людей и история сынов эпохи , том. 4, с. 586. Трнс. Уильям МакГакин де Слейн . Лондон: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии, 1871 г.
- ^ М.Г. Картер, Сибавей, стр. 22. Входит в серию «Создатели исламской цивилизации». Лондон: IB Tauris, 2004. ISBN 9781850436713
- ^ Хусни Альхатиб Шехада, Мамлюки и животные: ветеринарная медицина в средневековом исламе , стр. 132. Том 11 азиатской серии сэра Генри Велкома. Лейден: Издательство Brill, 2012. ISBN 9789004234055
- ^ Роусон, Эверетт К. (2012) [1998]. «Эсхак Мавсели» . Энциклопедия Ираника . Лейден: Издательство Brill .
- ^ Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Абу Убайда ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 81. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Анвар Г. Чейне, Арабский язык: его роль в истории , стр. 43. Миннеаполис : Университет Миннесоты , 1969. ISBN 9780816657254
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон Александр Росскин Гибб, Исследования , стр. 68.
- ^ Кис Верстиг , Арабский язык , стр. 61. Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета , 2001. ISBN 0748614362