Мухаммад ибн аз-Зайят
Мухаммад ибн аз-Зайят Мухаммад бин Аль-Заят | |
---|---|
Рожденный | Аббасидский халифат |
Умер | в. 847 |
Другие имена |
|
Род занятий | Аббасидский визирь и придворный чиновник |
Годы активности |
|
Известный | Богатый купец, ставший придворным чиновником и служивший визирем халифов Аббасидов аль-Мутасима и аль-Ватика . |
Отец | Абд аль-Малик |
Мухаммад ибн Абд аль-Малик , более известный как Ибн аз-Зайят ( араб . ابن الزيات ), был богатым купцом, который стал придворным чиновником и служил визирем аббасидских . халифов аль-Мутасима , аль-Ватика и аль-Малик -Мутаваккиль , с 836 года до своего падения и смерть от пыток в 847 году.
Жизнь
[ редактировать ]Мухаммад ибн аз-Зайят принадлежал к богатой купеческой семье. [ 1 ] Семья, вероятно, была персидской . [ 2 ] Его отец, Абд аль-Малик, заработал состояние на торговле нефтью (отсюда и его прозвище аль-Зайят ) в Багдаде во времена аль-Мамуна (годы правления 813–833) и стал участвовать в прибыльном правительстве. контракты на поставку палаток, церемониальных зонтов ( аль-мушаммас ) и снаряжения для верховой езды. Мухаммед стал преемником своего отца в этой деятельности. [ 3 ] [ 4 ] К концу правления аль-Мамуна Ибн аз-Зайят стал секретарем халифской канцелярии. [ 5 ]
Карьера под руководством аль-Мутасима и аль-Ватика
[ редактировать ]По словам ат-Табари , аль-Мутасима первый визирь , аль-Фадл ибн Марван , упрекал Ибн аз-Зайата за то, что тот осмелился появиться при дворе в церемониальном облачении, в черных аббасидских одеждах ( дурраах ) и с препоясанным мечом, хотя он был «всего лишь торговцем». Аль-Фадл также пытался заставить Дулайля ибн Якуба ан-Насрани проверить финансовую деятельность Ибн аз-Зайата на предмет нарушений, но Дулайл проявил снисходительность и не конфисковал ничего у Ибн аз-Зайата. [ 6 ] Однако в 836 году аль-Мутасим уволил аль-Фадла и назначил на его место Ибн аз-Зайата. Он будет продолжать занимать пост визиря до конца правления аль-Мутасима, а также правления аль-Ватика (годы правления 842–847) и до правления аль-Мутаваккиля (годы правления 847–861). , который его казнил. [ 1 ] [ 7 ]
Будучи визирем, Ибн аз-Зайят стал одним из ведущих людей государства и главным гражданским министром наряду с главой кади Ахмадом ибн Аби Дувадом , с которым он вел ожесточенное личное соперничество. [ 1 ] [ 4 ] Он отвечал за большую часть строительных работ в новой столице аль-Мутасима, Самарре . [ 8 ] В 840 году он был главным обвинителем на показательном процессе против аль-Афшина , принца Ушрусаны и до того времени одного из ведущих военачальников режима; аль-Афшина обвиняли, среди прочего, в том, что он лжемусульманин, а также в том, что его подданные присвоили ему божественный статус в его родной Ушрусане. Несмотря на умелую и красноречивую защиту, аль-Афшин был признан виновным и брошен в тюрьму. Вскоре он умер то ли от голода, то ли от яда; его тело было публично висело перед дворцовыми воротами, сожжено и брошено в Тигр. [ 9 ] [ 10 ]
Когда аль-Мутасим умер в январе 842 года, трон перешел к его сыну аль-Ватику. Реальная власть, однако, принадлежала группе ведущих чиновников аль-Мутасима, Ибн аз-Зайяту, Ибн Аби Дуваду и турецким генералам Ашинасу , Итаху и Васифу . [ 11 ] Некоторые источники утверждают, что в 843/4 году он был ответственен за крупные штрафы, наложенные халифом на нескольких секретарей центрального правительства, в попытке собрать деньги для выплаты турецким войскам и в то же время уменьшить власть ведущих турецких командиров, таких как Итах и Ашинас, поскольку большинство арестованных и вынужденных платить секретарей находились на их службе. [ 12 ] При этом Ибн аз-Зайят прославился строгостью и жестокостью, с которой он обращался с пленниками, пытая их устройством собственного изобретения — таннуром ( «печь»), разновидностью железной девы . [ 1 ] [ 13 ] В 845 году он принял византийское посольство, с которым вел переговоры об обмене пленными , который состоялся в сентябре того же года под покровительством хакана аль-Хадима . [ 14 ]
Ибн аз-Зайят также был ярым покровителем образования и науки и способствовал переводческому движению греческих авторов начавшемуся в то время ; поэтому он поручил Исхаку ибн Хунайну перевести произведения Галена . [ 15 ] Как и аль-Мамун, по слухам, он был зиндиком , что обычно означало « манихей писатели также использовали его », но ортодоксальные суннитские для обозначения людей с неортодоксальными (прошиитскими ) убеждениями. [ 2 ] Во время своего правления он также был главным покровителем богослова аль-Джахиза . [ 15 ] [ 16 ]
Присоединение аль-Мутаваккиля, падение и смерть
[ редактировать ]Когда аль-Ватик неожиданно умер в августе 847 года, Ибн аз-Зайят, Ибн Аби Дувад, Васиф, Итах и несколько других ведущих чиновников собрались, чтобы определить его преемника. Ибн аз-Зайят первоначально предложил сына аль-Ватика Мухаммада (будущего аль-Мухтади ), но из-за его молодости его обошли вниманием, и вместо этого совет выбрал другого из сыновей аль-Мутасима, 26-летнего Джа. 'фар, ставший халифом аль-Мутаваккилем. [ 17 ] [ 18 ]
Без ведома Ибн аз-Зайята и других новый халиф был полон решимости уничтожить группу чиновников своего отца, контролировавших государство, и, кроме того, затаил глубокую обиду на визиря за то, как он плохо обращался с ним в прошлом. [ 19 ] По словам ат-Табари, когда аль-Ватик рассердился и начал подозревать своего брата, аль-Мутаваккиль посетил визиря в надежде убедить его заступиться перед халифом. Ибн аз-Зайят не только заставил принца Аббасидов ждать, пока он закончит просматривать свою корреспонденцию, но даже высмеивал его в присутствии других за то, что он пришел к нему за помощью. Мало того, когда удрученный принц ушел, Ибн аз-Зайят написал халифу, чтобы пожаловаться на его внешний вид, отметив, что он одет женоподобно и что его волосы слишком длинные. В результате аль-Ватик вызвал своего брата в суд. Аль-Мутаваккиль пришел в новеньком придворном платье, надеясь успокоить халифа, но вместо этого аль-Ватик приказал остричь ему волосы и нанести им удары аль-Мутаваккиля по лицу. Позднее аль-Мутаваккиль признался, что никогда в своей жизни ничто так не огорчало его, как это публичное унижение. [ 20 ] [ 21 ]
Так, 22 сентября 847 г. он послал Итаха вызвать Ибн аз-Зайата как бы на аудиенцию. Вместо этого визиря доставили в резиденцию Итаха, где с него сняли церемониальную одежду — дурраа , меч, пояс и шапку — и поместили под арест. Его слуги были отправлены домой под предлогом того, что визирь останется пить вино с Итахом, но вскоре Итах послал в резиденцию визиря своих собственных слуг для конфискации его имущества; Сообщается, что люди Итаха были впечатлены тем, насколько плохими были его мебель и жилье. Ибн аз-Зайят назначил аль-Аббаса ибн Ахмада ибн Рашида, секретаря Уджайфа ибн Анбаса , своим агентом для наблюдения за продажей его поместий. Через несколько дней его заковали в кандалы и пытали, не давая спать, а в другой истории, которую более поздние авторы часто пересказывали как моральную историю , утверждалось, что его поместили в таннур , то же самое устройство, которое он изобрел. Он умер через несколько дней и был похоронен бесцеремонно, а его собственные сыновья объявили его преступником, чтобы спастись. [ 22 ] [ 23 ] Сам Итах был арестован и казнен в 849 году, а Ибн Аби Дувад продержался до 851 года, когда он и его сын были уволены, а их имения конфискованы. [ 24 ] Эти события ознаменовали конец «старой гвардии» аль-Мутасима и полный приход к власти аль-Мутаваккиля, который переориентировал политику Аббасидов в сторону традиционалистской, ортодоксальной суннитской позиции. [ 24 ]
Историк визиря Аббасидов Доминик Сурдель резюмировал визирь Ибн аз-Зайята как «он тщетно пытался сдержать влияние турецких лидеров и оставил после себя в основном репутацию человека сурового и жестокого». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Сурдел 1971 , с. 974.
- ^ Перейти обратно: а б Монтгомери 2007 , с. 446.
- ^ Босворт 1991 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2006 , с. 217.
- ^ Кремер 1989 , стр. 10–11 (примечание 24).
- ^ Босворт 1991 , стр. 31–32.
- ^ Bosworth 1991 , стр. 32–33 (особенно примечание 126).
- ^ Босворт 1991 , с. 33.
- ^ Босворт 1991 , стр. 185–193.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 227–229.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 231.
- ^ Кремер 1989 , стр. xii, 8–16.
- ^ Кремер 1989 , стр. XVII, 70.
- ^ Кремер 1989 , стр. 39–43.
- ^ Перейти обратно: а б Монтгомери 2007 , с. 448.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 252.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 232–233.
- ^ Кремер 1989 , с. 68.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 234.
- ^ Кремер 1989 , стр. 65–68.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–235.
- ^ Кремер 1989 , стр. 68–71.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 235–236.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2006 , стр. 237–239.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE , изд. (1991). История ат-Табари, том XXXIII: Буря и напряжение вдоль северных границ халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н.э./218–227 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0493-5 .
- Кеннеди, Хью (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- Кремер, Джоэл Л., изд. (1989). История ат-Табари, том XXXIV: Начинающийся упадок: халифаты аль-Ватик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н. Э. / 227–248 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-874-4 .
- Монтгомери, Джеймс Э. (2007). «Аль-Хахиз и эллинизированная философия» . В Д'Анконе, Кристина (ред.). Библиотеки неоплатоников . Лейден и Бостон: БРИЛЛ. стр. 443–456. ISBN 9789047419471 .
- Сурдель, Доминик (1971). «Ибн аз-Зайят» . В Льюисе, Б .; Менаж, В.Л. Пеллат Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 974. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3423 . OCLC 495469525 .