Византийские мозаики
Византийские мозаики — это мозаики, созданные с 4 по 15 вв. [1] и под ее влиянием века в Византийской империи . Мозаика была одной из самых популярных [2] и исторически значимые формы искусства, созданные в империи, и они до сих пор широко изучаются историками искусства. [3] Хотя византийская мозаика возникла из более ранних эллинистических и римских практик и стилей, [4] ремесленники Византийской империи добились важных технических достижений [4] и превратил мозаичное искусство в уникальную и мощную форму личного и религиозного самовыражения, которая оказала значительное влияние на исламское искусство, созданное в Омейядов и Аббасидов халифатах , а также в Османской империи . [2]
С этого периода сохранились два основных типа мозаики: настенная мозаика в церквях, а иногда и во дворцах, выполненная с использованием стеклянной мозаики , иногда подкрепленная сусальным золотом для эффекта золотого грунта , и напольная мозаика, которая в основном была обнаружена археологами. В них часто используются кусочки камня, и они, как правило, менее изысканны в создании изображений. Сохранившихся светских настенных мозаик немного, но они имеют схожий сюжет с напольной мозаикой, где многие сюжеты очень похожи как в церквях, так и в домах; ходить по изображениям священных фигур было неприемлемо. Религиозные мозаики имеют схожий сюжет с тем, что можно найти в другом сохранившемся религиозном византийском искусстве в нарисованных иконах и рукописных миниатюрах. Напольная мозаика часто имеет изображения геометрических узоров, часто с вкраплениями животных. Популярны сцены охоты и венатио , арены, где убивают животных.
Византийские мозаики продолжали оказывать влияние на художников Нормандского королевства Сицилии , Венецианской республики и, благодаря распространению православия , в Болгарии , Сербии , Румынии и России . [5] В современную эпоху художники всего мира черпали вдохновение в простоте и символизме, а также в их красоте. [6]
Исторический контекст
[ редактировать ]Византийские мозаики могут проследить свое происхождение от греческой традиции строительства дорог, поскольку греческие дороги часто создавались с использованием мелкой гальки, организованной в узоры. К эллинистическому периоду напольное и настенное искусство из натуральной гальки было распространено как в домашних, так и в общественных местах. Позже, когда Римская империя расширилась и стала доминирующей культурной силой в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, римские художники находились под сильным влиянием греческого искусства, с которым они столкнулись, и начали устанавливать мозаику в общественных зданиях и частных домах по всей империи. Они также добавляли небольшие кусочки глины или стекла, называемые тессеры , материал, который также использовался в эллинистический период. Использование тессеры позволило художникам создавать более красочные и детализированные изображения. [7]
В 330 году нашей эры император Константин перенес столицу империи из Рима в Византию (современный Стамбул ), переименовав ее в Константинополь в честь себя. Историки обычно используют эту дату для обозначения начала Византийской империи и делят византийское искусство на три исторических периода: ранний (ок. 330–750), средний (ок. 850–1204) и поздний (ок. 1261–1453). [1]
Ранний период
[ редактировать ]Обращение Константина в христианство привело к обширному строительству христианских базилик в конце 4 века, в которых мозаика пола, стен и потолка была принята для христианских целей. Самые ранние образцы христианских базилик не сохранились, но мозаики Санта-Констанца и Санта-Пуденциана , обе датированные IV веком, все еще существуют. В другой великой константиновской базилике, церкви Рождества Христова в Вифлееме , частично сохранился оригинальный мозаичный пол с типичными римскими геометрическими мотивами.
Правление Юстиниана I в VI веке совпало с первым золотым веком Византийской империи. [8] В 537 году он завершил строительство нового патриаршего собора в столице Константинополе, который станет мировым центром Православной Церкви: Святой Софии . В то время это было самое большое здание в мире и считалось воплощением византийской архитектуры . [9] Собор был полностью украшен, несомненно, одними из самых невероятных фигуративных мозаик того времени, но, к сожалению, все они были уничтожены во время иконоборчества последовавшего . Самые старые мозаики, существующие сегодня в соборе Святой Софии, датируются 10-12 веками, а не более ранним периодом. [10]
После разграбления Рима Равенна стала столицей Западной Римской империи с 402 по 476 год, когда империя распалась после завоевания Теодорихом Великим и остготами . Пока Равенна находилась под контролем готов, арианские покровители приступили к реализации заметной программы строительства часовен и баптистерий в Равенне. В 535 году город был завоеван Юстинианом I , который создал Равеннский экзархат , фактически сделав Равенну резиденцией византийской власти на итальянском полуострове. Православные епископы при Юстиниане продолжили и расширили строительство базилик в соседнем портовом городе Классе , заказав одни из лучших мозаик в мире. Сохранившиеся памятники, некоторые из которых предшествуют Экзархату, включают базилику Сан-Витале , Архиепископскую капеллу , Арианский баптистерий , Неонийский баптистерий , мавзолей Галлы Плацидии , базилику Сант-Аполлинаре Нуово , мавзолей Теодориха и базилику Сант. «Аполлинар в классе» . Все восемь этих памятников были вписаны в ЮНЕСКО Внесен в список Всемирного наследия как великолепные образцы раннехристианского мозаичного искусства. [11]
Хотя Равенна, возможно, и самая известная, она ни в коем случае не единственное место, где сегодня хорошо сохранились ранневизантийские мозаики. Город Салоники в Греции был вторым по значимости городом империи как по богатству, так и по размеру. [12] и, как и Равенна, ее раннехристианские памятники были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шедевры раннего мозаичного искусства в Салониках включают церковь Осиоса Давида , собор Святого Деметриоса и Ротонду . [13]
Кроме того, археологические открытия в 19 и 20 веках обнаружили множество ранневизантийских мозаик на Ближнем Востоке , в том числе карту Мадабы в Иордании, а также другие образцы в Египте, Ливане, Сирии, Израиле и Палестине.
Иконоборчество
[ редактировать ]События, которые отмечают разделение между ранним и средним византийским искусством, называются иконоборческими спорами , которые происходили с 726 по 842 год. Этот период определяется глубоким скептицизмом по отношению к иконам ; Фактически, император Лев III наложил полный запрет на создание религиозных изображений, а власти Православной церкви поощряли повсеместное уничтожение религиозного искусства, включая мозаику. В результате иконоборческий период резко сократил количество сохранившихся образцов византийского искусства раннего периода, особенно крупных религиозных мозаик. [14]
Средневизантийская и поздневизантийская мозаика.
[ редактировать ]После иконоборчества византийские художники смогли возобновить создание религиозных изображений, которые люди воспринимали не как идолов, которым нужно поклоняться, а как символические и церемониальные элементы религиозных ритуальных пространств. [5] Первую часть этого периода, с 867 по 1056 год, иногда называют Македонским Возрождением и считают вторым золотым веком Византийской империи. [15] Церкви по всей империи, и особенно собор Святой Софии в Константинополе, были украшены одними из лучших когда-либо созданных образцов византийского искусства. Например, монастыри Осиос Лукас , Дафни и Неа Мони на Хиосе были признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. [16] и они содержат одни из самых великолепных византийских мозаик этого периода. [2]
До катастрофического разграбления Константинополя в 1204 году Четвертой армией крестоносцев Византия рассматривалась многими в Европе как последний свет цивилизации из-за унаследованного ею наследия Рима и продолжающегося культурного развития. Таким образом, в течение X и XI веков даже государства, враждовавшие с Византийской империей, подражали византийскому стилю и искали греческих художников для создания циклов религиозной мозаики. Например, нормандский король Сицилии Роджер II был активно враждебен Византии, но он импортировал греческих мастеров для создания мозаик для собора Чефалу . [5] Точно так же самые ранние сохранившиеся мозаики в базилике Святого Марка в Венеции, вероятно, были созданы художниками, покинувшими Константинополь в середине 11 века и также работавшими в соборе Торчелло . [17]
Техники
[ редактировать ]Как и другие мозаики, византийские мозаики состоят из небольших кусочков стекла, камня, керамики или другого материала, которые называются тессеры . [18] В византийский период мастера расширили список материалов, из которых можно было превратить мозаику, включив в нее сусальное золото и драгоценные камни, и усовершенствовали их конструкцию. Прежде чем укладывать тессеры, был тщательно подготовлен фундамент из нескольких слоев, последний из которых представлял собой мелкую смесь измельченной извести и кирпичного порошка. На этой влажной поверхности художники рисовали изображения и использовали такие инструменты, как веревки, циркуль и штангенциркуль, чтобы очертить геометрические фигуры, прежде чем мозаику тщательно зацементировать на месте для создания окончательного изображения. [4]
Эстетика
[ редактировать ]В византийском религиозном искусстве, в отличие от предшествовавшего ему классического греческого и римского искусства, символизм стал важнее реализма. Вместо того, чтобы сосредоточиться на создании максимально реалистичных изображений, мозаичисты этого времени хотели создать идеализированные, а иногда и преувеличенные изображения того, что существовало внутри души человека. Кроме того, при использовании в религиозном пространстве общий эффект, создаваемый морем блестящих, ярких и позолоченных мозаик, преобладал над буквальным реализмом. Целью художника было создать общее ощущение трепета, пребывания в духовной сфере, [4] или даже ощущение присутствия Бога. [6] Детали не должны были отвлекать от основной темы. [19]
Однако не все византийские мозаики носили религиозный характер. Фактически, мозаичное искусство обычно использовалось для украшения полов и стен общественных и частных помещений геометрическими узорами и светскими фигуративными сюжетами. [2]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Некоторые западные историки искусства отвергли или упустили из виду византийское искусство в целом. Например, очень влиятельный художник и историк Джорджо Вазари определял эпоху Возрождения как отказ от «этого неуклюжего греческого стиля» ( «quella greca goffa maniera») . [20] Однако византийские художники и их мозаики, в частности, оказали большое влияние на быстро развивающееся исламское декоративное искусство, на Кейван Русь , [5] и современных художников со всего мира. [6]
Исламское искусство зародилось в VII веке, когда художники и мастера в основном обучались византийским стилям, и хотя образное содержание было значительно сокращено, византийские декоративные стили продолжали оказывать большое влияние на исламское искусство.
По мере распространения восточного православного христианства на север и восток Византийская империя стала экономически и культурно связана с Киевской Русью . В конце X века Владимир Великий ввел христианство своим крещением и своим указом распространил его на всех жителей Киева. К 1040-м годам византийские художники-мозаики работали в соборе Святой Софии в Киеве, оставив неизгладимое наследие не только в русском декоративном искусстве, но и в средневековой живописи. [5]
См. также
[ редактировать ]- Византийская архитектура
- Византийское искусство
- Фрагмент мозаики с человеком, ведущим жирафа (Институт искусств Чикаго)
- Икона Христа Латомоса
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Путеводитель по византийскому искусству для начинающих» . Ханская академия . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Византийская мозаика» . www.medievalchronicles.com . 13 марта 2016 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Спенсер, Гарольд (1976). Чтения по истории искусств . Скрибнера. п. 167.
- ^ Jump up to: а б с д Траверсо, В.М. (07.11.2018). «Захватывающая красота византийской мозаики» . Алетейя — католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Византийское искусство: характеристика, история» . www.visual-arts-cork.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Китцингер, Эрнст (1977). Становление византийского искусства: основные направления стилистического развития средиземноморского искусства III–VII веков . ISBN 0-674-08956-1 . ОСЛК 70782069 .
- ^ «Римская мозаика» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Грэм-Диксон, Эндрю. Грегори, Марк. (2007), Искусство вечности , BBC, OCLC 778853051
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фасио, Майкл В. (2009). Здания во времени: введение в мировую архитектуру . Моффетт, Мэриан., Вудхауз, Лоуренс. (Третье изд.). Бостон, Массачусетс: Высшее образование Макгроу-Хилла. ISBN 978-0-07-305304-2 . OCLC 223381546 .
- ^ Тутус, Садан (2014). "10.14744/nci.2014.84803" . Северные клиники Стамбула . 1 (2): 78–83. дои : 10.14744/nci.2014.84803 . ISSN 2148-4902 . ПМК 5175067 . ПМИД 28058307 .
- ^ «Раннехристианские памятники Равенны» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Финли, Джордж (2014), «Падение Византийской империи.—1185–1204 гг. н. э.», История Греции , Cambridge University Press, стр. 219–280, doi : 10.1017/cbo9781139924443.003 , ISBN 978-1-139-92444-3
- ^ «Палеохристианские и византийские памятники Салоник» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Сара Брукс. «Иконы и иконоборчество в Византии» . www.metmuseum.org . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Ши, Джонатан. «Македонская династия (862–1056)» . Думбартон Оукс . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «Монастыри Дафни, Хосиос Лукас и Неа Мони Хиосские» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Демус, Отто. (1988). Мозаичное украшение Сан-Марко в Венеции . Кесслер, Герберт Л., 1941-. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-14291-4 . OCLC 17732671 .
- ^ «Изучите древнюю историю мозаики и как создать свое собственное красочное творение» . Моя современная встреча . 12 мая 2018 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Спенсер, Гарольд. (1983). Чтения по истории искусств . Скрибнера. ISBN 0-02-414390-1 . OCLC 810641848 .
- ^ «Искусство Византии и итальянского Возрождения | TORCH | Оксфордский исследовательский центр гуманитарных наук» . www.torch.ox.ac.uk . Проверено 27 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с византийскими мозаиками, на Викискладе?