Рождественская церковь
Рождественская церковь | |
---|---|
Монастырь Паммакаристос Мечеть Фетхие | |
![]() Рождественская церковь | |
Религия | |
Принадлежность | Ислам (в настоящее время) Греческая православная церковь (ранее) |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Расположение в районе Фатих в Стамбуле. | |
Географические координаты | 41 ° 01'45 "с.ш. 28 ° 56'47" в.д. / 41,02917 ° с.ш. 28,94639 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Византийская архитектура , греческая архитектура , исламская архитектура |
угрожать (а) | 2 |
Церковь Паммакаристос , также известная как Церковь Богородицы Паммакаристос ( греч . Θεοτόκος ἡ Παμμακάριστος , «Всеблагословенная Богородица»), является одним из самых известных византийских церковных зданий в Стамбуле , Турция , и была последней доосманской церковью. здание для размещения Вселенского Патриархата . Преобразованная в 1591 году в мечеть Фетхие ( турецкий : Fethiye Camii , «мечеть завоевания»), сегодня это частично музей, расположенный в боковой часовне или парекклесионе . мозаик Стамбуле византийских в Мечеть, один из наиболее важных примеров палеологанской архитектуры Константинополя, содержит самое большое количество после собора Святой Софии и Хоры .
Мечеть-музей находится в Чаршамба районе района Фатих внутри города-крепости старого Стамбула .
История
[ редактировать ]




Большинство ученых полагают, что церковь была построена между одиннадцатым и двенадцатым веками. Многие историки и археологи приписывают оригинальное строение Михаилу VII Дукасу (1071–1078); другие положили его основу в период Комнинов . [ 1 ] Альтернативно, швейцарский ученый и византинист Эрнест Мамбури предположил, что первоначальное здание принадлежало 8 веку. [ 2 ]
Парекклесион .: южной стороне церкви в ранний палеологовский период и посвящена Христу- хо-Логосу ( греч (боковая часовня) была пристроена к Христу-Слову ). [ 3 ] Вскоре после 1310 года Марта Глабас воздвигла небольшую святыню в память о своем покойном муже, протостраторе Михаиле Дукасе Глабасе Тарханейоте , полководце Андроника II Палеолога . [ 4 ] Изящная дарственная надпись Христу, написанная поэтом Мануэлем Филесом , проходит вдоль внутренней и внешней стороны парекклесиона.
исследование Темплона . В то же время была отремонтирована и главная церковь, как показало [ 4 ]
После падения Константинополя в 1453 году резиденция Греческого Православного Патриархата впервые была перенесена из Святой Софии в Церковь Святых Апостолов . Затем в 1456 году его перенесли в церковь Богородицы Паммакариста, где он оставался до 1587 года. [ 5 ]
Пять лет спустя османский султан Мурад III превратил церковь в мечеть и переименовал ее в честь своего завоевания ( фетиха ) Грузии и Азербайджана , отсюда и название Фетхие-Джами . Чтобы удовлетворить требования молитвы, большая часть внутренних стен была удалена, чтобы создать большее внутреннее пространство.
После многих лет запустения комплекс был восстановлен в 1949 году Византийским институтом Америки и Думбартон-Оксом . [ 1 ] Хотя главное здание остается мечетью, парекклесион с тех пор стал музеем. [ 6 ]
В 2021 году реставрационные работы в здании возобновились. [ 7 ] Мечеть была открыта для молитв в 2022 году, а реставрация завершилась в 2024 году официальным открытием для посетителей. [ 8 ]
Архитектура и декор
[ редактировать ]Здание Комнинов представляло собой церковь с главным нефом и двумя деамбулаториями . [ 9 ] три апсиды и притвор на западе. Кладка была типичной для периода Комнинов и использовала технику утопленного кирпича . В этом методе за линией стены монтируются чередующиеся ряды кирпича, которые погружаются в слой раствора, который до сих пор можно увидеть в цистерне под ним и в церкви. [ 1 ] Историки архитектуры, такие как Оустерхаут, предполагали , что его необычный план, в котором центральное пространство окружено амбулаторией, простирающейся по обеим сторонам, а также обычным главным выходом / входом в западном конце, чтобы максимизировать количество места для захоронений рядом с центральным пространством. наос. [ 10 ]
Превращение церкви в мечеть сильно изменило первоначальное здание. Аркады, соединяющие главный неф с деамбулаторией, были удалены и заменены широкими арками, открывающими неф. Три апсиды также были удалены. Вместо них, на востоке, под косым углом к направлению здания было построено большое куполообразное помещение.
С другой стороны, парекклесион представляет собой то, что иногда считают самым красивым зданием поздневизантийского периода в Константинополе . Он имеет типичный кресто-квадратный план с пятью куполами, но пропорции между вертикальными и горизонтальными размерами гораздо более размыты, чем обычно (хотя и не такие большие, как в современных византийских церквях, построенных на Балканах).
Хотя внутренняя облицовка из цветного мрамора практически исчезла, в святыне все еще хранятся отреставрированные остатки ряда мозаичных панно, которые, хотя и не так разнообразны и хорошо сохранились, как панели церкви Хора, служат еще одним источником для понимания поздневизантийского искусства.
Изображение Пантократора в окружении пророков Ветхого Завета ( Моисея , Иеремии , Софонии , Михея , Иоиля , Захарии , Авдия , Аввакума , Ионы , Малахии , Иезекииля и Исайи ) заполняет главный купол. В апсиде изображен Христос Гиперагат с Девой Марией и Иоанном Крестителем . Крещение сохранилось Христа в целости и сохранности на правой стороне купола.
-
Внешний вид музея Фетхие
-
Внешний вид музея Фетхие
-
Внешний вид музея Фетхие
-
Купола музея Фетхие
-
Мозаика музея Фетхие в куполе
-
Мозаика музея Фетхие со Святым Антонием, Отцом пустыни
-
Мозаика музея Фетхие Святого Антония, отца пустыни
-
Мозаика музея Фетхие Христос
-
Мозаика музея Фетхие Святой Григорий Великий Армянский
-
Мозаика музея Фетхие
-
Столица музеев Фетхие
В здании с музеем Фетхие (с входом на улицу, проходящую через сад, где находится вход в музей) часть до сих пор представляет собой мечеть. Вот несколько фотографий его интерьера
-
Интерьер мечети Фетхие
-
Интерьер мечети Фетхие
-
Интерьер мечети Фетхие
-
Интерьер мечети Фетхие
-
Интерьер мечети Фетхие
-
Интерьер мечети Фетхие
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз (1976), с. 346
- ^ Мамбури, (1933)
- ^ Мэтьюз (1976), с. 347. Логос в восточно-православном богословии — это наименование второго Лица Троицы .
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз (1976), с. 347.
- ^ Мюллер-Винер (1977), с. 133.
- ↑ Входные билеты, которые еще несколько месяцев назад нужно было покупать в соборе Святой Софии, теперь продаются в парекклесионе.
- ^ «Мечеть Фетхие вновь открыта для богослужений» . www.aa.com.tr. Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ «Район раскопок мечети Фетхие будет открыт для посетителей как археопарк» . www.aa.com.tr. Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Деамбулаторий — проход , окружающий центральную часть церкви.
- ^ Оустерхаут, Роберт (2021). «Средневизантийская церковная архитектура». В Фримене, Эване (ред.). Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству . Смартистория.
Ссылки
[ редактировать ]- Мамбури, Эрнест (1933). Византия - Константинополь - Стамбул (на французском языке) (3-е изд.). Стамбул: Национальный Нешрият Юрду.
- Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-01210-2 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Белтинг, Ганс; Мурики, Доула ; Манго, Кирилл (1978). Мозаики и фрески Святой Марии Паммакаристос (Фетхие Ками, Стамбул) . Служба пабов Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-075-4 .
- Харрис, Джонатан (2007). Константинополь: столица Византии . Хэмблдон/Континуум. ISBN 978-1-84725-179-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]