Мутиненсис гр. 122
Греческий Кодекс Мутиненсис 122 [ 1 ] [ а ] XV века — это кодекс , написанный на греческом языке , сегодня хранящийся в Biblioteca Estense в Модене , Италия. Обозначение Mutinensis gr. 122 является современным, а сам кодекс носит название «Воплощение историй» ( греч . Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν ). [ 3 ] поскольку большая часть его содержания состоит из копий больших частей византийского историка XII века Иоанна Зонараса «Воплощения историй» .
Помимо труда Зонараса (хроника истории Римской империи от ее основания до конца правления византийского императора Алексиоса I Комнина в начале XII века), [ б ] Кодекс также содержит оригинальное введение, содержание которого расширяет его и охватывает историю вплоть до падения Константинополя в 1453 году, а также различные более короткие списки и отчеты, например, относящиеся к придворным чиновникам, церковным чиновникам и императорским гробницам. Кодекс был впервые создан c. 1425 г. как копия работы Зонары, а затем расширенная с добавлением нового содержания вторым писцом, работавшим где-то после 1453 г. Вполне возможно, что падение Константинополя было событием, которое побудило второго писца сохранить и расширить работа, как попытка сохранить память об утраченной империи.
Наиболее примечательной особенностью кодекса являются портреты, представленные на протяжении всей рукописи. Мутиненсис гр. 122 содержит миниатюрные портреты почти всех римских императоров от Августа в 27 г. до н.э. до Константина XI Палеолога в 1453 г. и является единственной сохранившейся рукописью. Хотя портреты ранних императоров, скорее всего, будут полностью воображаемыми, портреты императоров, начиная с VII века, более надежны (хотя и не натуралистичны) и хорошо согласуются с другими источниками, изображающими тех же императоров, вероятно, основанными на сохранившихся современных портретах, описаниях и монетах. . Некоторые императоры, такие как Михаил IX Палеолог ( годы правления 1294–1320 ) и Андроник IV Палеолог ( годы правления 1376–1379 ), не имеют известных сохранившихся портретов за пределами кодекса. Во всем тексте, содержащем исторический отчет Зонараса, портреты расположены на полях рядом с тем местом, где соответствующие императоры впервые упоминаются в тексте как пришедшие к власти, и служат визуальным обозначением перехода власти. Портреты императоров после Алексиоса I Комнина, которые не упоминаются в работе Зонараса XII века, сгруппированы в отдельный раздел ближе к концу рукописи.
Содержание и состав
[ редактировать ]Мутиненсис гр. 122 XV века, — это бумажный кодекс состоящий из 295 фолиантов (листьев) размером 16 × 25 сантиметров. [ 4 ] Основная часть кодекса представляет собой копию « Краткого изложения историй» XII века византийского придворного чиновника и историка Иоанна Зонараса , хроники мировой истории, посвященной Римской и последующей Византийской империи вплоть до воцарения императора Иоанна II Комнина в 1118 году. . [ 5 ] Мутиненсис гр. 122 не содержит полного произведения Зонары, опуская самые ранние книги Зонары и вместо этого начиная с десятой книги, в которой рассказывается история Клеопатры . Работа Зонараса охватывает листы с 6r по 285 Mutinensis gr. 122 . [ 4 ] [ с ]
Наиболее примечательная особенность Mutinensis gr. 122 — это портреты, представленные повсюду. [ 5 ] На полях листов с 6 по 285: [ 4 ] есть портреты, изображающие почти каждого римского и византийского императора, от Августа в 27 г. до н. э. до Алексиоса I Комнина в 1118 г., за которым следует раздел, содержащий портреты остальных императоров до Константина XI Палеолога в 1453 г. [ 5 ] Это единственная сохранившаяся рукопись, содержащая портреты всех византийских императоров. [ 6 ] Для нескольких императоров, включая Михаила IX Палеолога ( годы правления 1294–1320) и Андроника IV Палеолога ( годы правления 1376–1379 ), ни из каких других источников не известно сохранившихся портретов. [ 7 ] Портреты на полях текста (вплоть до Алексиоса I) расположены рядом с тем местом, где они впервые упоминаются как пришедшие к власти в тексте Зонараса, тем самым служат для визуального обозначения перехода власти. [ 4 ]
В то время как портреты более поздних (византийских) императоров очень стандартизированы в том смысле, что все они обращены вперед, портреты более ранних (римских) императоров значительно различаются по позам и манере выражения лиц. [ 8 ] Различия в позах и направлениях, вероятно, объясняются разным исходным материалом, доступным писцам разных периодов. [ 9 ] Направленный вперед, далекий и неподвижный вид более поздних императоров отражает официальный императорский портрет. [ 6 ]
Истории Зонары предшествует краткое введение, охватывающее листы со 2-го по 5-й листы и состоящее из краткого изложения истории от начала мира (после библейской истории Бытия ) до падения Константинополя под заголовком « В начале Бог создал небо и земля » вплоть до Константина Палеолога . [ 4 ] После окончания истории Зонараса кодекс содержит несколько пустых листов, а затем возобновляется на листе 289 с различными списками. [ 4 ] В последовательных списках эти списки включают список византийских придворных канцелярий (лист 289в), список константинопольских патриархов от Митрофана (306–314) до Григория III (1443–1451) (листы 290в–290р), список митрополитов кафедры в Константинопольского патриархата иерархическом порядке (листы 290r–291r), список императорских гробниц (листы 291r–292r) и список императоров, начиная с Константина Великого ( годы правления 306–337 ) и далее (листы 292v–293v). Кодекс завершается описанием конной (верховой) статуи Юстиниана I ( годы правления 527–565 ) в Августейоне в Константинополе, занимающем лист 295. [ 4 ]
В заключительном разделе портретов за портретом Константина XI Палеолога следует дополнительный финальный портрет, изображающий Константина Великого. [ 10 ] (третий портрет Константина Великого в кодексе, учитывая, что он изображен и на листе 74р, и на листе 74в). [ 11 ] Повторение портрета Константина Великого в конце передает пророческое и апокалиптическое послание, возможно, следуя мнению Геннадия Схолария ( патриарха Константинополя сразу после падения города), который верил в совпадение первого и последнего императора в Константинополя Имя Константин означало приближение конца света. Повторение, по крайней мере, иллюстрирует веру в то, что начало и конец имперской линии были неразрывно связаны. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]Традиционно считалось, что кодекс — это работа двух разных писцов. [ 5 ] [ д ] Кодекс начинался как простая копия работы Зонараса ок. 1425. [ 13 ] Даты точно не известны, но c. Можно предположить, что это 1425 год, поскольку последний портрет, нарисованный более ранним писцом, по-видимому, принадлежит Мануилу II Палеологу ( годы правления 1391–1425 ), на котором он изображен стариком. [ 14 ] Первый писец скопировал работу Зонараса, но не полностью, поэтому второй писец позже завершил добавление конца истории Зонараса, расширив его до листа 285 (ранее оно остановилось на листе 263r). [ 4 ] Работу двух разных писцов можно отличить по тому, что более поздняя работа написана на бумаге разной текстуры и имеет водяной знак с изображением двух ножниц. [ 5 ]
Второй писец работал во второй половине XV века, где-то после падения Константинополя в 1453 году. [ 4 ] [ 5 ] [ 14 ] и отвечает за написание введения (учитывая, что в примечании на полях упоминается «взятие города») [ 4 ] а также за расширение работы, чтобы охватить историю после 12 века. [ 4 ] [ 5 ] Работу двух разных писцов можно отличить по тому, что более поздняя работа написана на бумаге разной текстуры и имеет водяной знак с изображением двух ножниц. [ 5 ] Различные списки, вставленные в конце работы, и описание статуи Юстиниана I были созданы и добавлены вторым писцом. [ 15 ]
Возможно, падение Константинополя стало для второго писца причиной сохранить и расширить работу, сделав это в попытке сохранить память об утраченной империи. [ 6 ] Второй писец, должно быть, чувствовал, что важно завершить список и описания императоров, а также восстановить и отредактировать портреты в более ранних разделах рукописи, а также создать портреты нескольких последних императоров. [ 15 ] Поскольку некоторые портреты, например портрет Клавдия ( р. 41–54 ), не раскрашены, а другие раскрашены акварелью , вполне вероятно, что портреты в более ранних разделах произведения изначально были бесцветными, а позже раскрашены художником. второй писец. Второй писец также переписал выцветшие аннотации и добавил красные надписи под некоторыми портретами. [ 16 ] Очевидно, что более поздний писец переставил части кодекса. Ранняя и последняя части работы предыдущего писца, судя по всему, находились в плохом состоянии и, очевидно, были повреждены пожаром, прежде чем второй писец приступил к восстановлению и дополнению кодекса. Таким образом, более поздний писец сохранил основную часть старого кодекса, восстановив некоторые части (например, выцветшие портреты), восстановив часть утраченного текста и добавив свой собственный новый текст. [ 17 ] Одним из ключевых свидетельств того, что кодекс был не только восстановлен, но и переработан, является то, что некоторые портреты, представленные в более поздних разделах работы, например, портреты императоров Исаака II Ангела ( годы правления 1185–1195, 1203–1204 гг .) ) и Иоанна IV Ласкариса ( годы правления 1258–1261 ), по-видимому, были вырезаны из более ранних частей текста и вставлены в более поздние части. [ 16 ]
История собственности и исследований
[ редактировать ]
Ранняя история владения кодексом неясна. Одним из его первых владельцев был человек по имени «Арсений», возможно, тот же человек, что и Арсений Апостолий , который позже служил епископом Монемвасии в Греции в 1506–1509 годах. В какой-то момент им перешел Джорджио Валла (1447–1500). [ 18 ] венецианского академика, а некоторое время спустя он находился во владении принца эпохи Возрождения Альберто III Пио, принца Карпи (1475–1531). [ 4 ] Он был приобретен Библиотекой Эстенсе в Модене в 1573 году и остается там по сей день. [ 4 ] [ 12 ] Это одна из более чем 250 греко-византийских рукописей в библиотеке. [ 19 ] В сегодняшней рукописи отсутствуют передние форзацы. На первой странице находятся подписи Валлы и Пио, а также частичная латинская надпись iste liber est mei– («эта книга [моя]»). [ 18 ]
Первое современное исследование кодекса было проведено в 1892 году Карлом Крумбахером , который ошибочно датировал основную часть труда 14 веком, а более поздние дополнения — 15 веком. Спиридон Ламброс ознакомился с рукописью в 1903 году и, впечатленный императорскими портретами, с большим энтузиазмом представил ее на первой Международной археологической конференции, состоявшейся в Афинах в 1905 году. ранее был пробелом в знаниях для византийцев. [ 20 ]
Кодекс стал хорошо известен среди византийских ученых после публикации в 1930 году книги Ламброса Lefkoma Βισαντινῶν Αὐτοκρατόρων («Альбом византийских императоров»), которая содержала портреты всех императоров и во многом опиралась на манускрипт Модены. [ 21 ] Иоаннис Спатаракис опубликовал первое углубленное и подробное исследование портретов, среди анализа других византийских портретов, в своей книге 1976 года «Портрет в византийских иллюминированных рукописях» . [ 13 ] Подавляющее большинство внимания современных ученых к рукописи было уделено портретам, при этом мало исследований или интереса было уделено сопроводительному тексту. [ 22 ] Портретам византийских императоров также уделялось больше внимания, чем портретам более ранних римских императоров. [ 8 ] учитывая, что портреты древних правителей кажутся полностью воображаемыми изображениями. [ 8 ] [ 23 ]
С момента публикации и распространения портретов в начале 20 века они также стали влиятельными изображениями императоров. В 1982 году на Кипре была выпущена почтовая марка, посвященная освобождению острова императором Никифором II Фокой ( годы правления 963–969 ) 1017 лет назад. Портрет Никифора, представленный на марке, представлял собой модифицированную версию его портрета в кодексе. [ 24 ]
Анализ портретов
[ редактировать ]Императорские портреты, содержащиеся в кодексе, не являются натуралистическими. [ 25 ] и часто рисуются очень похоже друг на друга. [ 13 ] Однако выдающиеся черты каждого императора, такие как форма или отсутствие бороды, а также форма бровей или носа, указывают на то, что создатели портретов пытались правдиво изобразить императоров в рукописи. [ 25 ]
Множество различных бород и отличительных черт некоторых императоров были нарисованы не ради разнообразия, а, вероятно, на основе других существовавших на тот момент рукописей или текстовых источников. [ 26 ] так и в чеканке монет. [ 27 ] Хотя в прошлом большинство портретов считалось воображаемыми (особенно портреты более древних императоров), [ 5 ] Сейчас считается вероятным, что писцы использовали сохранившиеся современные источники для создания портретов. [ 1 ] Спорным остается вопрос о том, имеют ли портреты ценность как точные изображения; они хорошо сравниваются с портретами в других, более старых рукописях, [ 5 ] но они также часто отличаются друг от друга лишь несколькими особенностями. [ 13 ]
Портреты покойных императоров
[ редактировать ]Портреты императоров династии Палеологов (последняя императорская династия, правившая с 13 по 15 века) в кодексе хорошо согласуются с портретами в других источниках. В Mutinensis гр. 122 , Михаил VIII Палеолог ( годы правления 1259–1282 ) изображен с длинной бородой, возможно, заплетенной в сетку, которая также изображена в других источниках внешности императора, таких как хризобулл в Архивах Ватикана и еще одна средневековая рукопись. , Монак гр. 442. Сын и преемник Михаила VIII, Андроник II Палеолог ( годы правления 1282–1328 ) изображен в кодексе с широкой бородой квадратной формы, это изображение также связано с тем, как он изображается в хризобуллах и других рукописях. Иоанн VI Кантакузенос ( годы правления 1347–1354 ) также изображен на нескольких портретах в другой рукописи, Пар. гр. 1242 г. , где на всех портретах он изображен с длинной бородой, разделенной надвое, как в Mutinensis gr. 122 . Портрет Иоанна V Палеолога ( годы правления 1341–1376 , 1379–1390, 1390–1391), показывающий его с бородой, оканчивающейся двумя кончиками, аналогичен тому, как император изображен в хризобулле его исповеди Римско-католическая вера (с 1369 г.) и тому, как он когда-то был изображен на мозаике в соборе Святой Софии . Существенных различий между тем, как Иоанн VII Палеолог ( р. изображен 1390) в Mutinensis gr. 122 и как он изображен на единственном другом известном портрете императора, в рукописи Пар. гр. 1783 год . Портреты Мануила II Палеолога ( годы правления 1391–1425 ) и Иоанна VIII Палеолога ( годы правления 1425–1448 ) очень похожи на портреты в других источниках, Мануил всегда изображается с белой бородой, оканчивающейся двумя концами, и с длинной, прямой нос, а у Джона всегда была такая же борода и косо посаженный нос. Портрет последнего императора Константина XI похож на то, как он изображен на современных печатях. Отсутствие известных портретов за пределами кодекса императоров Михаила IX Палеолога и Андроника IV Палеолога означает, что их портреты нельзя сравнивать с изображениями в других источниках. Кроме того, как Mutinensis gr. 122 изображение Андроника III Палеолога. ( годы правления 1328–1341 ) и его единственный другой известный портрет, миниатюра, повреждены, что также затрудняет сравнение. [ 7 ]

(1204–1261) несколько отсутствует Сравнительный материал по династиям Ангелидов (1185–1204) и Ласкаридов . Все императоры Ласкаридов (за исключением Иоанна IV, который был ребенком) изображены с своеобразными бородами с завитыми концами. На монетах их бороды заканчиваются двумя короткими точками, возможно, попытка изобразить нечто подобное, и в другой рукописи, Монаке. гр. 442 , Феодор II Ласкарис ( годы правления 1254–1258 ) изображен с таким же типом бороды. [ 28 ] И Исаак II Ангел ( годы правления 1185–1195 , 1203–1204), и Алексиос III Ангел ( годы правления 1195–1203 ) изображены на своих монетах с остроконечными бородами, что отражено в изображении Исаака II в кодексе, но в кодексе изображен Алексиос. III с коротко остриженной бородой. Алексиос V Дукас ( р. 1204), прозванный при жизни Мурцуфлосом из-за густых бровей, изображен с этой характерной особенностью в Mutinensis gr. 122 . [ 29 ]
Что касается императоров-палеологов, то имеется несколько самостоятельно созданных портретов императоров династии Комнинов (1081–1185). Портреты этих императоров в Mutinensis gr. 122 в целом хорошо согласуются с другими известными портретами. Алексиос I Комнин ( годы правления 1081–1118 ) изображен в кодексе с бородой квадратной формы, что характерно для изображений императора в другой рукописи, Vat. гр. 666 . Преемник Алексиоса I Иоанн II Комнин представлен в кодексе с закругленной бородой, эта особенность также отражена в других источниках, таких как мозаика в соборе Святой Софии и изображение в рукописи Ват. Урб. гр. 2. Третий император Комнин, Мануил I Комнин ( годы правления 1143–1180 ), изображен на монетах и в рукописи Ват с короткой бородой. гр. 1176 г. , что характерно для его портрета в Mutinensis gr. 122 . Наследник Мануила, ребенок-император Алексиос II Комнин ( годы правления 1180–1183 ) изображен без бороды и преемник Алексиоса II, его дядя и искатель приключений Андроник I Комнин. ( годы правления 1183–1185 ) изображен в виде старика с длинной белой бородой, оканчивающейся двумя концами, подобно тому, как он изображен на собственных монетах. Форма византийской императорской короны была изменена в XII веке, получив полусферическую вершину, что отражено в портретах императоров в кодексе, начиная с Иоанна II. [ 29 ]
Надежность
[ редактировать ]Поскольку рукопись датируется 15 веком, портреты более поздних династий более надежны, чем портреты более ранних династий. [ 25 ] Начиная с VII века, портреты в Mutinensis gr. 122 очень похожи на портреты в других источниках. После Ираклия ( годы правления 610–641 ) имеется мало примеров портретов с явными отличиями от портретов в других источниках. [ 23 ] Портреты до Ираклия, скорее всего, будут в значительной степени или полностью воображаемыми. [ 23 ] Например, на портрете Константина Великого он изображен с усами, отсутствующими на современных изображениях императора. [ 28 ] Разным ранним императорам носили разные одежды и короны, но все их рисунки являются воображаемыми и не соответствуют известным древнеримским императорским регалиям. [ 8 ]
Двумя яркими примерами портретов после Ираклия, которые кажутся ошибочными, являются портреты Феофила ( годы правления 829–842 ) и Василия II ( годы правления 976–1025 ). [ 23 ] [ 13 ] Портрет Василия II совершенно не похож на портреты императора в других источниках, а портрет Феофила столь же не похож на его портреты на современных монетах, хотя в случае с Феофилом монеты были сильно схематизированы и изготовлены в период иконоборчества и, вероятно, несут на себе мало уместно с точки зрения точного сходства. Портрет Ираклия в кодексе похож на портреты императора на редком наборе ранних монет, но отличается от портретов примерно последних 30 лет его правления. Портреты императоров Константина VII ( годы правления 913–959 ), Романа I ( годы правления 920–944 ), Романа II ( годы правления 959–963 ) и Никифора II не соответствуют строго стандартизированным портретам на монетах этих императоров. хотя, возможно, для этих портретов использовались другие источники. [ 13 ] Портрет Романа IV Диогена ( годы правления 1068–1071 ) аналогичен портретам на чеканке Романа III Аргира ( годы правления 1028–1034 ). [ 30 ] Есть также примеры портретов более ранних императоров, которые очень хорошо соответствуют другим изображениям. Например, портрет Михаила V Калафата ( годы правления 1041–1042 ) близко соответствует изображению на его монетах, с той же формой головы/лица, бородой и усами. [ 31 ]
Историографический анализ
[ редактировать ]В 2001 году Петре Гуран счел примечательным включение Иоанна VI Кантакузина в последовательность портретов, а также то, что этот император изображен с нимбом , как и все другие императоры. Хотя Иоанн VI обладал верховной властью в Константинополе с 1347 по 1354 год, его правление представляло собой краткий перерыв в правлении династии Палеологов (последний набор портретов был создан после того, как после Иоанна правили несколько императоров Палеологов), и он также завершил свою карьеру монахом , а не императором, после того как был свергнут. [ 32 ]
Барбара Хилл, Лиз Джеймс и Дион Смайт ошибочно заявили в 1994 году, что кодекс включает только портреты правителей-мужчин, опуская портреты правящих императриц Ирины , Теодоры и Зои . Хилл, Джеймс и Смайт полагали, что это исключение правящих императриц, возможно, может быть связано с тем, что писцы, стоящие за кодексом, считали «имперское» понятием, относящимся исключительно к мужчинам. [ 33 ] Вопреки утверждениям их исследования, Mutinensis gr. 122 содержит портреты Зои и Теодоры (хотя у Ирен портрета нет). [ 34 ] Исключение Зои и Феодоры было бы странным, поскольку многие другие византийские сочинения и произведения искусства показывают, что они находились на том же уровне, что и императоры-мужчины. Примечательно, что мадридские Скилицы изображают браки Зои с императорами (ее соправителями) Романом III , Михаилом IV и Константином IX , причем в каждом случае кажется, что Зоя опережает своих супругов по силе и престижу. [ 35 ] Примечательна деталь портретов императриц Mutinensis гр. 122 состоит в том, что они изображены с лучезарными коронами , отличными по конструкции от корон у правителей-мужчин. Хотя короны византийских императриц не описаны ни в одном из известных сохранившихся литературных источников, другие сохранившиеся византийские изображения императриц также изображают таким образом короны женщин-правительниц и супруг, что подтверждает точность рисунков. [ 36 ]
Избранные портреты
[ редактировать ]
-
Воображаемый портрет Константина Великого ( годы правления 306–337 ), изображающий его с антиисторическими усами. [ 28 ]
-
Воображаемый портрет Юстиниана Великого ( годы правления 527–565 ).
-
Портрет Михаила V Калафата ( годы правления 1041–1042 ), отмеченный как очень похожий на то, как он изображен на его монетах. [ 31 ]
-
Портрет Феодоры Багрянородной ( годы правления 1042–1056 ), изображающий ее богато одетой, но с немногими характерными чертами, подобными тому, как она изображена на своих монетах. [ 30 ]
-
Византийская корона была дополнена сферической вершиной в XII веке, и это изменение отразилось на портретах, начиная с Иоанна II Комнина ( годы правления 1118–1143 ). [ 29 ]
-
Дети-императоры, не достигшие совершеннолетия, такие как Алексиос II Комнин ( годы правления 1180–1183 ), в кодексе изображены без бороды. [ 29 ]
-
Портрет Михаила IX Палеолога ( годы правления 1294–1320 ), единственный известный сохранившийся портрет этого императора. [ 7 ]
-
Портрет Константина XI Палеолога ( годы правления 1449–1453 ), последнего византийского императора.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кодексу иногда присваивают альтернативное обозначение Codex Mutinensis AS 5.5, а ранее он был известен под обозначением Codex Mutinensis III D, S 14 . [ 2 ]
- ^ Работа Зонараса — это мировая история, начинающаяся с сотворения Вселенной. Мутиненсис гр. 122 опускает ранние книги по истории Зонары и начинается с описания правления Клеопатры . [ 4 ]
- ^ обозначения r («лицевая сторона»; правая) и v («оборотная сторона»; левая) . Фолио состоят из двух страниц, для их различия служат
- ↑ Альтернативная интерпретация создания кодекса, бросающая вызов традиционному взгляду на двух писцов, была предложена Ольгой Грациу в 1997 году. Она утверждала, что изначально кодекс вообще не был иллюстрирован и что все содержащиеся в нем портреты, включая оба портреты на полях текста и портреты в конце, независимо от разных методов их добавления в рукопись, были выполнены одной и той же рукой. Грациу предположил, что, учитывая, что все портреты должны были быть датированы позже падения Константинополя и могли быть созданы постепенно первым «поствизантийским» владельцем книги, который отремонтировал работу и добавил краткие исторические записи, чтобы обновить ее, чтобы отразить события. с момента окончания оригинальной рукописи. Грациу далее утверждал, что более поздние владельцы книги продолжали действовать аналогичным образом, добавляя примечания в разных местах, ретушируя портреты и устраняя повреждения, в результате чего рукопись в конечном итоге использовалась как нечто вроде «исторической тетради». [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тредголд 1979 , с. 1248.
- ^ Берк 2014 , стр. 18.
- ^ Воплощение истории .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Цамак 2017 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Спатаракис 1976 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Цамак 2017 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Спатаракис 1976 , стр. 176–179.
- ^ Jump up to: а б с д и Грациу 1997 , с. 46.
- ^ Грациу 1997 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Маттиелло и Росси 2019 .
- ^ Грациу 1997 , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б Грациу 1997 , стр. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брекенридж 1978 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б Спатаракис 1976 , стр. 175–176.
- ^ Jump up to: а б Спатаракис 1976 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Спатаракис 1976 , стр. 174.
- ^ Спатаракис 1976 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Аллен 1890 , с. 18.
- ^ Аллен 1890 , с. 4.
- ^ Грациу 1997 , с. 39.
- ^ Грациу 1997 , с. 40.
- ^ Грациу 1997 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Спатаракис 1976 , с. 182.
- ^ Берк 2014 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с Спатаракис 1976 , с. 176.
- ^ Спатаракис 1976 , с. 183.
- ^ Андерсон 2021 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Спатаракис 1976 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с д и Спатаракис 1976 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Рот 1908 , с. xcvii.
- ^ Jump up to: а б Гнев 1908 , стр. liv, xcvi.
- ^ Гуран 2001 , стр. 95–96.
- ^ Хилл, Джеймс и Смайт 1994 , стр. 215.
- ^ Рот 1908 , с. лив.
- ^ Хилл, Джеймс и Смайт 1994 , стр. 218–222.
- ^ Баранине Обершалл 1937 , стр. 84–85.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Томас Уильям (1890). Заметки о греческих рукописях в итальянских библиотеках . Лондон: Ричард Клей и сыновья.
- Андерсон, Бенджамин (2021). «Императорское искусство». В Шварце, Эллен К. (ред.). Оксфордский справочник по византийскому искусству и архитектуре . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190277352 .
- Барань Обершалл, Магда (1937). Корона императора Константина Мономаха . Археология Венгерки. Будапешт: Венгерский исторический музей. ISSN 0066-5916 . OCLC 804926463 .
- Брекенридж, Джеймс Д. (1978). «Обзор портрета в византийских иллюминированных рукописях Иоганна Спатаракиса» . Художественный вестник . 60 (2): 360–363. дои : 10.2307/3049794 . JSTOR 3049794 .
- Берк, Джон (2014). «Изобретая и заново изобретая Византию: Никифор Фока, византийские исследования в Греции и «Новый Рим» ». Нильссон, Ингела; Стивенсон, Пол (ред.). Разыскивается: Византия: Желание утраченной империи . Уппсала: Уппсальский университет. ISBN 978-9155489151 .
- Грациу, Ольга (1997). «Свидетельства о пользователях Кодекса Зонараса в Модене» . Бюллетень Христианского археологического общества (на греческом языке). 19 (5–6): 39–62. дои : 10.12681/dchae.1162 .
- Гуран, Петре (2001). Агиографический император. Культ святых и византийская и поствизантийская монархия (на французском языке). Коллегиул Ноуа Европа. ISBN 978-9739862462 .
- Хилл, Барбара; Джеймс, Лиз; Смайт, Дион (1994). «Зоя: ритм имперского обновления» . В Магдалино, Пол (ред.). Новые Константины: ритм имперского обновления в Византии, 4-13 века: материалы двадцать шестого весеннего симпозиума по византийским исследованиям, Сент-Эндрюс, март 1992 г. Вариорум.
- Маттиелло, Андреа; Росси, Мария Алессия (2019). Переосмысление поздней Византии: искусство эпохи Палеологов в Средиземноморье . Рутледж. дои : 10.4324/9781351244831 . hdl : 20.500.11820/5c81d436-1cb9-4f23-ab59-1db4eda868ec . ISBN 9780815372868 . S2CID 243008582 .
- Спатаракис, Иоаннис (1976). Портрет в византийских иллюминированных рукописях . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004047839 .
- Тредголд, Уоррен Т. (1979). «Возрождение византийской учености и возрождение византийского государства» . Американский исторический обзор . 84 (5): 1245–1266. дои : 10.2307/1861467 . JSTOR 1861467 .
- Цамакда, Василики (2017). «Исторические сочинения» . В Цамакде, Василики (ред.). Спутник византийских иллюстрированных рукописей . Лейден: Брилл. стр. 114–135. дои : 10.1163/9789004346239_006 . ISBN 978-9004346239 .
- Рот, Уорик (1908). Каталог императорских византийских монет в Британском музее . Том. Я. Лондон: Издательство Британского музея. ОСЛК 2831606 .
Веб-источники
[ редактировать ]- «Обзор истории» . Рурский университет в Бохуме . Проверено 10 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с историей Джона Зонараса, на Викискладе?