Феодор Мученик
![]() | Было предложено разделить эту статью на статьи под названием «Феодор Амасейский» и «Феодор Стратилат» . ( обсудить ) ( декабрь 2021 г. ) |
Феодор Мученик | |
---|---|
![]() Святые Феодор Амасейский и Феодор Стратилат на фреске из монастыря Кремиковци, недалеко от Софии , Болгария. | |
Рожденный | Теодор |
Известный | Святость |
Феодор Мученик относится к двум святым Феодору Амасийскому (Феодор Рекрут) и Феодору Стратилату (Феодор Генерал), двум важным военным святым византийского периода. Эти два святых, вероятно, идентичны по происхождению: почитание Феодора Амасейского датируется концом IV века, а традиция Феодора Стратилата развивается на основе традиции Феодора Амасейского к IX веку. Существует коптское житие Феодора Генерала, в котором говорится о его мученической кончине в Египте. В коптской традиции святой также известен как святой Феодор Швтпский.
Есть и другие мученики по имени Феодор, см. Феодор и Павсилип (2 в.), Феодор, Филиппа и сподвижники (3 в.), Феодор Комоговинский (1788).
Счета
[ редактировать ]
Согласно Книге Святых Эфиопской Церкви , святой Феодор Мученик был капитаном воинов города Сетба , в провинции Асьют в Верхнем Египте. Ему была посвящена церковь, и через его тело совершались великие знамения и чудеса. [ 1 ] Абу аль-Макарим была церковь, названная в его честь , писавший в 1348 году, говорит, что в Вавилоне, Египет, . [ 2 ]
Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 395) произнес речь о Феодоре Мученике в Амасии в 383 году, в церкви, где, как говорят, находились останки святого. [ 3 ] Этот Феодор был римским солдатом, замученным около 303 года при императоре Максимиане (ок. 250 – 310). [ 4 ] Он был среди солдат, принявших мученическую смерть в IV веке. [ 3 ] Его описывают как «бедного солдата, только что призванного в армию». [ 5 ] Григорий сказал: «Это, как мы полагаем, тот, кто в течение минувшего года успокоил бурную ярость варваров и остановил страшную войну диких скифов ». [ 6 ] Он призвал Феодора на помощь, сказав: «Собери войска своих братьев-мучеников, и ты вместе с ними умоли Бога остановить вторжение варваров». [ 7 ] Григорий писал: «Оттенки орнамента в церкви поистине подобны книге, которая говорит, ибо живопись, даже если молчат, умеет говорить со стены». [ 8 ] Эта речь часто используется в защиту использования религиозных изображений. [ 4 ]
Император Иоанн I Цимисхий провел успешную битву против русских в 970 году, в которой вся греческая армия увидела чемпиона на белом коне, сражающегося перед первыми рядами. Он исчез после того, как битва была выиграна. [ 9 ] Русский князь Киевский Святослав I был вынужден покинуть Болгарию и отступить в Россию. [ 10 ] Победа произошла в годовщину святого мученика Феодора, и войско посчитало рыцаря на белом коне святым. [ 9 ] Император отремонтировал церковь Феодора в Евхании и изменил название этого города на Феодорополь. [ 9 ] [ а ]
Святой Феодор был покровителем капуцинов . [ 12 ] Наблюдатель в Риме в 1844 году за панегириком капуцина святому Феодору в церкви, посвященном мученику, в день святого, записанным как образец:
Но память о своих битвах он оставил нам в урок, собирая верных толпами, наставляя Церковь, отгоняя злых духов, низводя среди нас добрых ангелов, добывая для нас все подходящие дары от Бога, превращая это место в больница для всех видов болезней, убежище для тех, кто брошен в море скорбей, хранилище для нуждающихся бедных, безопасный дом для путника, вечное место встречи для тех, кто отмечает праздник. [ 12 ]
Реликвии
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]
В 1100 году останки святителя Феодора Мученика были похищены из Малоазийских Мир и перевезены в Венецию вместе с телом святителя Николая Мирликийского и его дяди, тоже Николая. [ 13 ] Это произошло во время экспедиции на Святую Землю дожем Витале Михиэлем около 200 кораблей, отправленной венецианским под духовным руководством Энрико Контарини , епископа Оливоло . [ 14 ] Феодор Мученик стал одним из четырех хранителей-хранителей Венеции наряду с ангелом Гавриилом, Девой Марией и святым Марком-евангелистом . [ 15 ] Однако святой Феодор часто использовался как символ принадлежности Венеции к Византии, и по мере того, как Венеция становилась более независимой, присутствие святого Феодора в городе уменьшалось. [ 16 ]
В 1257 году Якопо Дауро совершил набег на Месембрию на болгарском побережье Черного моря и забрал обезглавленное тело святого Феодора Мученика из церкви Святой Софии. Святой был обезглавлен, потому что император Лициний обезглавил его после того, как он убил дракона. Родственник Якопо, Марко Дауро, отвез тело в Венецию, где поместил его в церкви Сан-Сальвадора . Позднее память святого Феодора и дракона была возведена в статую на вершине его колонны в Венеции. [ 17 ] Ирландский монах Саймон Фиц-Саймон проезжал через Венецию в 1323 году по пути в Святую Землю и внес Теодора Мученика в число тел святых, лежавших в городе, «целыми и нетленными». [ 18 ]
Иезуит Рича в своей «Истории флорентийских церквей» записал, что в монастыре Богоматери Мюратской было ребро святого Феодора Мученика, которое было затеряно и забыто, но которое святой открыл в видении сестре Мария Скарперия. Летопись монастыря включила в себя немало чудесных событий, связанных с этой реликвией. [ 19 ] В отчете 1872 года рассказывается о небольшой церкви Феодора Мученика у подножия Палатинского холма в Риме . Матери приводили своих детей в церковь, чтобы приложиться к мощам святого. [ 20 ]
В другом месте
[ редактировать ]
В Торни, Кембриджшир , Англия, новая церковь была построена аббатом Гюнтером в 1069 году. В 1105 году в церковь были перенесены мощи Феодора Мученика. [ 21 ] В книге Джона Гластонберийского «Cronica sive Antiquitates Glastoniensis Ecclesie» , написанной в середине XIV века, зафиксировано, что в Гластонберийском аббатстве хранились мощи Теодора Мученика. [ 22 ]
Во время Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.) немецкий монах Гюнтер Пайрисский добыл множество реликвий, в том числе следы крови Иисуса . [ 23 ] Коллекция включала часть Истинного Креста , часть Святого Иоанна Крестителя и руку Святого Иакова Великого . Были мощи и других святых, в том числе Феодора Мученика. [ 24 ]
Опись Клерво 1504 года включала ряд реликвий, в том числе лопатку святого Феодора Мученика. [ 25 ] Дамы Успения с улицы Сент-Оноре в Париже , перестроившие свою церковь в 1670 году на свои средства, с большим почтением сохраняли тело святого Феодора Мученика. Его подарил им кардинал Антонио Барберини , архиепископ Реймса . [ 26 ]
Филипп II Испанский (1527–1598) был великим коллекционером реликвий и собрал огромную коллекцию. В него вошли 290 зубов святой Аполлонии , покровительницы зубной боли. [ 27 ] Его преемники продолжали пополнять коллекцию. [ 28 ] В 1762 году сообщалось, что тело святого Феодора Мученика покоилось в великолепной раке из серебра или позолоченной латуни, украшенной кристаллами и драгоценными камнями и покрытой золотой эмалью, в монастыре Эль-Эскориал недалеко от Мадрида , Испания. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Книга Святых Эфиопской Церкви , с. 210.
- ^ Армянский 2001 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б Bitton-Ashkelony 2005 , p. 35.
- ^ Jump up to: а б Борромео 2010 , с. 235.
- ^ Грир 2008 , с. 110.
- ^ Смит и Уэйс 1887 .
- ^ Фриман 1839 , с. 306.
- ^ Биале 2012 , стр. 200.
- ^ Jump up to: а б с Всеобщая история 1780 г. , с. 98.
- ^ Келли 1854 , с. 25.
- ^ Уолтер 2003 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Мант 1844 , с. 77.
- ^ Никол 1992 , с. 25.
- ^ Никол 1992 , с. 71.
- ^ Бэтти 1820 , с. 169.
- ^ Мьюир, Эдвард (1979). «Образы власти: искусство и зрелищность в Венеции эпохи Возрождения» . Американский исторический обзор . 84 (1): 21–22. дои : 10.2307/1855658 . JSTOR 1855658 .
- ^ Никол 1992 , с. 186.
- ^ Дэвис и Марвин 2004 , с. 18.
- ^ Троллоп 1856 , с. 363-4.
- ^ AW 1872 , с. 102.
- ^ Крик и Хаутс 2011 , с. 309.
- ^ Карли 1985 , с. 27.
- ^ Берд, Питерс и Пауэлл 2013 , стр. 61.
- ^ Берд, Питерс и Пауэлл 2013 , стр. 62.
- ^ Шенк 2012 , с. 204.
- ^ История Парижа 1825 г. , с. 314.
- ^ Фуэнтес 1999 , с. 164
- ^ Нун 1998 , с. 30.
- ^ Томпсон 1762 , с. 227.
Источники
[ редактировать ]- Армянин, Абу Салих (2001). Церкви и монастыри Египта и некоторых соседних стран . ООО «Горгиас Пресс». ISBN 978-0-9715986-7-6 .
- АВ (1872 г.). «Наши предки» . Месяц: иллюстрированный журнал литературы, науки и искусства . Месяц . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Бэтти, Элизабет Фрэнсис (1820). Итальянские пейзажи: по рисункам 1817 года . Родвелл и Мартин. п. 169 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Биале, Дэвид (29 августа 2012 г.). Культуры евреев: новая история . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-48346-1 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Птица, Джессалинн; Питерс, Эдвард; Пауэлл, Джеймс М. (26 марта 2013 г.). Крестовый поход и христианский мир: аннотированные документы в переводе от Иннокентия III до падения Акры, 1187–1291 гг . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0765-1 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Биттон-Ашкелони, Брурия (2005). Встреча со священным: дебаты о христианском паломничестве в поздней античности . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-93112-1 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Борромео, Федерико (2010). EST добавки. Работа: Музей . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04758-7 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Книга Святых Эфиопской Церкви: Перевод Эфиопского Синаксария (Машафа Сенкесар): Сделано на основе рукописи. Восточные 660 и 661 в Британском музее . Архив Кубка. 1928. GGKEY:CWSRNA6K1R2 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Бансон, Мэтью; Бансон, Стивен (2003). Энциклопедия святых для наших воскресных посетителей . Наше воскресное издательство для посетителей. ISBN 978-1-931709-75-0 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Карли, Джеймс П. (1985). Хроники аббатства Гластонбери: издание, перевод и исследование книги Джона Гластонберийского «Cronica Sive Antiquitates Glastoniensis Ecclesie» . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-0-85115-859-4 .
- Крик, Джулия С.; Хаутс, Элизабет ван (21 апреля 2011 г.). Социальная история Англии, 900–1200 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-50085-2 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Дэвис, Роберт Чарльз; Марвин, Гарри (2004). Венеция, туристический лабиринт: культурная критика самого туристического города мира . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24120-6 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Фриман, Сэмюэл (1839). «Беседа о призывании святых» . Руководство протестанта: состоящее из проповедей и трактатов, выбранных из произведений лучших английских богословов, по основным вопросам папской полемики: с введением и примечаниями . Уильям Уайт и компания, Глазго, У. Коллинз . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Фуэнтес, Карлос (январь 1999 г.). Захороненное зеркало: размышления об Испании и Новом Свете . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-395-92499-0 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Грир, Роуэн А. (31 января 2008 г.). Страх свободы . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03944-2 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Кацев, Игорь (2013). «Происхождение и значение имени Феодор» . Mfnames.com . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Келли, Уолтер Китинг (1854). История России от древнейшего периода до наших дней: Составлено на основе наиболее достоверных источников, в том числе сочинений Карамсина, Тука и Сегюра. В 2 т . Бон . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Мант, Ричард (1844). «Рим, ее принципы и ее практики» . Дублинское обозрение . Бернс и Оутс . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Никол, Дональд М. (7 мая 1992 г.). Византия и Венеция: исследование дипломатических и культурных отношений . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42894-1 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Никто, Майкл Джон (1998). Музыка и музыканты в литургии Эскориала при Габсбургах, 1563–1700 гг . Университет Рочестера Пресс. ISBN 978-1-878822-71-0 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Шенк, Йохен (29 марта 2012 г.). Семьи тамплиеров: семьи землевладельцев и Орден Тамплиеров во Франции, C.1120–1307 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00447-4 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Смит, Уильям; Уэйс, Генри (1887). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин: продолжение «Библейского словаря» . Литтл, Браун и компания.
- История Парижа: с древнейших времен до наших дней; Содержит описание его древностей, общественных зданий, гражданских, религиозных, научных и коммерческих учреждений ... К которому добавлено Приложение: Содержащее уведомление о церкви Сен-Дени; Отчет о нарушении королевских гробниц; Важные статистические таблицы . А. и В. Галиньяни. 1825.
- Томпсон, Джордж (1762). «Описание Эскуриала» . Критический обзор, или Анналы литературы . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Троллоп, Томас Адольф (1856). Детство Екатерины Медичи . Чепмен и Холл. п. 363 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Всеобщая история (1780 г.). Универсальная история, от самых ранних упоминаний до наших дней . Напечатано для К. Батерста. п. 98 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Уолш, Майкл Дж. (2007). Новый словарь святых: Восток и Запад . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-3186-7 . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Уолтер, Кристофер (2003). Святые-воины в византийском искусстве и традициях . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-84014-694-3 . Проверено 26 ноября 2013 г.