Кочевая жизнь Азербайджана
![]() |

Кочевая жизнь Азербайджана - относится к исторической и современной практике отдельных лиц или групп, ведущих кочевой (тарекама) или полукочевой (элат) образ жизни в культурной среде Азербайджана, а также к ее историческим, культурным и традиционным аспектам. Временные жилища, используемые кочевниками в Азербайджане, включают различные типы, такие как «деревня, шенлик, сырхана, кровать, бина, юрта, лагерь, зимнее лагерь, дакка, денге, луг и т. д.». В летний сезон используются дома кочевников, такие как «алачик, кома, дейя, мухуру, каракече, дуннуглу ев, колукс, магардайя и т. д.».
В 2023 году культурная среда кочевой жизни и миграционный путь в Азербайджане были признаны частью Всемирного наследия .
Терминология
[ редактировать ]- Эйлат: термин арабского происхождения, используемый для описания кочевых народов, многие из которых имеют тюркское происхождение, преимущественно в Иране и Азербайджане. [ 1 ] [ 2 ]
- Tərəkəmə: использовался в 19-начале 20 веков для обозначения кочевого образа жизни, особенно среди тюркских народов Азербайджана. В наше время этот термин используется для обозначения племен (tərəkəmələr, qarapapaqlar). [ 3 ] [ 4 ]
- Тат: В первом значении используется для обозначения нетюркоязычного населения (татов) в иранском Азербайджане и за его пределами. Во втором значении используется для описания тюркоязычного населения, ведущего оседлый образ жизни, не связанного ни с каким племенем, наблюдаемого только в Иранском Азербайджане. [ 5 ]
Физическая и гуманитарная география
[ редактировать ]Равнины
[ редактировать ]В Азербайджане, как и в других тюркоязычных регионах, высокогорные пастбища, используемые для кочевого животноводства, называются «яйлак». Многие из этих яйлаков расположены на высоте до 2800 метров над уровнем моря. Древние яйлаки, где паслись овцы, традиционно располагались на альпийских и субальпийских лугах Большого и Малого Кавказа . [ 6 ] Яйлакское земледелие, известное как профессия, возникло в эпоху ранней бронзы в Закавказье, особенно в современном Азербайджане, и сформировалось к началу тысячелетия до нашей эры. [ 6 ]
Яйлакским земледелием занималось преимущественно население, владевшее пастбищами в горных районах. Доказательства этого можно увидеть в виде циклопических прочных каменных построек, построенных для сезонного проживания и защиты от внезапных нападений соседних племен. Подобные постройки, населенные людьми, занимавшимися животноводством в эпоху поздней бронзы, часто можно встретить в яйлаках Малого Кавказа, таких как Хачбулак, Кельбаджар , Гедабей , Лачин , Батабат , а также в горах Ордубад . [ 7 ] Яйлаки в Азербайджане широко использовались до 1980-х годов. [ 6 ]
Сопоставление археологических данных с этнографией Азербайджана позволяет сформировать представление о характере миграции кочевников и образе жизни на яйлаке в древние времена. Население собирало свое имущество на телеги и двигалось вместе со своими стадами. По прибытии на назначенную остановку, где дорога превращалась в рельсы, имущество выгружали из телег и погружали на вьючных животных. По мнению историка Теймура Буньядова, подобные движения к яйлаку существовали уже в эпоху бронзы . [ 6 ]
Основной причиной поселения тюрков в Азербайджане было обилие пастбищ, виноградников и садов, а также благоприятные условия для животноводства. [ 8 ] В результате Азербайджан и регион Иракского Азербайджана стали яйлаками и кышлаками для двух миллионов кочевников. [ 9 ]
Исторические маршруты миграции
[ редактировать ]
Кочевые маршруты Западного региона Азербайджана начинались с переправ через реку Кура и продолжались по равнинам, переходя на горные тропы по достижении яйлаков. Поскольку кочевья Западного региона пересекали реку Куру, скот и овец переправляли через реку на небольших лодках, отсюда и присутствие на реке моряков. Зимовья Западного региона располагались в Гараязи и Джейранчеле, а летние пастбища - в хребтах Шахдаг и Мургуз. К концу XIX века основными дорогами, которыми пользовались кочевники Газахского и Елисаветпольского округов, были в первую очередь Ясамальская , Зейемская долина, дороги Киран, Сари-Ёхуш, Коша-Дейирман, дорога, ведущая к Кызылбулак-яйлаку, и дороги Зада. Жители западного региона, использовавшие яйлаки (Пойлу, Салахлы, Кесаман и Карабаглы), самостоятельно передвигались через перевал Джейранчоль-Кедили, немецкую колонию Аннефельд в село Морул, а оттуда по Ясамальской дороге к яйлакам. В Шушинском районе существовало два кочевнических маршрута: по Река Кура , через Асгеранскую долину до Кыргызского яйлака и дорога от Хачина до Айлишлы, села Шуша и горы Кирс. Последним маршрутом воспользовались и жители Джаванширского района. [ 10 ]
Миграционные пути ширванских кочевников простирались от зимовьев Кудру до летних пастбищ Большого Кавказа. Направления этих кочевнических маршрутов следующие: Хармидаг — Пашалы — Удулу — гора Яванни — Мераза — Хилмилли — Дибрар, долина Гирда-Пирсаат — село Таси — река Сюндюгозлу — Дибрар, Калагая (дорога Дойме) — Лангебиз — Чархан — Марзандига — Кюрдамир — Астраханка — луг Саридаш (Дибрар), Гёдекамбаре зима. кварталы — Колани — Гойлер — долина Ортабулак — Шамахы — долина Пирсаат — село Чайли — Кюрдамир — Астраханка — Дибрар. [ 10 ]
Летними пастбищами муганских кочевников были горы Савалан, Гарадаг и Талыш . Пути миграции на пастбища Савалана включали направление Билясувар-Багровдаг-Агэвлер-Галин-Юрд-Хатинбулаг-Гараширан. Кочевники Шахсевена, особенно мешкинские общины, при миграции на пастбища использовали эти маршруты: низовья реки Араз — горный массив Хорузлу — река Барзанг, село Зийва (Мугань) — река Самбур — Ланганд — Савалан, верховья реки Гарасу. , Район Гётепе-Сафидаг — Талышские горы — горный массив Чичекли. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Современная эпоха
[ редактировать ]
В XIX — начале XX веков термин «терекеме» использовался для обозначения кочевников. [ 3 ] А.Д. Ерицов отмечал, что термин «терекеме» не использовался для обозначения конкретного этноса или племени; скорее, его приписывали всем азербайджанским тюркам. Терекемские (кочевые) племена, зарегистрированные в Газахском районе и других районах, включали различные группы, такие как Айрымлы, Баят, Кадырли, Карагоюнлу, Караханлы, Кенгерли, Салахлы, Софулу и Татлы. [ 4 ] По данным Н. Абеловой, местное население называло кочевые племена (например, в Гейчайском и Шамахинском районах) терекеме или кочевниками. [ 4 ]
До возникновения азербайджанской национальной идентичности жители, ведущие полукочевой образ жизни и сохранившие патриархально-племенные отношения, идентифицировали себя по племенной или родовой принадлежности (такие как авшары, текеллеры, кенгерлисы, айрумы и др.). [ 11 ] В Советском Азербайджане существовало четыре кочевых группы (Йырымлар, Падарлар, Шахсевены, Карапапаки). [ 12 ] Айрымлар жил в западной части Азербайджана, а шахсевены проживали на юге Азербайджана вдоль иранской границы. [ 13 ]
Тот факт, что летние пастбища саксуров находились в Дагестане, а зимовки - в Азербайджане, способствовал саксуро-азербайджанскому двуязычию (саксуры говорили на своем языке наряду с азербайджанским). [ 14 ] Российско-шведский офицер Иван Гербер отметил, что арабы-кочевники, проживающие в Мугани в зимние месяцы, говорили на «смешанном тюрко-арабском языке». [ 15 ] [ 16 ]
Карабахский конфликт
[ редактировать ]В начале 20 века Зангезур служил стратегическим коридором, соединявшим Восточное Закавказье, Иреванскую область и Нахчыван . В 1916 году в этом регионе проживало 120 000 мусульман и 101 000 армян (за исключением азербайджанских пастухов из горных районов Карабаха, которые летом мигрировали на равнины Зангезура). Значительная часть мусульман проживала в приграничных районах. Согласно предложенной армянской стороной административно-территориальной реформе, кроме кочевников, предусматривалось, что 88 000 армян и 46 000 мусульман, проживающих в центральном Зангезуре, будут отделены от других периферийных районов Зангезура . [ 12 ] [ 17 ]
Карабахские кочевники занимались скотоводством, а их поселения зависели от высокогорных пастбищ горных районов Карабаха. В эти районы они проникали летом, пересекая территории местного населения. [ 18 ] Раздел равнинных и горных районов Карабаха между Азербайджаном и Арменией означал лишение азербайджанских кочевников летних пастбищ. Решения, предложенные Арменией — организация ирригационных работ в пустынных районах Азербайджана, миграция на новые пастбища на севере Азербайджана или подписание специального межгосударственного соглашения, позволяющего кочевникам использовать «армянские» пастбища в Карабахе — не были приемлемы для Азербайджана. [ 19 ]
Согласно отчету Хосров бека Султанова от 21 июня 1919 года, из-за контроля армян над горными перевалами в Карабахе 10 000 кочевников-мусульман со 150 000 голов скота не могли получить доступ к летним пастбищам. Султанов запросил у правительства разрешение выполнить свой долг перед десятками тысяч людей. [ 20 ] В 1922 году, согласно отчету Газанфара Мусабекова , из-за азербайджано-армянской войны (1918–1920) кочевники лишились возможности использовать летние пастбища, что привело к многочисленным смертям от малярии как среди людей, так и среди скота. [ 21 ]
Жилые поселки
[ редактировать ]
К временным жилым поселениям, использовавшимся кочевниками (полукочевниками), относились «оба», «шенлик», «сыгырхана», «ятак», «бинə», «юрд», «дюшəргə», «кышлак», «дəккə», «dəngə», «yaylaq» и т. д. [ 22 ] При создании стойбищ жилища вождя или старейшины племени (ассаккал) располагались в центре, в окружении близких родственников, а на пастбищах устраивались временные убежища пасущихся пастухов и скромных семей. [ 23 ]
«Оба» образовалась в связи с переселением животноводческих хозяйств на зимние и летние пастбища, разделенные на небольшие участки, называемые «дэнгəлэр», и отделенные друг от друга пастбищами, называемыми «отарасы». В XIX веке, хотя «оба» использовалась как скотоводами, так и оседлыми жителями, постепенно она превратилась в постоянное жилое поселение — деревню. [ 22 ]
Во второй половине XIX в. Н. Абелов отмечал, что кочевые общины, населенные разными поколениями и группами (племенами, родами), назывались мусульманами «шенлик». «Шенлик» был относительно меньшим по размеру по сравнению с «оба» и часто служил временным местом сбора. [ 22 ]
В горных районах Азербайджана в XIX веке во многих селах преобладающим типом поселения была конструкция «бина» (состоящая из кровати, стола, платформы, очага и крыши). По мере расширения «бинə» строились жилые дома, постепенно превратившие его в постоянное жилое помещение. «Бинə» был назван в честь первого поселенца или названия животноводческих районов (например, Касымбинэси, Мальбинэси, Коюнбинəси и т. д.). [ 22 ]
Кочевники-скотоводы проводят 8–9 месяцев в году на зимних пастбищах и 3–4 месяца на летних пастбищах. Зимние пастбища отличались от других жилых поселений постоянством и считались завершающим этапом перехода к деревенской жизни. Примеры таких поселений в Азербайджане включают Бююкгишлак ( Товуз ), Кохгишлак ( Лачин ), Кишлак ( Лачин ), Кохгишлак (Газак), Дузгишлак (Казах), Яйгишлак (Дашкасан), Гунгишлак (Зангилан), Айдынгишлак ( Габала ) и Башгишлак ( Горанбой ). [ 22 ]
Выбор летних пастбищ, на которых останавливались кочевники, основывался на близости к водным источникам и родственных связях. Летние пастбища, на которых в течение нескольких лет останавливались несколько поколений родственных семей, назывались по имени главы семьи и сел, откуда произошли кочевники (например, Əmirəhmədin yurdu, Nəbi yurdu, Eldar yaylağı и др.). [ 22 ]
Временные жилые поселения
[ редактировать ]В Азербайджане во время летнего пастбищного сезона используются такие типы домов, как «алачык», «кома», «дəйə», «мухуру», «каракечə», «дюннюклю ев», «колюкс», «магардəйə» и другие. Среди них чаще используются «dəyə» (известный как «qarakeçə» в Ширване) и «alaçıq». Между ними есть разница в размере и прочности. В зависимости от размера «dəyə» для него требуется 30–50 шестов и 4–6 войлоков (так называемых «qəlib»). Войлок изготавливается искусными мастерами, известными как «həllac». [ 24 ]
Работа
[ редактировать ]При выборе невесты среди пастухов особенно учитывались ее навыки ткачества. [ 25 ] Ткацкая рамка, используемая в ткачестве, была наиболее подходящим типом рамки для кочевого хозяйства, перемещавшегося между зимними и летними пастбищами. За исключением части, называемой «qılınc» (меч), остальные части ткацкой основы можно было заменить ветками и материалами. [ 26 ]
Группа Бахарлу провинции Фарс, этнографическая группа азербайджанцев, до 1860 года вела кочевой образ жизни, но из-за уменьшения численности населения в результате массовых убийств было решено, что племенное население не пригодно для длительных сезонных миграций. Бахарлу поселились на зимовках и стали зарабатывать на жизнь сельским хозяйством и животноводством, а также ремеслами. [ 27 ]
Культура
[ редактировать ]Материальная культура Азербайджана является результатом тонкого сочетания симбиоза, местных элементов и вклада мигрантов, продолжавшегося на протяжении веков. [ 28 ] Изображения овец и коз на азербайджанских коврах свидетельствуют о кочевом прошлом определенного племени. [ 29 ]
В Иранском Азербайджане существуют незначительные различия между кочевым и оседлым сообществами в диалектах, религиозных верованиях, обычаях, таких как устная литература, и ритуалах, принадлежащих к различным периодам человеческой жизни. [ 5 ] Хотя систематическое сравнение региональных азербайджанских тюркских диалектов не было опубликовано, в некоторых аспектах, таких как мелодическая гармония, есть свидетельства того, что кочевые люди в Иранском Азербайджане говорят на «более чистом» турецком языке по сравнению с их оседлым тюркоязычным (тати). соседи. [ 5 ]
Хотя форма взаимопомощи под названием «зиянлык» сформировалась в сельских общинах Азербайджана, она также передалась и кочевому населению посредством взаимозависимости. Ивар Ласси, изучавший обычаи уединения азербайджанских тюрков, сравнил палатки туркестанских кочевников с «пирлэр» (маленькими палатками). Он отметил, что формы пирлэров и проемы в их верхних частях свидетельствуют о сохранении кочевого тюркского зодчества. [ 30 ]
Азербайджанский кочевой танец отражает элементы пасторального танца. Связанные с тотемизмом в хореографии кочевников движения и ритуалы, характерные для животных, демонстрируют архаичную природу танца. [ 31 ] В наше время классические европейские среди местных общин и кочевников Азербайджана существуют и азиатские традиции борьбы, основанные на местных борцовских обычаях.
Литература
[ редактировать ]
Искусство азербайджанского ашика сочетает в себе поэзию, повествование, танец и вокально-инструментальную музыку, воплощая единство поэтического выражения, повествования, танца и вокально-инструментальной музыки. [ 32 ] Это продолжение традиции поэтов древнейших времен, которые позднее, под влиянием уйгуро -монгольской и, в конечном итоге, исламской культуры, стали известны как ашики, поэты-музыканты среди древнего огузов. Приход огузских племен в Иран и на территории Южного Кавказа после монгольского нашествия еще больше укрепил эти традиции. Преобладание кочевого образа жизни среди всех огузских племен в Иране , Ираке и Восточной Анатолии существенно повлияло на жизнеспособность и чистоту этих древних традиций и повествований.
Эпос « Китаби-Деде Коркут » повествует о боях героев -огузов на кавказских территориях против «неверных». Хотя его истоки лежат в Средней Азии , оно сформировалось в Азербайджане, где компактно проживали огузы. [ 33 ] Окончательный вариант эпоса был записан на территории современного Азербайджана в XV веке. [ 34 ] Дрезденская рукопись написана на азербайджанском языке, а рукопись Ватикана — на анатолийском турецком языке. [ 35 ]
Стихи «Саячи» являются ярким образцом литературного творчества азербайджанской кочевой тюркской культуры. Зимой и ближе к осени саячи путешествовали из деревни в деревню, успокаивая души кочевников своими стихами и собирая взамен муку, сыр, пшеницу, ячмень, овец и т. д. Стихи Саячи считаются у кочевников символами счастья и удачи. [ 36 ]
Мастерство
[ редактировать ]Изделие из прессованного войлока, называемое «келиб», имело различные типы, такие как «головный келиб», «боковой келиб» и «дверной келиб». Чтобы покрыть верх фетровой палатки, потребовалось около 6 калибов (головных келибов). Кроме того, на входе в палатку был установлен «дверной келиб». Обычно на каждую фетровую палатку требовалось в общей сложности 12-13 келибов. Прессованный войлок без каркаса, а также войлок, изготовленный портными, использовался кочевниками, пастухами, бедняками. [ 37 ]
Шуба кочевников-скотоводов изготавливалась из овчины с 4-5 слоями шерсти и оставалась без украшений. Войлочное пальто, специально предназначенное для мужчин, было распространенной сезонной одеждой. [ 38 ] Отличительной особенностью богатых мужчин-кочевников было пальто с «длинной шеей» (доходившее до колен). [ 39 ]
Для обеспечения комфорта при езде на лошадях и пеших прогулках во время кочевок женщины-кочевницы завязывали в шерстяные носки внутри валенков «бадишу» (накидку без подошвы) с «катмой» (подвязанной тканью). [ 40 ] В дождливую погоду или во время верховой езды ширванские кочевники поправляли заднюю часть своего широкого плаща, протягивая его вперед между слоями, создавая импровизированную накидку для дополнительной защиты. [ 41 ] Состоятельные женщины-кочевницы, отправляясь в путешествие, надевали пальто с длинным воротником. [ 42 ]
В жизни кочевников-скотоводов кожаные мешочки были незаменимыми предметами. [ 43 ]
Еда
[ редактировать ]
В рационе горных кочевников-скотоводов было больше мясных и молочных продуктов, чем растительных. [ 44 ] Среди них было распространено консервирование мяса путем жарки. [ 45 ] Такие блюда, как шашлыки на вертеле, шашлыки из фарша, шашлыки на гриле, фаршированные шашлыки, жареная курица, тушеные блюда, блюда из печени, жареные блюда, тушеные блюда, фаршированные овощи, жареные блюда, супы, мясные и овощные рагу, отварное мясо, мясо, приготовленное на камнях. , и тушеное мясо в котле были широко распространены. [ 46 ]
Среди вариантов хлеба предпочтение отдавалось лепешкам-грилькам. [ 47 ] Характерным блюдом у кочевников была похлебка, приготовленная из вареного мяса и свежевыдоенных молочных продуктов. [ 48 ] Питание обычно включало молочные продукты (йогурт, сыр, сливки, масло), а иногда и горячие блюда. [ 49 ]
Народный календарь
[ редактировать ]
Период Караяза создал проблемы для полукочевого скотоводческого населения. Пословицы типа «Когда придет Новруз, наступит лето, даже если будет всего 40 поленьев» или «После праздника 40 поленьев сгорят» не были в то время актуальными. Пастухи называли период Караяза «беспокойным», «нестабильным» или «неустойчивым». Термин «беспорядочный» связан с неспособностью скота отдыхать из-за недостаточного выпаса. Термин «беспокойный» подразумевает слабость поголовья из-за недостаточного питания, не позволяющего ему оставаться на одном месте. [ 50 ]
Из-за нехватки пастбищ в период Караяза кочевникам-скотоводам приходилось беречь свои запасы (еда, мука, солома) и избегать выхода в пустыню. Есть поговорка: «Если Карайаз взволнован, вам понадобится 40 вязанок дров и 40 мешков соломы». Согласно песне «Обмен Караяза и Марша», март был особенно суровым, и широко распространился голод. В такие времена пастушеское сообщество выражало свою обеспокоенность, видя, что южные склоны покрыты снегом. [ 50 ]
В период Куйрукдогду пастухи размещали своих овец за хребтом или холмом, чтобы защитить их от света звезд. По поверью, свет звезд заставляет животных сбрасывать шерсть. В азербайджанском народном календаре период Куйрукдогду также называется «Кюрукдонду». Объяснение этому в том, что в этот период пастухи вытапливают жир в горах и сохраняют его в пустыне. Если жир замерзнет на следующий день, в горах наступают холода, сигнализирующие об окончании теплого сезона. [ 51 ]
Элькованский период назван в честь практики поиска оставшихся в горах. Отсюда и возникла поговорка: «Когда придет Элькован, пора мигрировать». При переселении с высокогорья в низину емкость, состоящую из маслобойки, готовят после разборки юрты или палатки. Емкость трижды оббрасывают вокруг палатки, сначала кидают масло, затем поливают водой. [ 51 ]
Период, когда пастушеская община выпускает овец в стадо, называется « Гочгаришан ». Оленеводы считают, что это время приходится на последний месяц зимы. Осматривают овец, устраивают овечьи бои, а лучшим владельцам овец вручаются призы. Позже овец выпускают в стадо. Если к отару присоединяется белая овца, значит, зима будет снежной и холодной. Если придет красная овца, зима будет не слишком холодной, а если придет паршивая овца, то она будет мягкой. [ 52 ]
Иранские азербайджанцы
[ редактировать ]В иранском Азербайджане отмечаются различные церемонии и фестивали с такими названиями, как «Горная миграция», «Праздник пастухов», «День овец», «День пастухов», «Миграция травы» и «День ягненка». [ 22 ]
- День овец: эта церемония проводилась после рождения первого ребенка в стаде овец. Пастухи танцевали и пели песни, устраивались состязания. [ 22 ]
- День ягненка: этот фестиваль проводился за десять дней до переселения в высокогорье. Молодые люди получали советы от главного пастыря или лидера общины. Овец украшали шерстью разного цвета, а на шею им вешали колокольчики. [ 22 ]
- Миграция травы: Это мероприятие было проведено в честь завершения сельскохозяйственных и деревенских работ. Во время этой традиционной временной миграции стариков, детей и домашний скот увозили в высокогорье. [ 22 ]
Грузинские азербайджанцы
[ редактировать ]В селе Армудлу в Дманиси , Грузия , когда азербайджанские кочевники возвращаются с гор на равнины, 26 июля празднуется Эйлат Байрамы. В это время ставят палатки, устраивают скачки и готовят хлеб. В летний сезон пчеловоды также отправляются в высокогорье, потому что там растут особенные цветы, особенно в более прохладных местах. [ 23 ]
Описание в культуре
[ редактировать ]- Работа Абдуллы Шайка «Кёч» изображает кочевой быт, народные обычаи, соседей в горах, развлечения и игры, а также любовь к горной местности. Разделы произведения включают «Наше переселение в высокогорье», «Лагерь», «Кэрим Баба и дочь Айрыма», «Пэлэнг Ову» и «Сюмсу». [ 24 ]
- Фильм «Чёлчу», снятый в 2012 году, исследует встречу мальчика, живущего в древнем мире пустыни, и девушки, представляющей современный мир.
регистрация ЮНЕСКО
[ редактировать ]Примерами нематериального культурного наследия, включенного в список ЮНЕСКО в Азербайджане по теме «Миграция» или « Культура кочевников », являются: 1) азербайджанское искусство ашигов, 2) наследие Деде Коркута , включая эпическую культуру, легенды и музыку. , 3) Игра в човган с карабахскими лошадьми и 4) Культурная практика приготовления и раздачи лаваша. [ 53 ]
В 2023 году культурная среда и миграционный путь хиналугского народа были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Эта культурная среда включает горное село Хыналуг на севере Азербайджана, горные пастбища и сельские районы в горах Большого Кавказа , а также зимние пастбища на центральных равнинах Азербайджана, соединенные 200-километровым миграционным маршрутом. Полукочевой образ жизни и культура хиналугцев характеризуются сезонными миграциями между пастбищами и зимовками. Эта миграционная сеть включает в себя временные пастбища и вольеры, а также святыни и мечети. [ 54 ] [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иля́ты. Иля́ты // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
- ^ Илят // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ^ Перейти обратно: а б Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы: XIX — начало XX в. — Наука, 1990. — 9785020167612. səh 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Волкова Н. Г. Этнонимы в трудах экономического обследования Кавказа в 1880-е годы // Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимы, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник. — М.: Институт этнологии и антропологии, 1996. — С. 26–27. —
- ^ Перейти обратно: а б с Р. Тэппер. АЗЕРБАЙДЖАН vi. Население, его занятия и культура // ENCYCLOPÆDIA IRANICA. — 1988. — С. 234–238.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бунятов Т. А. Из истории хозяйства в древнем Азербайджане // КСИИМК. — М., 1957. — Вып. 67. — С. 37.
- ^ Алиев В. Г. Культура эпохи средней бронзы Азербайджана. — Б.: Элм, 1991. — С. 133.
- ^ «Аббасгулу ага Бакыханов» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2012 г. Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Мамед-заде К. М. Строительное искусство Азербайджана (с древнейших времён до XIX века) / Научный редактор aкадемик АН Азерб. ССР А. В. Саламзаде. — Б.: Элм, 1983.
- ^ Перейти обратно: а б с Иштван Васари. Роль и функции монгольского и тюркского языков в Ильханидском Иране // Тюркология.
- ^ Алекперов А. К. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1960. — С. 72–73.
- ^ Перейти обратно: а б Ямсков, 1998, с. 181
- ^ Джеймс Стюарт Олсон, Николас Чарльз Паппас. Этноисторический словарь Российской и Советской империй. — Издательская группа Гринвуд, 1994. — С. 60. — 9780313274978.
- ^ Магомедхан Магомедханов. Строительство Вавилонской башни: этнолингвистические процессы в Дагестане. Российская академия наук, Дагестанский научный центр. стр. 290–291, 293.
- ^ Ричард Тэппер. Пограничные кочевники Ирана: политическая история Шахсевана. Издательство Кембриджского университета, 1997; п. 103
- ^ Аббасгулу Ага Бакиханов. Гулустани Ирем. Архивировано 8 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Перевод Зии Буньядова . Баку: 1991, с. 21
- ^ Ованнисян, 1971, с. 86.
- ^ Арсен Сапаров. От конфликта к автономии на Кавказе: Советский Союз и создание Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. — 2014. — С. 33. — 216 с. —
- ^ Ованнисян, 1971, стр. 81–82.
- ^ Ованнисян, 1971, с. 194.
- ^ К истории образования Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской ССР: Документы и материалы. — Баку, 1989. — С. 115–116.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Анвар Узун. «НАРОДНЫЕ РИТУАЛЫ ЮЖНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА» (на азербайджанском языке). ВОПРОСЫ ФОЛЬКЛОРА.
- ^ Перейти обратно: а б Гульнур Казимова (26 июля 2017 г.). «Азербайджанские кочевники Грузии: «Наш народ унижен» » . ОК СМИ. Архивировано из оригинала 16 марта 2024 г. Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баба Бабаев. Издательская деятельность Абдуллы Шаига (монография). Баку: Издательство «Европа», 2018, – 152 страницы. Справочные страницы: 27, 33.
- ^ Перейти обратно: а б «Культурный ландшафт народа хиналыг и отгонный маршрут «Коч Йолу»» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 19 сентября 2023 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. 2007. с. 435. ИСБН 978-5-17-033764-4 .
- ^ Энциклопедия Ираника. «БАХАРЛУ» . Архивировано из оригинала 23 января 2022 г.
- ^ КСАВЬЕ ДЕ ПЛАНОЛЬ. «ИРАН I. ЗЕМЛИ ИРАНА» . Ираника . Архивировано из оригинала 17 мая 2016 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Мехди Зариф. Ковры. Перевод с итал. И. Замойской. — М:АСТ, 2006 — стр. 16–19, 188 —
- ^ И. Ласси, Тайны Мухаррама среди азербайджанских тюрков Кавказа, Гельсингфорс, 1916. стр. 184.
- ^ Алекперова А. М. Бальные танцы «свободные» Нахичеванской зоны. - Б., 1994. - 24 с.
- ^ К.Ф. Олбрайт. ʿĀŠEQ (английский) // Иранская энциклопедия. - 2011. - Вып. II. - стр. 741–742.
- ^ Мелетинский Е. М. Огузский эпос "Китаб-и дэдэм Коркут" // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1985. — Т. III. — С. 588–590.
- ^ Якубовский А. Ю. ""Китаб-и Коркуд" и его значение для изучения туркменского общества в эпоху раннего средневековья" // Книга моего деда Коркута. — М-Л.: Издательство АН СССР, 1962.
- ^ Китаби Деде Горгуд = Kitabi-Dədə Горгуд / Составитель, транскрипция, упрощенная версия и предисловие Фархада Зейналова и Самета Ализаде. - Б.: Писатель, 1988. - 265 с. — . (азербайджанский)
- ^ А.Кафероглу. «ДВА ШАМАНСКИХ БОГА, СКРЫТЫХ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И АНАТОЛИЙСКОМ ФОЛЬКЛЕРЕ» (PDF) (на английском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 13 февраля 2021 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Этнография Азербайджана, Том I в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. 2007. стр. 440–443.
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. стр. 153–155. ISBN 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 165. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. стр. 115. ISBN 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 120. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана. В трех томах. Том I. Баку: Восток-Запад. 2007. с. 419.
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 256. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 192. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 239. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 221. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. стр. 206. ISBN 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 229. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Этнография Азербайджана, Том II в трех томах, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. п. 242. ИСБН 5-17-033764-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Этнография Азербайджана, том III в трех томах. Институт Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. 2007. стр. 424–426.
- ^ Перейти обратно: а б Этнография Азербайджана, том III в трех томах. Институт Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. 2007. стр. 433–434.
- ^ Этнография Азербайджана, том III в трех томах. Институт Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана . Баку: Восток-Запад. 2007. с. 435.
- ^ «Азербайджан – Информация, связанная с нематериальным культурным наследием» . ich.unesco.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 г. Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ «Хыналыг – средневековое горное село» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 2 января 2021 года . Проверено 26 марта 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- К.Кошкарли (1992). «Кочевники и Азербайджан» . Семинар ЮНЕСКО по культуре кочевников и Шелковому пути, Улан-Батор. Архивировано из оригинала 16 марта 2024 г. Проверено 17 февраля 2024 г.