Бакинский Метрополитен
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Бакинский Метрополитен | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
![]() | |||
Обзор | |||
Родное имя | Бакинский метрополитен | ||
Владелец | ЗАО Бакинский Метрополитен | ||
Местный | Баку , Азербайджан | ||
Тип транзита | Быстрый транзит | ||
Количество строк | 3 [1] (еще 2 запланированы) | ||
Количество станций | 27 [1] (всего запланировано еще 50, из них 8 в стадии строительства) | ||
Ежедневное количество пассажиров | 629 315 (среднедневное, 2019 г.) | ||
Годовой пассажиропоток | ![]() | ||
Генеральный директор | Заур Гусейнов | ||
Веб-сайт | Бакинский Метрополитен | ||
Операция | |||
Начало работы | 6 ноября 1967 г [1] | ||
Оператор(ы) | Бакинский Метрополитен | ||
Количество автомобилей | 228 | ||
Технический | |||
Длина системы | 40,7 км (25,3 мили) [1] | ||
Ширина колеи | 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) российская колея | ||
Электрификация | Третий рельс , 825 В постоянного тока | ||
|
Бакинский метрополитен ( азерб . Bakı Metropoliteni ) — система скоростного транспорта, обслуживающая Баку , столицу Азербайджана . Впервые открыт 6 ноября 1967 года. [1] Когда Азербайджан был частью Советского Союза , его черты типичны для бывших советских систем, включая очень глубокие центральные станции и изысканные украшения, в которых традиционные азербайджанские национальные мотивы сочетаются с советской идеологией . В настоящее время система имеет протяженность 40,7 км (25,3 мили). [1] двунаправленных путей, состоящих из трех линий [1] обслуживается 27 станциями. [1] Метро – единственное в Азербайджане. Бакинский метрополитен — пятое метро в Советском Союзе и тридцать четвертое в мире . В 2015 году было перевезено 222,0 млн. [3] пассажиры, [4] средняя ежедневная посещаемость составляет около 608 200 человек. В 2019 году было перевезено 229,7 млн. [2] средняя ежедневная посещаемость составляет 629 315 человек.
Закрытое акционерное общество «Бакинский метрополитен» (ЗАО «Бакинский метрополитен») или (ООО «Общество с ограниченной ответственностью»), компания, управляющая Бакинским метрополитеном, было создано согласно Указу Президента Азербайджанской Республики № 289 от 27 февраля 2014 года, как правопреемник Бакинского метрополитена и акционерного общества «Азертунелметротикинти». Имущество вместе с правами и обязанностями Бакинского метрополитена и акционерного общества «Азертунелметротикинти» было передано вновь созданному ЗАО «Бакинский метрополитен». [5]
История
[ редактировать ]В последние десятилетия существования Российской империи портовый город Баку стал крупным мегаполисом благодаря открытию нефти в Каспийском море . К 1930-м годам это была столица Азербайджанской ССР и крупнейший город советского Закавказья . Первые планы создания системы скоростного транспорта относятся к 1930-м годам, когда был принят новый генеральный план развития города. После Второй мировой войны численность населения превысила отметку в один миллион - требование советского законодательства для строительства системы метро. В 1947 году Советский кабинет министров издал постановление, разрешающее его строительство, которое началось в 1951 году. 6 ноября 1967 года Бакинский метрополитен стал пятой системой скоростного транспорта Советского Союза, когда были открыты первые 6,5 километров пути и депо. в честь пятидесятилетия Октябрьской революции .

Из-за уникального ландшафта города Бакинский метрополитен не имел типичной советской «треугольной» схемы застройки, а вместо этого имел две эллиптические линии, которые пересекались друг с другом в центре города на Бакинском железнодорожном вокзале . Таким образом, одна линия будет начинаться в юго-западной части города и пересекаться по северо-восточной оси, следуя за жилыми районами на северной окраине города, а затем змеиться к юго-восточному и, в конечном итоге, южному концу. Он был открыт в три этапа: Улдуз (1970 г.) и Нефтчилэр (1972 г.), за ним последовал Ахмедли (1989 г.) и, наконец, Хази Асланов (2002 г.), завершив первую линию. Кроме того, в 1970 году был открыт филиал на станции, построенной в депо Бакмил.
Вторая линия должна была пройти параллельно побережью Каспийского моря от Ази Асланова через промышленные районы Баку, снова встретиться с первой линией на Бакинском железнодорожном вокзале, а затем продолжить движение на запад, прежде чем повернуть на север и присоединиться к северо-западным районам Баку. Для ускорения строительства в 1968 году была открыта ветка от станции 28 мая на Хатаин, а в 1976 году – в обратную сторону в сторону Низами. Вторая и первая линия использовали одну и ту же станцию (28 мая). Первоначально это не представляло серьезных проблем, поскольку длина линии составляла две станции, но когда в 1985 году открылся второй этап, удлинивший линию до 8 станций (Мемар Аджеми), строительство пересадочной линии стало отчаянно необходимым.

В 1993 году была введена в эксплуатацию первая очередь перегрузочной станции Джафар Джаббарлы, но распад Советского Союза , политические волнения, Первая война в Нагорном Карабахе и последовавший за этим финансовый коллапс фактически парализовали любые попытки строительства в Баку. Кроме того, в середине 1990-х годов три инцидента с массовыми жертвами произошло : 19 марта и 3 июля 1994 года в результате террористических атак погибло 27 человек и был ранен еще 91 человек, а 28 октября следующего года в результате пожара в переполненном поезде погибло 289 человек. и ранили еще 265 человек, что стало самой смертоносной катастрофой в метро в мире.
В конце 1990-х годов строительство возобновилось. Первым проектом стало завершение строительства станции Ази Асланов, частично спонсируемое Европейским Союзом . В середине 2000-х годов строительство северного конца второй линии, заброшенное с 1994 года, было возобновлено с открытием станции Насими 9 октября 2008 года.
Сеть
[ редактировать ]

Линии
[ редактировать ]Линия | Сегмент | Дата открытия | Последнее расширение | Длина | Станции |
---|---|---|---|---|---|
Красный | Ичери Шехер ↔ Хази Асланов | 1967 | 10 декабря 2002 г. | 20,1 км | 13 |
Зеленый | Дарнагуль ↔ Хази Асланов | 1976 | 29 июня 2011 г. | 12,2 км | 8 |
Зеленый | Шах Исмаил Хатаи ↔ Джафар Джаббарлы | 1968 | 27 октября 1993 г. | 2,3 км | 2 |
Фиолетовый | Ходжасан ↔ 8 ноября | 2016 | 23 декабря 2022 г. | 6,1 км | 4 |
Хронология
[ редактировать ]Сегмент | Дата открытия | Длина |
---|---|---|
Ичери Шехер – Нариман Нариманов | 6 ноября 1967 г. | 6,5 км |
28 мая – Шах Исмаил Хатаи. | 22 февраля 1968 г. | 2,3 км |
Нариман Нариманов – Звезда | 5 мая 1970 г. | 2,1 км |
Нариман Нариманов — Бакмил | 25 сентября 1970 г. (реконструирован в 1978–79 гг.) | 0,5 км |
Звезда – Нефтяник | 7 ноября 1972 г. | 5,3 км |
28 мая – Низами Гянджеви | 31 декабря 1976 г. | 2,2 км |
Низами Гянджеви – начинающий архитектор | 31 декабря 1985 г. | 6,5 км |
Нефтчиляр - Ахмедли | 28 апреля 1989 г. | 3,3 км |
Джафар Джаббарлы | 27 декабря 1993 г. | |
Ахмедли – Ази Асланов | 10 декабря 2002 г. | 1,4 км |
синяки Аджами – Насими | 9 октября 2008 г. | 2,1 км |
Насими – проспекты Азадлыг | 30 декабря 2009 г. | 1,3 км |
Проспект Азадлыг – Дарнагюль | 29 июня 2011 г. | 1,5 км |
Автовокзал – Мемар Аджами | 19 апреля 2016 г. | 2,1 км |
Мемар Аджами — 8 ноября | 29 мая 2021 г. | 1,6 км |
Автовокзал – Ходжасан | 23 декабря 2022 г. | 2,4 км |
Общий | 27 станций | 40,7 км |
Переименование станций
[ редактировать ]Старый | Новый | Дата переименования |
---|---|---|
Шаумян | Ошибка | 11 мая 1990 г. |
26 Бакинский комиссар | Побережье | 9 апреля 1992 г. |
XI Площадь Золотой Армии | 20 января | 27 апреля 1992 г. |
28 апреля | 28 мая | 9 апреля 1992 г. |
Avrora | Гара Гараев | 27 апреля 1992 г. |
Elektrozavod | Бакмил | 1 января 1993 г. |
Бакинский Совет | Содержание | 25 апреля 2007 г. |
Мешади Азизбеков | Кероглу | 30 декабря 2011 г. |
Планы расширения
[ редактировать ]В настоящее время запланировано несколько проектов расширения, два из которых находятся в стадии строительства. В 2011 году генеральный директор Бакинского метрополитена Таги Ахмедов объявил о планах построить до 53 новых станций к 2030 году. В настоящее время строятся восемь станций и два железнодорожных депо. [6] [7] [8] Они будут обслуживать новый автобусный комплекс, а также международный аэропорт Гейдар Алиев . [9]
Системы сигнализации, наблюдения и телекоммуникаций на первом этапе «Фиолетовой линии» будут модернизированы. [ когда? ] от компании Фалес . [ нужна ссылка ]
По словам Ахмедова, к 2015 году планируется открыть три новые станции; Автовокзал Автовагзал планировалось открыть в конце 2012 года (отложено до 2016 года), а Старый Гюнешли и Новый Гюнешли планировалось начать работу до 2015 года (пока не открыты). [10]
Строительство промежуточного участка «зеленой линии» между Хатаи и Ази Аслановым вдоль проспекта Нобеля началось в августе 2013 года франко-украинским консорциумом . [11] [12]
Бакинский метрополитен будет переоснащен современными технологиями. Новые станции смогут принимать поезда с количеством вагонов до семи. На станциях появятся современные платформы, вестибюли и эскалаторы, а также новые системы сигнализации и управления. [6]
Последний обновленный план расширения включает 5 линий, 77 станций и общую длину сети около 119 км.
Текущее строительство
[ редактировать ]
Линии
[ редактировать ]Линия | Сегмент | Дата открытия | Длина | Станции |
---|---|---|---|---|
Зеленый | И-17 ↔ И-18 | до 2040 года | 1 | |
Зеленый | Шах Исмаил Хатаи ↔ Y-15 | ~2030 | 2 | |
Фиолетовый | 8 ноября ↔ Б-4 | 2024-2025 | 1,2 км | 1 |
В стадии планирования
[ редактировать ]Линии
[ редактировать ]Линия | Сегмент | Дата открытия | Длина | Станции |
---|---|---|---|---|
Красный | Ичери Шехер ↔ Q-3 | ~2040 | 2 | |
Красный | Q-3 ↔ Q-1 (Миндаль) | после 2040 года | 2 | |
Красный | Ази Асланов ↔ Q-19 (Зиг) | после 2040 года | 2 | |
Зеленый | Дарнагул ↔ Y-1 | ~2030 | 3 | |
Зеленый | И-1 ↔ И-18 | ~2040 | 5 | |
Зеленый | И-15 ↔ И-17 | ~2031 | 2 | |
Фиолетовый | Б-4 ↔ Б-8 | ~2040 | 4 | |
Фиолетовый | Б-8 ↔ Б-12 | после 2040 года | 4 | |
Синий | М-1 (Новый Ясамал) ↔ М-11 | после 2040 года | 11 | |
Желтый | С-1 (Бинагади) ↔ С-11 (Бибиэйбат) | после 2040 года | 11 |
Структурные подразделения
[ редактировать ]Закрытое акционерное общество «Бакинский метрополитен», охватывающее такие важные направления, как эксплуатация и строительство метрополитена, имеет следующие структурные подразделения: [13]
- Служба дорожного движения
- Отделение депо
- Услуги по строительству туннелей
- Службы дорожного движения
- Услуги по электроснабжению
- Электромеханический Сервис
- Услуги капитального ремонта
- Службы сигнализации и связи
- Автомототранспортные услуги
- Объединенные мастерские
- Строительный отдел
- Отдел кадров и услуг
- Департамент перспективного развития и надзора за капитальным строительством
- Департамент финансов [13]
Склады
[ редактировать ]- Бакмил Депо - для Цвет линии: M1 Красный
- Депо Ходжасан - для цвета линии: M3 Purple
- Дарнагульское депо - для цвета линии: M2 Зеленый (в стадии строительства)
- Ramana Depot — для цвета линии: M4 Blue (планируется) |
- Депо Бинагади - цвет линии: M5 Желтый (планируется)
Операция
[ редактировать ]Официально Бакинский метрополитен имеет две линии, однако из-за проблем с открытием второй части Cəfər Cabbarlı вместо этого Баку работает как большая система с четырьмя ветками, где поезда идут от Хези Асланова до Ичəришəхэр или Дəрнəгул, разветвляясь 28 мая (под главной вокзал). Редкие рейсы как из Дэрнэгула, так и из Ичəришəхэра также заканчиваются в Бакмиле, но только два раза в час. Существует единая вторая линия , которая работает отдельно между Cəfər Cabbarlı (по сути, разные платформы на одной станции, что и 28 мая) и Şah İsmail Xətai, маршрутным такси, использующим только один из двух путей из-за низкого спроса. Вторая пересадочная станция — « Memar Əcəmi », где пересекаются зеленая и фиолетовая линии. [5]
Из-за неровного ландшафта города некоторые станции расположены очень глубоко, и их можно использовать в качестве бомбоубежищ в случае ядерной войны, учитывая, что система была построена в разгар Холодной войны в 1950-х - начале 1960-х годов. Все семь из этих станций глубокого уровня имеют стандартную конструкцию пилонов . Большинство станций системы (13) представляют собой неглубокие столбы-трипаны . Кроме того, одна станция, Бакмил, представляет собой единую платформу наземного уровня.
Как и во многих других бывших советских системах, большинство станций этой системы изысканно оформлены; многие из них содержат передовые советские мотивы в произведениях искусства (включая мозаику, скульптуру и барельефы) и архитектуре, такие как прогресс и международная культура, в то время как другие сосредоточены на традиционной азербайджанской культуре и истории. После распада Советского Союза несколько станций были переименованы, а часть их оформления была изменена в соответствии с новой идеологией.
Начисление оплаты
[ редактировать ]Система работает по фиксированной цене в 50 гяпиков (0,50 манатов ) за поездку после повышения цен 1 июля 2024 года. Сообщается, что некоторые жители Баку были недовольны повышением цен, ссылаясь на возраст инфраструктуры метрополитена. [14] До 2006 года пользователи метрополитена проходили на станции по металлическим (позже пластиковым) жетонам, помещенным в турникеты. В 2006 году в Бакинском метрополитене была внедрена система RFID- карт с использованием пополняемых проездных карт, для которых требуется залог в размере 2 манатов (плюс командировочный кредит). [ нужна ссылка ]
BakuCard — это единая смарт-карта для оплаты в Бакинском метрополитене и BakuBus . [15] В междугородных автобусах и метро используется такая карточная система оплаты проезда. [16] [17]
Покрытие Wi-Fi и мобильной связи
[ редактировать ]Сейчас ведутся работы по установке бесплатного Wi-Fi на станции Короглу. [18]
Местный оператор мобильной связи Nar Mobile начал обеспечивать покрытие 3G в городах Сахил, Нэсими, 28 мая, Мемар Əcəmi, проспект Азадлык и Дəрнəгюль. К маю услуга будет распространена на все станции, а также на туннели. [19] [20]
Подвижной состав
[ редактировать ]По состоянию на начало 2020 года 81-717/714 (включая более поздние модификации .5.5Б и .5М) и их модернизированные варианты 81-717М/714М , 81-760Б/761Б/763Б «Ока» и 81-765.Б. В метро курсируют составные поезда /766.Б. В метро также курсировали составы 81-710 («Еж3») и 81-704/81-705/81-706 («Ем, Ема, Емх») до их вывода из эксплуатации в 2008 году. Как и 81-703 («Е») и 81-707 («Еж»), выведенные из эксплуатации в 2001 году. Весь подвижной состав Бакинского метрополитена произведен «Метровагонмашом» совместно с компанией Alstom .




ремонт 81-717/714 (и их модификаций .5, .5Б и .5М). ведется С 2014 года в Тбилисском филиале ЗРЭПС [21] В ходе ремонта передний вагон оснащается новой оконечкой кабины из стекловолокна, аналогичной тем, что работают в пражском метрополитене . Внутри поезда установлены новые приборы в кабине, а также новые сиденья, хотя интерьер остался практически прежним. Помимо визуальных изменений, поезд также оснащен новым электрооборудованием. С начала программы дизайн передних частей был изменен: теперь фары имеют другой дизайн и немного изменена форма. [22]
В конце 2012 года Бакинский метрополитен предоставил в аренду один поезд типа 81-760/761 «Ока» для решения вопроса об обновлении парка поездами новой модели. 21 января 2013 года поезд поступил на Красную линию (« Ичери-Шехер » – « Хези Асланов »/« Бакмил »). В ходе ходовых испытаний произошло несколько поломок и отказов, и в июле 2013 года поезд был возвращен в Москву. [23] Позже Бакинский метрополитен решил закупить три пятивагонных поезда типа «Ока» с модифицированными вагонами, оборудованными проходными сходнями. Но быстро отказался от проекта и переключился на модернизированный поезд типа «Ока», построенный Метровагонмашом и Alstom . Поезд получил обозначение 81-760Б/761Б/763Б «Ока» с измененной передней частью, новым внутренним оборудованием и электрооборудованием. В апреле 2015 года все три поезда были доставлены в Баку и начали курсировать по Красной линии. [24]
- Тип 81-760А «Ока» планируется к эксплуатации в Бакинском метрополитене.
- Модифицированный 81-760Б «Ока» Тип на вооружении Красной линии.
В феврале 2018 года Бакинский метрополитен подписал с Метровагонмашем контракт на поставку двух новых поездов типа 81-765 «Москва». Первый поезд был изготовлен и отправлен в Азербайджан в марте 2018 года, а с 20 апреля 2018 года он начал коммерческую эксплуатацию. Поезда классифицируются как 81-765.B/766.B и работают только с моторными и головными вагонами, без прицепов, чтобы увеличить тягу. В том же году был отправлен второй поезд. Они окрашены в ливрею фиолетового цвета, аналогичную цвету типа «Ока», только без серого цвета. По состоянию на 2020 год еще пять поездов доставлены в депо в Баку и ожидают сертификации для ввода в эксплуатацию. [25] [26] [27]
- Вид спереди поезда 81-765.Б "Москва".
- В поездах есть сообщающиеся сходни.
- Современный и просторный салон.
Инциденты
[ редактировать ]взрывы 1994 года
[ редактировать ]19 марта и 3 июля 1994 г. в результате взрывов бомб погибло 27 человек и ранен 91 человек. [28] Позже трое армян были арестованы, им предъявлены обвинения и заключены в тюрьму в связи с инцидентом. [29]
1995 год пожар
[ редактировать ]Улдуз и Нариман-Нариманов вспыхнул пожар 28 октября 1995 года между станциями , в результате которого погибли 289 человек и получили ранения 265 человек. [30] [31] Предполагалось, что причиной пожара стала неисправность электрооборудования, но возможность диверсии не исключалась. Пожар остается в мире самой смертоносной катастрофой в метро . [32]
См. также
[ редактировать ]- Список станций бакинского метрополитена
- Бакинская пригородная железная дорога
- Трамваи в Баку
- Бакинское Транспортное Агентство
- Транспорт в Азербайджане
- Список систем метро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Бакинский метрополитен – История» . Бакы Метрополитены. Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Число пользователей метро увеличилось» [Количество пользователей метро увеличилось] (на азербайджанском языке). Баку. Государственное информационное агентство Азербайджана (АЗЕРТАДЖ) . 21 января 2019 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Перевозка пассажиров на транспортном транспорте» . Государственный статистический комитет Азербайджанской Республики . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ "В прошлом году бакинским метрополитеном было перевезено 222 миллиона пассажиров" . АНН (на азербайджанском языке). Азербайджанская новостная сеть (ANN). 2016. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «О ЗАО «Бакинский Метрополитен»» . железная дорога-стратегии.com . Декабрь 2016. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Нигяр, Оруджева (11 августа 2014 г.). «Хорошие новости для пользователей Бакинского метрополитена» . Архивировано из оригинала 8 января 2015 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «В Баку будет построено более 70 станций метрополитена» . news.az. 4 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2010 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Мамедов, Анар (18 февраля 2011 г.). " На станции "Мемар Аджами" открывается переход на новую линию метрополитена - ФОТО" (на азербайджанском языке). Милли.аз. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «В ближайшие 17 лет в столице Азербайджана будет построена 41 новая станция метрополитена» . АПА . 10 октября 2008 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2009 года . Получено 9 ноября 2018 г. через Day.az. —
- ^ «Количество станций метро в Баку увеличивается» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ «Начато строительство новой линии бакинского метрополитена» . Азербайджанское агентство печати. 22 августа 2013. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Оруджева, Нигяр (22 августа 2013 г.). «Начинается строительство нового участка зеленой линии Бакинского метрополитена» . Азерньюс . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «О ЗАО «Бакинский Метрополитен»» . Архивировано из оригинала 18 июля 2017 года . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ «В Азербайджане повышены тарифы на проезд в общественном транспорте» . Новости ДЖЕМА. 31 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ «Автомобили в наличии в «БакиКарт» » . bakikart.az . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Как оплатить проезд – Бакы Метрополитен» . www.metro.gov.az . Архивировано из оригинала 1 ноября 2017 года . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Билет и цены» . www.bakubus.az . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Бакинский метрополитен устанавливает на станциях Wi-Fi» . АПА. 16 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Шрикапарди 0. «Nar укрепляет сеть бакинского метрополитена и расширяет покрытие 4G» . telecomtalk.info/ . Проверено 18 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ "Azerfon запустил 3G в Бакинском метрополитене и объявил о глобальном запуске 4G в мае" . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ "На линии бакинского метро выпустят отремонтированные вагоны - ФОТО" . Archived from the original on February 4, 2021 . Retrieved September 18, 2020 .
- ^ «Баку, вагон №2826» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ "Баку запускает в эксплуатацию новые метровагоны совместного производства Alstom и "Метровагонмаш" » Ресурс машиностроения. Машиностроение: новости машиностроения, статьи. Каталог: машиностроительный завод и предприятия" . Archived from the original on February 4, 2021 . Retrieved September 18, 2020 .
- ^ «Руководство по пользованию станциями метро Баку» . azerbaijanguide.az . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ "В Бакинском метро вводятся в эксплуатацию новые современные поезда" . April 21, 2018. Archived from the original on August 7, 2020 . Retrieved September 18, 2020 .
- ^ "Официальный сайт президента Азербайджанской Республики - НОВОСТИ » Мероприятия" . Archived from the original on December 10, 2018 . Retrieved September 18, 2020 .
- ^ Этвелл, Элизабет; Ханлоу, Пируз (1995). «Авария в бакинском метро» . Международный журнал Азер. стр. 46–47. Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - ^ «Подозреваемый в терроризме из Азербайджана экстрадирован в Баку» . НОВОСТНАЯ ЛЕНТА РСЕ/РС. 2 декабря 1997 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Эй Джей Дакворт. «Пожары в автомобильных туннелях» (PDF) . 12-й симпозиум США и Северной Америки по шахтной вентиляции, 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2010 г. . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ Терье Андерсен, Борре Дж. Пааске. «Аварии на железной дороге и в тоннелях метро» . Лотсберг.нет. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Фил Ривз (31 октября 1995 г.). «Диверсионный страх перед пожаром в метро» . Независимый . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бакинский метрополитен (на азербайджанском, английском, русском и французском языках)
- Urbanrail - Бакинский метрополитен
- Схема путей бакинского метрополитена (на русском языке)
- Интерактивная карта метро Баку. Архивировано 26 августа 2015 года в Wayback Machine.
- Дополнительная информация (на русском языке)
- Общественный транспорт Баку
- Бакинский Метрополитен
- Здания и сооружения в Баку
- Транспортные здания и сооружения в Азербайджане
- Быстрый транзит в Азербайджане
- Подземный скоростной транспорт в Азербайджане
- Железнодорожные линии открыты в 1967 году.
- Электрификация железных дорог постоянного тока 825 В
- Железнодорожные компании Азербайджана
- Компании общественного транспорта в Азербайджане