Jump to content

Бакинский Метрополитен

Бакинский Метрополитен
Станция метро Ичеришехер
Обзор
Родное имя Бакинский метрополитен
Владелец ЗАО Бакинский Метрополитен
Местный Баку , Азербайджан
Тип транзита Быстрый транзит
Количество строк 3 [1] (еще 2 запланированы)
Количество станций 27 [1] (всего запланировано еще 50, из них 8 в стадии строительства)
Ежедневное количество пассажиров 629 315 (среднедневное, 2019 г.)
Годовой пассажиропоток Увеличивать 229,7 миллиона (2019) [2]
Генеральный директор Заур Гусейнов
Веб-сайт Бакинский Метрополитен
Операция
Начало работы 6 ноября 1967 г .; 56 лет назад ( 1967-11-06 ) [1]
Оператор(ы) Бакинский Метрополитен
Количество автомобилей 228
Технический
Длина системы 40,7 км (25,3 мили) [1]
Ширина колеи 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 32 дюйма ) российская колея
Электрификация Третий рельс , 825 В постоянного тока
Карта системы

Карта метро Баку

Бакинский метрополитен ( азерб . Bakı Metropoliteni ) — система скоростного транспорта, обслуживающая Баку , столицу Азербайджана . Впервые открыт 6 ноября 1967 года. [1] Когда Азербайджан был частью Советского Союза , его черты типичны для бывших советских систем, включая очень глубокие центральные станции и изысканные украшения, в которых традиционные азербайджанские национальные мотивы сочетаются с советской идеологией . В настоящее время система имеет протяженность 40,7 км (25,3 мили). [1] двунаправленных путей, состоящих из трех линий [1] обслуживается 27 станциями. [1] Метро – единственное в Азербайджане. Бакинский метрополитен — пятое метро в Советском Союзе и тридцать четвертое в мире . В 2015 году было перевезено 222,0 млн. [3] пассажиры, [4] средняя ежедневная посещаемость составляет около 608 200 человек. В 2019 году было перевезено 229,7 млн. [2] средняя ежедневная посещаемость составляет 629 315 человек.

Закрытое акционерное общество «Бакинский метрополитен» (ЗАО «Бакинский метрополитен») или (ООО «Общество с ограниченной ответственностью»), компания, управляющая Бакинским метрополитеном, было создано согласно Указу Президента Азербайджанской Республики № 289 от 27 февраля 2014 года, как правопреемник Бакинского метрополитена и акционерного общества «Азертунелметротикинти». Имущество вместе с правами и обязанностями Бакинского метрополитена и акционерного общества «Азертунелметротикинти» было передано вновь созданному ЗАО «Бакинский метрополитен». [5]

Бакинский Метрополитен
Ази Асланов
Ахмедли
Решения Дружба
Нефтяники
Гара Гараев
Кероглу
Звезда
Бакмил
Нариман Нариманов
Гянджлик
Шах Исмаил Хатаи
28 мая
Джафар Джаббарлы
Низами Гянджеви
Побережье
Академия наук
Ичери Шехер
Энтузиасты
20 января
8 ноября
Мемар Аджами
Автовокзал
Насими
Ходжасан
проспект Азадлыг
Дарнагул

В последние десятилетия существования Российской империи портовый город Баку стал крупным мегаполисом благодаря открытию нефти в Каспийском море . К 1930-м годам это была столица Азербайджанской ССР и крупнейший город советского Закавказья . Первые планы создания системы скоростного транспорта относятся к 1930-м годам, когда был принят новый генеральный план развития города. После Второй мировой войны численность населения превысила отметку в один миллион - требование советского законодательства для строительства системы метро. В 1947 году Советский кабинет министров издал постановление, разрешающее его строительство, которое началось в 1951 году. 6 ноября 1967 года Бакинский метрополитен стал пятой системой скоростного транспорта Советского Союза, когда были открыты первые 6,5 километров пути и депо. в честь пятидесятилетия Октябрьской революции .

Бакинский метрополитен 1970 г.

Из-за уникального ландшафта города Бакинский метрополитен не имел типичной советской «треугольной» схемы застройки, а вместо этого имел две эллиптические линии, которые пересекались друг с другом в центре города на Бакинском железнодорожном вокзале . Таким образом, одна линия будет начинаться в юго-западной части города и пересекаться по северо-восточной оси, следуя за жилыми районами на северной окраине города, а затем змеиться к юго-восточному и, в конечном итоге, южному концу. Он был открыт в три этапа: Улдуз (1970 г.) и Нефтчилэр (1972 г.), за ним последовал Ахмедли (1989 г.) и, наконец, Хази Асланов (2002 г.), завершив первую линию. Кроме того, в 1970 году был открыт филиал на станции, построенной в депо Бакмил.

Вторая линия должна была пройти параллельно побережью Каспийского моря от Ази Асланова через промышленные районы Баку, снова встретиться с первой линией на Бакинском железнодорожном вокзале, а затем продолжить движение на запад, прежде чем повернуть на север и присоединиться к северо-западным районам Баку. Для ускорения строительства в 1968 году была открыта ветка от станции 28 мая на Хатаин, а в 1976 году – в обратную сторону в сторону Низами. Вторая и первая линия использовали одну и ту же станцию ​​(28 мая). Первоначально это не представляло серьезных проблем, поскольку длина линии составляла две станции, но когда в 1985 году открылся второй этап, удлинивший линию до 8 станций (Мемар Аджеми), строительство пересадочной линии стало отчаянно необходимым.

Схема метро Баку 2002 г.

В 1993 году была введена в эксплуатацию первая очередь перегрузочной станции Джафар Джаббарлы, но распад Советского Союза , политические волнения, Первая война в Нагорном Карабахе и последовавший за этим финансовый коллапс фактически парализовали любые попытки строительства в Баку. Кроме того, в середине 1990-х годов три инцидента с массовыми жертвами произошло : 19 марта и 3 июля 1994 года в результате террористических атак погибло 27 человек и был ранен еще 91 человек, а 28 октября следующего года в результате пожара в переполненном поезде погибло 289 человек. и ранили еще 265 человек, что стало самой смертоносной катастрофой в метро в мире.

В конце 1990-х годов строительство возобновилось. Первым проектом стало завершение строительства станции Ази Асланов, частично спонсируемое Европейским Союзом . В середине 2000-х годов строительство северного конца второй линии, заброшенное с 1994 года, было возобновлено с открытием станции Насими 9 октября 2008 года.

Схема Бакинской пригородной железной дороги и метрополитена по состоянию на 2020 год
Эволюция Бакинского метрополитена
Линия Сегмент Дата открытия Последнее расширение Длина Станции
Красный Ичери Шехер Хази Асланов 1967 10 декабря 2002 г. 20,1 км 13
Зеленый Дарнагуль Хази Асланов 1976 29 июня 2011 г. 12,2 км 8
Зеленый Шах Исмаил Хатаи Джафар Джаббарлы 1968 27 октября 1993 г. 2,3 км 2
Фиолетовый Ходжасан 8 ноября 2016 23 декабря 2022 г. 6,1 км 4

Хронология

[ редактировать ]
Сегмент Дата открытия Длина
Ичери Шехер Нариман Нариманов 6 ноября 1967 г. 6,5 км
28 мая Шах Исмаил Хатаи. 22 февраля 1968 г. 2,3 км
Нариман Нариманов Звезда 5 мая 1970 г. 2,1 км
Нариман Нариманов Бакмил 25 сентября 1970 г. (реконструирован в 1978–79 гг.) 0,5 км
Звезда Нефтяник 7 ноября 1972 г. 5,3 км
28 мая Низами Гянджеви 31 декабря 1976 г. 2,2 км
Низами Гянджеви начинающий архитектор 31 декабря 1985 г. 6,5 км
Нефтчиляр - Ахмедли 28 апреля 1989 г. 3,3 км
Джафар Джаббарлы 27 декабря 1993 г.
Ахмедли Ази Асланов 10 декабря 2002 г. 1,4 км
синяки Аджами – Насими 9 октября 2008 г. 2,1 км
Насими проспекты Азадлыг 30 декабря 2009 г. 1,3 км
Проспект Азадлыг Дарнагюль 29 июня 2011 г. 1,5 км
Автовокзал Мемар Аджами 19 апреля 2016 г. 2,1 км
Мемар Аджами 8 ноября 29 мая 2021 г. 1,6 км
Автовокзал Ходжасан 23 декабря 2022 г. 2,4 км
Общий 27 станций 40,7 км

Переименование станций

[ редактировать ]
Старый Новый Дата переименования
Шаумян Ошибка 11 мая 1990 г.
26 Бакинский комиссар Побережье 9 апреля 1992 г.
XI Площадь Золотой Армии 20 января 27 апреля 1992 г.
28 апреля 28 мая 9 апреля 1992 г.
Avrora Гара Гараев 27 апреля 1992 г.
Elektrozavod Бакмил 1 января 1993 г.
Бакинский Совет Содержание 25 апреля 2007 г.
Мешади Азизбеков Кероглу 30 декабря 2011 г.

Планы расширения

[ редактировать ]

В настоящее время запланировано несколько проектов расширения, два из которых находятся в стадии строительства. В 2011 году генеральный директор Бакинского метрополитена Таги Ахмедов объявил о планах построить до 53 новых станций к 2030 году. В настоящее время строятся восемь станций и два железнодорожных депо. [6] [7] [8] Они будут обслуживать новый автобусный комплекс, а также международный аэропорт Гейдар Алиев . [9]

Системы сигнализации, наблюдения и телекоммуникаций на первом этапе «Фиолетовой линии» будут модернизированы. [ когда? ] от компании Фалес . [ нужна ссылка ]

По словам Ахмедова, к 2015 году планируется открыть три новые станции; Автовокзал Автовагзал планировалось открыть в конце 2012 года (отложено до 2016 года), а Старый Гюнешли и Новый Гюнешли планировалось начать работу до 2015 года (пока не открыты). [10]

Строительство промежуточного участка «зеленой линии» между Хатаи и Ази Аслановым вдоль проспекта Нобеля началось в августе 2013 года франко-украинским консорциумом . [11] [12]

Бакинский метрополитен будет переоснащен современными технологиями. Новые станции смогут принимать поезда с количеством вагонов до семи. На станциях появятся современные платформы, вестибюли и эскалаторы, а также новые системы сигнализации и управления. [6]

Последний обновленный план расширения включает 5 линий, 77 станций и общую длину сети около 119 км.

Текущее строительство

[ редактировать ]
Схема метро Баку со строящимися станциями
Линия Сегмент Дата открытия Длина Станции
Зеленый И-17 И-18 до 2040 года 1
Зеленый Шах Исмаил Хатаи Y-15 ~2030 2
Фиолетовый 8 ноября Б-4 2024-2025 1,2 км 1

В стадии планирования

[ редактировать ]
Линия Сегмент Дата открытия Длина Станции
Красный Ичери Шехер Q-3 ~2040 2
Красный Q-3 Q-1 (Миндаль) после 2040 года 2
Красный Ази Асланов Q-19 (Зиг) после 2040 года 2
Зеленый Дарнагул Y-1 ~2030 3
Зеленый И-1 И-18 ~2040 5
Зеленый И-15 И-17 ~2031 2
Фиолетовый Б-4 Б-8 ~2040 4
Фиолетовый Б-8 Б-12 после 2040 года 4
Синий М-1 (Новый Ясамал) М-11 после 2040 года 11
Желтый С-1 (Бинагади) С-11 (Бибиэйбат) после 2040 года 11

Структурные подразделения

[ редактировать ]

Закрытое акционерное общество «Бакинский метрополитен», охватывающее такие важные направления, как эксплуатация и строительство метрополитена, имеет следующие структурные подразделения: [13]

  • Служба дорожного движения
  • Отделение депо
  • Услуги по строительству туннелей
  • Службы дорожного движения
  • Услуги по электроснабжению
  • Электромеханический Сервис
  • Услуги капитального ремонта
  • Службы сигнализации и связи
  • Автомототранспортные услуги
  • Объединенные мастерские
  • Строительный отдел
  • Отдел кадров и услуг
  • Департамент перспективного развития и надзора за капитальным строительством
  • Департамент финансов [13]

Операция

[ редактировать ]

Официально Бакинский метрополитен имеет две линии, однако из-за проблем с открытием второй части Cəfər Cabbarlı вместо этого Баку работает как большая система с четырьмя ветками, где поезда идут от Хези Асланова до Ичəришəхэр или Дəрнəгул, разветвляясь 28 мая (под главной вокзал). Редкие рейсы как из Дэрнэгула, так и из Ичəришəхэра также заканчиваются в Бакмиле, но только два раза в час. Существует единая вторая линия , которая работает отдельно между Cəfər Cabbarlı (по сути, разные платформы на одной станции, что и 28 мая) и Şah İsmail Xətai, маршрутным такси, использующим только один из двух путей из-за низкого спроса. Вторая пересадочная станция — « Memar Əcəmi », где пересекаются зеленая и фиолетовая линии. [5]

Из-за неровного ландшафта города некоторые станции расположены очень глубоко, и их можно использовать в качестве бомбоубежищ в случае ядерной войны, учитывая, что система была построена в разгар Холодной войны в 1950-х - начале 1960-х годов. Все семь из этих станций глубокого уровня имеют стандартную конструкцию пилонов . Большинство станций системы (13) представляют собой неглубокие столбы-трипаны . Кроме того, одна станция, Бакмил, представляет собой единую платформу наземного уровня.

Как и во многих других бывших советских системах, большинство станций этой системы изысканно оформлены; многие из них содержат передовые советские мотивы в произведениях искусства (включая мозаику, скульптуру и барельефы) и архитектуре, такие как прогресс и международная культура, в то время как другие сосредоточены на традиционной азербайджанской культуре и истории. После распада Советского Союза несколько станций были переименованы, а часть их оформления была изменена в соответствии с новой идеологией.

Начисление оплаты

[ редактировать ]

Система работает по фиксированной цене в 50 гяпиков (0,50 манатов ) за поездку после повышения цен 1 июля 2024 года. Сообщается, что некоторые жители Баку были недовольны повышением цен, ссылаясь на возраст инфраструктуры метрополитена. [14] До 2006 года пользователи метрополитена проходили на станции по металлическим (позже пластиковым) жетонам, помещенным в турникеты. В 2006 году в Бакинском метрополитене была внедрена система RFID- карт с использованием пополняемых проездных карт, для которых требуется залог в размере 2 манатов (плюс командировочный кредит). [ нужна ссылка ]

BakuCard — это единая смарт-карта для оплаты в Бакинском метрополитене и BakuBus . [15] В междугородных автобусах и метро используется такая карточная система оплаты проезда. [16] [17]

Покрытие Wi-Fi и мобильной связи

[ редактировать ]

Сейчас ведутся работы по установке бесплатного Wi-Fi на станции Короглу. [18]

Местный оператор мобильной связи Nar Mobile начал обеспечивать покрытие 3G в городах Сахил, Нэсими, 28 мая, Мемар Əcəmi, проспект Азадлык и Дəрнəгюль. К маю услуга будет распространена на все станции, а также на туннели. [19] [20]

Подвижной состав

[ редактировать ]

По состоянию на начало 2020 года 81-717/714 (включая более поздние модификации .5.5Б и .5М) и их модернизированные варианты 81-717М/714М , 81-760Б/761Б/763Б «Ока» и 81-765.Б. В метро курсируют составные поезда /766.Б. В метро также курсировали составы 81-710 («Еж3») и 81-704/81-705/81-706 («Ем, Ема, Емх») до их вывода из эксплуатации в 2008 году. Как и 81-703 («Е») и 81-707 («Еж»), выведенные из эксплуатации в 2001 году. Весь подвижной состав Бакинского метрополитена произведен «Метровагонмашом» совместно с компанией Alstom .

Тип 81-717М/714М со старым передком. (Модернизирован в Тбилиси, Грузия)
Тип 81-717М/714М с новым фасадом (Модернизируется на месте Бакинским метрополитеном)
81-760Б/761Б/763Б Тип «Ока».
81-765.Б/766.Б Тип «Москва».

ремонт 81-717/714 (и их модификаций .5, .5Б и .5М). ведется С 2014 года в Тбилисском филиале ЗРЭПС [21] В ходе ремонта передний вагон оснащается новой оконечкой кабины из стекловолокна, аналогичной тем, что работают в пражском метрополитене . Внутри поезда установлены новые приборы в кабине, а также новые сиденья, хотя интерьер остался практически прежним. Помимо визуальных изменений, поезд также оснащен новым электрооборудованием. С начала программы дизайн передних частей был изменен: теперь фары имеют другой дизайн и немного изменена форма. [22]

В конце 2012 года Бакинский метрополитен предоставил в аренду один поезд типа 81-760/761 «Ока» для решения вопроса об обновлении парка поездами новой модели. 21 января 2013 года поезд поступил на Красную линию (« Ичери-Шехер » – « Хези Асланов »/« Бакмил »). В ходе ходовых испытаний произошло несколько поломок и отказов, и в июле 2013 года поезд был возвращен в Москву. [23] Позже Бакинский метрополитен решил закупить три пятивагонных поезда типа «Ока» с модифицированными вагонами, оборудованными проходными сходнями. Но быстро отказался от проекта и переключился на модернизированный поезд типа «Ока», построенный Метровагонмашом и Alstom . Поезд получил обозначение 81-760Б/761Б/763Б «Ока» с измененной передней частью, новым внутренним оборудованием и электрооборудованием. В апреле 2015 года все три поезда были доставлены в Баку и начали курсировать по Красной линии. [24]

В феврале 2018 года Бакинский метрополитен подписал с Метровагонмашем контракт на поставку двух новых поездов типа 81-765 «Москва». Первый поезд был изготовлен и отправлен в Азербайджан в марте 2018 года, а с 20 апреля 2018 года он начал коммерческую эксплуатацию. Поезда классифицируются как 81-765.B/766.B и работают только с моторными и головными вагонами, без прицепов, чтобы увеличить тягу. В том же году был отправлен второй поезд. Они окрашены в ливрею фиолетового цвета, аналогичную цвету типа «Ока», только без серого цвета. По состоянию на 2020 год еще пять поездов доставлены в депо в Баку и ожидают сертификации для ввода в эксплуатацию. [25] [26] [27]

Инциденты

[ редактировать ]

взрывы 1994 года

[ редактировать ]

19 марта и 3 июля 1994 г. в результате взрывов бомб погибло 27 человек и ранен 91 человек. [28] Позже трое армян были арестованы, им предъявлены обвинения и заключены в тюрьму в связи с инцидентом. [29]

1995 год пожар

[ редактировать ]

Улдуз и Нариман-Нариманов вспыхнул пожар 28 октября 1995 года между станциями , в результате которого погибли 289 человек и получили ранения 265 человек. [30] [31] Предполагалось, что причиной пожара стала неисправность электрооборудования, но возможность диверсии не исключалась. Пожар остается в мире самой смертоносной катастрофой в метро . [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Бакинский метрополитен – История» . Бакы Метрополитены. Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Число пользователей метро увеличилось» [Количество пользователей метро увеличилось] (на азербайджанском языке). Баку. Государственное информационное агентство Азербайджана (АЗЕРТАДЖ) . 21 января 2019 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 20 августа 2019 г.
  3. ^ «Перевозка пассажиров на транспортном транспорте» . Государственный статистический комитет Азербайджанской Республики . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 4 мая 2017 г.
  4. ^ "В прошлом году бакинским метрополитеном было перевезено 222 миллиона пассажиров" . АНН (на азербайджанском языке). Азербайджанская новостная сеть (ANN). 2016. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б «О ЗАО «Бакинский Метрополитен»» . железная дорога-стратегии.com . Декабрь 2016. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б Нигяр, Оруджева (11 августа 2014 г.). «Хорошие новости для пользователей Бакинского метрополитена» . Архивировано из оригинала 8 января 2015 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  7. ^ «В Баку будет построено более 70 станций метрополитена» . news.az. 4 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2010 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  8. ^ Мамедов, Анар (18 февраля 2011 г.). " На станции "Мемар Аджами" открывается переход на новую линию метрополитена - ФОТО" (на азербайджанском языке). Милли.аз. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  9. ^ «В ближайшие 17 лет в столице Азербайджана будет построена 41 новая станция метрополитена» . АПА . 10 октября 2008 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2009 года . Получено 9 ноября 2018 г. через Day.az.
  10. ^ «Количество станций метро в Баку увеличивается» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  11. ^ «Начато строительство новой линии бакинского метрополитена» . Азербайджанское агентство печати. 22 августа 2013. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  12. ^ Оруджева, Нигяр (22 августа 2013 г.). «Начинается строительство нового участка зеленой линии Бакинского метрополитена» . Азерньюс . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  13. ^ Jump up to: а б «О ЗАО «Бакинский Метрополитен»» . Архивировано из оригинала 18 июля 2017 года . Проверено 17 мая 2017 г.
  14. ^ «В Азербайджане повышены тарифы на проезд в общественном транспорте» . Новости ДЖЕМА. 31 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 22 мая 2019 г.
  15. ^ «Автомобили в наличии в «БакиКарт» » . bakikart.az . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  16. ^ «Как оплатить проезд – Бакы Метрополитен» . www.metro.gov.az . Архивировано из оригинала 1 ноября 2017 года . Проверено 2 апреля 2017 г.
  17. ^ «Билет и цены» . www.bakubus.az . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  18. ^ «Бакинский метрополитен устанавливает на станциях Wi-Fi» . АПА. 16 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  19. ^ Шрикапарди 0. «Nar укрепляет сеть бакинского метрополитена и расширяет покрытие 4G» . telecomtalk.info/ . Проверено 18 апреля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ "Azerfon запустил 3G в Бакинском метрополитене и объявил о глобальном запуске 4G в мае" . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2012 г.
  21. ^ "На линии бакинского метро выпустят отремонтированные вагоны - ФОТО" . Archived from the original on February 4, 2021 . Retrieved September 18, 2020 .
  22. ^ «Баку, вагон №2826» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
  23. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 20 апреля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  24. ^ "Баку запускает в эксплуатацию новые метровагоны совместного производства Alstom и "Метровагонмаш" » Ресурс машиностроения. Машиностроение: новости машиностроения, статьи. Каталог: машиностроительный завод и предприятия" . Archived from the original on February 4, 2021 . Retrieved September 18, 2020 .
  25. ^ «Руководство по пользованию станциями метро Баку» . azerbaijanguide.az . Проверено 18 апреля 2024 г.
  26. ^ "В Бакинском метро вводятся в эксплуатацию новые современные поезда" . April 21, 2018. Archived from the original on August 7, 2020 . Retrieved September 18, 2020 .
  27. ^ "Официальный сайт президента Азербайджанской Республики - НОВОСТИ » Мероприятия" . Archived from the original on December 10, 2018 . Retrieved September 18, 2020 .
  28. ^ Этвелл, Элизабет; Ханлоу, Пируз (1995). «Авария в бакинском метро» . Международный журнал Азер. стр. 46–47. Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 18 февраля 2011 г. {{cite magazine}}: Для журнала Cite требуется |magazine= ( помощь )
  29. ^ «Подозреваемый в терроризме из Азербайджана экстрадирован в Баку» . НОВОСТНАЯ ЛЕНТА РСЕ/РС. 2 декабря 1997 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
  30. ^ Эй Джей Дакворт. «Пожары в автомобильных туннелях» (PDF) . 12-й симпозиум США и Северной Америки по шахтной вентиляции, 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2010 г. . Проверено 4 апреля 2010 г.
  31. ^ Терье Андерсен, Борре Дж. Пааске. «Аварии на железной дороге и в тоннелях метро» . Лотсберг.нет. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  32. ^ Фил Ривз (31 октября 1995 г.). «Диверсионный страх перед пожаром в метро» . Независимый . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
[ редактировать ]

Схема метро

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b38c5c591590fae0a550af41a5e4720__1722806880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/20/2b38c5c591590fae0a550af41a5e4720.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baku Metro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)