Азербайджанские железные дороги
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
![]() | |
Тип компании | Закрытое акционерное общество |
---|---|
Промышленность | Транспорт |
Основан | 2009 |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | Азербайджан , Страны СНГ , Прибалтика , Молдова , Украина , Грузия , Турция , Иран |
Ключевые люди | Ровшан Рустамов |
Услуги | Железнодорожный транспорт |
Владелец | Азербайджанская Республика |
Количество сотрудников | +17,000 |
Веб-сайт | Официальный сайт Азербайджанских железных дорог |
![]() Карта железных дорог Азербайджана 2023 | |
Обзор | |
---|---|
Даты работы | 1991 – настоящее время |
Предшественник | Российские Императорские железные дороги 1878-1917 гг. Советские железные дороги 1917-1991 гг. (предшественники Азербайджанских железных дорог) |
Технический | |
Ширина колеи | 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) |
Электрификация | 3 kV (3,000 V ) DC |
Длина | 2918 км (1813 миль) |



Азербайджанские железные дороги ( азербайджанский : Azərbaycan Dəmir Yolları ) — национальный государственный железнодорожного транспорта оператор в Азербайджанской Республике . 2918 км (1813 миль), 1520 мм ( фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма 4 Сеть шириной электрифицирована напряжением 3 кВ (3000 В ) постоянного тока . [ 1 ] Штаб-квартира Азербайджанских железных дорог находится в столице Баку .
После распада Советского Союза в 1991 году его железнодорожная система распалась на национальные железнодорожные системы различных бывших советских республик, из которых в том же году возникли независимая Азербайджанская Республика и Азербайджанские железные дороги.
Первая железнодорожная линия в Азербайджане была проложена в 1878 году и открыта в 1880 году в пригороде Баку. [ 2 ]
Железная дорога имеет 176 станций, 2 из которых Билəджэри (в Баку) и Ширван полностью автоматизированы, 12 станций имеют контейнерные дворы с адаптированными механизмами и машинами, 3 станции – Кешлэ (в Баку), Гянджери и Хырдалан способны поставлять высокие грузовые контейнеры. .
Наряду с железной дорогой Карс-Тбилиси-Баку , проектом регионального железнодорожного сообщения, которое с 2017 года напрямую соединяет Турцию , Грузию и Азербайджан , в Азербайджане модернизируются железнодорожные линии с использованием нового состава скоростных железных дорог взамен старого состава. [ 3 ]
История
[ редактировать ]
1878-1917
[ редактировать ]Первая железнодорожная линия в Азербайджане, принадлежавшая тогда Российской империи , была проложена в 1878 году и открыта в 1880 году в пригороде Баку , которая вела от Сабунчу до Сураханы , сегодня расположенного в черте города Баку. Ширина колеи соответствовала российской 1520 мм ( фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма Калибр 4 . [ нужна ссылка ]
Первая железнодорожная линия дальнего следования была открыта в 1883 году и вела из Баку в Тбилиси в Грузии . [ нужна ссылка ]
В 1900 году были открыты железнодорожные линии, которые связали Баку через Билкари с Дербентом и Петровском ( Махачкала ) в Дагестане и, таким образом, соединили Азербайджан с остальной частью Российской империи (а позже и Советского Союза). [ нужна ссылка ]
В 1908 году с продлением железнодорожной линии от Арарата в Армении до Шурура и Джульфы в Нахчыванском эксклаве Азербайджана эта часть Азербайджана была связана с Арменией. [ нужна ссылка ]
Таким образом, развитие Азербайджанской железной дороги на данный момент считалось окончательным. [ нужна ссылка ]
1917-1991
[ редактировать ]
После распада Российской империи и Русской революции страна была преобразована в Советский Союз, а Российские Императорские железные дороги — в Советские железные дороги. [ нужна ссылка ]
Благодаря наличию электроэнергии из обширных гидроэнергетических источников Азербайджана, в очень ранние сроки началась электрификация железнодорожных линий Азербайджана. В 1926 году с электрификацией постоянным током 1,2 кВ (1200 В) железнодорожной линии между Баку и Сабунчу она стала первой железнодорожной линией с электрическим приводом в Советском Союзе. Позже произошла электрификация постоянным током 3 кВ (3000 В). [ нужна ссылка ]
В 1924 году железнодорожная линия была продлена на юг до Эльта и Нефтчалы . [ нужна ссылка ]
В 1941 году железнодорожная линия была продлена от Горадиза и Миндживана через Армению, включая продление железнодорожной линии до Капана и Джульфы в Нахчыванском эксклаве Азербайджана. Таким образом, Нахчыванский эксклав Азербайджана был окончательно связан с собственно Азербайджаном. [ нужна ссылка ]
В 1941 году железнодорожная линия была также продлена на юг до Астары, Азербайджан, на южной границе с Ираном. [ нужна ссылка ]
В 1944 году железнодорожная линия была продлена до Кеталпарага , Агдама и Степанакерта ( Ханкенди ). [ нужна ссылка ]
До 1991 года железнодорожное движение в Азербайджане осуществлялось Советской железной дорогой под контролем Министерства сообщения СССР. Азербайджанское отделение Советских железных дорог было разделено на три отделения — Баку, Гяндже и город Нахчыван . [ нужна ссылка ]

1991 – настоящее время
[ редактировать ]

![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( январь 2017 г. ) |
С обретением независимости Азербайджанской Республики в 1991 году в том же году были образованы Азербайджанские государственные железные дороги (Azərbaycan Dövlət Dəmir Yolları). [ нужна ссылка ]
Из-за конфликта с Арменией по поводу Нагорно-Карабахского региона в Азербайджане железнодорожное сообщение на оккупированных Арменией территориях Азербайджана, включая Нагорный Карабах, а также международное железнодорожное сообщение с Арменией было прекращено. В результате 240,4 км азербайджанской железной дороги оказались под оккупацией Армении. [ нужна ссылка ]
В грузовых перевозках составляет экспорт нефти из нефтяных скважин из Баку на Каспийском море в грузинский порт Батуми на Черном море важную долю железнодорожных перевозок в Азербайджане : Доля грузового рынка Азербайджанской государственной железной дороги в 1999 году составила 21%. [ нужна ссылка ]
В 2009 году закрытое акционерное общество на базе Азербайджанской железной дороги было создано «Азербайджанские железные дороги» (Azәrbaycan Dәmir Yolları Qapalı Səhmdar Cəmiyyəti, «ADY» QSC) – национальный оператор железнодорожной сети Азербайджана со 100% государственным капиталом. Государственные железные дороги, функционально заменяющие его. [ нужна ссылка ]
Железная дорога Карс -Тбилиси-Баку представляет собой региональный железнодорожный проект, который напрямую соединит Турцию, Грузию и Азербайджан. Завершить проект планировалось в 2017 году. [ 4 ] Хотя в самом Азербайджане не будет добавлено никаких дополнительных железнодорожных линий, поскольку этот участок в Азербайджане уже является двухпутным и электрифицированным, железнодорожные линии будут модернизированы и будут добавлены новые скоростные железнодорожные линии, которые заменят старые железнодорожные линии, которые все еще находятся в эксплуатации. услуга. Ожидается, что доля железных дорог на рынке грузовых перевозок также быстро вырастет после завершения строительства железной дороги Карс-Тбилиси-Баку. [ нужна ссылка ]
Stadler поставит в Азербайджан двухэтажные электропоезда. Соглашение на поставку пяти двухэтажных электропоездов Kiss подписали Stadler Rail Петер Шпулер и председатель национальной железной дороги ADY Джавид Гурбанов. 13 мая на выставке TransCaspian 2015 в Баку генеральный директор [ 5 ]
Национальная железная дорога ADY разместила заказ на 300 миллионов евро на 50 Alstom KZ8A двухсекционных грузовых электровозов переменного тока напряжением 25 кВ. Также 7 сентября 2015 года компания Alstom приступила к разработке комплектующих для грузовых электровозов AZ8A, предназначенных для поставок в Азербайджан. [ нужна ссылка ]
Бакинская пригородная железная дорога
[ редактировать ]В 2019 году в Баку была запущена пригородная железная дорога, соединившая его с Сабунчу. [ 6 ]
Ключевые показатели и направления деятельности
[ редактировать ]Грузовые перевозки
[ редактировать ]Группа товаров | Объем (тонны) | Доля в общем объеме грузоперевозки (%) |
---|---|---|
Нефтепродукты | 6.515.993 | 34,8 |
Крупы | 1.568.078 | 8,4 |
Минеральные строительные материалы | 1.488.730 | 7,9 |
Химические и минеральные удобрения | 1.347.228 | 7,2 |
Черные металлы | 985.555 | 5,3 |
Лесная продукция | 853.033 | 4,6 |
Промышленное сырье и формы | 731.166 | 3,9 |
Уголь | 415.649 | 2,2 |
Древесные материалы | 228.788 | 1,2 |
Пассажирские перевозки
[ редактировать ]2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
---|---|---|---|---|---|
я четверть | 718.310 | 1.081.747 | 476.232 | 943.512 | 1.509.509 |
II квартал | 858.896 | 253.973 | 639.023 | 1.184.290 | |
III квартал | 971.424 | 334.022 | 648.078 | 1.249.692 | |
IV квартал | 1.301.808 | 454.610 | 1.062.759 | 1.759.030 | |
Общий | 3.850.438 | 2.124.352 | 2.826.092 | 5.136 517 |
Международное железнодорожное сообщение с соседними странами
[ редактировать ]Россия – открытая – 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма . Калибр
Грузия – открытая – 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма . Калибр
Иран - открытый - разрыв колеи 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) — 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) — только через азербайджанский эксклав Нахчыван ( железнодорожный мост Джульфа / Джульфа ) строится железнодорожное сообщение с собственно Азербайджаном. [ 9 ] См. Транспортный коридор Север-Юг .
Турция - открытое - сообщение с Турцией с отклонением колеи 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) — 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) из Грузии открыт 30 октября 2017 года. См. железную дорогу Карс-Тбилиси-Баку .
Армения – закрытая – 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма Колея ) - закрыта из-за продолжающегося нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Проекты
[ редактировать ]Международные транспортные коридоры
[ редактировать ]Международный транспортный коридор Север-Юг
[ редактировать ]Транспортный коридор «Север-Юг» предназначен для доставки грузов из Индии и региона Иранского залива в Россию, Западную Европу, страны Балтии и Скандинавии. [ 10 ] Основное преимущество транзитного коридора «Север-Юг» по сравнению с другими маршрутами заключается в том, что транзитное расстояние и время в пути меньше в два-три раза. Если морская транспортировка через Персидский залив и Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное и Балтийское моря до Хельсинки занимает 45-60 дней, то с учетом транзитного коридора Север-Юг этот срок составляет 20-25 дней. [ нужна ссылка ]
Соглашение о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между правительствами России, Ирана и Индии 12 сентября 2000 года. Азербайджанская Республика присоединилась к этому соглашению на основании Закона от 20 сентября 2005 года. [ нужна ссылка ]
Средний коридор
[ редактировать ]Средний коридор, или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТР), служит для увеличения грузовых перевозок из Китая в Турцию, а также в Европейский Союз и наоборот. Управление и развитие транспортного коридора осуществляют члены созданного Консорциума. [ нужна ссылка ]
Поезда, курсирующие по этому коридору, доставляют товары из Китая в Европу в среднем за 10-12 дней. Это одно из главных преимуществ транспортного коридора. [ 11 ]
Северо-Западный транспортный коридор
[ редактировать ]Создание транспортного коридора «Северо-Запад» стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию в 2017 году железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Этот коридор предназначен для увеличения грузовых перевозок между Турцией и Россией по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. В частности, транспортный коридор «Северо-Запад» обеспечивает транспортировку российского угля и зерновых грузов в Турцию по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. [ 12 ]
Юго-Западный транспортный коридор
[ редактировать ]История коридора берет свое начало в начале 2016 года. [ 13 ] Юго-Западный транспортный коридор действует по географическому маршруту Персидский залив/Индия – Иран – Азербайджан – Грузия – Украина – Европа (или Турция – Европа). [ 14 ] Коридор создан по инициативе Азербайджанских железных дорог (ADY). 12 января 2016 года в Баку состоялась презентация маршрута, в ходе которой состоялись обсуждения между предприятиями железных дорог и морских портов Азербайджана, Грузии, Ирана, Украины, по итогам которых был подписан Протокол о развитии коридора. был подписан. Согласно этому документу, полное название коридора - «Персидский залив – Иран, Астара и Каспийское море – Черное море – Европа». [ нужна ссылка ]
Лазуритовый коридор
[ редактировать ]Пятистороннее соглашение между Афганистаном-Туркменистаном-Азербайджаном-Грузией-Турцией о транзитно-транспортном сотрудничестве по маршруту Лазурит-Лазурит было подписано 15 ноября 2017 года в Ашхабаде. Документ предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры стран-участниц (автомобильного, железнодорожного и морского), а также упрощение процедур таможенного оформления. Соглашение способствует бесперебойной перевозке грузов по территории Договаривающихся Сторон, упрощает вопросы и процедуры, связанные с транзитом транспортных средств, обеспечивает безопасность транспортных средств, грузов и пассажиров. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Азербайджан
- Железнодорожный транспорт в Азербайджане
- Транспорт в Азербайджане
- Chingiz Ildyrym
- Зангезурский коридор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Азербайджанские железные дороги» . Индексмунди. 18 сентября 2021 г. Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Железнодорожный транспорт» . www.azerbaijans.com .
- ^ «Последние события в проекте железной дороги Баку-Тбилиси-Карс» .
- ^ «Ильхам Алиев принял участие в церемонии открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс» Официальный сайт Президента Азербайджана . President.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года.
- ^ Ltd, ДВВ Медиа Интернешнл. «Stadler поставит в Азербайджан двухэтажные электропоезда» . Railwaygazette.com . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Ильхам Алиев открыл вокзальный комплекс Сабунчи» . президент.аз .
- ^ «Наиболее часто перевозимые железнодорожным транспортом грузы» . фрахт.ady.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 10 июля 2023 года.
- ^ «Статистика пассажирских перевозок Азербайджанских железных дорог» . Ticket.ady.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года.
- ^ Ltd, ДВВ Медиа Интернешнл. «Соглашение о Каспийском коридоре» . Railwaygazette.com . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ « Международный транспортный коридор «Север-Юг» . mincom.gov.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года.
- ^ «Коридор Восток-Запад» . фрахт.ady.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года.
- ^ «Официально открыта первая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс» . BBC News на азербайджанском языке (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2022 года.
- ^ «Юго-Западный и Северо-Западный транспортные коридоры » Teref.az» . Teref.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2023 года.
- ^ " Новый тестовый поезд, который будет запущен по транспортному коридору "Юго-Запад", пройдет через территорию Азербайджана" . Информационное агентство «Report» (на азербайджанском языке). 21 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2023 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Азербайджанских железных дорог (на азербайджанском, английском и русском языках)
- Галерея и информация об электровозах Азербайджанских железных дорог. Архивировано 11 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- «Карта-схема железнодорожной сети Азербайджана» (на русском языке).
- «Галерея и информация электровозов Азербайджанских железных дорог» (на русском языке).
- Железнодорожный транспорт в Азербайджане
- Железнодорожные компании Азербайджана
- Железнодорожные компании Советского Союза
- Компании общественного транспорта в Азербайджане
- Компании, базирующиеся в Баку
- Железнодорожные компании, основанные в 1991 году.
- Азербайджанские бренды
- 1991 заведения в Азербайджане