Польские государственные железные дороги
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: нецитируемое мнение и неправильный синтез во всем. ( январь 2023 г. ) |
![]() | |
Тип компании | АО ( С.А. ) |
---|---|
Промышленность | Железнодорожный транспорт |
Основан | 24 сентября 1926 г. |
Штаб-квартира | Станция Варшава Западня , Варшава , Польша |
Ключевые люди | Алан Беруд (президент и генеральный директор) Ярослав Белдовский (председатель наблюдательного совета) |
Продукты | управление недвижимостью , управление активами |
Доход | 1,019 млрд злотых ![]() |
192,8 млн злотых ![]() | |
Всего активов | 15,046 млрд злотых ![]() |
Владелец | Государственное казначейство Республики Польша |
Количество сотрудников | 8220 (2017) |
Дочерние компании | ПКП Интерсити ПКП Карго Трисити СКМ ПКП Шерокоторова линия Гутница ПКП Информатика Xcity Инвестиции |
Веб-сайт | www.pkp.pl |
Польские государственные железные дороги ( польский : Polskie Koleje Państwowe , сокращенно: PKP SA). [4] ) был доминирующим железнодорожным оператором в Польше . Компания была основана в результате разделения бывшего государственного предприятия Польских государственных железных дорог на несколько подразделений в связи с необходимостью разделения управления инфраструктурой и транспортных операций. Польские государственные железные дороги являются доминирующей компанией в коллективе PKP Group , возникшем в результате разделения, и сохраняют 100% контроль над акциями, неся полную ответственность за активы всех других компаний, входящих в группу PKP. Организации группы зависят от Польских государственных железных дорог, но были сделаны предложения о приватизации. [5]
ПКП сегодня [ править ]
PKP в настоящее время является материнской компанией группы PKP, пассажирские операторы PKP Intercity и PKP Szybka Kolej Miejska w Trójmiasto , а также грузовые перевозчики PKP Cargo и PKP Linia Hutnicza Szerokotorowa в состав группы входят . PKP также является одним из крупнейших управляющих недвижимостью в Польше. [6]
История [ править ]

Первая мировая война и межвоенные годы [ править ]
Восстановление независимости 11 ноября 1918 года позволило Польше вернуть себе бывшие российский и австрийский участки военных железных дорог. В Министерстве связи был создан Департамент железных дорог, и польские железные дороги получили официальное название Polskie Koleje Państwowe . [ нужна ссылка ]
В декабре 1918 года началось Великопольское восстание . Повстанцы захватили бывший участок прусских железных дорог. Год спустя бои за Львов закончились, и бывшая австрийская железнодорожная дирекция перешла к Польше. Захват железных дорог у пруссаков продолжался до 1921 года. [ нужна ссылка ]
После победы над Красной Армией в польско-большевистской войне (1920 г.) на пути отступления коммунистов были обнаружены значительные повреждения железнодорожных сооружений. В то же время напряженные отношения с Литвой привели железные дороги вокруг Вильнюса и Минска к частичному распаду и застою. Либаво -Роменская железная дорога не восстановлена. [ нужна ссылка ]
В 1922 году управление польских железных дорог окончательно взяло на себя управление железными дорогами Верхней Силезии. В том же году было принято решение разделить железные дороги Польши на девять административных округов. [ нужна ссылка ]
Экономический кризис 1930-х годов вынудил государство сократить бюджет на инвестиции в железную дорогу. Прибыль снизилась на 50% по сравнению с 1929 годом. В следующем году более 23 000 сотрудников ПКП были уволены, а протесты и забастовки заставили власти попытаться найти решение. Конец кризиса и рост грузовых перевозок и доходов наступил в 1937 году. [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война [ править ]
После немецкого вторжения 1 сентября 1939 года и советского вторжения в восточную Польшу 17 сентября 1939 года большая часть польского подвижного состава попала в руки Советского Союза. [ нужна ссылка ]

польские железные дороги в Силезии, Великой Польше и Померании были переданы немецким железным дорогам Deutsche Reichsbahn 25 сентября . Польские железные дороги в Генерал-губернаторстве стали Остбаном. [ нужна ссылка ]
До последнего момента перед нападением Германии на Советский Союз в 1941 году грузовые поезда перевозили товары из Советского Союза в Германию. Начало нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года привело к владению железнодорожным и подвижным составом Остбаном , а также к владению подвижным составом ПКП с широкой колеей и реконструкцией до стандартной колеи. начало организованных диверсий польского движения сопротивления на железных дорогах. Примерно в это же время произошло [ нужна ссылка ]

военного назначения DR Kriegslok BR52 ( PKP class Ty2 ) началось производство простых паровозов В 1942 году в Познани и Хшануве ; паровые котлы для этих локомотивов производились в Сосновце .
Варшавское восстание нанесло обширный ущерб варшавскому подвижному составу, сетям и электрической тяге; оба моста через реку Висла и туннель на Варшавской городской магистрали были разрушены.В начале 1945 года было создано Министерство транспорта, а также Региональное управление национальных железных дорог. Многие довоенные паровозы были отправлены в Советский Союз. Польша получила много немецких локомотивов в качестве компенсации за военные потери. В июне было открыто железнодорожное сообщение с Варшавой с использованием временной железнодорожной станции из складов. 15 сентября 1945 года ПКП взяла на себя управление всеми железнодорожными линиями на новой территории Польши от Советского Союза. Большинство этих линий были либо разрушены, либо недоступны. Железные дороги в стране были разделены на десять округов. [ нужна ссылка ]
Послевоенные годы [ править ]
В период среднего и позднего коммунистического правления состояние польских железных дорог значительно ухудшилось. Когда-то это была крупная и прибыльная сеть, но систематический недостаток финансирования и невозможность приобретения нового подвижного состава оставили ПКП далеко позади железнодорожных операторов Западной Европы с точки зрения технического прогресса и комфорта пассажиров. В дополнение к этому плохое состояние многих железнодорожных линий по всей стране привело к постоянному увеличению времени в пути для пассажиров и, как следствие, сделало железные дороги гораздо менее способными конкурировать с междугородними автобусными и воздушными перевозками. За весь коммунистический период был завершен только один крупный инфраструктурный проект, связанный с железными дорогами. Центральная магистральная линия — престижный проект, завершенный в 1976 году, предназначенный как для перевозки тяжеловесного угля, так и для быстрых пассажирских перевозок. Эта линия впервые позволила пассажирам путешествовать с комфортом и относительно высокой скоростью из Кракова и Катовице в Варшаву; однако высокоскоростное сообщение так и не началось, хотя в 1994 году испытательные пробеги достигли 250 км/ч. Более того, несмотря на успешное завершение участка от южной до центральной Польши, запланированное расширение до Гданьск и балтийские порты страны так и не были реализованы, и это значительно снизило как полезность, так и потенциал линии. [ нужна ссылка ]
1990 по сегодняшний день [ править ]
страны С момента возвращения Польши к суверенитету в начале 1990-х годов Польские государственные железные дороги столкнулись с постоянно растущей конкуренцией со стороны частного автомобильного транспорта и быстро расширяющейся сети автомагистралей и скоростных дорог . Однако постоянно сокращающееся время в пути, лучшие графики, обеспечивающие хорошо скоординированные соединения, рост числа частных операторов и масштабные инвестиции в инфраструктуру, во многих случаях поддерживаемые финансированием Европейского Союза , а также новый подвижной состав постепенно привлекают людей. обратно на железные дороги. [7]
14 декабря 2014 года поезда PKP Intercity Pendolino начали курсировать по линии CMK (линия 224 км от Кракова и Катовице до Варшавы), при этом поезда развивают скорость 200 км / ч (124 миль в час) в рамках регулярного расписания. (управляющая инфраструктурой) планирует PKP Polskie Linie Kolejowe в ближайшее время увеличить скорость на всей линии до 250 км/ч. [8] В день 13 декабря 2020 года ограничение скорости было повышено до 200 км/ч также на линии Варшава – морской порт Гдыня поездом New Pendolino. [9]
Туризм [ править ]
ПКП был туристической достопримечательностью для британских наблюдателей по крайней мере с середины двадцатого века. [10] Позднее прекращение использования паровой энергии в системе PKP означало, что Польша стала привлекательным местом для энтузиастов железнодорожного транспорта еще долгое время после того, как пар прекратился на британских железных дорогах. Последняя пароварка PKP в Вольштыне осталась в эксплуатации благодаря этому туризму и продолжает предоставлять регулярные паровозные перевозки. [11]
Корпоративные подразделения [ править ]
ПКП Интерсити [ править ]

PKP Intercity — полунезависимое подразделение PKP, выполняющее пассажирские поезда дальнего следования в Польше. Она была основана в 2001 году, когда в рамках подготовки к разделению управления инфраструктурой и транспортными операциями Польские государственные железные дороги были реорганизованы в ряд независимых операционных компаний под единым руководством PKP Group .
PKP Intercity управляет всеми поездами InterCity в Польше, а также большинством услуг EuroCity по всей Европе. Хотя конкуренция на рынке дальних железнодорожных перевозок в Польше растет, PKP Intercity по-прежнему удерживает фактическую монополию в отрасли, поскольку ее текущая доля рынка составляет почти 100% сегмента.
Поезда ПКП Интерсити в настоящее время (2015 г.) ходят под следующими брендами:
- Express InterCity Premium (EIP) - высокоскоростные поезда Pendolino
- EuroCity (EC): международные поезда, курсирующие по основным маршрутам и требующие предварительного бронирования.
- Express InterCity (EIC) - введен в 2009 году, в результате поезда категории EX были прекращены.
- InterCity (IC) - Междугородние поезда
- Your Railway Lines (TLK) — бюджетные междугородние поезда.
- InterCityBus (ICBUS) - междугородние автобусы.
ПКП Карго [ править ]

PKP Cargo ( WSE : PKP ), основанная в 2001 году во исполнение решения Европейского суда о необходимой реструктуризации Польских государственных железных дорог перед вступлением в ЕС, является компанией группы PKP, ответственной за грузовые перевозки. В настоящее время это крупнейший железнодорожный грузовой перевозчик в Польше и второй по величине в Европейском Союзе.Компания была основана после разделения Polskie Koleje Państwowe (общенационального железнодорожного оператора) на несколько десятков компаний в соответствии со стандартами Европейского Союза. [12]
PKP Cargo принадлежит PKP SA (50% + 1 акция) и частным инвесторам.
ПКП Шибка Колей Мейска [ редактировать ]
Это железнодорожный транспорт, который первоначально функционировал в польском районе Трехгородья ( Гдыня , Сопот и Гданьск ). С тех пор система расширилась и теперь охватывает более длинный маршрут, достигая таких городов, как Слупск , Ленборк и Вейхерово .
Обслуживается электропоездами с частотой от 6 минут до получаса между поездами (в зависимости от времени суток). Это сравнимо с метро или легкорельсовым транспортом в других европейских городах. Район Трехгородья уникально подходит для этого вида транспорта, поскольку он представляет собой относительно узкий коридор с севера на юг между Гданьским заливом и Ландшафтным парком Трехгородья . [13]
ПКП Шерокоторова линия Гутница [ править ]
ПКП ЛХС — компания Группы ПКП, отвечающая за эксплуатацию инфраструктуры и грузовые перевозки на Ширококолейной металлургической линии . Длина линии составляет около 400 км от польско - украинской границы в районе Изов-Грубешув до Славкува-Полудневы (недалеко от Катовице ).
Линия была открыта в 1979 году и использовалась для импорта железной руды из СССР, а также для экспорта угля и серы из Польши.После падения коммунизма и экономических изменений 1989 года движение на линии значительно сократилось. В настоящее время опробуются различные схемы повышения его рентабельности.Эта линия проходит как однопутная линия длиной почти 400 км от польско -украинского пограничного перехода к востоку от Грубешува до Славкува Полудневы (недалеко от Катовице ). Он используется только для грузовых перевозок, в основном железной руды и угля. Это самая западная железнодорожная линия широкой колеи в Европе, которая связана с железнодорожной системой широкой колеи стран, которые до 1991 года входили в состав Советского Союза .
Источник питания [ править ]
Тяга электропоездов Польской государственной железной дороги началась в 1936 году в районе Варшавы и с самого начала осуществляется на 3 кВ постоянного тока. По состоянию на 1 января 2011 года электрифицировано 11 481 километр общей протяженностью 19 276 километров.
Вся потребляемая мощность берется из общественной сети и выпрямляется на подстанциях . Большинство подстанций питаются напряжением от 15 до 30 кВ. Там, где линии имеют интенсивное движение и более высокую скорость, подстанции питаются от сети 110 кВ.
ОРУ подстанций , питающихся от напряжения ниже 30 кВ, размещается в закрытых помещениях, на 110 кВ применяются ОРУ. Расстояние между подстанциями составляет от 15 до 28 километров. Для надежности электроснабжения подстанции обычно питаются как минимум от двух линий электропередачи. Каждая подстанция обычно питает два сегмента воздушного провода, которые разделены переключателем. Как это обычно бывает в системах постоянного тока, отрицательный полюс заземлен.На полпути между двумя подстанциями находится переключатель, с помощью которого можно соединить воздушные провода. проходит трехфазная линия переменного тока напряжением 6 кВ, 15 кВ или 20 кВ На некоторых линиях параллельно железнодорожной линии либо на опорах ВЛ, либо на отдельных опорах . Он используется для питания сигналов, переездного оборудования и других устройств, требующих электроэнергию, идущую на рельсы. Эту линию можно также использовать для аварийного электроснабжения подстанций.
группы ПКП Бывшие компании

PKP Przewozy Regionalne [ править ]
До 22 декабря 2008 года Przewozy Regionalne была 100% дочерней компанией PKP Group ; после этой даты все ее акции были переданы 16 региональным правительствам Польши. [14] Таким образом, компания больше не входит в Группу ПКП, а на межрегиональных маршрутах ее поезда InterRegio конкурируют с поездами ПКП Интерсити ТЛК. Это было сделано для повышения конкуренции среди операторов польской железнодорожной сети. 8 декабря 2009 года компания окончательно сменила название с PKP Przewozy Regionalne на Przewozy Regionalne .
Польские железные дороги [ править ]

Компания, отвечающая за содержание железнодорожных путей, проведение поездов по стране, составление расписания поездов и управление железнодорожным имуществом, таким как линии и станции. В 2024 году ПКП будет принадлежать 16,54% акций этой компании. [15]
ПКП Энергетика [ править ]
Компания, отвечающая за снабжение польских железнодорожных операторов электроэнергией. ПКП Энергетика была основана после разделения ПКП на группу из нескольких десятков независимых компаний, соответствующих стандартам Европейского Союза .
Группа PKP продала PKP Energetyka компании CVC Capital Partners в 2015 году, которая, в свою очередь, продала ее PGE Polska Grupa Energetyczna в 2022 году. [16]
См. также [ править ]
- История железнодорожного транспорта в Польше
- Список железнодорожных компаний
- Список железнодорожных линий Польши
- Система классификации ПКП
- Группа ПКП
- Польские государственные железные дороги летом 1939 года.
- Житель города Пшемысль.
- Железнодорожный транспорт в Польше
- Транспорт в Польше
Ссылки [ править ]
- ^ «Годовой отчет ПКП (2017)» (PDF) (на польском языке). ПКП . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ «Годовой отчет ПКП (2017)» (PDF) (на польском языке). ПКП . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ «Годовой отчет ПКП (2017)» (PDF) (на польском языке). ПКП . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ «ПКП ИНФО | Информация о ПКП, список железнодорожных станций» . pkp.info.pl. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Президент ПКП: Решения о том, состоится ли и когда состоится приватизация ПКП «Интерсити», пока нет» . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Компании группы ПКП» . ПКП СА . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ InterConSystems.pl. «Инвестиции» . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «В 2023 году мы будем путешествовать по польской железной дороге со скоростью до 250 км/ч — Коммунальное хозяйство» .
- ^ «Новое расписание ПКП. Проверьте изменения» . 13 декабря 2020 г.
- ^ Чемберс, Кейт (апрель 2017 г.). МакКолл, Иэн (ред.). «В Польшу, 13 лет». Локомотивы Интернешнл (107). Аппер-Сигри: Магистральные и морские линии: 9. ISSN 1353-7091 .
- ^ Флетчер, Мартин (14 февраля 2022 г.). «Вождение последнего паровоза в Европе: поездка в Польшу, которая ставит энтузиастов железнодорожного транспорта под контроль «дышащего дракона» » . Путешествия: Файнэншл Таймс . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Данные СКМ с сайта Группы компаний ПКП на официальном сайте ПКП» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 г. Проверено 21 января 2007 г.
- ^ «Нужны немедленные решения» . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 г. Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ «Список компаний с участием PKP SA» (PDF) . ПКП СА . ПКП СА . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «PGE покупает ПКП Энергетика за 1,9 млрд злотых. Признает инвестиции в размере 3,8 млрд злотых» . www.rynek-kolejowy.pl (на польском языке) . Проверено 25 ноября 2023 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Онлайн расписание
- ПКП - Польские государственные железные дороги