Железнодорожный транспорт в Словакии
Железнодорожный транспорт в Словакии | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Операция | |||||
Инфраструктурная компания | Железные дороги Словацкой Республики | ||||
Основные операторы | ЗССК , Лео Экспресс , RegioJet | ||||
Статистика | |||||
Пассажиропоток | 72,47 миллиона (2017) [ 1 ] | ||||
Пассажиро-км | 3,76 миллиарда (2017) [ 1 ] | ||||
Груз | 7 миллиардов тонно-км (2017 г.) [ 1 ] | ||||
Длина системы | |||||
Общий | 3626 километров (2253 миль) [ 1 ] | ||||
Двойной путь | 1017 км (632 миль) [ 1 ] | ||||
Электрифицированный | 1588 км (987 миль) [ 1 ] | ||||
Ширина колеи | |||||
Основной | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | ||||
Высокоскоростной | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | ||||
Функции | |||||
№ туннелей | 75 | ||||
Длина туннеля | 43,23 км (26,86 миль) | ||||
Самый длинный туннель | Туннель Харманек 4698 метров (15 413 футов) | ||||
№ мостов | 2 321 | ||||
|
Железнодорожное сообщение в Словакии началось 21 сентября 1840 года с открытием первой конной линии от Братиславы до Святого Юра (в то время в Венгерском королевстве ). Первая паровая линия из Братиславы в Вену открылась 20 августа 1848 года.
Современная компания «Железные дороги Словацкой Республики» была основана в 1993 году как преемница Чехословацких государственных железных дорог в Словакии . До 1996 года у него была формальная монополия на железнодорожные перевозки в стране, которая оставалась монополией де-факто до появления в сети в начале 2010-х годов частных операторов. К частным пассажирских перевозок операторам относятся RegioJet , которая обслуживает поезда между Прагой ( Чехия ) и Кошице , Жилиной и Кошице , Жилиной — Братиславой — Прагой и по маршруту Комарно — Дунайска Стреда — Братислава . [ 2 ] Маршрут Братислава-Комарно теперь обслуживает компания Leo Express . Другой частный оператор - Leo Express , который обслуживает поезда по маршруту Прага-Кошице/Прешов. Есть планы выиграть еще тендеры в Словакии. [ 3 ]
В 2002 году компания была разделена по закону: обслуживание инфраструктуры осталось за ЖСР, а пассажирские и грузовые перевозки были переданы компании « Железнична сполочность , а.с.» (ЗССК). В 2005 году эта новая компания была разделена на « Железнодорожную компанию Словенско , АО» (ZSSK). [ 4 ] оказание услуг по пассажирским перевозкам и « ЗССК Карго » [ 5 ] оказание грузовых услуг. Грузовые перевозки осуществляют ZSCS и около 30 частных компаний.
Словакия является членом Международного союза железных дорог (UIC). Код страны UIC для Словакии — 56.
История
[ редактировать ]Железная дорога стала важной предпосылкой экономического и социального развития страны. В 1837 году началось строительство первой европейской железнодорожной магистрали. Его строительство стало потенциальной угрозой для рынка сельскохозяйственных товаров и древесины из западной Словакии. Поэтому была основана компания для строительства конной железной дороги, которая свяжет пять королевских городов между Братиславой и Трнавой. Служба оказывалась до первой половины XIX века. Вначале строительство железной дороги находилось в руках государства. Позже, в 1854 году, государство поручило строительство железной дороги частным предпринимателям. [ 6 ]
1867–1873
[ редактировать ]Интенсивность строительства изменилась после заселения в 1867 году. Было создано Министерство транспорта и общественных работ. Его основной целью было строительство независимых от Австрии транспортных коммуникаций . В Словакии это означало масштабное строительство железных дорог.
В период с 1867 по 1873 год был построен ряд крупных железных дорог:
- Кошице – Жилина – Богумин
- Пешт – Филяково – Лученец – Зволен – Врутки
- Михаляны – Гуменне – Медзилаборце – Лупков – Перемышль
- Кошице – Михаляны – Словенске Новый Место – Чоп
- Братислава – Тренчин
- Прешов – Орлов – Тырнов
- Филяково – Плешивец – Добшина, Есенске – Тисовец
Венгрия пыталась использовать частный капитал для строительства железных дорог. Недостаток средств поставил под угрозу строительство железных дорог, и в 1868 году Венгрия начала строить железные дороги самостоятельно.
Строительство железной дороги сопровождалось серией скандалов и коррупционных дел среди аристократии , политиков и бизнесменов. Несмотря на это, основа железнодорожной сети была заложена в относительно короткие сроки.
1873–1918
[ редактировать ]Банкротство Венской фондовой биржи стало началом экономического кризиса, отразившегося на экономике монархии на протяжении всей первой половины 70-х годов 19 века. Изменение экономической ситуации отразилось на дальнейшем строительстве железных дорог. В этот период в стране осознавали стратегическое значение железнодорожного транспорта для экономики и политики.
Государство отреагировало на ситуацию рядом действий: остановило строительство дорогостоящих железных дорог и создало правовые условия для строительства местных железных дорог.
1918–1939
[ редактировать ]После образования Чехословакии наиболее важной задачей было поддержание и управление железнодорожной сетью, определенной новыми границами. За управление сетью отвечали два подразделения, созданные в городах Кошице и Братислава. Словакия унаследовала железнодорожную сеть, недостаточную для новых государственных нужд.
Единственной эффективной линией была Кошице-Богумин. Поэтому государство решило взять на себя управление всеми частными железными дорогами и расширить железнодорожные линии. Давление конкуренции со стороны автомобильного грузового транспорта стимулировало дальнейшее развитие. Скорость грузовых поездов была увеличена до 70 км/ч за счет применения непрерывного торможения. Значительный прогресс в пассажирских перевозках был достигнут за счет автомобилизации местных железных дорог.
1939–1945
[ редактировать ]
3 марта 1939 года было создано Словацкое государство . Однако оно зависело от Германии . Война вызвала высокую интенсивность грузовых перевозок. Ключевую роль играл экспорт сырья, сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Пассажирские перевозки характеризовались обширными сезонными перемещениями сельскохозяйственных и промышленных рабочих из Польши , Словакии, Украины и России, направлявшихся в Германию.
1945–1992
[ редактировать ]После Второй мировой войны , с восстановлением Чехословакии, основным вопросом, который необходимо было решить, была реконструкция железнодорожной сети. После смены режима в 1948 году коммунистическое к власти пришло правительство. Все частные железные дороги были национализированы. Недостаточная пропускная способность линии Черна-над-Тисой – Кошице – Жилина – Богумин была основным фактором, ускорившим расширение железнодорожной сети на юге Словакии. Одновременно электрификация проводилась железных дорог.
Конституция 1960 года определила Чехословакию как социалистическое государство . Железнодорожный транспорт был основным столпом доктрины Иосифа Сталина «железо и сталь». Особое внимание уделялось транспортировке сырья, строительных материалов, топлива и продуктов питания.
Индустриализация оказала существенное влияние на рост пассажирского транспорта — люди добирались на работу и в школу на большие расстояния. Рост интенсивности вызвал дисбаланс между спросом и техническими возможностями. Ситуация стабилизировалась в 1970-е годы благодаря развитию индивидуального автомобильного транспорта, а интенсивность железнодорожного транспорта начала снижаться.
После 1993 года
[ редактировать ]1 января 1993 года Словацкая Республика стала независимой страной. компания «Железнице Словенской Республики» В то же время была основана . Тяжелая исходная ситуация требовала принятия мер по скорейшему укреплению работы железнодорожной сети. Наиболее важной мерой было создание условий для приватизации и оптимизации железнодорожной деятельности в соответствии с потребностями бизнеса. Стратегической целью было обеспечить доступ к торговому рынку Европейского Союза и извлечь выгоду из географического положения территории Словацкой Республики и ее туристического потенциала.
Линия Ланжот (Чехия) — Куты (Словакия) будет завершена в конце 2023 года. [ 7 ]
В период с 2021 по 2023 год линия Кошице — Молдавия и Бодвоу будет электрифицирована. [ 8 ] В период с 2023 по 2026 год линия Кошице — Бановце-над-Ондавой будет электрифицирована. Оба с напряжением 3 кВ постоянного тока, с возможностью будущего перехода на напряжение 25 кВ, 50 Гц. [ 9 ]
Интермодальные перевозки из Китая
[ редактировать ]В 2017 году пробный контейнерный сервис из Даляня в Китае в порт СПаП на реке Дунай в Братиславе прибыл в столицу Словакии 13 ноября после 17-дневного пути через Россию и Украину. 41 контейнер с грузами на сумму более 3 миллионов долларов США, включая электронику и детали машин, был перегружен между колеями на КПП Маньчжурия/Забайкальск между Китаем и Россией и в Добре на границе Украины и Словакии, где грузовой комплекс имеет два козловых крана и один мощность перевалки до 200 000 контейнеров в год. [ 10 ]
Компании
[ редактировать ]
- Železnice Slovenskej republiky ( ŽSR ) — государственный оператор железнодорожной инфраструктуры Словакии.
- RegioJet - частный пассажирский железнодорожный оператор
- ЛЕО Экспресс - частный пассажирский железнодорожный оператор
- Аррива - частный пассажирский железнодорожный оператор
- Чёрный Грон Железная дорога ( ČZHŽ ) - 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) узкоколейная историческая железная дорога, принадлежащая деревням на линиях ČHŽ.
- Историческая лесозаготовительная обратная дорога в Вычиловке ( HLÚŽ или OKLŽ ) — 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) узкоколейная историческая железная дорога, принадлежащая музею Кисуце.
- Железная дорога Нитранского сельскохозяйственного музея ( NPŽ ) — 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) узкоколейная железная дорога
- Železničná spoločnost Slovensko as ( ZSSK ) - государственный оператор пассажирских поездов
- Железнодорожная компания Cargo Словакия as ( ZSSK Cargo или ZSCS ) — государственный грузовых поездов оператор
Статистика
[ редактировать ]Данные взяты из Годового бюллетеня ŽSR за 2006 г. (на словацком языке). Архивировано 16 сентября 2008 г. на Wayback Machine.
- Общая длина линий: 3658 км (2273 мили)
- Однопутный : 2639 км (1640 миль)
- Двойная или более гусеница: 1019 км (633 мили)
- 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) широкая колея : 99 км (62 мили)
- 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея : 3509 км (2180 миль)
- Узкая колея : 50 км (31 миль)
- 45 км (28 миль) 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма ) калибр; 5 км (3,1 мили) 750 мм ( 2 фута 5 + 1 ⁄ 2 дюйма ( колея))
- Электрифицированный : 1577 км (980 миль)
По состоянию на 31 декабря 2010 г.
- 75 туннелей протяженностью 43,228 километра.
- 2321 железнодорожных мостов протяженностью 52,154 километра.
- 8529 стрелочных переводов
Железнодорожное сообщение с соседними странами
[ редактировать ]- Та же колея 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Австрия — один переход с изменением напряжения 25 кВ переменного тока/15 кВ переменного тока и один неэлектрифицированный с планом электрификации и объединения напряжения к 2025 году! [ 11 ]
- Чехия - одинаковое напряжение 3 кВ постоянного тока или 25 кВ переменного тока - 2 перехода, электрифицированных переменным током на юге, два перехода с постоянным током на севере, два неэлектрифицированных в центральной части границы.
- Венгрия - то же напряжение 25 кВ переменного тока (на переездах Русовце - Райка , Комарно - Комаром и Штурово - Соб ) или изменение напряжения 3 кВ постоянного тока / 25 кВ переменного тока (на переезде Кехнец - Хидаснемети и Словенске Нове Место - Шаторальяуйхей )
- Польша — то же напряжение 3 кВ постоянного тока.
- Разрыв колеи 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 )/ 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма )
- Украина — напряжение 3 кВ постоянного тока
См. также
[ редактировать ]- История железнодорожного транспорта в Словакии
- Метро Братислава
- Словацкие железнодорожные пограничные переходы
- Словацкий выстрел
- Ширина колеи в Словакии
- Транспорт в Словакии
- Широкая колея Ужгород – Кошице
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Железнодорожная статистика – краткий обзор за 2017 год» (PDF) . Международный союз железных дорог, IUC. 2017. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ «Железнодорожный вестник: Словацкий пассажирский рынок начинает открываться» . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ «Чехия, Словакия: RegioJet будет выполнять больше рейсов в Словакию?» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ "Главная страница ZSSK Словакия" . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 г.
- ^ «ЗССК Карго» .
- ^ © ЖСР - Железнодорожная связь по материалам издания: История железных дорог на территории Словакии, Инж. Иржи Кубачек, кандидат исторических наук История железных дорог Словацкой Республики
- ^ «SŽ подписывает договор на трансграничное сообщение со Словакией» . 16 марта 2022 г.
- ^ «Заключен контракт на электрификацию» . 4 июля 2021 г.
- ^ «Подписан договор на электрификацию железнодорожной линии» . 30 мая 2023 г.
- ^ Прибытие грузового транспорта из Даляня в Братиславу.
- ↑ % 7Cdate_of_access=10 марта 2024%7C
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фендер, Кейт (2022). Чешские и словацкие железные дороги: три десятилетия перемен, 1990–2020-е гг . Серия World Railways, Том 2. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. ISBN 9781802820294 .