Jump to content

Закавказская железная дорога

Закавказская железная дорога
Железная дорога в 1967—1991 гг.
Обзор
Штаб-квартира Тбилиси
Отчетный знак ZZhD
Местный
Даты работы 1871–1991
Преемник ТХДД , РЖД , ИРИР , АДДИ , ГР , ХЮ , АКР
Технический
Ширина колеи 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 32 дюйма )

Закавказская железная дорога ( русский : Закавка́зская желе́зная дорога ) была первой железной дорогой на Южном Кавказе . [1]

Она финансировалась Российской империей как стратегическая железная дорога, соединяющая Черное море с Каспийским морем . Железная дорога позволила бы русской армии лучше контролировать Кавказ. Кроме того, благодаря Транскаспийской железной дороге Россия могла бы гораздо быстрее переправлять войска из Средней Азии . В 1865–1922 годах железная дорога работала как частная компания, а в 1922–1991 годах — как дочерняя железная дорога Советских железных дорог .

История [ править ]

Российская Империя (1865-1917) [ править ]

5 облигаций Закавказской железнодорожной компании, выпущенных 23 апреля 1882 г.
Железная дорога в 1916 году

Железная дорога началась в 1865 году в портовом городе Поти на Черном море. Железная дорога достигла Зестафони в 1871 году и Тбилиси в 1872 году. Подрядчиком этой части линии были господа Г.Б. Кроули и К°; штатным инженером был Эдвард Престон, CE, который ранее работал в Северном Уэльсе. [2] Этим можно объяснить интерес, проявленный этой железной дорогой к горным железным дорогам Уэльса и узкоколейным паровозам, курсирующим по железной дороге Фестиниог Северного Уэльса . [3] В 1877 году была построена ветка до Кутаиси , ответвлявшаяся от Броцеула. В 1883 году была построена железная дорога до Баку . После завершения строительства железной дороги до Баку грузовые поезда с нефтью отправились из Баку в Поти для отправки в другие города России через Черное море. Во время русско-османской войны 1877–1878 годов Российская империя получила территорию Анатолии от Османской империи после победы над ними в битве при Карсе . Эта новая территория включала город-крепость Карс . В 1887 году была построена ветка до Ткибули . В 1894 году была построена ветка, ответвлявшаяся в Хашури , до Боржоми . Карс был стратегическим городом для русских в Анатолии, поэтому в 1899 году железная дорога построила ветку от Тбилиси до Карса. Закавказская железная дорога была соединена с остальной частью российской системы в 1900 году, когда была построена линия Баку — Махачкала . В 1902 году узкоколейная железная дорога Боржоми-Бакуриани была построена для обслуживания лыжного сообщества региона. В 1913 году железная дорога была продлена от Карса до Сарыкамыш ; граница Российской империи и Османской империи в то время. Когда Первая мировая война в 1914 году разразилась , Российская империя встала на сторону союзных держав , а Османская империя встала на сторону центральных держав, что сделало две империи врагами. После Эрзерумского наступления Россия получила под свой контроль город Эрзурум . Для поддержки кампаний дальше на территорию Османской империи 750-мм ( Железная дорога шириной 2 фута 5 + 1 2 дюйма была построена от Сарыкамыша до Эрзурума в 1916 году и продлена до Еникёй позже в том же году. России пришлось прекратить участие в войне из-за русской революции 1917 года , которая привела к распаду Российской империи .

Гражданская война в России (1918-1922) [ править ]

С распадом Российской империи 147-километровая часть линии Джульфа-Тебриз отошла к Персидским железным дорогам. Османская империя проиграла вместе с центральными державами, отдав северо-восточную Анатолию Армении . В 1919 году разразилась турецкая война за независимость , и северо-восточная Анатолия была возвращена туркам, на этот раз как Турецкая Республика . устанавливающий 2 декабря 1920 года был подписан Гюмрюский мирный договор, нынешние границы Турции. Закавказская железная дорога продолжала эксплуатировать 404-километровую часть своей системы на территории Турции. В 1921 году участок линии Эрзурум-Еникёй был заброшен.

Советский Союз (1922-1991) [ править ]

Советский Союз был образован в 1922 году, и Закавказская железная дорога была поглощена Советскими железными дорогами, но продолжала работать как вспомогательная железная дорога. В 1924 году началось строительство железной дороги от Баку на юг до Алята , Ширвана и до портового города Нефтчала . В 1927 году участок Акьяка-Эрзурум (в Турции) ее системы был приобретен Турецкими государственными железными дорогами . Железная дорога построила ветку от Гюмри до Маралика в 1925 году. Железная дорога построила линию на север для соединения с Советскими железными дорогами в Адлере , ответвляющуюся в Сенаки , линия была построена до Гали в 1930 году, Сухуми в 1938 году и Адлера в 1949 году. ветка на Ткварчели была построена в 1940 году. Линия Кутаиси- Цхалтубо была построена в 1935 году вместе с веткой на Цхинвали в 1940 году. В 1941 году железная дорога построила две линии: одну от Ширвана до Джульфы и одну от Сальяна до Астары на Азербайджанской дороге. -Иранская граница, таким образом соединяющаяся с иранской системой. Была построена линия до портового города Батуми , построенного позже в 1960-х годах.

железной дороги ( Роспуск ) 1991

После распада Советского Союза железная дорога была разделена между образовавшимися новыми странами. Джалама-Махачкала часть линии Баку-Махачкала была приобретена РЖД . Пути в Грузии приобрело ООО «Грузинские железные дороги» , хотя пути в Абхазии перешли в собственность Абхазской железной дороги (позже эта компания была поглощена Грузинскими железными дорогами). Пути в Азербайджане и Нахчыване перешли в ведение Азербайджанской государственной железной дороги , а пути в Армении - в собственность Армянской железной дороги .

Железнодорожную линию в Абхазии приобрела Абхазская железная дорога , а в 2009 году — РЖД .

Железная дорога Тбилиси-Баку (соединяющая Грузию и Азербайджан) была отремонтирована в 2008–2014 годах, а также построена новая железная дорога между Турцией и Тбилиси, Грузия, как часть железной дороги Карс-Тбилиси-Баку . Железная дорога Тбилиси-Армения-Турция не является частью этого проекта и остается закрытой.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 16. Железо — Земли. 1952. 672 стр., илл.; 51 л. илл. и карт.
  2. ^ Обзор железных дорог и транспорта Японии, 24 июля 2000 г., стр.42.
  3. ^ JIC Boyd, The Festiniog Railway, Vol.1 (Oakwood, 1975), стр. 105,109.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c164559da73602028d39df6b77dbd44d__1671869940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/4d/c164559da73602028d39df6b77dbd44d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transcaucasus Railway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)