Закавказская железная дорога
Обзор | |
---|---|
Штаб-квартира | Тбилиси |
Отчетный знак | ZZhD |
Местный |
|
Даты работы | 1871–1991 |
Преемник | ТХДД , РЖД , ИРИР , АДДИ , ГР , ХЮ , АКР |
Технический | |
Ширина колеи | 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) |
Закавказская железная дорога ( русский : Закавка́зская желе́зная дорога ) была первой железной дорогой на Южном Кавказе . [1]
Она финансировалась Российской империей как стратегическая железная дорога, соединяющая Черное море с Каспийским морем . Железная дорога позволила бы русской армии лучше контролировать Кавказ. Кроме того, благодаря Транскаспийской железной дороге Россия могла бы гораздо быстрее переправлять войска из Средней Азии . В 1865–1922 годах железная дорога работала как частная компания, а в 1922–1991 годах — как дочерняя железная дорога Советских железных дорог .
История [ править ]
Российская Империя (1865-1917) [ править ]
Железная дорога началась в 1865 году в портовом городе Поти на Черном море. Железная дорога достигла Зестафони в 1871 году и Тбилиси в 1872 году. Подрядчиком этой части линии были господа Г.Б. Кроули и К°; штатным инженером был Эдвард Престон, CE, который ранее работал в Северном Уэльсе. [2] Этим можно объяснить интерес, проявленный этой железной дорогой к горным железным дорогам Уэльса и узкоколейным паровозам, курсирующим по железной дороге Фестиниог Северного Уэльса . [3] В 1877 году была построена ветка до Кутаиси , ответвлявшаяся от Броцеула. В 1883 году была построена железная дорога до Баку . После завершения строительства железной дороги до Баку грузовые поезда с нефтью отправились из Баку в Поти для отправки в другие города России через Черное море. Во время русско-османской войны 1877–1878 годов Российская империя получила территорию Анатолии от Османской империи после победы над ними в битве при Карсе . Эта новая территория включала город-крепость Карс . В 1887 году была построена ветка до Ткибули . В 1894 году была построена ветка, ответвлявшаяся в Хашури , до Боржоми . Карс был стратегическим городом для русских в Анатолии, поэтому в 1899 году железная дорога построила ветку от Тбилиси до Карса. Закавказская железная дорога была соединена с остальной частью российской системы в 1900 году, когда была построена линия Баку — Махачкала . В 1902 году узкоколейная железная дорога Боржоми-Бакуриани была построена для обслуживания лыжного сообщества региона. В 1913 году железная дорога была продлена от Карса до Сарыкамыш ; граница Российской империи и Османской империи в то время. Когда Первая мировая война в 1914 году разразилась , Российская империя встала на сторону союзных держав , а Османская империя встала на сторону центральных держав, что сделало две империи врагами. После Эрзерумского наступления Россия получила под свой контроль город Эрзурум . Для поддержки кампаний дальше на территорию Османской империи 750-мм ( Железная дорога шириной 2 фута 5 + 1 ⁄ 2 дюйма была построена от Сарыкамыша до Эрзурума в 1916 году и продлена до Еникёй позже в том же году. России пришлось прекратить участие в войне из-за русской революции 1917 года , которая привела к распаду Российской империи .
Гражданская война в России (1918-1922) [ править ]
С распадом Российской империи 147-километровая часть линии Джульфа-Тебриз отошла к Персидским железным дорогам. Османская империя проиграла вместе с центральными державами, отдав северо-восточную Анатолию Армении . В 1919 году разразилась турецкая война за независимость , и северо-восточная Анатолия была возвращена туркам, на этот раз как Турецкая Республика . устанавливающий 2 декабря 1920 года был подписан Гюмрюский мирный договор, нынешние границы Турции. Закавказская железная дорога продолжала эксплуатировать 404-километровую часть своей системы на территории Турции. В 1921 году участок линии Эрзурум-Еникёй был заброшен.
Советский Союз (1922-1991) [ править ]
Советский Союз был образован в 1922 году, и Закавказская железная дорога была поглощена Советскими железными дорогами, но продолжала работать как вспомогательная железная дорога. В 1924 году началось строительство железной дороги от Баку на юг до Алята , Ширвана и до портового города Нефтчала . В 1927 году участок Акьяка-Эрзурум (в Турции) ее системы был приобретен Турецкими государственными железными дорогами . Железная дорога построила ветку от Гюмри до Маралика в 1925 году. Железная дорога построила линию на север для соединения с Советскими железными дорогами в Адлере , ответвляющуюся в Сенаки , линия была построена до Гали в 1930 году, Сухуми в 1938 году и Адлера в 1949 году. ветка на Ткварчели была построена в 1940 году. Линия Кутаиси- Цхалтубо была построена в 1935 году вместе с веткой на Цхинвали в 1940 году. В 1941 году железная дорога построила две линии: одну от Ширвана до Джульфы и одну от Сальяна до Астары на Азербайджанской дороге. -Иранская граница, таким образом соединяющаяся с иранской системой. Была построена линия до портового города Батуми , построенного позже в 1960-х годах.
железной дороги ( Роспуск ) 1991
После распада Советского Союза железная дорога была разделена между образовавшимися новыми странами. Джалама-Махачкала часть линии Баку-Махачкала была приобретена РЖД . Пути в Грузии приобрело ООО «Грузинские железные дороги» , хотя пути в Абхазии перешли в собственность Абхазской железной дороги (позже эта компания была поглощена Грузинскими железными дорогами). Пути в Азербайджане и Нахчыване перешли в ведение Азербайджанской государственной железной дороги , а пути в Армении - в собственность Армянской железной дороги .
Железнодорожную линию в Абхазии приобрела Абхазская железная дорога , а в 2009 году — РЖД .
Железная дорога Тбилиси-Баку (соединяющая Грузию и Азербайджан) была отремонтирована в 2008–2014 годах, а также построена новая железная дорога между Турцией и Тбилиси, Грузия, как часть железной дороги Карс-Тбилиси-Баку . Железная дорога Тбилиси-Армения-Турция не является частью этого проекта и остается закрытой.