Транскаспийская железная дорога
Транскаспийская железная дорога называемая Среднеазиатской ) ( также Шелкового железной дорогой — железная дорога , которая следует по пути пути через большую часть западной части Центральной Азии . Он был построен Российской империей во время ее экспансии в Среднюю Азию в 19 веке. Железная дорога была открыта в 1879 году, после победы русских над Кокандом . Первоначально он служил военной цели, помогая Российской Императорской Армии в действиях против местного сопротивления их правлению. Однако, когда лорд Керзон посетил железную дорогу, он заметил, что, по его мнению, ее значение выходит за рамки местного военного контроля и угрожает британским интересам в Азии . [1]
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Строительство узкоколейной железной дороги до Гызыларбата началось в 1879 году в связи с завоеванием русскими Закаспия под командованием генерала Михаила Скобелева . Она была быстро изменена на стандартную российскую колею 5 футов ( 1524 мм ), а строительство до Ашкабада и Мерва (современные Мары ) было завершено при генерале Михаиле Николаевиче Анненкове в 1886 году. Первоначально линия начиналась от Узун-Ады на Каспийском море. , но позже конечная остановка была перенесена на север, в порт Красноводска . Железная дорога достигла Самарканда через Бухару в 1888 году, где она стояла на десять лет, пока в 1898 году не была продлена до Ташкента и Андижана. Постоянный мост через Окс (Аму-Дарью) не был построен до 1901 года, и до этого времени поезда проезжали по шаткой деревянной постройка, которая часто пострадала от наводнений. шла железнодорожная переправа Еще в 1905 году через Каспийское море из Красноводска в Баку в Азербайджане . Ташкентская железная дорога, соединившая Закаспийскую Военную железную дорогу с сетью других железных дорог России и Европы, была построена в 1906 году.
Экономический эффект
[ редактировать ]Железная дорога позволила значительно увеличить объемы экспорта хлопка из региона. Это число увеличилось с 873 092 пуди в 1888 году до 3 588 025 в 1893 году. Также сахар, керосин в этот район импортировались , древесина, железо и строительные материалы. Эти растущие показатели торговли были использованы генерал-губернатором Николаем Розенбахом в качестве аргумента в пользу расширения Ташкента, а купец Н. И. Решетников предлагал для той же цели частные средства. [2]
Революция и гражданская война
[ редактировать ]Железная дорога была важнейшим средством сообщения в этом районе, а работники железной дороги стали ключевыми активистами во время русской революции . тридцать пять железнодорожников основали Ташкентский Совет . 2 марта 1917 года [3] Они постановили перевести управление железной дорогой из Ашхабада и отправили в этот город комиссара Фролова, что оказалось непопулярным. [4] В свою очередь, железнодорожники на западном конце железной дороги инициировали отделение от большевистского Ташкента, создав Ашхабадский исполнительный комитет 14 июля 1918 года .
И железная дорога, и рабочие сыграли важную роль в Гражданской войне в России . Войска Британской индийской армии участвовали в некоторых боях на железнодорожной линии. Ташкент был важным бастионом Красной Армии . [5]
Под Советским Союзом
[ редактировать ]В советский период и после него управление железной дорогой осуществлялось из Ташкента .
Маршрут
[ редактировать ]Железная дорога начинается на восточном берегу Каспийского моря в Туркменбаши (Красноводск) и направляется на юго-восток, вдоль края пустыни Каракумы . Важный узел маршрута и локомотиворемонтное депо расположены в городе Берекет (бывший Газанджик) примерно в 340 км (211 миль) к востоку. Также в этом месте Транскаспийская железная дорога пересекает недавно построенную Транснациональную железную дорогу Север-Юг, которая соединяет Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран и заканчивается в Персидском заливе . После Берекета маршрут проходит параллельно Каракумскому каналу . Она проходит через Ашхабад (Ашхабад) и продолжается на юго-восток, обнимая предгорья Копетдага и проходя через Теджен . В Теджене современное железнодорожное сообщение ответвляется, направляясь к иранской границе в Серахсе , а оттуда в Мешхед в Иране . От Теджена Транскаспий направляется на северо-восток, через Мары ( Мерв ), где ветка, построенная в 1890-х годах, ведет к афганской границе в Гушги , а основная линия продолжается до Туркменабата (Чарджев). Оттуда ветка, построенная в советский период, соединяется на северо-запад с Ургенча и далее в Казахстан и Россию.
Основная линия продолжается от Туркменабата через Бухару (где ветка, построенная в 1910 году, ведет к Термезу и Душанбе ) и далее до Самарканда . У Сырдарьи , где она пересекает реку Сырдарья , ее ответвление идет на восток, в плодородную Ферганскую долину . Оттуда железная дорога продолжается до Ташкента . Там еще одна линия, идущая на северо-запад , идет в Казахстан и разветвляется в Арыси, образуя Туркестано-Сибирскую железную дорогу до Новосибирска .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Военная мощь, конфликты и торговля Майкла П. Джераса, Routledge , 2004, стр. 182.
- ^ Русское колониальное общество в Ташкенте , Джефф Сахадео, Indiana University Press, 2007, стр. 120.
- ^ Сахедео, Джефф, Русское колониальное общество в Ташкенте, 1865-1923 гг ., Indiana University Press, 2007, стр. 190
- ↑ The Times , Бои в Закаспии , 3 марта 1919 г.
- ^ Хопкирк, Питер , На секретной службе к востоку от Константинополя , Джон Мюррей, 1994.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Керзон, Дж.Н. (1889). Россия в Средней Азии . Лондон. OCLC 2115675 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Annenkov, Mikhail (1881). Ахал-Техинский Оазис и пути к Индии . Санкт-Петербург.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Добсон, Джордж (1890). Продвижение российских железных дорог в Среднюю Азию . WH Allen & Co. OCLC 1097761 .