Мейхана
![]() | ||||||
Музыка Азербайджана | ||||||
Общие темы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Жанры | ||||||
Конкретные формы | ||||||
| ||||||
СМИ и производительность | ||||||
| ||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||
|
Мейхана ( азерб . Meyxana ) — самобытная азербайджанская литературная и народная рэп-традиция, состоящая из песни без сопровождения, исполняемой одним или несколькими людьми, импровизирующими на определенную тему. [1] [2] Мейхана отличается от устной поэзии тем, что исполняется в такт.
Мейхану часто сравнивают с музыкой хип-хоп , также известной среди жителей Азербайджана как национальный рэп , так как она включает в себя также исполнителей, звучащих лирически, в рифму и куплет, как правило, под инструментальный или синтезированный бит . [3] Исполнители также включают синтезаторы, драм-машины и живые группы. Мастера мейханы могут писать, запоминать или импровизировать свои тексты и исполнять свои произведения а капелла или в такт. [4]
Этимология
[ редактировать ]Название этого жанра происходит от традиционного персидского мейхане (таверна, паб), которое в свою очередь произошло от персидских слов мей (вино) и хане (дом). [5] Профессиональные исполнители мейханы известны как Сёз Устады (Мастера слова) на азербайджанском языке , также называемые мастерами мейханы. [6]
История
[ редактировать ]Со времен средневековья мейхане были местами, где собирались поэты, спонтанно обмениваясь стихами, иногда шутя и унижая друг друга. По итогам конкурса зрители определяли, какой из поэтов сымпровизировал самые изящные и умные стихи, и объявляли его победителем. [7] Эти конкурсы можно сравнить с современными конкурсами поэтических импровизаций или даже с рэп-баттлами . [8]
Советское давление (1940–1991)
[ редактировать ]
Мейхана исполнялась среди молодежи бакинских поселков в дореволюционное время . Хотя в советский период мейхана была запрещена, стихи Алиаги Вахида часто рифмовались под современную мейхану. [9] [10] [11] [12] Это может быть связано с популярностью мейханы среди жителей Баку и Абшерона . [13]
Популярное признание (1991–2001)
[ редактировать ]После Советского Союза распада мейхана нашла широкое признание в Азербайджане, хотя многие фундаменталисты все еще протестовали против этого жанра, заявляя, что он все еще слишком либерален и противоречит традиционным национальным ценностям. Они утверждали, что этот музыкальный жанр по-прежнему пропагандирует сексуальность, алкоголь, наркотики и западную потребительскую культуру, но критики фундаменталистской точки зрения заявляли, что фундаменталисты и музыканты мейханы в конечном итоге искали новообращенных из одной и той же группы населения, молодежи, которой часто приходилось выбирать, к чему они принадлежат: две культуры. [14] [15]
В эту эпоху появились новые исполнители со своими отличительными взглядами на мейхану: Агасалим Чилдаг , Кабир Азери, Агамирза Мамедов, Агакарим Новрузов, Эльчин Маштагали и Машадибаба Айдамиров положили начало волне мейханы, сочетая музыку мейханы под влиянием азербайджанской национальной музыки с электронной музыкой . Низами Рамзи был первым мастером мейханы, которого когда-либо показывали на национальном телевидении и в популярных фильмах. [16]
Современная мейнстримовая мейхана (2001 – настоящее время)
[ редактировать ]По мере развития 90-х годов звучание мейханы становилось все более стандартизированным, поскольку новые исполнители черпали вдохновение из одного и того же коллективного набора влияний, в который входили Айдын Хырдаланлы, Рашад Даглы , Эльшан Хазар, Вахид Гадим, Махир Джурат, Октай, Вугар Маштагали и Намиг Мана. Намиг Гарачухурлу, в частности, с его романтическим диссонансом и дуэтами с такими азербайджанскими эстрадными певицами, как Айгюн Кязымова , создал звуковой образец нового направления, которое стало известно как народная музыка-мейхана-песни. [17] Однако это вызвало раскол среди исполнителей мейханы. Исполнители мейханы-фундаменталисты решили сохранить классический стиль, который они использовали на протяжении последних десятилетий, в то время как исполнители новой волны мейханы решили объединить мейхану с различными музыкальными жанрами . [18] [19]
С ростом популярности мейханы в 1990-х и 2000-х годах телеканалы начали транслировать и создавать турниры по мейхане. Телевизионные программы, такие как De, Gəlsin! («Скажи, давай!») на телеканале ANS привело к еще большей популяризации мейханы среди местных жителей, а спрос на мейхану на азербайджанских свадьбах значительно увеличился. [20] [21]
Производные и ответвления
[ редактировать ]Самый известный вид мейханы — это словесный обмен ( deyişmə ), когда какая-то фраза или предложение рифмуется со следующими куплетами. [22]
Цензура мейханы
[ редактировать ]На протяжении всего развития и коммерциализации музыки мейхана в Азербайджане предпринималось множество попыток задушить этот вид искусства. [23] [24] От лирического содержания до изображений на обложках альбомов, мейхана была противоречивой музыкой. Религиозная идентичность и транснационализм определяют сложности азербайджанской идентичности в мире. Эта сложная идентичность выражается через мейхану и часто оспаривается и подвергается цензуре во многих культурных контекстах. [25] [26]
Мейхана начала распространяться в более широком масштабе через продажу кассет, показ на телевидении и радиопередачи, что способствовало развитию национальной экономики. [12] Однако по мере того, как музыка стала популярной, ее аудио- и визуальный контент стал более контролируемым правительством в надежде охватить более широкую аудиторию. По сути, правительство пыталось «очистить» содержание и имидж мейханы, чтобы они соответствовали религиозным убеждениям, заложенным в азербайджанской культуре. [27] [28]
Доставка
[ редактировать ]Чтобы успешно провести мейхану, мастер мейханы должен также развивать вокальную речь, произношение и контроль дыхания . Вокальное присутствие - отличительная черта голоса мастера мейханы на записи. Произнесение необходимо для плавного произнесения двустиший мейханы; некоторые мастера мейханы предпочитают также преувеличивать его для комического и художественного эффекта. Контроль дыхания, вдыхание воздуха без прерывания его дыхания - важный навык, которым должен овладеть исполнитель мейханы. [ нужна ссылка ]
Куплеты мейханы всегда исполняются мелодично. Умение быстро, осмысленно и четко составлять куплеты мейханы рассматривается как важный признак мастерства. [29]
Социальное воздействие
[ редактировать ]Общенациональная популярность музыки мейханы означала, что она оказала большое влияние на культуру, моду и социальные отношения. Различные поджанры мейханы были приняты и стали центральными в идентичности большого количества субкультур . Эти реформы также заложили основу современного азербайджанского хип-хопа , принявшего стиль мейхана соответственно в 1990-х годах. [30] С момента своего раннего развития мейхана была связана с бунтом против социальных и политических норм, что наиболее очевидно в отказе музыки ранней мейханы от культуры, в которой доминирует правительство, и потребительства отказе контркультуры от всех форм социальных условностей. [31]
30 мая 2012 года антипутинское сообщение в Твиттере стало популярным во всем мире после того, как активисты оппозиции разместили хэштег «Путин, кто ты? Давай, иди отсюда» (#путинтыктотакойдавайдосвидания), вдохновленный мейханой в Астаринском районе Азербайджана. (« Ты кто такой? Давай, делай свидания! »). Это стало интернет-мемом и вошло в мировую тенденцию. [32] [33] [34] [35] В июне 2012 года российский рэпер Тимати вместе с другими рэперами записал дисс-трек «Давайдосвидания» о Филиппе Киркорове после сэмпла из этой песни. [36] [37]
Известные исполнители
[ редактировать ]- Вугар Абдулов
- Машадибаба Айдамиров
- Агасалим Чилдаг
- Рашад Дагли
- Агшин Фатех
- Эльшан Хазар
- Айдын Хырдаланлы
- Балали
- Байрам Курдаханлы
- Намиг Мана
- Намик Гарачухурлу
- Низами Рамзи
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бахл, Тару; Сайед, Миннесота (2003). Энциклопедия мусульманского мира . Публикации Anmol PVT. п. 25. ISBN 9788126114191 .
- ^ Мейхана - это не «хулиганский жанр», а часть азербайджанского фольклора - режиссер Абдуль Махмудов Archived 2013-10-14 at the Wayback Machine (in Russian)
- ^ Aghayev, Shamil. "МЕЙХАНА - ОНА И В ИЗРАИЛЕ МЕЙХАНА" . gorskie.ru. Archived from the original on 30 August 2010 . Retrieved 23 December 2010 .
- ^ Kajar, Chingiz (2007). Старый Баку .
- ^ Закария, Зузу (2012). Мейхана — Поэтика времени и пространства . Университет Осло, факультет культурологии и восточных языков, факультет гуманитарных наук. п. 4.
- ^ Сариева, Ирада. «Ерин горюнюр, ай Низами Рамзи...» Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Мейхана - Она и в Израиле Мейхана Archived 2010-08-30 at the Wayback Machine (in Russian)
- ^ ОБ ОБАМЕ, МЕЙХАНЕ И МИСРЕ МАРДАНОВЕ. Архивировано 1 декабря 2010 г. в Wayback Machine (на азербайджанском языке).
- ^ Ницше, Сина А. (2013). Хип-хоп в Европе . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 470.
- ^ «Мейхананин тарикси {{in lang|az}}» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 24 апреля 2009 г.
- ^ Слово «мейхана» или «бадиха» объединяет мир. Архивировано 7 июля 2011 г. в Wayback Machine (на азербайджанском языке).
- ^ Jump up to: а б Мы не принимаем негласную таверну - трактирщики. Архивировано 12 августа 2011 г. в Wayback Machine (на азербайджанском языке).
- ^ «Азербайджанская музыка» . Посольство Азербайджана в Болгарии . Проверено 23 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Снова появляется собственная древняя версия азербайджанского рэпа
- ^ "Мейхана – полная хана" . Day.az . Retrieved 23 December 2010 .
- ^ «Низами Рамзи» . Адам.аз. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Джаббароглу, Джавид. «Əməkdar meyxanaçı» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Сариева, Ирада. « Слово «Мейхана» или «бадиха» объединило мир » . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Imamaliyeva, Turkan. "Нельзя позорить мейхану дуэтами с эстрадными певцами - мейханачы Агамирза" . trend.az . Retrieved 23 December 2010 .
- ^ Енисей, Акшин. «Милли никах мəрасими, йокса «Той безправил»?» . Архивировано из оригинала 14 ноября 2010 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Vuqarli, Vuqar. "Конкурс мейханы стал яблоком раздора между ANS и АТV?" . Retrieved 23 December 2010 .
- ^ У меня нет глаз, чтобы увидеть жадных государственных деятелей - Намик Мана (на азербайджанском языке)
- ^ Мейхана – полная хана (in Russian)
- ^ Сариева, Ирада. «Паб — это национальный или местный жанр?» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2010 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Презумпция вкуса паба (на азербайджанском языке)
- ^ Азербайджанский писатель Акрам Айлисли: «Мейхана в роли поэзии – это уже катастрофа» (in Russian)
- ^ Мейсана персидская, Йокса турецкий фольклор? Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine (на азербайджанском языке).
- ^ С телевизоров снимают программы паба (на азербайджанском языке).
- ^ «Мейхана фарс, йокса тюрк фольклорудур?» . sherg.az. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Дайирман - Рэп-музыка для нового поколения
- ^ ДАЙИРМАН: СОЧЕТАНИЕ РЭПА, ТРАДИЦИЙ И РАЗОЧАРОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
- ^ «Видео вдохновляет антипутинский тренд в Твиттере» . Московская Таймс . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ " "Путин, ты кто такой? Давай, до свидания": фраза стала мировым хитом Twitter" . Newsru.com (in Russian) . Retrieved 31 May 2012 .
- ^ "Посвященный Путину хэштег вышел на лидирующие позиции в рейтинге тегов Twitter" . Newsng.ru (in Russian). Archived from the original on 11 July 2012 . Retrieved 31 May 2012 .
- ^ "Фраза "Путин, ты кто такой? Давай, до свидания" стала мировым хитом Twitter" . Piter.tv (in Russian) . Retrieved 31 May 2012 .
- ^ Тимати ответил всему шоу-бизнесу . dni.ru (на русском языке) . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Тимати раскритиковал шоу-бизнес . internovosti.ru (на русском языке) . Проверено 13 июня 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стржемжалска, Анета (2020). «Хлопок во имя страны: национализм в современной азербайджанской мейхане». Славянское обозрение . 79 (2): 323–344. дои : 10.1017/slr.2020.86 . S2CID 226433118 .