Jump to content

Мугам

(Перенаправлено с Мугама )
Азербайджанский мугам
Страна Азербайджан
Ссылка 00039
Область Европа и Северная Америка
История надписи
Надпись 2008 г. (3-я сессия)
Список Представитель

Мугам ( азербайджанский : Мугам ) или Мугамат ( азербайджанский : Мугамат ) — одно из многих классических произведений Азербайджана , контрастирующее с таснифом и ашиком . [1]

Это форма искусства, сочетающая в себе классическую поэзию и музыкальную импровизацию в специфических местных стилях. Мугам – это модальная система. [2] В отличие от западных ладов, лады «мугама» связаны не только с гаммами, но и с устно передаваемым набором мелодий и мелодических фрагментов, которые исполнители используют в ходе импровизации. [3] Мугам – это сложная композиция из многих частей. Выбор конкретного мугама и стиля исполнения соответствует конкретному событию. [3] Драматическое развертывание исполнения обычно связано с увеличением интенсивности и повышением высоты тона, а также с формой поэтико-музыкального общения между исполнителями и посвященными слушателями. [3]

Три основные школы исполнения мугама существовали с конца 19 — начала 20 веков в регионах Карабаха, Ширвана и Баку. Город Шуша в Карабахе особенно славился этим искусством. [4]

Краткая подборка азербайджанского мугама, исполненная на духовом инструменте балабане , была включена в число многих культурных достижений человечества на Золотую пластинку «Вояджер» , прикрепленную к космическому кораблю «Вояджер» для представления мировой музыки. [5] [6] [7]

В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило азербайджанский мугам «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» . В 2008 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [8]

Мугам, 16 век н.э.

На протяжении своей долгой истории азербайджанский народ сохранил свою древнюю музыкальную традицию. Мугам принадлежит к системе ладовой музыки и, возможно, произошел от персидской музыкальной традиции. Уйгуры , в Синьцзяне (新疆) называют это музыкальное развитие мукам , узбеки и таджики называют его маком (или шасмаком ), арабы называют его макам а персы дастгях . [ нужна ссылка ]

Узеир Гаджибеков объединил традиционные азербайджанские музыкальные стили с западными стилями в начале 20 века.

Метаэтничность и сложная сложность этой музыки также становятся очевидными в том факте, что такие термины , как мугам , макам или дастгях , повсеместно присутствующие в восточной музыке, могут означать одно в турецкой традиции, в то время как тот же термин в музыке Узбекистана приобретает совершенно другое значение, и еще одно в классической арабской традиции. Так, в одной культуре мугам может быть отнесен к строго фиксированному мелодическому типу, а в другой с ним связаны только каденции, окончания мелодии. В третьей культуре он может соответствовать только определенному типу тоновых шкал. [ нужна ссылка ]

Узеир Гаджибеков утверждал, что традиция мугама распалась примерно в конце четырнадцатого века во время правления монголов. Впоследствии каждая этническая группа в этом районе реконструировала из остатков свою собственную систему. [9]

В 16–17 веках искусство мугама переживало процесс развития как профессиональная дворцовая музыка. В этот период в структуре и формах мугама начинает развиваться форма дастга. В исполнении мугама развиваются новые цвета и оттенки, а также таснифы. Мастера мугама Азербайджана исполняли газели, написанные в жанре аруз Физули , Хабиби и Хатаи . В 19 веке музыкальные мероприятия проводились в большинстве регионов сегодняшнего Азербайджана, и на этих мероприятиях исполнялся мугам. В XIX веке известный французский писатель Александр Дюма, присутствовавший на церемонии в Шемахе , в своих произведениях писал о своей поездке, что был впечатлен звучавшим там мугамом. [10] В подобных мероприятиях, проводимых в Азербайджане, приняли участие ханенде из Карабаха , Баку и Тебриза, что, в свою очередь, вызвало смешение певческих традиций разных регионов. [ нужна ссылка ]

В первые десятилетия XX века представитель отечественной интеллигенции Узеир Гаджибеков , автор первой национальной оперы «Лейли и Меджнун» , также сформулировал теоретические основы азербайджанского мугама в своем труде «Основы азербайджанской народной музыки». [11] Известные азербайджанские композиторы Гара Гараев и Фикрет Амиров также внесли большой вклад в развитие искусства мугама, создав симфонию мугама. [12]

Гаджибаба Гусейнов считается ключевой фигурой в популяризации мугама и развитии талантливых мугамных хананд, таких как Алим Гасымов , Агахан Абдуллаев и Гадир Рустамов . [13] С 1985 года в Азербайджане действует Действующая школа мугама , создавшая ансамбль мугама «Карабахские соловьи». [14]

Азербайджан также имеет богатую традицию композиторов и исполнителей западной классической музыки. Узеир Гаджибеков со своими Лейли и Меджнуном создал жанр мугам-оперы. Фикрет Амиров (1922–1984) был первым композитором симфонических мугамов, а именно «Шура» , «Курда Овшари » и «Гюлистан Баяти Шираз» . Азербайджанские композиторы создали множество произведений, сочетающих в себе мугам и традиционные европейские жанры. Среди них, например, Васифа Адыгезала мугамная оратория «Карабах Шикастаси» . [15] Такие произведения, очевидно, сильно отличаются от традиционных форм мугама, но на самом деле включают в себя множество идиом мугама. На уровне музыкантов сохраняется строгое разделение между классической и «традиционной» музыкой с точки зрения подготовки. Даже если музыканты получают образование в одной консерватории, они придерживаются одного лагеря. [ нужна ссылка ]

В 2005 году был создан Международный центр мугама по указу президента Азербайджана Ильхама Алиева . В августе того же года на территории Бакинского бульвара Ильхам Алиев со своей супругой, послом доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиевой и генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой заложили первый камень в основание комплекса. [16] [17] Открытие комплекса состоялось 27 декабря 2008 года. [18] [19] Общая площадь центра составляет 7500 квадратных метров, включая концертный зал на 350 человек, студию звукозаписи, помещения для репетиций. В фойе посетители могут увидеть бюсты известных исполнителей мугама, а также богатую коллекцию музыкальных инструментов. [ нужна ссылка ]

Формы мугама

[ редактировать ]
Алим Гасымов исполняет мугам на конкурсе песни "Евровидение".

В последние годы азербайджанская народная музыка существовала в рамках народного творчества. Вокально-инструментальные формы фольклора содержат элементы полифонии. Своеобразие народной музыки выясняется прежде всего с развитием ладовой системы. Он содержит семь основных ладов – Раст , Шур , Сегях (особенно распространены), Шуштар , Баяты-Шираз , Чахарга , Хумаюн и три побочных вида – шахназ, сарендж, чарга в какой-то другой форме. [20] [21] Раньше считалось, что каждый из ладов имеет свое особое яркое эмоциональное значение. Каждый лад представляет собой строго организованную гамму, имеющую твердую тоническую опору (майе), и каждая ступень лада имеет свою мелодическую функцию. [22] [23]

Продолжительность: 3 минуты и 1 секунда.
Джаббар Гарягдыоглу исполняет мугам «Хейрати» (с Гурбаном Пиримовым на таре и Гюльманом Салаховым на каманче ).

Мугам Зарби включает девять ладов – Хейрати , Аразбари , Самайи-Шамс , Мансурия , Мани , Овшари , Гейдари , Карабах Шикастаси и Касма Шикастаси . [24] [25]

Исполнители мугама в Баку. Слева направо ( тар , даф , каманча ).

Частично путаница возникает из-за того, что сам термин может иметь два разных, хотя и связанных значения. Известный азербайджанский композитор Гара Гараев дает следующее объяснение: «Выражение «мугам» употребляется в народной музыке Азербайджана в двух смыслах. С одной стороны, слово «мугам» описывает то же самое, что и термин «парень ». ] Анализ азербайджанских песен, танцев и других народно-музыкальных форм показывает, что они всегда построены по одному [из этих] ладов. С другой стороны, термин мугам относится к индивидуальной, многочастной форме. Эта форма сочетается. элементы сюиты и рапсодии, носит симфонический характер и имеет свой набор структурных правил. В частности, следует отметить, что сюита-рапсодия-мугам построена по одному определенному ладу-мугаму и подчинена всем из них. особые требования этого режима». ( Советская Музыка 1949:3). Азербайджанская консерватория на протяжении 20 века подготовила выдающихся ученых и ученых. Среди них Рена Мамедова исследовала философское содержание мугама как азербайджанской «формулы творческого мышления». [26] Эльхан Бабаев много писал о ритмическом аспекте исполнения мугама. [27] Отечественные учёные продолжили и расширили анализ мугама Гаджибекова. [28]

Мугам описывает особый тип музыкальной композиции и исполнения, который трудно понять с помощью западных представлений о музыке еще в одном отношении: во-первых, композиция мугама носит импровизационный характер. В то же время оно следует четким правилам. Кроме того, в случае сюиты-рапсодии-мугама понятие импровизации не является вполне точным, поскольку художественное воображение исполнителей опирается на строгий фундамент принципов, определяемых соответствующим ладом. Поэтому исполнение мугамов не представляет собой аморфную, спонтанную, импульсивную импровизацию. [ нужна ссылка ]

Что касается концепции импровизации, музыку мугама часто сравнивают с джазом, и это сравнение справедливо только до определенного момента. Хотя мугам допускает широкую свободу интерпретации, уравнение с джазом слишком упрощено, поскольку не учитывает различные виды импровизации для разных ладов мугама. Исполнение определенного мугама может длиться часами. (Для непосвященного слушателя практически невозможно понять, действительно ли музыкант импровизирует или играет заранее аранжированную композицию.) Кроме того, как подчеркивает Гараев, музыка мугама имеет симфонический характер. [ нужна ссылка ]

Песни часто основаны на средневековой и современной азербайджанской поэзии, и хотя любовь является общей темой в этих стихах, для непосвященного уха многие тонкости и намеки теряются. Во-первых, стихи посвящены в первую очередь не мирской любви, а мистической любви к Богу. Но, строго говоря, это всё-таки светская музыка/поэзия, в отличие, скажем, от суфизма. [29] Тем не менее, композиция мугама устроена очень похоже на суфизм в том, что она стремится достичь восхождения от более низкого уровня сознания к трансцендентальному союзу с богом. Это духовный поиск Бога. [ нужна ссылка ]

Производные и ответвления

[ редактировать ]

Джазовый мугам

[ редактировать ]

известному азербайджанскому джазовому музыканту Вагифу Мустафазаде приписывают Слияние джаза с мугамом , умершему в 1979 году. Джазовый мугам – это джаз, основанный на модальных формах или гаммах мугамов, точно так же, как симфонии мугама – это симфонии, основанные на мугамах. Обычный джаз отличается размеренным ритмом. Но в джазе мугама нет дозированной системы. И ритм, и гаммы импровизируются. [30] [31]

В последние годы интерес к джазовому мугаму возрос во многих западных странах, особенно в США, Австрии и Японии. В 1995 году Джефф Бакли исполнил «What Will You Say» дуэтом с Алимом Гасымовым на Festival de la Musique Sacrée (Фестивале духовной музыки) во Франции . [32]

Культурное значение

[ редактировать ]
Алим Гасымов на церемонии жеребьевки полуфинала конкурса песни "Евровидение-2012"

В 2003 году ЮНЕСКО признала подлинность, богатство и культурную значимость мугама как национальной, так и мировой культуры, а в 2003 году объявила его «Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества». [33]

Мугам, считающийся классической музыкой Азербайджана, представляет собой традиционную музыкальную форму, характеризующуюся большой степенью импровизации и основанную на популярных историях и местных мелодиях. Недавнее развитие культурной индустрии поставило под угрозу импровизационный характер и передачу этой формы искусства из уст в ухо. В ходе своего официального визита в страну в августе 2005 года Генеральный директор ЮНЕСКО в компании президента Ильхама Алиева и нескольких послов доброй воли присутствовал на церемонии закладки первого камня Центра мугама. В 2004 году Мехрибан Алиева первая леди Азербайджана была названа послом доброй воли ЮНЕСКО за устные и музыкальные традиции. [34]

С 2009 года проводится Международный фестиваль «Мир мугама» с участием известных артистов со всего мира. [ нужна ссылка ]

Социальное воздействие

[ редактировать ]

Массовая популярность мугама оказала мощное влияние на мировое общество. [ нужна ссылка ] Многие мугам- хананды были известны как любящие страну, могущественные и уважительные персонажи, а мугам в народе ассоциировался со знаком боли и надежды во время Первой Нагорно-Карабахской войны . [35] [36]

Мугам жил и звучал в Азербайджане во все периоды, независимо от политической, общественной и экономической ситуации и сохранял свое место в азербайджанской культуре . Мастера мугама играют огромную роль в передаче мугама из поколения в поколение. [37]

Известные исполнители

[ редактировать ]

Частные лица

[ редактировать ]
Алим Гасымов   · Джаббар Гарягдыоглу   · Сеид Шушинский

Музыканты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Нематериальное культурное наследие – азербайджанский мугам» . Архивировано из оригинала 4 июля 2011 г. Проверено 4 июня 2009 г.
  2. ^ «Плетение аккордов красоты в Баку» . www.euronews.com . Евроньюс . Архивировано из оригинала 21 июня 2014 года . Проверено 26 июня 2014 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Хант, Кен. «Алим Гасымов и принцип домино» . kenhunt.doruzka.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2012 года . Проверено 26 июня 2014 г.
  4. ^ «До возвращения в Шушу...» aktual.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 29 июня 2014 г.
  5. ^ «Азербайджанская музыка отобрана для космического корабля «Вояджер»» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2011 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
  6. ^ «Азербайджанский мугам отправлен в космос 32 года назад» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
  7. ^ «Вояджер – Космический корабль – Золотая пластинка – Звуки Земли» . НАСА . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 г. Проверено 25 мая 2009 г.
  8. ^ «ЮНЕСКО: Азербайджанский мугам» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2019 г. Проверено 14 января 2019 г.
  9. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника (18 августа 2011 г.). «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 8 декабря 2023 г.
  10. ^ История мугама и этапы развития. Архивировано 13 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Узеир Гаджибеков, Основы азербайджанской народной музыки . Перевод Г. Байрамова. Баку, Язычи, 1985 г.
  12. ^ «Проект Мугам на Шелковом пути» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 2 июля 2011 г.
  13. ^ «У ученого Гасымова проблема в голосе: «В Германии поставили точный диагноз» » . Радио Свобода (на азербайджанском языке). 14 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 10 августа 2014 г.
  14. ^ Ширинов, Эльнур. « Кто создатель «Соловьев Карабаха»» (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
  15. ^ Инна Народицкая, Песня из страны огней: преемственность и изменения в азербайджанском мугаме , Нью-Йорк: Routledge, 2003.
  16. ^ Международный центр Мугама Archived 2018-06-16 at the Wayback Machine (in Russian)
  17. ^ «Генеральный директор высоко оценивает важность сохранения традиций на фестивале мугама в Баку, Азербайджан» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2009 г. Проверено 12 мая 2021 г.
  18. ^ Ильхам Алиев принял участие в открытии Международного центра мугама – Фотосессия Archived 2009-02-08 at the Wayback Machine (in Russian)
  19. ^ Международный центр мугама открыт в Баку (in Russian)
  20. ^ Мугам является уникальным памятником Archived 2010-04-21 at the Wayback Machine (in Russian)
  21. ^ Азербайджанская музыка Archived 2010-11-21 at the Wayback Machine (in Russian)
  22. ^ Нематериальное наследие. Архивировано 20 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  23. ^ «Традиционная азербайджанская музыка в ритме» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 14 февраля 2010 г.
  24. ^ «Мугамлар» . www.azerbaijans.com (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 15 июня 2014 г.
  25. ^ «ИСКУССТВО ЛЮБВИ И УДАРНЫХ МУГАМЛАР» . www.azyb.net (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 15 июня 2014 г.
  26. ^ Рена Мамедова, Роль майе . Баку: Академия наук Азербайджана, 1985.
  27. ^ Elkhan Babayev, Ritmika Azerbaijdzhanskogo dastgah . Baku: Ishig, 1990.
  28. ^ Ramiz Zohrabov, Teoreticheskie problemy Azerbaidzhanskogo mughama . Baku: Shur, 1992; Shakhla Mammadova, Tematizmn mugham. Baku: Shur, 1997.
  29. ^ МУГАМ – БЕССМЕРТНАЯ ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ Archived 2011-07-06 at the Wayback Machine (in Russian)
  30. ^ Азербайджанская музыка мугама возрождается.
  31. ^ «Вагиф Мустафазаде: Слияние джаза с мугамом» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2010 г. Проверено 14 февраля 2010 г.
  32. ^ «АЛИМ КАСИМОВ'ЛУ БИР ДЮГЮН» . www.canbaskent.net (на турецком языке). Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 22 августа 2014 г.
  33. ^ «Азербайджанский мугам» . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
  34. ^ Азербайджанский мугам. Архивировано 24 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  35. ^ Мугам – Божий дар и великое достояние Archived 2009-03-12 at the Wayback Machine (in Russian)
  36. ^ Мугам – зеркало души азербайджанской Archived 2008-11-22 at the Wayback Machine (in Russian)
  37. ^ «Мугам, национальное достояние Азербайджана, является жемчужиной мирового музыкального искусства: Мехрибан Алиева» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2009 г. Проверено 16 февраля 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3f03a071195257262076fed8320980f__1720246260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/0f/f3f03a071195257262076fed8320980f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mugham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)