Jump to content

Гара Гараев

Гара Гараев
Справочная информация
Рожденный ( 1918-02-05 ) 5 февраля 1918 г.
Источник Сырой
Умер 13 мая 1982 г. (13 мая 1982 г.) (64 года)
Москва , СССР
Жанры Классический
Род занятий Композитор , дирижер
Годы активности 1938–1982

Кара Абульфаз оглу Гараев ( азербайджанский : Кара Абульфаз оглы Караев , русский : Кара́ Абульфа́зович Караев (Кара Абульфазович Караев) , 5 февраля 1918 — 13 мая 1982), также пишется как Кара Караев или Кара Караев , был выдающимся советским азербайджанским композитором. Гараев написал около 110 музыкальных произведений. [1] включая балеты , оперы , симфонические и камерные пьесы, соло для фортепиано, кантаты , песни и марши , и приобрели известность не только в Азербайджанской ССР , но и в остальной части Советского Союза и во всем мире. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Гараев родился в семье педиатров, известной в Баку . Его мать, Сона , была в числе первых выпускниц бакинской школы Русского музыкального общества. Младший брат Гараева, Мурсал , стал хирургом и доктором медицины.

В 1926 году, в возрасте восьми лет, Гара Гараев впервые поступил в младшую музыкальную школу при Азербайджанской государственной консерватории , ныне известную как Бакинская музыкальная академия . Благодаря музыкальным талантам Гараеву в 1933 году разрешили поступить одновременно на два факультета Азербайджанской государственной консерватории. Среди его преподавателей были Георгий Шароев , Леонид Рудольф и Узеир Гаджибеков . В 1937 году Гараев вступил в Союз композиторов Азербайджанской ССР .

В 1938 году, в двадцатилетнем возрасте, Гараев сочинил свое первое музыкальное произведение — кантату «Песнь сердца» на стихи Расула Рзы . она была исполнена в Москвы Большом театре в присутствии Иосифа Сталина В том же году . Гараев дирижировал своей кантатой во время фестиваля «Декада азербайджанского искусства» в Большом театре, на мероприятии, на котором также присутствовал Сталин. В том же году Гараев перешёл в Московскую государственную консерваторию , где стал учеником и хорошим другом Дмитрия Шостаковича .

В 1941 году Гараев вернулся в Баку, чтобы преподавать в Азербайджанской государственной филармонии . В 1945 году и он, и Джовдат Гаджиев написали оперу « Родина » («Vətən»), за которую были удостоены престижной Сталинской премии . В 1948 году, в возрасте 30 лет, Гараев вновь был удостоен этой премии за свою симфоническую поэму «Лейли и Меджнун» , основанную на одноименном знаменитом произведении Низами Гянджеви . После смерти Узеира Гаджибекова в 1948 году Гараев стал председателем Союза композиторов Азербайджанской ССР и ректором Азербайджанской государственной консерватории . На этой последней должности Гараев сохранил традиционный акцент Узеира Гаджибекова на азербайджанской народной музыке в преподавании, а также продвигал современные жанры, такие как джаз , в азербайджанской музыке. В 1948 году Гараев также стал делегатом Первого Всесоюзного съезда советских композиторов СССР. В том же году Гараев также возглавил музыкальный факультет Азербайджанского архитектурно-художественного института.

В 1952 году под руководством балетмейстера П. А. Гусева Гараева «Семь красавиц» в Азербайджанском театре оперы и балета был поставлен балет . Основанная на знаменитом стихотворении Низами Гянджеви, «Семь красавиц » («Едди гёзэл») открыла новую главу в истории классической музыки Азербайджана. Единственный другой балет Гараева — «Путь грома» («İldırımlı yollarla»), поставленный в 1958 году, был посвящен расовым конфликтам в Южной Африке . [3] В том же году Гараев также написал музыку к документальному фильму « Рассказ о нефтяниках Каспия » режиссера Романа Кармена , действие которого происходит на Нефтяных камнях .

За время своей педагогической карьеры в Азербайджанской государственной консерватории Гараев преподавал ряду выдающихся азербайджанских музыкантов и композиторов, в том числе Галибу Мамедову , Арифу Маликову , Хайяму Мирзазаде , Исмаилу Гаджибекову и другим. Сын Гараева, Фарадж (род. 1943), также стал его учеником и впоследствии сочинил одноактные балеты, такие как « Тени Гобустана» («Qobustanın kölgələri») и «Калейдоскоп» , а позже возглавил музыкальное авангардное движение в Азербайджане.

Во время холодной войны в июне 1961 года Гараев и Тихон Хренников были единственными советскими композиторами, присутствовавшими на первом Международном музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе, проходившем в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . [4] В программу фестиваля вошли произведения пятнадцати композиторов со всего мира, в том числе Арнольда Шенберга и Игоря Стравинского . 11 июня Франц Ваксман дирижировал Симфоническим оркестром Фестиваля сюитой из «Грозовой тропы» Гараева .

В 1962 году Гараев стал депутатом Верховного Совета СССР и посетил США, Эфиопию и Ливан. В 1972 году он посетил Польшу.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Гараев страдал болезнью сердца, что помешало ему присутствовать на праздновании собственного 60-летия, проходившем в Баку , где ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда . Гараев провел последние пять лет своей жизни в Москве, вдали от публики, хотя его любовь к Баку оставалась сильной и нашла отражение в его произведениях:

Для меня Баку – самый красивый город в мире. Каждое утро, когда город просыпается от солнца или от дождя и тумана, каждое утро мой город поет. Баку создан для искусства. Мне доставляет огромное удовольствие писать об этом городе, независимо от того, пишешь ли ты музыку, стихи или рисуешь образы.

Гараев скончался 13 мая 1982 года в Москве в возрасте 64 лет. Его тело было доставлено самолетом в Баку и похоронено на Аллее почетного захоронения .

Азербайджанская почтовая марка с изображением Гара Гараева, 1998 г.

Гараев обладает большим и блестящим талантом, который очень развит. Он чрезвычайно хорошо осведомлен об инструментах, полифонии и других компонентах, составляющих музыку. У него наверняка большое будущее.

  • Ниязи , азербайджанский дирижер и композитор:

Мне выпала честь раскрыть зрителям личные и загадочные идеи Гары Гараева. Поэтому я знаю, какое волнение испытывает публика, слушая музыку Гараева. Его нельзя охарактеризовать ни как развлечение, ни как отдых. Скорее, оно обнажает весь огонь в сердце и заставляет действовать. Я благодарен за возможность прикоснуться к его музыке и быть первым, кто интерпретировал большинство его произведений.

Должен сказать, что мне действительно повезло, и не только потому, что мне довелось познакомиться с такой талантливой музыкальной личностью, но и потому, что я узнал его через его музыку. Это единственный способ проникнуть глубоко внутрь артиста – через музыку. Все тривиальное и незначительное, то, на что обращаешь внимание при обыденных, повседневных встречах, исчезает. Осталась только сущность человека.

Гараев обладает редкой способностью оставаться верным себе и никому не подражать. Он сохраняет свою индивидуальность, даже меняясь со временем, независимо от жанра.

Познания Гараева во всех жанрах музыки почти не имели предела. В 1963 году мы вместе путешествовали по Америке. Меня поразило, как Гараев знал так много о столь разных музыкальных жанрах. Например, я должен признать, что я несколько элитарен, когда дело касается джаза. Но я не мог скрыть своего восхищения, когда он продемонстрировал компетентность и в этой области. Он назвал несколько имен, сравнил одно направление в джазе с другим и рассказал о вещах, о которых я никогда не слышал.

Музыка Гараева – одна из величайших рубрик музея азербайджанской музыки. Его роль в распространении азербайджанской музыки во всем мире огромна.

Как правило, свои уроки Гараев превращал в обсуждение проблем современной музыки - анализ техники, языка и стилей музыки. Гараев ненавидел бездумное отношение к народной музыке. Он заставил своих учеников изучить внутреннюю работу народной музыки.

Кажется, что вся цивилизация в руках Гараева, не в виде простых энциклопедических данных, а в глубоком смысле. Он был непререкаемым авторитетом в музыкальных кругах СССР.

Он был очень строг со своими учениками. Он обладал энциклопедическими знаниями почти всего, что касалось проблем жизни, а также проблем искусства, независимо от того, было ли это в области науки, музыки или литературы. Он был знаком со многими умными людьми. Вы обретаете столько уверенности благодаря вере в своего учителя, когда он великий Мастер. Мы никогда не смели подумать о том, чтобы пропустить занятия или прийти неподготовленными. Наши занятия были с ним один на один, но мы не уходили, когда они заканчивались. Мы оставались и слушали, что происходит со следующим студентом. Поэтому в классах Гараева всегда было так много людей, несмотря на то, как трудно было к нему записаться.

Дань его памяти

[ редактировать ]

Международный фестиваль современной музыки проводится с 1986 года при поддержке Министерства культуры Азербайджана.

  • Памяти Гара Гараева:
  • Мемориальная доска установлена ​​на стене дома Гара Гараева в Баку.
  • 30 февраля на улице 28 Мая в Баку Президент Ильхам Алиев открыл памятник Гаре Гараеву.
  • Мемориальная доска установлена ​​у дома Гара Гараева в Москве . Где он жил с 1973 по 1982 год.

Основные работы

[ редактировать ]
Сцена из балета «Семь красавиц» .
  • 1942 — Музыка к фильму «Повесть о нефтяниках Каспия».
  • 1943 — Симфония №1
  • 1943 — Опера «Родина» с Джовдатом Гаджиевым , премьера которой состоялась в Баку в 1945 году.
  • 1947 — Симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» . Монтаж Муслима Магомаева оперы «Шах Исмаил»
  • 1948 — Семь красавиц , балет
  • 1949 — Семь красавиц , сюита для симфонического оркестра.
  • 1950 — Шесть детских пьес для фортепиано.
  • 1952 — Албанская рапсодия , детские пьесы для фортепиано.
  • 1957 — «Тропа грома». балет
  • 1958 — Партитура к фильму «Ее великое сердце» , три ноктюрна для джазового оркестра.
  • 1960 — Дон Кихот , симфонические этюды
  • 1960 — Соната для скрипки и фортепиано.
  • 1951-63 - 24 прелюдии для фортепиано [5]
  • 1964 - Симфония №3
  • 1967 - Концерт для скрипки с оркестром

Почести и награды

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Азад Шарифов. «Вспоминая Гара Гараева: легенда своего времени - 80-летний юбилей» , в Азербайджанском международном журнале, Vol. 6:3 (осень 1998 г.), стр. 24–32.
  2. ^ Нил Эдмундс. Советская музыка и общество при Ленине и Сталине: Серп и дубинка , Routledge, с. 222, ISBN   0-415-30219-6
  3. ^ Аида Гусейнова. «85-летие Гара Гараева» , в Азербайджанском международном журнале, Vol. 11:1 (весна 2003 г.), с. 14
  4. Концерты музыкального фестиваля в Лос-Анджелесе, 1947–1966. Архивировано 11 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Классика токкаты
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23070d299cbb5a80be9749b39881e39f__1712822100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/9f/23070d299cbb5a80be9749b39881e39f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gara Garayev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)