Кантата

Кантата ( / k æ n ˈ t ɑː t ə / ; Итальянский: [kanˈtaːta] ; буквально «спеть», причастие прошедшего времени женского рода единственного числа итальянского глагола cantare , «петь») — вокальная композиция с инструментальным сопровождением , обычно состоящая из нескольких частей , часто с участием хора .
Значение этого термина со временем менялось: от простого одноголосного мадригала начала 17 века до многоголосного «cantata da camera» и «cantata da chiesa» конца того же века, от более от существенных драматических форм XVIII века до кантаты XIX века, обычно со священным текстом, которая фактически представляла собой разновидность короткой оратории . [ 1 ] Кантаты для употребления в литургии церковных служб называются церковными кантатами или священными кантатами; остальные кантаты можно обозначить как светские кантаты. Несколько кантат были и до сих пор пишутся для особых случаев, например, рождественские кантаты . Кристоф Граупнер , Георг Филипп Телеман и Иоганн Себастьян Бах составили циклы церковных кантат по случаю литургического года.
Исторический контекст
[ редактировать ]Термин возник в начале 17 века одновременно с оперой и ораторией . [ нужна ссылка ] [ 2 ] До этого вся « культурная » музыка была вокальной. С возникновением инструментальной музыки появился термин, при этом инструментальное искусство стало достаточно развитым, чтобы воплотиться в сонатах . С начала 17 века до конца 18 века кантата для одного или двух сольных голосов в сопровождении бассо континуо (и, возможно, нескольких солирующих инструментов) была основной формой итальянской вокальной камерной музыки . [ 3 ]
Кантата состояла сначала из декламационного повествования или сцены в речитативе , скрепленной примитивной арией, повторяемой через определенные промежутки времени. Прекрасные примеры можно найти в церковной музыке Джакомо Кариссими ; а английские вокальные соло Генри Перселла (такие как Mad Tom и Mad Bess ) показывают все, что можно сделать из этой архаичной формы. С появлением арии да капо кантата превратилась в группу из двух или трех арий, соединенных речитативом. Многочисленные итальянские дуэты и трио Георга Фридриха Генделя являются примерами довольно масштабного характера. Его латинский мотет Silete Venti для сопрано соло показывает использование этой формы в церковной музыке. [ 4 ]
Отличия от других музыкальных форм
[ редактировать ]Итальянская сольная кантата в большом масштабе имела тенденцию становиться неотличимой от сцены в опере , точно так же, как церковная кантата, сольная или хоровая, неотличима от небольшой оратории или части оратории. Это одинаково очевидно, исследуете ли вы церковные кантаты Баха, которых дошло до нас около 200 (см. « Список кантат Баха» ), или «Чандосские гимны» Генделя. В случае Иоганна Себастьяна Баха некоторые из более крупных кантат на самом деле называются ораториями, а « Рождественская оратория» представляет собой сборник из шести церковных кантат, фактически предназначенных для исполнения в шесть разных дней, хотя вместе они образуют такое же законченное художественное целое, как и любая классическая оратория.
Барокко
[ редактировать ]В эпоху барокко термин «кантата» обычно сохранял свое первоначальное итальянское использование для описания светского вокального произведения большой длины, часто состоящего из разных частей, и обычно в итальянском стиле. В то же время вокальные произведения аналогичного масштаба, часто с участием нескольких певцов и различных инструментов, пользовались большим спросом для служб лютеранской церкви . Такие произведения обычно назывались geistliche Konzerte (единственное число: geistliches Konzert , что означает священный концерт). Многие из этих произведений назывались просто по вступительному тексту. Такие пьесы для литургии или других случаев были сочинены не только Бахом, но и Дитрихом Букстехуде , Кристофом Граупнером , Готфридом Генрихом Штельцелем и Георгом Филиппом Телеманном , и это лишь некоторые из них. Редакторы Bach Gesellschaft использовали «священную кантату» как удобное обобщение для большинства литургических произведений Баха. Затем этот термин был задним числом применен Филиппом Спиттой для обозначения сопоставимых произведений композиторов, начиная с Генриха Шютца . [ 5 ] Многие светские кантаты были написаны для дворянских мероприятий. Они были настолько похожи по форме на священные, что многие из них были пародированы (частично или полностью) на священные кантаты, например в «Рождественской оратории» Баха .
Кантаты Баха
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2018 г. ) |
Иоганн Себастьян Бах, почти 200 кантат которого сохранились, внес заметный вклад в развитие этого жанра. [ 6 ]
Его кантаты обычно пишутся для оркестра в стиле барокко, состоящего из струнной секции, секции гобоя и группы континуо ; литавры и духовые инструменты иногда добавлялись в праздничные дни, такие как Рождество или Пасха. Вокальный состав состоял из четырехголосного хора и солистов. Бах также написал несколько кантат только для одного сольного певца (например, BWV 51 ).
Кантаты Граупнера
[ редактировать ]Кристоф Граупнер был Хофкапельмейстером при дворе Гессен-Дармштадта и за почти 50 лет работы там написал более 1400 кантат, что сделало его наиболее значительным автором этого жанра. В то время как лишь немногие кантаты Баха содержат аккомпанируемые хоралы (вокальные партии обычно дублируются инструментальными партиями), почти все хоралы Граупнера содержат тщательно продуманные разделы ритурнели. [ 7 ] Возможно, это связано с тем, что лейпцигская община Баха должна была подпевать им, а дармштадтский двор - нет. Кроме того, во многих кантатах Граупнера используются сложные оркестровые эффекты и экзотические инструменты, такие как шалюмо , флейта д'амур , гобой д'амур , виола д'амур , трубы , валторны и литавры . См.: Список кантат Кристофа Граупнера .
Классический и романтический период
[ редактировать ]Термин «кантата» стал применяться почти исключительно к хоровым произведениям, в отличие от сольной вокальной музыки. В кантатах начала XIX века хор является средством передачи музыки, более лирической и песенной, чем в оратории, не исключая возможности блестящей кульминации в фуге, как в Людвига ван Бетховена » «Славном Аугенблике , сочинениях Карла Марии фон Вебера . Джубель-Кантате и Феликса Мендельсона » «Вальпургиева ночь . Антон Брукнер сочинил несколько именинных кантат, Праздничную кантату и две светские кантаты ( «Германенцуг» и «Гельголанд» ). Брукнера 146-й псалом также представлен в форме кантаты. Мендельсона Симфоническая кантата » «Лобгезанг представляет собой гибридное произведение, частично выполненное в ораторическом стиле. Бетховена Ему предшествуют три симфонические части, прием, явно предложенный Девятой симфонией ; но аналогия не точна, поскольку произведение Бетховена представляет собой симфонию, четвертая часть которой представляет собой хоральный финал по существу единого замысла, тогда как Симфоническая кантата Мендельсона представляет собой кантату с тремя симфоническими прелюдиями. Полные лирические возможности ряда хоровых песен были реализованы Иоганнес Брамс в своем «Ринальдо» , который, как и « Вальпургиева ночь », был поставлен на текст Гете . » Бетховена Другие кантаты, «Меерестиль , произведения Брамса и многие известные небольшие английские хоровые произведения, такие как кантаты Джона Генри Маундера и Джона Стэнли , находят различные способы положить поэзию на хоровую музыку. Для участия в конкурсе на Римскую премию Франции каждый кандидат должен представить кантату. Гектор Берлиоз потерпел неудачу в трех попытках, прежде чем наконец одержал победу в 1830 году с Сарданапалом . Хотя почти все кантаты Римской премии давно забыты (вместе с их композиторами, по большей части), отмеченная наградами « Вундеркинд» Дебюсси (1884 г., после его неудачного «Гладиатора» 1883 г.) до сих пор время от времени исполняется. . В конце века Густав Малер написал свою раннюю «Ложь о Клагенде» своими словами между 1878 и 1880 годами, а Сэмюэл Кольридж-Тейлор создал успешную трилогию кантат « Песнь о Гайавате» между 1898 и 1900 годами.
Двадцатый век и далее
[ редактировать ]![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: рецентизм и WP:НЕИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ. Дополнительную информацию смотрите в комментариях в вики-тексте. ( Апрель 2018 г. ) |
Кантаты, как камерные, так и большого размера, сочинялись и после 1900 года. [ 8 ] Действительно, не будет преувеличением сказать, что одним из самых популярных произведений классической музыки ХХ века для ушей обывателя является кантата «Кармина Бурана» (1935–1936) немецкого композитора Карла Орфа .
В начале века светские кантаты снова стали заметными, но традиция священных кантат XIX века также продолжилась. Ральф Воган Уильямс сочинил оба вида: «фестивальные» кантаты, такие как « К неизведанному региону » (1907), «Пять мистических песен» (1911) и «Пять портретов Тюдоров» (1936), а также священные кантаты, в том числе Sancta civitas (1926), Benedicite (1930). , Dona nobispacem (1936) и Ходи (1954). Джозеф Райландт также сочинял светские и священные кантаты, такие как Le chant de la pauvreté Op. 92 в 1928 году и создатель Veni Op. 123 в 1938 году. Бела Барток сочинил светскую Кантату Профана с подзаголовком «Девять великолепных оленей», основанную на румынской народной сказке, в 1930 году. Хотя она начиналась как песенный цикл (что отражено и в ее названии), Арнольд Шенберг Гурре-Лидер (1900–1903/1910–11) превратился в одного из крупнейшие светские кантаты века. Пауль Хиндемит сочинил три произведения, которые он назвал кантатами: Die Serenaden , Op. 35, для сопрано, гобоя, альта и виолончели (1924), Mahnung an die Jugend, sich der Musik zu befleissigen (из Plöner Musiktage , 1932) и Ite angeli veloces для альта и тенора, смешанного хора и оркестра с участием публики (1953–55). Из Антона Веберна трех последних произведений два являются светскими кантатами: Кантата № 1, соч. 29 (1938–39) и Кантата № 2, соч. 31 (1941–43), оба текста написаны Хильдегард Джоне . Веберн начал набрасывать Третью кантату к тому времени, когда его убили в 1945 году. Эрнст Кренек также сочинил два примера: «живописную кантату», Die Zwingburg , Op. 14 (1922) и Кантата военного времени , соч. 95, для женских голосов и оркестра (1943). Сергей Прокофьев сочинил «Семеро их» (1917–18; ред. 1933), а в 1939 году представил премьеру кантаты, взятой из музыки к кинофильму «Александр Невский» . [ нужна ссылка ] Он написал две фестивальные кантаты: « Кантата к двадцатилетию Октябрьской революции» , соч. 74 и «Процветание, Могучая Родина» , соч. 114, к тридцатилетию того же события.
Патриотические кантаты, посвященные годовщинам событий Революции или восхваляющие государственных лидеров, часто заказывались в Советском Союзе в период с 1930 года по середину века, хотя эти случайные произведения редко входили в число лучших композиторов. Примеры включают Дмитрия Шостаковича » «Поэму о Родине , соч. 47 (1947) и «Над нашей Родиной светит солнце» , соч. 90 (1952) и три произведения Прокофьева « Здравица!» [Слава Сталину] (1939). Дмитрий Кабалевский также сочинил четыре таких кантаты: «Великая Родина» , соч. 35 (1941–42), Песня утра, весны и мира , соч. 57 (1957–58), Ленинцы , соч. 63 (1959) и «О нашей родной земле» , соч. 82 (1965).
В 1940 году бразильский композитор Эйтор Вилья-Лобос создал светскую кантату под названием Mandu çarará , основанную на индийской легенде, собранной Барбосой Родригесом. Франсис Пуленк сочинил в 1943 году «Figure Humane» , FP 120, кантату для двойного смешанного хора из 12 голосов на стихи Поля Элюара . Игорь Стравинский в 1951–52 годах сочинил произведение под названием просто «Кантата », в котором строфы из «Lyke-wake Dirge» XV века использовались в качестве повествовательной рамки для других анонимных английских текстов, а позже было названо «Проповедь, повествование и молитва» (1961). ) как «кантата для соло альта и тенора, динамика, хора и оркестра». Луиджи Ноно написал Il canto sospeso в 1955–56. Ганс Вернер Хенце сочинил Cantata della fiaba estrema и Novae de infinito laudes (обе в 1963 году), а также ряд других произведений, которые можно рассматривать как кантаты, такие как Kammermusik (1958, ред. 1963), Muzen Siziliens (1966). ) и Эль Симаррон (1969–70). Momente (1962–64/1969), одно из важнейших произведений Карлхайнца Штокхаузена , часто называют кантатой. Бенджамин Бриттен сочинил как минимум шесть произведений, которые он назвал кантатами: «Небесное общество» (1937), «Радуйтесь Агнцу» , соч. 30 (1943), Святой Николай , соч. 42 (1949), Академическая кантата , соч. 62 (1959), Кантата Мизерикордиум , соч. 69 (1963) и Федра , соч. 93 (1975). Альберто Джинастера также написал три произведения в этой форме: Cantata para América Mágica , Op. 27 (1960), Бомарцо , соч. 32 (1964) и Милена , соч. 37 (1971), а Готфрид фон Эйнем сочинил в 1973 году An die Nachgeborenen на основе различных текстов, название взято из стихотворения Бертольта Брехта . Микис Теодоракис сочинил кантаты «По саддукеям» и «Олимпийскую песнь» . Премьера романа Герберта Блендингера « Медиа в жизни» состоялась в 1980 году, его «Mich ruft zuweilen eine Stille» («Иногда тишина зовёт меня») в (1992 году), а «Allein den Betern kann es noch gelingen» («Этого могут достичь только те, кто молится») — в 1980 году. 1995. Иван Ерод написал в 1988/89 году) Vox Lucis (Голос Света), соч. 56. Иван Муди написал в 1995 году «Откровение» . Кантаты также сочиняли Марк Олбургер , Эрик Бергман , Дэйв Брубек , Карлос Чавес , Освальд Члубна , Питер Максвелл Дэвис , Норман Делло Джойо , Лукас Фосс , Рой Харрис , Артур Онеггер , Алан Ховэнесс , Дмитрий Кабалевский , Либби Ларсен , Джон Лейфс , Питер Меннин , Дмитрий Николау , Кшиштоф Пендерецкий , Аллан Петтерссон , Дэниел Пинкэм , Эрл Робинсон , Нед Рорем , Уильям Шуман ( «Свободная песня» ), Роджер Сешнс , Зигфрид Штробах , Майкл Типпетт , Курт Вайль и Йорг Видманн ( Кантата ) и Ян Райант Држизал ( «Рождественская кантата »).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, Майкл «Кантата», Оксфордский музыкальный словарь , второе издание, исправленное (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006) ISBN 0-19-861459-4 .
- ^ «Определение кантаты: что такое кантата в музыке?» . МастерКласс . 8 февраля 2022 г.
- ^ Тиммс, Колин, Найджел Форчун , Малкольм Бойд, Фридхельм Круммахер , Дэвид Танли , Джеймс Р. Гудолл и Хуан Хосе Каррерас. 2001. «Кантата», §I. Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- ^ Тови, Дональд. Фрэнсис. В музыкальных формах , [ нужна полная цитата ] : Книги Меридиана, 1956; перепечатано по договоренности издательством Oxford University Press. [ нужна страница ]
- ^ Круммахер, Фридхельм. «Кантата, § II: Немецкая кантата 1800 года» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Деллал, Памела. «Что такое кантата?» . www.emmanuelmusic.org . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ Ричард Крам, Хоральные кантаты Кристофа Граупнера , 2013
- ^ Хантер, Софи. «Кантата в замке» . Хранитель .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
