Луи Ноно
Луи Ноно | |
---|---|
Рожденный | Венеция , Италия | 17 января 1924 г.
Умер | 8 мая 1990 г. Венеция | ( 66 лет
Образование | |
Занятие |
|
Организации | Дармштадтская школа |
Работает | Список композиций |
Луиджи Ноно (англ. Итальянское произношение: [luˈiːdʒi ˈnɔːno] ; 29 января 1924 — 8 мая 1990) — итальянский авангардист композитор классической музыки, .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Ноно родился в Венеции и был членом богатой артистической семьи; его дед был известным художником. Ноно начал уроки музыки у Джан Франческо Малипьеро в Венецианской консерватории в 1941 году, где он приобрел знания о эпохи Возрождения традиции мадригала , среди других стилей. степенью юриста со После окончания Падуанского университета , он получил поддержку в композиции от Бруно Мадерны . Через Мадерну он познакомился с Германом Шерхеном - тогдашним учителем дирижирования Мадерны - который дал Ноно дальнейшее обучение и был одним из первых наставников и защитников его музыки.
Шерхен представил первую признанную работу Ноно — «Канонические вариации серии делльоп». 41 ди А. Шенберг в 1950 году, в Darmstädter Ferienkurse . , Канонические вариации основанные на двенадцатитоновой серии сочинения Арнольда Шенберга . 41 , включающий гексахорд «Ода Наполеону» , обозначил Ноно как убежденного композитора антифашистской политической ориентации. [1] ( Канонические вариации также использовали ряд ритмических значений из шести элементов.) Ноно был членом итальянского Сопротивления во время Второй мировой войны. [2] Его политическая приверженность, объединяющая его с некоторыми из его современников в Дармштадте, такими как Анри Пуссер и в прежние дни Ганс Вернер Хенце , отличала его от других, включая Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена . Тем не менее, именно вместе с Булезом и Штокхаузеном Ноно стал одним из лидеров Новой музыки 1950-х годов.
1950-е годы и Дармштадтская школа
[ редактировать ]Ряд ранних работ Ноно был впервые представлен в Darmstädter Ferienkurse, в том числе «Тре эпитафии для Федерико Гарсиа Лорки» (1951–53), «Виктуар де Герника» (1954), задуманная, как и картина Пикассо, как обвинение в зверствах военного времени, и «Инконтри». (1955). «Песнь любви» (1954) была написана для будущей жены Ноно, Нурии Шенберг (дочери Арнольда Шенберга), с которой он познакомился на мировой премьере фильма «Моисей и Арон» в 1953 году в Гамбурге. Поженились в 1955 году. Атеист, [3] Ноно вступил в Коммунистическую партию Италии в 1952 году. [4]
Мировая премьера оперы «Il canto sospeso» (1955–56) для сольных голосов, хора и оркестра принесла Ноно международное признание и признание как преемника Веберна . Ноно «Рецензенты с удивлением отметили, что canto sospeso достигло синтеза — до степени, которую едва ли можно было считать возможной — между бескомпромиссно авангардным стилем композиции и эмоциональным, моральным выражением (в котором была соответствующая и дополняющая трактовка темы и текста). ". [4]
Если и существуют какие-либо доказательства того, что творчество Веберна не знаменует эзотерического «истечения» западной музыки в пианиссимо афористических обрывков, то их предоставляет « Il Canto Sospeso » Луиджи Ноно ... 32-летний композитор зарекомендовал себя как самый могущественный из преемников Веберна. ( Кельнер Штадт-Анцайгер , 26 октября 1956 г.). [4]
считает Это произведение, которое швейцарский музыковед Юрг Стенцль одним из центральных шедевров 1950-х годов, [5] это память жертв фашизма , включающая прощальные письма, написанные политзаключенными перед казнью. В музыкальном плане Ноно открывает новые горизонты не только благодаря «образцовому балансу между голосами и инструментами». [1] но в мотивированном, точечном вокале, в котором слова разбиваются на слоги, обмениваемые голосами, образуя плавные, разнообразные звучности, - что можно сравнить с творческим расширением « техники Klangfarbenmelodie » Шенберга. [6] Сам Ноно подчеркнул свои лирические намерения в интервью Хансйоргу Паули . [7] [6] а связь с «Выжившим» Шенберга из Варшавы постулируется Герреро. [8] Однако Штокхаузен в своей дармштадтской лекции «Язык и музыка» от 15 июля 1957 года (опубликованной в следующем году в « Дармштадтском вкладе в новую музыку » , а затем в «Серии ») заявил:
В отдельных отрывках «Песни» Ноно сочинил текст как бы для того, чтобы увести его от общественного внимания там, где ему нет места... В разделах II, VI, IX и в частях III он превращает речь в звуки, шумы. . Тексты не поставлены, а замаскированы в столь необыкновенно строгой и плотной музыкальной форме, что при исполнении они малопонятны.
Зачем тогда вообще тексты и зачем эти тексты?
Вот объяснение. При постановке отдельных частей букв, за которые должно быть особенно стыдно, что их пришлось писать, музыкант принимает позицию только композитора, заранее отобравшего буквы: он не интерпретирует, не комментирует. Он скорее сводит речь к ее звукам и создает из них музыку. Перестановки гласных звуков, а, ä, е, я, о, ю; серийная структура.
Не следовало ли ему выбирать в первую очередь столь богатые смыслом тексты, а скорее звуки? По крайней мере, для тех разделов, где рассматриваются только фонетические свойства речи. [9]
Ноно высказал решительное возражение и сообщил Штокхаузену, что это «неправильно и вводит в заблуждение, и что у него не было ни фонетической обработки текста, ни более или менее дифференцированной степени понятности слов, имевшихся в виду при составлении текста». [11] ) Несмотря на раскаяние Штокхаузена, три года спустя, в дармштадтской лекции от 8 июля 1960 года под названием «Текст — Музыка — Гезанг», Ноно сердито написал:
Наследие этих писем стало выражением моего сочинения. И из этого соотношения слова как фонетико-семантической целостности и музыки как составного выражения слова и следует понимать все мои поздние хоровые произведения. И совершенно глупо делать из аналитической обработки звуковой формы текста вывод о том, что смысловое содержание выбрасывается наружу. Вопрос о том, почему я выбрал для композиции именно эти тексты, а не другие, не более разумен, чем вопрос о том, почему для выражения слова «глупый» используются буквы, расположенные в порядке «глупый». [12]
Il canto sospeso называют «вечным предупреждением»; [1] действительно, это мощное опровержение очевидного утверждения, сформулированного в часто цитируемой, но вырванной из контекста фразе. [13] философ Теодор В. Адорно утверждает , что «писать стихи после Освенцима — варварство». [14]
Ноно снова должен был вернуться к такой антифашистской тематике, как в Diario polacco; Номер композиции. 2 (1958–59), в биографию которого входило путешествие по нацистским концентрационным лагерям, и «azione Spica» Intolleranza 1960 , вызвавшая бунт на премьере в Венеции 13 апреля 1961 года. [15] [2]
Именно Ноно в своей лекции 1958 года «Развитие серийной технологии» [16] создал выражение «Дармштадтская школа» для описания музыки, сочиненной в 1950-х годах им самим и Пьером Булезом , Бруно Мадерной , Карлхайнцем Штокхаузеном и другими композиторами, не названными им конкретно. Он сравнил их значение с Баухаусом в изобразительном искусстве и архитектуре. [17]
1 сентября 1959 года Ноно прочитал в Дармштадте полемически наполненную лекцию, написанную совместно со своим учеником Гельмутом Лахенманном , «Geschichte und Gegenwart in der Musik von Heute» («История и присутствие в современной музыке»), в которой он критиковал и дистанцировался от композиторов случайной и алеаторической музыки , бывшей тогда в моде, под влиянием американских моделей, таких как Джон Кейдж . [18] Хотя на семинаре несколькими днями ранее Штокхаузен назвал себя «возможно, крайним антиподом Кейджа», когда он говорил о «статистических структурах» на концерте, посвященном его произведениям вечером того же дня, марксист Ноно видел это с точки зрения «фашистских массовых структур», и между двумя друзьями разгорелся жестокий спор. [19] В сочетании с резко негативной реакцией Ноно на интерпретацию Штокхаузеном набора текста в Il canto sospeso это фактически положило конец их дружбе до 1980-х годов и, таким образом, распустило «авангардную троицу» Булеза, Ноно и Штокхаузена. [2]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]Intolleranza 1960 можно рассматривать как кульминацию раннего стиля и эстетики композитора. [1] Сюжет касается тяжелого положения эмигранта, захваченного в различных сценариях, актуальных для современного капиталистического общества: эксплуатация рабочего класса, уличные демонстрации, политические аресты и пытки, интернирование в концентрационных лагерях, убежище и заброшенность. Описано как «сценическое действие» - Ноно категорически запретил называть « опера ». [20] - он использует множество ресурсов, от большого оркестра, хора, пленки и громкоговорителей до техники «волшебного фонаря», заимствованной из театральных практик Мейерхольда и Маяковского 1920-х годов, чтобы сформировать богатую экспрессионистскую драму. [1] Рипеллино, Брехта из политических лозунгов, стихов и цитат и Сартра ( включая моменты брехтианского отчуждения ), вместе с резкой, мучительной музыкой Ноно, полностью соответствует антикапиталистическому пафосу, который композитор намеревался донести. [1] Бунт на премьере в Венеции во многом был вызван присутствием в зале как левых, так и правых политических фракций. Неонацисты пытались сорвать мероприятие с помощью бомб-вонючек, однако им не удалось предотвратить триумфальное завершение выступления Ноно. [2] «Интоллеранца» посвящена Шёнбергу.
В течение 1960-х годов музыкальная деятельность Ноно становилась все более откровенной и полемической по своей тематике, будь то предупреждение против ядерной катастрофы ( Canti di vita e d'amore: sul ponte di Hiroshima , 1962), осуждение капитализма ( La Fabbrica Illuminata , 1964), осуждение нацистских военных преступников после франкфуртского процесса в Освенциме ( Ricorda cosi ti hanno fatto in Auschwitz , 1965) или американского империализма во Вьетнамской войне ( A floresta é jovem e cheja de vida , 1966). Ноно начал записывать документальный материал (политические речи, лозунги, посторонние звуки) на пленку и использовать новую электронику, которую он считал необходимой для создания «конкретных ситуаций», имеющих отношение к современным политическим проблемам. [1] Инструментальное письмо имело тенденцию объединять «пунктуальный» серийный стиль начала 1950-х годов в группы, скопления звуков — широкие штрихи, которые дополняли использование кассетного коллажа. [1] В соответствии со своими марксистскими убеждениями, «переосмысленными» в трудах Антонио Грамши , [4] он принес эту музыку в университеты, профсоюзы и на фабрики, где читал лекции и выступал с выступлениями. (Название A floresta é jovem e cheja de vida содержит орфографическую ошибку: слово «полный» по-португальски звучит как «cheia», а не «cheja». [21]
Второй период Ноно, который обычно считается начавшимся после Интоллерансы , [1] достигает своего апогея во второй «azione Sceneca», « Al gran sole carico d'amore» (1972–74) — совместной работе с Юрием Любимовым , который тогда был директором театра на Таганке в Москве . В этой масштабной сценической работе Ноно полностью отказывается от драматического повествования и представляет ключевые моменты истории коммунизма и классовой борьбы «бок о бок», чтобы создать свой «театр сознания». Тематика (как видно из цитат из манифестов и стихов, классиков марксизма до анонимных высказываний рабочих) касается неудавшихся революций; Парижская Коммуна 1871 года, русская революция 1905 года и восстание боевиков в Чили 1960-х годов под руководством Че Гевары и Тани Бунке . [22] Чрезвычайно актуальный альбом Al gran Sole предлагает многостороннее зрелище и трогательное размышление об истории коммунизма двадцатого века, рассматриваемой через призму музыки Ноно. Премьера состоялась в театре Лирико миланском в 1975 году.
В это время Ноно посетил Советский Союз , где он пробудил интерес Альфреда Шнитке и Арво Пярта , среди других, к современной практике авангардных композиторов Запада. [23] Действительно, 1960-е и 70-е годы были отмечены частыми поездками за границу, чтением лекций в Латинской Америке и знакомством с ведущими левыми интеллектуалами и активистами. В память о смерти Лучано Круса, лидера Чилийского революционного фронта, Ноно написал « Como una ola de fuerza y luz» (1972). Во многом в экспрессионистском стиле Эла Гран Соле , с использованием большого оркестра, кассеты и электроники, он стал своего рода фортепианным концертом с добавленными вокальными комментариями.
Ноно вернулся к пианино (с кассетой) для исполнения своей следующей пьесы ... sofferte onde serene... (1976), написанной для его друга Маурицио Поллини после общей утраты двух их родственников (см. Программную заметку Ноно | Полковник Леньо). ,1994). С этого произведения начался радикально новый, интимный этап развития композитора - от Кона Луиджи Даллапикколы для ударных инструментов и электроники (1978) до Фрагменте-Стилле, Диотимы для струнного квартета (1980). Одно из самых требовательных произведений Ноно (как для исполнителей, так и для слушателей), Fragmente-Stille – это музыка на пороге тишины. Партитура перемежается 53 цитатами из стихов Гельдерлина, обращенными к его «возлюбленной» Диотиме, которые актеры должны «пропевать» молча во время исполнения, стремясь к той «тонкой гармонии внутренней жизни» (Гельдерлин). Редкая, но очень концентрированная работа, заказанная Бетховенфестом в Бонне, «Фрагменте-Стилле» пробудила большой интерес к музыке Ноно по всей Германии. [24]
1980-е годы
[ редактировать ]Ноно познакомился с венецианским философом Массимо Каччари (мэр Венеции с 1993 по 2000 год), который начал оказывать все большее влияние на мысль композитора в 1980-х годах. [25] Благодаря Каччари Ноно погрузился в творчество многих немецких философов, в том числе в труды Вальтера Беньямина, чьи исторические идеи (поразительно схожие с собственными идеями композитора) легли в основу монументального «Прометея — трагедии дель Асколто » (1984/85). [22] Мировая премьера оперы состоялась в церкви Сан-Лоренцо в Венеции 25 сентября 1984 года под управлением Клаудио Аббадо , с текстами Массимо Каччари , освещением Эмилио Ведовой и деревянными конструкциями Ренцо Пиано . [26] [27] Поздняя музыка Ноно преследуется философией Беньямина, особенно концепцией истории ( Über den Begriff der Geschichte ), которой отведена центральная роль в «Прометее» .
В музыкальном плане Ноно начал экспериментировать с новыми звуковыми возможностями и производством в Экспериментальной студии Генриха-Штробеля-Stiftung des SWR во Фрайбурге . Там он разработал новый подход к композиции и технике, часто привлекая к реализации своих целей специалистов-музыкантов и технических специалистов. [28] Первыми плодами этого сотрудничества стали «Das atmende Klarsein» (1981–82), «Diario polacco II» (1982) — обвинение советской тирании времен холодной войны — и «Guai ai gelidi Mostri» (1983). Новые технологии позволили звуку циркулировать в пространстве, придав этому измерению роль не менее важную, чем его излучение. Такие инновации стали центральными в новой концепции времени и пространства. [29] Эти впечатляющие шедевры отчасти были подготовкой к тому, что многие считают его величайшим достижением.
Прометея называют «одним из лучших произведений 20 века». [30] После театральных эксцессов Ала Гран Соле , который, как позже заметил Ноно, был «монстром ресурсов», [22] композитор начал мыслить в духе оперы или, скорее, музыкальной драмы без какого-либо визуального, сценического измерения. драма — Короче говоря, музыкальная «трагедия слушания» — подзаголовок представляет собой комментарий к сегодняшнему потребительству. Таким образом, в вокальных партиях самые простые интервальные процедуры (в основном кварты и квинты) резонируют среди гобелена резкого, диссонансного, микротонального письма ансамблей.
«Прометей», возможно, является окончательной реализацией «театра сознания» Ноно — здесь невидимого театра, в котором производство звука и его проекция в пространстве становятся фундаментальными для всей драматургии. Архитектор Ренцо Пиано спроектировал огромную конструкцию «деревянной лодки» для премьеры в церкви Сан-Лоренцо в Венеции, акустику которой необходимо в некоторой степени реконструировать для каждого спектакля. (Для японской премьеры на фестивале Акиёсидай (Сюхо) новый концертный зал был назван «Залом Прометео» в честь Ноно и спроектирован ведущим архитектором Арата Исодзаки ). [31] Либретто включает в себя разрозненные тексты Гесиода , Гельдерлина и Беньямина (в основном логистически неслышимые во время исполнения из-за характерной для Ноно деконструкции), которые исследуют происхождение и эволюцию человечества, скомпилированные и расширенные Каччари. В вневременном и визионерском контексте Ноно музыка и звук доминируют над изображением и письменным словом, образуя новые измерения смысла и «новые возможности» для прослушивания.
Ходоки, тропинок нет, надо идти
В 1985 году Ноно наткнулся на этот афоризм («Путешественники, троп нет – все, что есть, это путешествие») на стене францисканского монастыря недалеко от Толедо , Испания, и он сыграл важную роль в остальных его композициях. [32] [33] [34] Как пишет об этом афоризме Эндрю Клементс в The Guardian : «Композитору он показался идеальным выражением его собственного творческого развития, и за последние три года своей жизни он сочинил трилогию произведений, все названия которых происходят от этой надписи».
Последние произведения Ноно, такие как «Каминантес... Аякучо» (1986–87), вдохновленные регионом на юге Перу , испытывающим крайнюю нищету и социальные волнения, La lontananza nostalgica utopica futura (1988–89) и «Hay que caminar» soñando. (1989) предлагают комментарий к пожизненным поискам композитора к политическому обновлению и социальной справедливости.
Ноно умер в Венеции в 1990 году. После его похорон немецкий композитор Дитер Шнебель заметил, что он «был очень великим человеком». [24] — это мнение широко разделяли те, кто его знал, и те, кто восхищался его музыкой. [35] Ноно похоронен на кладбище Сан-Микеле на острове Сан-Микеле вместе с другими художниками, такими как Стравинский , Дягилев , Зоран Мушич и Эзра Паунд .
Пожалуй, три наиболее важных сборника сочинений Ноно о музыке, искусстве и политике ( Texte: Studien zu seiner Musik (1975), Ecrits (1993) и Scritti ecolloqui (2001)), а также тексты, собранные в Рестаньо, [36] еще не переведены на английский язык. Среди других поклонников - архитектор Даниэль Либескинд и писатель Умберто Эко ( Das Nonoprojekt ), поскольку Ноно полностью реконструировал музыку и занимался наиболее фундаментальными вопросами ее выразительности.
Архивы Луиджи Ноно были созданы в 1993 году усилиями Нурии Шенберг Ноно с целью хранения и сохранения наследия Луиджи Ноно.
Музыка
[ редактировать ]Записи
[ редактировать ]- Ноно, Луиджи. 1972. Canti di vita d'amore/Per Bastiana/Omaggio a Vedova . Славка Таскова, сопрано; Лорен Дрисколл , тенор; Симфонический оркестр Саарского радио; Симфонический оркестр Берлинского радио; Майкл Гилен , дир. Wergo LP WER 60 067. Переиздан в 1993 году на компакт-диске, WER 6229/286 229.
- Девятое, Луиджи. 1977. Como una ola de fuerza y luz ; Эпитафия №. 1 , Эпитафия №. 3 . Урсула Рейнхардт-Кисс, сопрано; Джузеппе Ла Ликата, фортепиано; Рундфанк-симфонический оркестр Лейпцига; Герберт Кегель , дирижер. Розвита Трекслер , сопрано, спикер; Вернер Хаселеу , баритон, оратор; Рундфункхор Лейпциг ; Рундфанк-симфонический оркестр Лейпцига; Хорст Нойман (дирижер). Eterna LP 8 26 912. Переиздан в 1994 году, Berlin Classics 0021412BC.
- Ноно, Луиджи. 1986. Фрагменты — Молчание Диотиме . LaSalle Quartet (Вальтер Левин и Генри Мейер, скрипки; Питер Камницер, альт; Ли Физер, виолончель). Deutsche Grammophon/PolyGram CD 415 513, переиздан в 1993 году под номером 437 720.
- Девятое, Луиджи. 1988. Подвешенная песня (с Арнольдом Шенбергом, Моисеем и Аароном, акт 1, сцена 1, и Бруно Мадерной , Гиперион ). Ильзе Хольвег , сопрано; Ева Борнеманн, высокая; Фридрих Ленц, тенор; Оркестр и хор WDR Cologne (Бернхард Циммерманн, хормейстер); Бруно Мадерна, дирижер. La Nuova Musica 1. Страдивари STR 10008.
- Девятое, Луиджи. 1988. Como una ola de fuerza y luz/Диалектический контрапункт разуму/ ... понесла безмятежные волны... . Славка Таскова (сопрано), Маурицио Поллини (фортепиано), Симфонический оркестр Баварского радио, Клаудио Аббадо , дир. Deutsche Grammophon/PolyGram 423 248. Первая и третья работы переизданы в 2003 году (вместе с Masse Манцони : Homage to Edgard Varèse ) на Deutsche Grammophon/Universal Classics 471 362.
- Девятое, Луиджи. 1990. Канонические вариации ; Карло Скарпе, архитектору с его безграничными возможностями ; Нет дорог, нет путей . «Творение XX» и век. Астре CD E 8741. [Франция]: Астре. Переиздание, компакт-диск Montaigne MO782132. [Франция]: Auvidis/Naive, 2000.
- Девятое, Луиджи. 1991. Пьеру, синей тишины, inquietum ; Когда они умирают, польский дневник 2-й ; Пост-прелюдия для Донау . Роберто Фабричиани, флейта; Чиро Сарпони, кларнет; Ингрид Аде, Моника Байр-Ивенц, Моника Брустманн, сопрано; Сюзанна Отто, высокая; Кристин Теус, виолончель; Роберто Чеккони, дирижер; Джанкарло Скьяффини, туба; Альвизе Видолин, живая электроника. Воспоминания CRMCD 1003 диска.
- Ноно, Луиджи. 1992. Il canto sospeso (с Малером, Kindertotenlieder и «Ich bin der Welt abhandenkommen» из Rückert-Lieder ). Барбара Бонни , сопрано; Сюзанна Отто, меццо-сопрано; Марек Торжевски, тенор; Сюзанна Лотар и Бруно Ганц , чтецы; Хор Берлинского радио ; Берлинская филармония ; Клаудио Аббадо , дирижёр. Sony Classical/SME SK 53360.
- Девятое, Луиджи. 1992. Будущая утопическая ностальгическая даль , Hay que caminar'—soñando . Гидон Кремер и Татьяна Гринденко , скрипки. Deutsche Grammophon/Universal Classics 474 326.
- Девятое, Луиджи. 1992. Memento, Romance de la Guardia Civil Española (Эпитафия № 3 Федерико Гарсиа Лорке) ; Композиция для оркестра ; Испания в сердце ; Композиция для оркестра Н. 2 (польский дневник) ; Для Бастианы . Симфонический оркестр и хор Norddeutschen Rundfunks; Римский симфонический оркестр и хор RAI; Симфонический оркестр Баварского радио; Бруно Мадерна, дирижер. Мадерна Издание 17. Аркадия CDCDMAD 027.1.
- Луиджи, Ноно. 1994. Луиджи Ноно 1: Фрагменты - Тем не менее, Диотима; Снится «Мне нужно идти» . Континентальный струнный квартет ; Ирвин Ардитти и Дэвид Альберман, скрипки. Континентальный квартет, издание 7. Монтень М.О.
- Луиджи, Ноно. 1995. Интоллеранса 1960 . Урсула Кошут, Кэтрин Харрис, «Клан Сопрано»; Дэвид Рэмпи, Джеррольд ван дер Шааф, теноры; Вольфганг Пробст, баритон; поддержка солистов; Хор Штутгартской государственной оперы ; Штутгартский государственный оркестр ; Бернхард Контарский , дирижер. Заметки Клауса Цехеляйна . Teldec/WEA Classics 4509-97304.
- Ноно, Луиджи. 1995. Прометео . Солисты, Solistenchor Freiburg (хормейстер Андре Ришар ), Ансамбль «Модерн» под управлением Инго Мецмахера . Экспериментальная студия Фонда Генриха Штробеля во Фрайбурге, звукорежиссеры Андре Рихард , Ганс Петер Халлер , Рудольф Штраус и Роланд Брайтенфельд. «Прометео — Tragedia dell'ascolto» и «Прометео — Руководство для слушателей» С примечаниями Юрга Стенцля . EMI Classics 7243 5 55209 2 0/CDC 55209.
- Девятое, Луиджи. 1998. Полифонически-монодически-ритмический; Песни для тринадцати; Кансионес в Гиомаре; «Hay que caminar» звучит . Ансамбль UnitedBerlin; Анжелика Луз, сопрано; Объединенные голоса; Питер Хирш , дирижер. Верго WER 6631/286 631.
- Ноно, Луиджи. 2000. Оркестровые произведения и камерная музыка . Симфонический оркестр SWF; Ганс Росбауд и Михаэль Гилен , дирижеры; Московский струнный квартет. Программные заметки Вольфганга Лёшера. Полковник Легно WWE 20505.
- Девятое, Луиджи. 2000. Канонические вариации/Карло Скарпе, архитектору, к его безграничным возможностям/No hay centos, hay que caminar...Андрей Тарковский . Симфонический оркестр SW Немецкого радио, Михаэль Гилен, дир. Наивный 782132.
- Ноно, Луиджи. 2001. Al gran sole carico d'amore . Вокальные солисты и хор Государственной оперы Штутгарта ; Государственный оркестр Штутгарта ; Лотар Загросек , дирижер. С примечаниями «Рассказы — «Театр сознания» Луиджи Ноно — Al Gran sole carico d’amore », Юрг Стенцль . Teldec New Line/Warner Classics 8573-81059-2.
- Ноно, Луиджи. 2001. Хоровые произведения: Кори ди Дидоне; Это итальянский дневник; Ясность дыхания . Вокальный ансамбль SWR, Штутгарт; Руперт Хубер , дирижер. Увлечение музыкой. Хэнсслер Классик 93.022.
- Девятое, Луиджи. 2001. Канонические вариации на тему соч. 41 А. Шёнберга ; Варианты ; Ни за что, ни за что — Андрей Тарковский ; Встречаться . Полковник Легно WWE 1CD 31822. Марк Каплан, скрипка. Симфонический оркестр Базеля, Марио Венцаго , дир. [Мюнхен]: С Вудом.
- Девятое, Луиджи. 2004. I, фрагмент из «Прометея» , Das atmende Klarsein . Катя Плашка , Петра Хоффманн, Моника Баир-Ивенц, Роберто Фаббричани, Чиро Скарпони; Солистеншор Фрайбург, Экспериментальная студия Фрайбург, Андре Ришар. с деревом 2 SACD 20600 (Helikon Harmonia Mundi).
- Девятое, Луиджи. 2006. 20 Jahre Inventionen V : Когда они умирают. Польский дневник №. 2 ; Кансьонес-а-Гиомар ; Посвящение Эмилио Ведовой . Ингрид Аде, Моника Бар-Ивенц, Халина Никарц, сопрано; Бернадетт Манка ди Нисса , высокая; Роберто Фаббричани, бас-флейта; Фрэнсис-Мари Уитти, виолончель; Артуро Тамайо , дирижер; Экспериментальная студия Фонда Генриха Штробеля; Луиджи Ноно, Ганс Петер Халлер , звукооператор; Рудольф Штраус, Бернд Нолл, техники; Альвизе Видолин, ассистент (« Когда они умирают »); Эльдегард Нойберт-Имм, сопрано; Ансамбль Ars Nova в Берлине; Питер Шварц, дирижер ( «Canciones a Guiomar» ); лента ( Посвящение Эмилио Ведовой ). Издание РЗ 4006.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Аннибальди 1980 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шенберг-Ноно 2005 .
- ^ Наттиез, Бент, Дальмонте и Барони 2001–2005 , с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пламя 1995 года .
- ^ Стенцль 1986b .
- ^ Перейти обратно: а б Фламм 1995 , с. 9
- ^ Паули 1971 .
- ^ Герреро 2006 .
- ^ Штокхаузен 1964 , стр. 48–49.
- ^ Леув 2005 , с. 177.
- ^ Штокхаузен 1964 , с. 49.
- ^ Ноно 1975 , стр. 41–60.
- ^ Хофманн 2005 .
- ^ Адорно 1981 , с. 34.
- ^ Стейниц 1995 .
- ^ Ноно 1975 , стр. 21–33.
- ^ Девятый 1975 г. , с. 30.
- ^ Ноно 1975 , стр. 34–40.
- ^ Курц 1992 , с. 98.
- ^ Стенцль 1999 .
- ^ Дэвезис 1965 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с Стенцль 1995 .
- ^ Ивашкин 1996 , стр. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б Лешер 2000 .
- ^ Карвалью 1999 .
- ^ «Групповая выставка | Прометей: трагедия о слушании» . Таддей Ропак . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ «Луиджи Ноно Прометео, Трагедия слушания» (PDF) . col-legno.com .
- ^ Фаббричиани 1999 .
- ^ Песталоцца 1992 .
- ^ Бейст 2003 .
- ^ Ньюхаус 2012 , с. 50.
- ^ Клементс 2007 .
- ^ МакХард 2008 , с. 243.
- ^ Гриффитс 2004 , с. 551.
- ^ Дэвисмун 1999a , стр. 17–30.
- ^ Рестаньо 1987 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Адорно, Теодор В. 1955. «Культурная критика и общество» (1951), в его «Призмах: культурная критика и общество» . Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp Verlag.
- Адорно, Теодор В. 1981. Призмы . Перевод с немецкого Самуэля и Ширри Вебер. Исследования современной немецкой социальной мысли 4. Кембридж: MIT Press. ISBN 978-0-262-01064-1 (ткань) ISBN 978-0-262-51025-7 (pbk) [английский перевод ( Адорно, 1955 )].
- Аннибальди, Клаудио. 1980. «Ноно, Луиджи». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди . Вашингтон, округ Колумбия: Музыкальные словари Гроува.
- Бейст, Стефан. Ноно 2003. « Прометей — революционная лебединая песня» (онлайн) .
- Карвалью, Мариу Виейра де. 1999. «Цитата и монтаж в творчестве Луиджи Ноно». Обзор современной музыки 18, часть 2:37–85.
- Клементс, Эндрю. 2007. « Ноно: Путей нет, надо идти ... Андрей Тарковский и др. » The Guardian (30 ноября).
- Дэвезис, Роберт. 1965 год. Ангольцы . Grands Documents 21. [Париж]: Éditions de Minuit.
- Дэвисмун, Стивен (ред.). 1999а. Луиджи Ноно (1924–1990): Подвешенная песня. Обзор современной музыки 18, часть 1. [Нидерланды]: Harwood Academic Publishers. ISBN 978-90-5755-112-3 .
- Фаббричани, Роберто. 1999. «Прогулка с Джиджи». Обзор современной музыки 18, вып. 1:7–15.
- Фламм, Кристоф. 1995. «Предисловие» к Луиджи Ноно, Il canto suspend (партитура), 13–28. Лондон: Эйленбургское издание.
- Гриффитс, Пол . 2004. Пингвин-компаньон классической музыки . Лондон, Нью-Йорк, Виктория, Торонто, Нью-Дели, Окленд и Роузбанк: Penguin Books. ISBN 978-0-14-100924-7 .
- Герреро, Джинни Ма 2006. Ноно «Серийное вмешательство в Il canto Suspend » . Теория музыки онлайн 12, вып. 1 (февраль)].
- Хофманн, Клаус . 2005. «Поэзия после Освенцима - изречение Адорно». Немецкая жизнь и письма 58, вып. 2:182–194.
- Ивашкин, Александр . 1996. Альфред Шнитке . Phaidon Композиторы 20-го века под редакцией Нормана Лебрехта . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-3169-5 .
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер.
- Леу, Тон де . 2005. Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры , перевод с голландского Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5356-765-4 .
- Лешер, Вольфганг. 2000. Луиджи Ноно (1924–1990) , аннотации к Луиджи Ноно, Оркестровая и камерная музыка . Компакт-диск полковника Легно WWE 1CD 20505.
- МакХард, Джеймс Л. 2008. Будущее современной музыки , третье издание. Ливония, Мичиган: Iconic Press. ISBN 978-0-9778195-2-2 .
- Наттиез, Жан-Жак , Маргарет Бент, Россана Дальмонте и Марио Барони. 2001–2005 гг. Энциклопедия музыки , Том. 1 (из 5). Турин: Г. Эйнауди. ISBN 978-88-06-15840-8 .
- Ньюхаус, Виктория . 2012. Сайт и звук: Архитектура и акустика новых оперных театров и концертных залов . Нью-Йорк: Моначелли Пресс. ISBN 978-1-58093-281-3 .
- Ноно, Луиджи. 1975. Тексты, этюды по его музыке , под редакцией Юрга Стенцля . Цюрих: Атлантида. ISBN 978-3-7611-0456-9 .
- Паули, Хансйорг . 1971. Для кого вы на самом деле сочиняете? Серия Фишера, вып. F 16. Франкфурт-на-Майне: Фишер.
- Песталоцца, Луиджи. 1992. Девятое: Будущая утопическая ностальгическая дистанция, сонандо "Hey que caminar" , Deutsche Grammophon.
- Рестаньо, Энцо. 1987 Девятый / разные авторы . Библиотека музыкальной культуры: Авторы и произведения. Турин: EDT/Музыка. ISBN 978-88-7063-048-0 [Включает интервью с Ноно (немецкий перевод опубликован в Nono и Restagno 2004) и отрывки из его произведений.]
- Шенберг-Ноно, Нурия. 2005. Интервью. «Музыка имеет значение», BBC Radio 3 (24 апреля).
- Стейниц, Ричард. 1995. «Луиджи Ноно». Введение, брошюра Фестиваля современной музыки в Хаддерсфилде.
- Стенцль, Юрг . 1986б. «Луиджи Ноно» [краткая биография], английский перевод Джона Патрика Томаса. Примечания без страниц к Луиджи Ноно, Фрагменты – Stille, an Diotima , Deutsche Grammophon CD 415 513-2.
- Стенцль, Юрг. 1995. «Прометео — Tragedia dell'ascolto». Примечания к записи Prometeo , EMI Classics, набор из 2 компакт-дисков (7243 5 55209 2 X).
- Стенцль, Юрг. 1999. «Рассказы/«Театр сознания» Луиджи Ноно, Al gran only load of love ». Тельдек Новая линия 8573-81059-2
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1964. «Музыка и речь», перевод Рут Кениг. Серия 6 (английское издание): 40–64. Оригинальная немецкая версия под названием «Музыка и язык», Серия 6 (1960): 36–58. Отрывок из Il canto sospeso Ноно переиздан как «Луиджи Ноно: Язык и музыка [ sic ] II» в Stockhausen, Texts 2. Кёльн: Verlag M. DuMont Schauberg, 1964.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ассис, Пауло де. 2006. Поворотный момент Луиджи Ноно: между Como una ola fuerza y luz и sofferte onde serene. 2 тома. Хофхайм: Облако. ISBN 978-3-936000-62-7 .
- Бэйли, Кэтрин. Ноно 1992. «'Работа в процессе': анализ Il canto sospeso ». Музыкальный анализ 11, вып. 2–3 (июль – октябрь): 279–334.
- Борио, Джанмарио. 2001а. «Время и ритм в сериальных композициях Луиджи Ноно». Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft/Annales suisses de musicologie/Швейцарский ежегодник музыковедения №. 21:79–136.
- Борио, Джанмарио. 2001б. «Нет, Луиджи». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Дэвисмун, Стивен (ред.). 1999б. Луиджи Ноно (1924–1990): Фрагменты и тишина . Обзор современной музыки 18, часть 2. [Нидерланды]: Harwood Academic Publishers.
- Де Бенедиктис, Анжела Ида и Риццарди, Веньеро. 2023. Луиджи Ноно и развитие серийной техники , в «Кембриджском справочнике по сериализму » под редакцией Мартида Иддона. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фенейру, Лоран. 2002. Подвешенная песня Луиджи Ноно: музыка и анализ . Париж: М. де Мол. ISBN 978-2-87623-106-1 .
- Фенейру, Лоран. 2003. «Навстречу неопределенному: введение в «Прометей» Луиджи Ноно ». Музыкальный анализ нет. 46 (февраль).
- Фокс, Кристофер. 1999. «Луиджи Ноно и Дармштадтская школа: форма и значение в ранних работах (1950–1959)». Обзор современной музыки 18, вып. 2: 111–130.
- Фробениус, Вольф . 1997. «Фрагменты струнного квартета Луиджи Ноно - Тишина, Диотима ». Архив музыковедения 54, вып. 3: 177–193.
- Герреро, Джинни Ма. 2009. «Присутствие Хиндемита в зарисовках Ноно: новый контекст для музыки Ноно». Журнал музыковедения 26, вып. 4: 481–511.
- Германн, Матиас. 2000. «Сеть времени как серийное средство формальной организации: исследования 4-й части из «Песни Соспесо» Луиджи Ноно». По теории музыки: Festschrift Генриха Депперта к его 65-летию под редакцией Вольфганга Баддея, Генриха Депперта и Эрхарда Каркошки, 261–275. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 978-3-7952-1005-2 .
- Хопкинс, Билл . 1978. «Луиджи Ноно: Индивидуация Силы и Света». Музыкальные Таймс 99, вып. 1623 г. (май): 406–409.
- Хубер, Николаус А. 1981. «Луиджи Ноно: Il canto sospeso VIa, b - Попытка анализа с использованием техник диалектического монтажа». В «Музыкальных концепциях 20» (Луиджи Ноно) под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 58–79. Мюнхен: Текст издания + критика. Перепечатано в книге Николауса Хубера , «Трансиллюминации: тексты о музыке 1964–1999 » под редакцией Йозефа Хойслера, 118–139. Висбаден: Брейткопф и Хертель, 2000. ISBN 978-3-7651-0328-5 .
- Хубер, Николаус А. 2000. «О некоторых отношениях между политикой и техникой композиции в Ноно». В Николаусе Хубере, Трансиллюминации: Тексты о музыке 1964–1999 , под редакцией Йозефа Хойслера, 57–66. Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN 978-3-7651-0328-5 .
- Жабес, Эдмон, Луиджи Ноно, Массимо Каччари и Нильс Рёллер. 1995. Migranten , интервью, отредактировано и переведено Нильсом Рёллером. Internationaler Merve-Diskurs 194. Берлин: Мерве. ISBN 978-3-88396-126-2 .
- Коллерич, Отто (ред.). 1990. Музыка Луиджи Ноно . Исследования в области оценочных исследований 24. Вена: Универсальное издание. ISBN 978-3-7024-0198-6 .
- Ликата, Томас. 2002. «Омаджо Луиджи Ноно и Эмилио Ведова ». В «Электроакустической музыке: аналитические перспективы » под редакцией Томаса Ликаты, 73–89. Вклад в изучение музыки и танца 63. Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-31420-9 .
- Архив Луиджи Ноно. и Венеция.
- Выставка Луиджи Ноно. и «Джиджи и Нурия, история любви в музыке», Федерация CEMAT. Звук|Портреты.
- Манн, Джексон Альберт. 2019. Музыкант за классовую борьбу . Якобинец . По состоянию на 8 августа 2019 г.
- Мецгер, Хайнц-Клаус и Райнер Рин , ред. 1981. Луиджи Ноно . Музыкальные концепции 20-го Мюнхена: Издание Text+Kritik. ISBN 978-3-88377-072-7 .
- Моц, Вольфганг. 1998. «Построение и выражение: аналитические размышления о Il canto sospeso (1955/56) Луиджи Ноно». Музыкальные исследования 51, вып. 3:376–377.
- Нилингер, Карола. 2006. «Невоспетая песня: Il canto sospeso Луиджи Ноно ». Журнал Королевской музыкальной ассоциации 131, вып. 1:83–150.
- Ноно, Луиджи. 1993. Написано , собрано, представлено и аннотировано Лораном Фенейру; переведен под руководством Лорана Фенейру. Музыка/прошлое/настоящее. [Париж]: Редактор Christian Bourgois. ISBN 978-2-267-01152-4 .
- Девятое, Луиджи. 2001. Сочинения и беседы . 2 тома. Под редакцией Анжелы Иды Де Бенедиктис и Веньеро Риццарди. Милан: Воспоминания; Лукка: ЛИМ.
- Ноно, Луиджи и Энцо Рестаньо. 2004. Incontri: Луиджи Ноно в разговоре с Энцо Рестаньо, Берлин, март 1987 года . Под редакцией Маттео Нанни и Райнера Шмуша. Хофхайм: Облако. ISBN 978-3-936000-32-0 [немецкий перевод интервью, первоначально опубликованного на итальянском языке в Рестаньо, 1987 г.]
- Девятое, Луиджи. 2018. Ностальгия по будущему. Избранные произведения и интервью Луиджи Ноно под редакцией Анжелы Иды Де Бенедиктис и Веньеро Риццарди. Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Озорио, Энн. 2008а. Рецензия Луиджи Ноно, Прометео: Трагедия прослушивания (COL LEGNO SACD – WWE 2SACD 20605) . Musicweb International (апрель). По состоянию на 15 августа 2010 г.
- Озорио, Энн. 2008б. Рецензия на книгу Луиджи Ноно «Прометей: трагедия слушания». Выступления в Royal Festival Hall, Лондон, май 2008 г. Musicweb International (июнь). По состоянию на 15 августа 2010 г.
- Пон, Гундарис. 1972. «Веберн и Луиджи Ноно: генезис новой композиционной морфологии и синтаксиса». Перспективы новой музыки , 10, вып. 2 (весна – лето): 111–119.
- Шаллер, Эрика. 1997. Звук и номер: Луиджи Ноно: сочинение серий в период с 1955 по 1959 год . Саарбрюккен: ПАВЛИН. ISBN 978-3-930735-62-4 .
- Симидзу, Минору. 2001. «Понятность того, что отломано: Музыка и язык в Ноно в отличие от Штокхаузена». В Aspetti musici: Музыкально-исторические измерения Италии 1600–2000 гг. - Фестиваль Дитриха Кемпера к его 65-летию под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , Норберта Болина и Имке Миш, 315–319. Кельн-Рейнкассель: Дор. ISBN 978-3-925366-83-3 .
- Шпангемахер, Фридрих. 1983. Луиджи Ноно, электронная музыка: исторический контекст, развитие, техника композиции . Научный вклад в музыковедение 29. Регенсбург: Г. Боссе. ISBN 978-3-7649-2260-3 .
- Шпрее, Герман. 1992. Fragmente-Silence, Diotima: аналитическая попытка струнного квартета Луиджи Ноно . Саарбрюккен: ПАВЛИН. ISBN 978-3-928654-06-7 .
- Стенцль, Юрг . 1986а. «Луиджи Ноно: Фрагменты – Неподвижность, Диотима» / «Фрагменты – Неподвижность для Диотимы», английский перевод К. Стенцля и Л. Пона. Примечания без страниц к Луиджи Ноно, Фрагменты – Stille, an Diotima , Deutsche Grammophon CD 415 513-2.
- Стенцль, Юрг. 1998. Луиджи Ноно . Монографии Ровольта 50582. Рейнбек под Гамбургом: Ровольт. ISBN 978-3-499-50582-9 .
- Стенцль, Юрг. 2002а. «Луиджи Ноно: Il canto sospeso для сопрано, альта и тенора соло, смешанного хора и оркестра, 1955/56». В рукописях музыкантов: От Генриха Шютца до Вольфганга Рима под редакцией Гюнтера Броше, 160–161. Штутгарт: Восстановление. ISBN 978-3-15-010501-6 .
- Стенцль, Юрг. 2002б. Луиджи Ноно: рабочие рисунки, библиография его сочинений и вторичной литературы, дискография, фильмография, магнитофонный архив , третье издание. Зальцбург: Юрг Стенцль.
- Стоянова, Иванка. 1987. «Текст — музыка — значение: приостановленная песня ». В Ноно , под редакцией Э. Рестаньо, 128–135. Турин: Туринские издания.
- Стоянова, Иванка. 1998. «Использование пространства и тишины в музыке Луиджи Ноно». В космосе: Музыка/философия , под редакцией Жана-Марка Шувеля и Макиса Соломоса , 425–438. Париж: L'Harmattan. ISBN 978-2-7384-6593-1 .
- Зехеляйн, Клаус . 1993. « Intolleranza 1960 — Музыка на распутье». Примечания к Teldec CD 4509 97304-2
Некрологи
[ редактировать ]- Осмонд-Смит, Дэвид (11 мая 1990 г.). «Записки несогласных» . Хранитель . Лондон. п. 39 . Проверено 30 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- «Луиджи Ноно, итальянский композитор» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. 14 мая 1990 г. с. 36 . Проверено 30 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Луиджи Ноно (композитором) , на Викискладе?
- Archivio Luigi Nono, Венеция, Италия , включая список датированных работ, биографию и дискографию.
- Нонопроект
- Ансамбль Соспесо – Луиджи Ноно
- «Луиджи Ноно (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Ноно — Прометей : лебединая песня революционера
- «Когда они умирают» Ноно: крики, шепот и небесные голоса»
- Обзор Джона Волластона «Мышление слабой силы, приводящее к остановке» от 28 мая 2008 г. о лондонском представлении «Прометео»
- «Ноно пожимает плечами перед бессмертием: будущая утопическая ностальгическая дистанция » и «Ноно в конце: Hay que caminar „soñando » , lafolia.com
- Виртуальная специализированная библиотека музыковедения Баварская государственная библиотека | Нонопроект
- 1924 рождения
- 1990 смертей
- Музыканты из Венеции
- Композиторы-классики XX века
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Итальянские композиторы балета
- Немецкие граммофонисты
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Итальянские коммунисты
- Похороны на острове Сан-Микеле
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Итальянские композиторы XX века
- Композиторы итальянского струнного квартета.
- Члены итальянского движения сопротивления
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века