Jump to content

Луи Ноно

(Перенаправлено с Луиджи Ноно (композитор) )

Луи Ноно
Девятое место в 1979 году
Рожденный ( 1924-01-17 ) 17 января 1924 г.
Венеция , Италия
Умер 8 мая 1990 г. ) ( 1990-05-08 ) ( 66 лет
Венеция
Образование
Занятие
  • Композитор
Организации Дармштадтская школа
Работает Список композиций

Луиджи Ноно (англ. Итальянское произношение: [luˈiːdʒi ˈnɔːno] ; 29 января 1924 — 8 мая 1990) — итальянский авангардист композитор классической музыки, .

Биография

[ редактировать ]
Дом в Венеции, где родился Ноно, на Понте Лонго, Fondamenta delle Zattere [ it ] , Дорсодуро

Ранние годы

[ редактировать ]

Ноно родился в Венеции и был членом богатой артистической семьи; его дед был известным художником. Ноно начал уроки музыки у Джан Франческо Малипьеро в Венецианской консерватории в 1941 году, где он приобрел знания о эпохи Возрождения традиции мадригала , среди других стилей. степенью юриста со После окончания Падуанского университета , он получил поддержку в композиции от Бруно Мадерны . Через Мадерну он познакомился с Германом Шерхеном - тогдашним учителем дирижирования Мадерны - который дал Ноно дальнейшее обучение и был одним из первых наставников и защитников его музыки.

Шерхен представил первую признанную работу Ноно — «Канонические вариации серии делльоп». 41 ди А. Шенберг в 1950 году, в Darmstädter Ferienkurse . , Канонические вариации основанные на двенадцатитоновой серии сочинения Арнольда Шенберга . 41 , включающий гексахорд «Ода Наполеону» , обозначил Ноно как убежденного композитора антифашистской политической ориентации. [1] ( Канонические вариации также использовали ряд ритмических значений из шести элементов.) Ноно был членом итальянского Сопротивления во время Второй мировой войны. [2] Его политическая приверженность, объединяющая его с некоторыми из его современников в Дармштадте, такими как Анри Пуссер и в прежние дни Ганс Вернер Хенце , отличала его от других, включая Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена . Тем не менее, именно вместе с Булезом и Штокхаузеном Ноно стал одним из лидеров Новой музыки 1950-х годов.

1950-е годы и Дармштадтская школа

[ редактировать ]
Мария Кшишковская [ pl ] и Витольд Грука [ pl ] в постановке 1962 года балета Ноно «Красный плащ» (1954)

Ряд ранних работ Ноно был впервые представлен в Darmstädter Ferienkurse, в том числе «Тре эпитафии для Федерико Гарсиа Лорки» (1951–53), «Виктуар де Герника» (1954), задуманная, как и картина Пикассо, как обвинение в зверствах военного времени, и «Инконтри». (1955). «Песнь любви» (1954) была написана для будущей жены Ноно, Нурии Шенберг (дочери Арнольда Шенберга), с которой он познакомился на мировой премьере фильма «Моисей и Арон» в 1953 году в Гамбурге. Поженились в 1955 году. Атеист, [3] Ноно вступил в Коммунистическую партию Италии в 1952 году. [4]

Мировая премьера оперы «Il canto sospeso» (1955–56) для сольных голосов, хора и оркестра принесла Ноно международное признание и признание как преемника Веберна . Ноно «Рецензенты с удивлением отметили, что canto sospeso достигло синтеза — до степени, которую едва ли можно было считать возможной — между бескомпромиссно авангардным стилем композиции и эмоциональным, моральным выражением (в котором была соответствующая и дополняющая трактовка темы и текста). ". [4]

Если и существуют какие-либо доказательства того, что творчество Веберна не знаменует эзотерического «истечения» западной музыки в пианиссимо афористических обрывков, то их предоставляет « Il Canto Sospeso » Луиджи Ноно ... 32-летний композитор зарекомендовал себя как самый могущественный из преемников Веберна. ( Кельнер Штадт-Анцайгер , 26 октября 1956 г.). [4]

считает Это произведение, которое швейцарский музыковед Юрг Стенцль одним из центральных шедевров 1950-х годов, [5] это память жертв фашизма , включающая прощальные письма, написанные политзаключенными перед казнью. В музыкальном плане Ноно открывает новые горизонты не только благодаря «образцовому балансу между голосами и инструментами». [1] но в мотивированном, точечном вокале, в котором слова разбиваются на слоги, обмениваемые голосами, образуя плавные, разнообразные звучности, - что можно сравнить с творческим расширением « техники Klangfarbenmelodie » Шенберга. [6] Сам Ноно подчеркнул свои лирические намерения в интервью Хансйоргу Паули . [7] [6] а связь с «Выжившим» Шенберга из Варшавы постулируется Герреро. [8] Однако Штокхаузен в своей дармштадтской лекции «Язык и музыка» от 15 июля 1957 года (опубликованной в следующем году в « Дармштадтском вкладе в новую музыку » , а затем в «Серии ») заявил:

В отдельных отрывках «Песни» Ноно сочинил текст как бы для того, чтобы увести его от общественного внимания там, где ему нет места... В разделах II, VI, IX и в частях III он превращает речь в звуки, шумы. . Тексты не поставлены, а замаскированы в столь необыкновенно строгой и плотной музыкальной форме, что при исполнении они малопонятны.

Зачем тогда вообще тексты и зачем эти тексты?

Вот объяснение. При постановке отдельных частей букв, за которые должно быть особенно стыдно, что их пришлось писать, музыкант принимает позицию только композитора, заранее отобравшего буквы: он не интерпретирует, не комментирует. Он скорее сводит речь к ее звукам и создает из них музыку. Перестановки гласных звуков, а, ä, е, я, о, ю; серийная структура.

Не следовало ли ему выбирать в первую очередь столь богатые смыслом тексты, а скорее звуки? По крайней мере, для тех разделов, где рассматриваются только фонетические свойства речи. [9]

Всеинтервальный двенадцатитоновый ряд Ноно . из «Il canto suspend» [10]
Продолжительность: 0 секунд.

Ноно высказал решительное возражение и сообщил Штокхаузену, что это «неправильно и вводит в заблуждение, и что у него не было ни фонетической обработки текста, ни более или менее дифференцированной степени понятности слов, имевшихся в виду при составлении текста». [11] ) Несмотря на раскаяние Штокхаузена, три года спустя, в дармштадтской лекции от 8 июля 1960 года под названием «Текст — Музыка — Гезанг», Ноно сердито написал:

Наследие этих писем стало выражением моего сочинения. И из этого соотношения слова как фонетико-семантической целостности и музыки как составного выражения слова и следует понимать все мои поздние хоровые произведения. И совершенно глупо делать из аналитической обработки звуковой формы текста вывод о том, что смысловое содержание выбрасывается наружу. Вопрос о том, почему я выбрал для композиции именно эти тексты, а не другие, не более разумен, чем вопрос о том, почему для выражения слова «глупый» используются буквы, расположенные в порядке «глупый». [12]

Il canto sospeso называют «вечным предупреждением»; [1] действительно, это мощное опровержение очевидного утверждения, сформулированного в часто цитируемой, но вырванной из контекста фразе. [13] философ Теодор В. Адорно утверждает , что «писать стихи после Освенцима — варварство». [14]

Ноно снова должен был вернуться к такой антифашистской тематике, как в Diario polacco; Номер композиции. 2 (1958–59), в биографию которого входило путешествие по нацистским концентрационным лагерям, и «azione Spica» Intolleranza 1960 , вызвавшая бунт на премьере в Венеции 13 апреля 1961 года. [15] [2]

Ноно и Карлхайнц Штокхаузены в Дармштадте, лето 1957 года.

Именно Ноно в своей лекции 1958 года «Развитие серийной технологии» [16] создал выражение «Дармштадтская школа» для описания музыки, сочиненной в 1950-х годах им самим и Пьером Булезом , Бруно Мадерной , Карлхайнцем Штокхаузеном и другими композиторами, не названными им конкретно. Он сравнил их значение с Баухаусом в изобразительном искусстве и архитектуре. [17]

1 сентября 1959 года Ноно прочитал в Дармштадте полемически наполненную лекцию, написанную совместно со своим учеником Гельмутом Лахенманном , «Geschichte und Gegenwart in der Musik von Heute» («История и присутствие в современной музыке»), в которой он критиковал и дистанцировался от композиторов случайной и алеаторической музыки , бывшей тогда в моде, под влиянием американских моделей, таких как Джон Кейдж . [18] Хотя на семинаре несколькими днями ранее Штокхаузен назвал себя «возможно, крайним антиподом Кейджа», когда он говорил о «статистических структурах» на концерте, посвященном его произведениям вечером того же дня, марксист Ноно видел это с точки зрения «фашистских массовых структур», и между двумя друзьями разгорелся жестокий спор. [19] В сочетании с резко негативной реакцией Ноно на интерпретацию Штокхаузеном набора текста в Il canto sospeso это фактически положило конец их дружбе до 1980-х годов и, таким образом, распустило «авангардную троицу» Булеза, Ноно и Штокхаузена. [2]

1960-е и 1970-е годы

[ редактировать ]

Intolleranza 1960 можно рассматривать как кульминацию раннего стиля и эстетики композитора. [1] Сюжет касается тяжелого положения эмигранта, захваченного в различных сценариях, актуальных для современного капиталистического общества: эксплуатация рабочего класса, уличные демонстрации, политические аресты и пытки, интернирование в концентрационных лагерях, убежище и заброшенность. Описано как «сценическое действие» - Ноно категорически запретил называть « опера ». [20] - он использует множество ресурсов, от большого оркестра, хора, пленки и громкоговорителей до техники «волшебного фонаря», заимствованной из театральных практик Мейерхольда и Маяковского 1920-х годов, чтобы сформировать богатую экспрессионистскую драму. [1] Рипеллино, Анджело Либретто состоящее Брехта из политических лозунгов, стихов и цитат и Сартра ( включая моменты брехтианского отчуждения ), вместе с резкой, мучительной музыкой Ноно, полностью соответствует антикапиталистическому пафосу, который композитор намеревался донести. [1] Бунт на премьере в Венеции во многом был вызван присутствием в зале как левых, так и правых политических фракций. Неонацисты пытались сорвать мероприятие с помощью бомб-вонючек, однако им не удалось предотвратить триумфальное завершение выступления Ноно. [2] «Интоллеранца» посвящена Шёнбергу.

В течение 1960-х годов музыкальная деятельность Ноно становилась все более откровенной и полемической по своей тематике, будь то предупреждение против ядерной катастрофы ( Canti di vita e d'amore: sul ponte di Hiroshima , 1962), осуждение капитализма ( La Fabbrica Illuminata , 1964), осуждение нацистских военных преступников после франкфуртского процесса в Освенциме ( Ricorda cosi ti hanno fatto in Auschwitz , 1965) или американского империализма во Вьетнамской войне ( A floresta é jovem e cheja de vida , 1966). Ноно начал записывать документальный материал (политические речи, лозунги, посторонние звуки) на пленку и использовать новую электронику, которую он считал необходимой для создания «конкретных ситуаций», имеющих отношение к современным политическим проблемам. [1] Инструментальное письмо имело тенденцию объединять «пунктуальный» серийный стиль начала 1950-х годов в группы, скопления звуков — широкие штрихи, которые дополняли использование кассетного коллажа. [1] В соответствии со своими марксистскими убеждениями, «переосмысленными» в трудах Антонио Грамши , [4] он принес эту музыку в университеты, профсоюзы и на фабрики, где читал лекции и выступал с выступлениями. (Название A floresta é jovem e cheja de vida содержит орфографическую ошибку: слово «полный» по-португальски звучит как «cheia», а не «cheja». [21]

Девятое место в Хилверсюме , 1970 год.

Второй период Ноно, который обычно считается начавшимся после Интоллерансы , [1] достигает своего апогея во второй «azione Sceneca», « Al gran sole carico d'amore» (1972–74) — совместной работе с Юрием Любимовым , который тогда был директором театра на Таганке в Москве . В этой масштабной сценической работе Ноно полностью отказывается от драматического повествования и представляет ключевые моменты истории коммунизма и классовой борьбы «бок о бок», чтобы создать свой «театр сознания». Тематика (как видно из цитат из манифестов и стихов, классиков марксизма до анонимных высказываний рабочих) касается неудавшихся революций; Парижская Коммуна 1871 года, русская революция 1905 года и восстание боевиков в Чили 1960-х годов под руководством Че Гевары и Тани Бунке . [22] Чрезвычайно актуальный альбом Al gran Sole предлагает многостороннее зрелище и трогательное размышление об истории коммунизма двадцатого века, рассматриваемой через призму музыки Ноно. Премьера состоялась в театре Лирико миланском в 1975 году.

В это время Ноно посетил Советский Союз , где он пробудил интерес Альфреда Шнитке и Арво Пярта , среди других, к современной практике авангардных композиторов Запада. [23] Действительно, 1960-е и 70-е годы были отмечены частыми поездками за границу, чтением лекций в Латинской Америке и знакомством с ведущими левыми интеллектуалами и активистами. В память о смерти Лучано Круса, лидера Чилийского революционного фронта, Ноно написал « Como una ola de fuerza y ​​luz» (1972). Во многом в экспрессионистском стиле Эла Гран Соле , с использованием большого оркестра, кассеты и электроники, он стал своего рода фортепианным концертом с добавленными вокальными комментариями.

Ноно вернулся к пианино (с кассетой) для исполнения своей следующей пьесы ... sofferte onde serene... (1976), написанной для его друга Маурицио Поллини после общей утраты двух их родственников (см. Программную заметку Ноно | Полковник Леньо). ,1994). С этого произведения начался радикально новый, интимный этап развития композитора - от Кона Луиджи Даллапикколы для ударных инструментов и электроники (1978) до Фрагменте-Стилле, Диотимы для струнного квартета (1980). Одно из самых требовательных произведений Ноно (как для исполнителей, так и для слушателей), Fragmente-Stille – это музыка на пороге тишины. Партитура перемежается 53 цитатами из стихов Гельдерлина, обращенными к его «возлюбленной» Диотиме, которые актеры должны «пропевать» молча во время исполнения, стремясь к той «тонкой гармонии внутренней жизни» (Гельдерлин). Редкая, но очень концентрированная работа, заказанная Бетховенфестом в Бонне, «Фрагменте-Стилле» пробудила большой интерес к музыке Ноно по всей Германии. [24]

1980-е годы

[ редактировать ]
Церковь Сан-Лоренцо , где «Прометея». в 1984 году состоялась премьера

Ноно познакомился с венецианским философом Массимо Каччари (мэр Венеции с 1993 по 2000 год), который начал оказывать все большее влияние на мысль композитора в 1980-х годах. [25] Благодаря Каччари Ноно погрузился в творчество многих немецких философов, в том числе в труды Вальтера Беньямина, чьи исторические идеи (поразительно схожие с собственными идеями композитора) легли в основу монументального «Прометея — трагедии дель Асколто » (1984/85). [22] Мировая премьера оперы состоялась в церкви Сан-Лоренцо в Венеции 25 сентября 1984 года под управлением Клаудио Аббадо , с текстами Массимо Каччари , освещением Эмилио Ведовой и деревянными конструкциями Ренцо Пиано . [26] [27] Поздняя музыка Ноно преследуется философией Беньямина, особенно концепцией истории ( Über den Begriff der Geschichte ), которой отведена центральная роль в «Прометее» .

В музыкальном плане Ноно начал экспериментировать с новыми звуковыми возможностями и производством в Экспериментальной студии Генриха-Штробеля-Stiftung des SWR [ de ] во Фрайбурге . Там он разработал новый подход к композиции и технике, часто привлекая к реализации своих целей специалистов-музыкантов и технических специалистов. [28] Первыми плодами этого сотрудничества стали «Das atmende Klarsein» (1981–82), «Diario polacco II» (1982) — обвинение советской тирании времен холодной войны — и «Guai ai gelidi Mostri» (1983). Новые технологии позволили звуку циркулировать в пространстве, придав этому измерению роль не менее важную, чем его излучение. Такие инновации стали центральными в новой концепции времени и пространства. [29] Эти впечатляющие шедевры отчасти были подготовкой к тому, что многие считают его величайшим достижением.

Прометея называют «одним из лучших произведений 20 века». [30] После театральных эксцессов Ала Гран Соле , который, как позже заметил Ноно, был «монстром ресурсов», [22] композитор начал мыслить в духе оперы или, скорее, музыкальной драмы без какого-либо визуального, сценического измерения. драма — Короче говоря, музыкальная «трагедия слушания» — подзаголовок представляет собой комментарий к сегодняшнему потребительству. Таким образом, в вокальных партиях самые простые интервальные процедуры (в основном кварты и квинты) резонируют среди гобелена резкого, диссонансного, микротонального письма ансамблей.

«Прометей», возможно, является окончательной реализацией «театра сознания» Ноно — здесь невидимого театра, в котором производство звука и его проекция в пространстве становятся фундаментальными для всей драматургии. Архитектор Ренцо Пиано спроектировал огромную конструкцию «деревянной лодки» для премьеры в церкви Сан-Лоренцо в Венеции, акустику которой необходимо в некоторой степени реконструировать для каждого спектакля. (Для японской премьеры на фестивале Акиёсидай (Сюхо) новый концертный зал был назван «Залом Прометео» в честь Ноно и спроектирован ведущим архитектором Арата Исодзаки ). [31] Либретто включает в себя разрозненные тексты Гесиода , Гельдерлина и Беньямина (в основном логистически неслышимые во время исполнения из-за характерной для Ноно деконструкции), которые исследуют происхождение и эволюцию человечества, скомпилированные и расширенные Каччари. В вневременном и визионерском контексте Ноно музыка и звук доминируют над изображением и письменным словом, образуя новые измерения смысла и «новые возможности» для прослушивания.

Ходоки, тропинок нет, надо идти

В 1985 году Ноно наткнулся на этот афоризм («Путешественники, троп нет – все, что есть, это путешествие») на стене францисканского монастыря недалеко от Толедо , Испания, и он сыграл важную роль в остальных его композициях. [32] [33] [34] Как пишет об этом афоризме Эндрю Клементс в The Guardian : «Композитору он показался идеальным выражением его собственного творческого развития, и за последние три года своей жизни он сочинил трилогию произведений, все названия которых происходят от этой надписи».

Могила Ноно на кладбище Сан-Микеле в Венеции.

Последние произведения Ноно, такие как «Каминантес... Аякучо» (1986–87), вдохновленные регионом на юге Перу , испытывающим крайнюю нищету и социальные волнения, La lontananza nostalgica utopica futura (1988–89) и «Hay que caminar» soñando. (1989) предлагают комментарий к пожизненным поискам композитора к политическому обновлению и социальной справедливости.

Ноно умер в Венеции в 1990 году. После его похорон немецкий композитор Дитер Шнебель заметил, что он «был очень великим человеком». [24] — это мнение широко разделяли те, кто его знал, и те, кто восхищался его музыкой. [35] Ноно похоронен на кладбище Сан-Микеле на острове Сан-Микеле вместе с другими художниками, такими как Стравинский , Дягилев , Зоран Мушич и Эзра Паунд .

Пожалуй, три наиболее важных сборника сочинений Ноно о музыке, искусстве и политике ( Texte: Studien zu seiner Musik (1975), Ecrits (1993) и Scritti ecolloqui (2001)), а также тексты, собранные в Рестаньо, [36] еще не переведены на английский язык. Среди других поклонников - архитектор Даниэль Либескинд и писатель Умберто Эко ( Das Nonoprojekt ), поскольку Ноно полностью реконструировал музыку и занимался наиболее фундаментальными вопросами ее выразительности.

Архивы Луиджи Ноно были созданы в 1993 году усилиями Нурии Шенберг Ноно с целью хранения и сохранения наследия Луиджи Ноно.

  • Ноно, Луиджи. 1972. Canti di vita d'amore/Per Bastiana/Omaggio a Vedova . Славка Таскова, сопрано; Лорен Дрисколл , тенор; Симфонический оркестр Саарского радио; Симфонический оркестр Берлинского радио; Майкл Гилен , дир. Wergo LP WER 60 067. Переиздан в 1993 году на компакт-диске, WER 6229/286 229.
  • Девятое, Луиджи. 1977. Como una ola de fuerza y ​​luz ; Эпитафия №. 1 , Эпитафия №. 3 . Урсула Рейнхардт-Кисс, сопрано; Джузеппе Ла Ликата, фортепиано; Рундфанк-симфонический оркестр Лейпцига; Герберт Кегель , дирижер. Розвита Трекслер , сопрано, спикер; Вернер Хаселеу , баритон, оратор; Рундфункхор Лейпциг ; Рундфанк-симфонический оркестр Лейпцига; Хорст Нойман (дирижер). Eterna LP 8 26 912. Переиздан в 1994 году, Berlin Classics 0021412BC.
  • Ноно, Луиджи. 1986. Фрагменты — Молчание Диотиме . LaSalle Quartet (Вальтер Левин и Генри Мейер, скрипки; Питер Камницер, альт; Ли Физер, виолончель). Deutsche Grammophon/PolyGram CD 415 513, переиздан в 1993 году под номером 437 720.
  • Девятое, Луиджи. 1988. Подвешенная песня (с Арнольдом Шенбергом, Моисеем и Аароном, акт 1, сцена 1, и Бруно Мадерной , Гиперион ). Ильзе Хольвег , сопрано; Ева Борнеманн, высокая; Фридрих Ленц, тенор; Оркестр и хор WDR Cologne (Бернхард Циммерманн, хормейстер); Бруно Мадерна, дирижер. La Nuova Musica 1. Страдивари STR 10008.
  • Девятое, Луиджи. 1988. Como una ola de fuerza y ​​luz/Диалектический контрапункт разуму/ ... понесла безмятежные волны... . Славка Таскова (сопрано), Маурицио Поллини (фортепиано), Симфонический оркестр Баварского радио, Клаудио Аббадо , дир. Deutsche Grammophon/PolyGram 423 248. Первая и третья работы переизданы в 2003 году (вместе с Masse Манцони : Homage to Edgard Varèse ) на Deutsche Grammophon/Universal Classics 471 362.
  • Девятое, Луиджи. 1990. Канонические вариации ; Карло Скарпе, архитектору с его безграничными возможностями ; Нет дорог, нет путей . «Творение XX» и век. Астре CD E 8741. [Франция]: Астре. Переиздание, компакт-диск Montaigne MO782132. [Франция]: Auvidis/Naive, 2000.
  • Девятое, Луиджи. 1991. Пьеру, синей тишины, inquietum ; Когда они умирают, польский дневник 2-й ; Пост-прелюдия для Донау . Роберто Фабричиани, флейта; Чиро Сарпони, кларнет; Ингрид Аде, Моника Байр-Ивенц, Моника Брустманн, сопрано; Сюзанна Отто, высокая; Кристин Теус, виолончель; Роберто Чеккони, дирижер; Джанкарло Скьяффини, туба; Альвизе Видолин, живая электроника. Воспоминания CRMCD 1003 диска.
  • Ноно, Луиджи. 1992. Il canto sospeso (с Малером, Kindertotenlieder и «Ich bin der Welt abhandenkommen» из Rückert-Lieder ). Барбара Бонни , сопрано; Сюзанна Отто, меццо-сопрано; Марек Торжевски, тенор; Сюзанна Лотар и Бруно Ганц , чтецы; Хор Берлинского радио ; Берлинская филармония ; Клаудио Аббадо , дирижёр. Sony Classical/SME SK 53360.
  • Девятое, Луиджи. 1992. Будущая утопическая ностальгическая даль , Hay que caminar'—soñando . Гидон Кремер и Татьяна Гринденко , скрипки. Deutsche Grammophon/Universal Classics 474 326.
  • Девятое, Луиджи. 1992. Memento, Romance de la Guardia Civil Española (Эпитафия № 3 Федерико Гарсиа Лорке) ; Композиция для оркестра ; Испания в сердце ; Композиция для оркестра Н. 2 (польский дневник) ; Для Бастианы . Симфонический оркестр и хор Norddeutschen Rundfunks; Римский симфонический оркестр и хор RAI; Симфонический оркестр Баварского радио; Бруно Мадерна, дирижер. Мадерна Издание 17. Аркадия CDCDMAD 027.1.
  • Луиджи, Ноно. 1994. Луиджи Ноно 1: Фрагменты - Тем не менее, Диотима; Снится «Мне нужно идти» . Континентальный струнный квартет ; Ирвин Ардитти и Дэвид Альберман, скрипки. Континентальный квартет, издание 7. Монтень М.О.
  • Луиджи, Ноно. 1995. Интоллеранса 1960 . Урсула Кошут, Кэтрин Харрис, «Клан Сопрано»; Дэвид Рэмпи, Джеррольд ван дер Шааф, теноры; Вольфганг Пробст, баритон; поддержка солистов; Хор Штутгартской государственной оперы ; Штутгартский государственный оркестр ; Бернхард Контарский , дирижер. Заметки Клауса Цехеляйна . Teldec/WEA Classics 4509-97304.
  • Ноно, Луиджи. 1995. Прометео . Солисты, Solistenchor Freiburg (хормейстер Андре Ришар ), Ансамбль «Модерн» под управлением Инго Мецмахера . Экспериментальная студия Фонда Генриха Штробеля во Фрайбурге, звукорежиссеры Андре Рихард , Ганс Петер Халлер , Рудольф Штраус и Роланд Брайтенфельд. «Прометео — Tragedia dell'ascolto» и «Прометео — Руководство для слушателей» С примечаниями Юрга Стенцля . EMI Classics 7243 5 55209 2 0/CDC 55209.
  • Девятое, Луиджи. 1998. Полифонически-монодически-ритмический; Песни для тринадцати; Кансионес в Гиомаре; «Hay que caminar» звучит . Ансамбль UnitedBerlin; Анжелика Луз, сопрано; Объединенные голоса; Питер Хирш , дирижер. Верго WER 6631/286 631.
  • Ноно, Луиджи. 2000. Оркестровые произведения и камерная музыка . Симфонический оркестр SWF; Ганс Росбауд и Михаэль Гилен , дирижеры; Московский струнный квартет. Программные заметки Вольфганга Лёшера. Полковник Легно WWE 20505.
  • Девятое, Луиджи. 2000. Канонические вариации/Карло Скарпе, архитектору, к его безграничным возможностям/No hay centos, hay que caminar...Андрей Тарковский . Симфонический оркестр SW Немецкого радио, Михаэль Гилен, дир. Наивный 782132.
  • Ноно, Луиджи. 2001. Al gran sole carico d'amore . Вокальные солисты и хор Государственной оперы Штутгарта ; Государственный оркестр Штутгарта ; Лотар Загросек , дирижер. С примечаниями «Рассказы — «Театр сознания» Луиджи Ноно — Al Gran sole carico d’amore », Юрг Стенцль . Teldec New Line/Warner Classics 8573-81059-2.
  • Ноно, Луиджи. 2001. Хоровые произведения: Кори ди Дидоне; Это итальянский дневник; Ясность дыхания . Вокальный ансамбль SWR, Штутгарт; Руперт Хубер , дирижер. Увлечение музыкой. Хэнсслер Классик 93.022.
  • Девятое, Луиджи. 2001. Канонические вариации на тему соч. 41 А. Шёнберга ; Варианты ; Ни за что, ни за что — Андрей Тарковский ; Встречаться . Полковник Легно WWE 1CD 31822. Марк Каплан, скрипка. Симфонический оркестр Базеля, Марио Венцаго , дир. [Мюнхен]: С Вудом.
  • Девятое, Луиджи. 2004. I, фрагмент из «Прометея» , Das atmende Klarsein . Катя Плашка , Петра Хоффманн, Моника Баир-Ивенц, Роберто Фаббричани, Чиро Скарпони; Солистеншор Фрайбург, Экспериментальная студия Фрайбург, Андре Ришар. с деревом 2 SACD 20600 (Helikon Harmonia Mundi).
  • Девятое, Луиджи. 2006. 20 Jahre Inventionen V : Когда они умирают. Польский дневник №. 2 ; Кансьонес-а-Гиомар ; Посвящение Эмилио Ведовой . Ингрид Аде, Моника Бар-Ивенц, Халина Никарц, сопрано; Бернадетт Манка ди Нисса , высокая; Роберто Фаббричани, бас-флейта; Фрэнсис-Мари Уитти, виолончель; Артуро Тамайо , дирижер; Экспериментальная студия Фонда Генриха Штробеля; Луиджи Ноно, Ганс Петер Халлер , звукооператор; Рудольф Штраус, Бернд Нолл, техники; Альвизе Видолин, ассистент (« Когда они умирают »); Эльдегард Нойберт-Имм, сопрано; Ансамбль Ars Nova в Берлине; Питер Шварц, дирижер ( «Canciones a Guiomar» ); лента ( Посвящение Эмилио Ведовой ). Издание РЗ 4006.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Аннибальди 1980 год .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Шенберг-Ноно 2005 .
  3. ^ Наттиез, Бент, Дальмонте и Барони 2001–2005 , с. 424.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Пламя 1995 года .
  5. ^ Стенцль 1986b .
  6. ^ Перейти обратно: а б Фламм 1995 , с. 9
  7. ^ Паули 1971 .
  8. ^ Герреро 2006 .
  9. ^ Штокхаузен 1964 , стр. 48–49.
  10. ^ Леув 2005 , с. 177.
  11. ^ Штокхаузен 1964 , с. 49.
  12. ^ Ноно 1975 , стр. 41–60.
  13. ^ Хофманн 2005 .
  14. ^ Адорно 1981 , с. 34.
  15. ^ Стейниц 1995 .
  16. ^ Ноно 1975 , стр. 21–33.
  17. ^ Девятый 1975 г. , с. 30.
  18. ^ Ноно 1975 , стр. 34–40.
  19. ^ Курц 1992 , с. 98.
  20. ^ Стенцль 1999 .
  21. ^ Дэвезис 1965 , с. [ нужна страница ] .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Стенцль 1995 .
  23. ^ Ивашкин 1996 , стр. 85–86.
  24. ^ Перейти обратно: а б Лешер 2000 .
  25. ^ Карвалью 1999 .
  26. ^ «Групповая выставка | Прометей: трагедия о слушании» . Таддей Ропак . Проверено 22 июня 2024 г.
  27. ^ «Луиджи Ноно Прометео, Трагедия слушания» (PDF) . col-legno.com .
  28. ^ Фаббричиани 1999 .
  29. ^ Песталоцца 1992 .
  30. ^ Бейст 2003 .
  31. ^ Ньюхаус 2012 , с. 50.
  32. ^ Клементс 2007 .
  33. ^ МакХард 2008 , с. 243.
  34. ^ Гриффитс 2004 , с. 551.
  35. ^ Дэвисмун 1999a , стр. 17–30.
  36. ^ Рестаньо 1987 .

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Адорно, Теодор В. 1955. «Культурная критика и общество» (1951), в его «Призмах: культурная критика и общество» . Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp Verlag.
  • Адорно, Теодор В. 1981. Призмы . Перевод с немецкого Самуэля и Ширри Вебер. Исследования современной немецкой социальной мысли 4. Кембридж: MIT Press. ISBN   978-0-262-01064-1 (ткань) ISBN   978-0-262-51025-7 (pbk) [английский перевод ( Адорно, 1955 )].
  • Аннибальди, Клаудио. 1980. «Ноно, Луиджи». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди . Вашингтон, округ Колумбия: Музыкальные словари Гроува.
  • Бейст, Стефан. Ноно 2003. « Прометей — революционная лебединая песня» (онлайн) .
  • Карвалью, Мариу Виейра де. 1999. «Цитата и монтаж в творчестве Луиджи Ноно». Обзор современной музыки 18, часть 2:37–85.
  • Клементс, Эндрю. 2007. « Ноно: Путей нет, надо идти ... Андрей Тарковский и др. » The Guardian (30 ноября).
  • Дэвезис, Роберт. 1965 год. Ангольцы . Grands Documents 21. [Париж]: Éditions de Minuit.
  • Дэвисмун, Стивен (ред.). 1999а. Луиджи Ноно (1924–1990): Подвешенная песня. Обзор современной музыки 18, часть 1. [Нидерланды]: Harwood Academic Publishers. ISBN   978-90-5755-112-3 .
  • Фаббричани, Роберто. 1999. «Прогулка с Джиджи». Обзор современной музыки 18, вып. 1:7–15.
  • Фламм, Кристоф. 1995. «Предисловие» к Луиджи Ноно, Il canto suspend (партитура), 13–28. Лондон: Эйленбургское издание.
  • Гриффитс, Пол . 2004. Пингвин-компаньон классической музыки . Лондон, Нью-Йорк, Виктория, Торонто, Нью-Дели, Окленд и Роузбанк: Penguin Books. ISBN   978-0-14-100924-7 .
  • Герреро, Джинни Ма 2006. Ноно «Серийное вмешательство в Il canto Suspend » . Теория музыки онлайн 12, вып. 1 (февраль)].
  • Хофманн, Клаус . 2005. «Поэзия после Освенцима - изречение Адорно». Немецкая жизнь и письма 58, вып. 2:182–194.
  • Ивашкин, Александр . 1996. Альфред Шнитке . Phaidon Композиторы 20-го века под редакцией Нормана Лебрехта . Лондон: Файдон. ISBN   978-0-7148-3169-5 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер.
  • Леу, Тон де . 2005. Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры , перевод с голландского Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN   978-90-5356-765-4 .
  • Лешер, Вольфганг. 2000. Луиджи Ноно (1924–1990) , аннотации к Луиджи Ноно, Оркестровая и камерная музыка . Компакт-диск полковника Легно WWE 1CD 20505.
  • МакХард, Джеймс Л. 2008. Будущее современной музыки , третье издание. Ливония, Мичиган: Iconic Press. ISBN   978-0-9778195-2-2 .
  • Наттиез, Жан-Жак , Маргарет Бент, Россана Дальмонте и Марио Барони. 2001–2005 гг. Энциклопедия музыки , Том. 1 (из 5). Турин: Г. Эйнауди. ISBN   978-88-06-15840-8 .
  • Ньюхаус, Виктория . 2012. Сайт и звук: Архитектура и акустика новых оперных театров и концертных залов . Нью-Йорк: Моначелли Пресс. ISBN   978-1-58093-281-3 .
  • Ноно, Луиджи. 1975. Тексты, этюды по его музыке , под редакцией Юрга Стенцля . Цюрих: Атлантида. ISBN   978-3-7611-0456-9 .
  • Паули, Хансйорг . 1971. Для кого вы на самом деле сочиняете? Серия Фишера, вып. F 16. Франкфурт-на-Майне: Фишер.
  • Песталоцца, Луиджи. 1992. Девятое: Будущая утопическая ностальгическая дистанция, сонандо "Hey que caminar" , Deutsche Grammophon.
  • Рестаньо, Энцо. 1987 Девятый / разные авторы . Библиотека музыкальной культуры: Авторы и произведения. Турин: EDT/Музыка. ISBN   978-88-7063-048-0 [Включает интервью с Ноно (немецкий перевод опубликован в Nono и Restagno 2004) и отрывки из его произведений.]
  • Шенберг-Ноно, Нурия. 2005. Интервью. «Музыка имеет значение», BBC Radio 3 (24 апреля).
  • Стейниц, Ричард. 1995. «Луиджи Ноно». Введение, брошюра Фестиваля современной музыки в Хаддерсфилде.
  • Стенцль, Юрг . 1986б. «Луиджи Ноно» [краткая биография], английский перевод Джона Патрика Томаса. Примечания без страниц к Луиджи Ноно, Фрагменты – Stille, an Diotima , Deutsche Grammophon CD 415 513-2.
  • Стенцль, Юрг. 1995. «Прометео — Tragedia dell'ascolto». Примечания к записи Prometeo , EMI Classics, набор из 2 компакт-дисков (7243 5 55209 2 X).
  • Стенцль, Юрг. 1999. «Рассказы/«Театр сознания» Луиджи Ноно, Al gran only load of love ». Тельдек Новая линия 8573-81059-2
  • Штокхаузен, Карлхайнц . 1964. «Музыка и речь», перевод Рут Кениг. Серия 6 (английское издание): 40–64. Оригинальная немецкая версия под названием «Музыка и язык», Серия 6 (1960): 36–58. Отрывок из Il canto sospeso Ноно переиздан как «Луиджи Ноно: Язык и музыка [ sic ] II» в Stockhausen, Texts 2. Кёльн: Verlag M. DuMont Schauberg, 1964.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ассис, Пауло де. 2006. Поворотный момент Луиджи Ноно: между Como una ola fuerza y ​​luz и sofferte onde serene. 2 тома. Хофхайм: Облако. ISBN   978-3-936000-62-7 .
  • Бэйли, Кэтрин. Ноно 1992. «'Работа в процессе': анализ Il canto sospeso ». Музыкальный анализ 11, вып. 2–3 (июль – октябрь): 279–334.
  • Борио, Джанмарио. 2001а. «Время и ритм в сериальных композициях Луиджи Ноно». Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft/Annales suisses de musicologie/Швейцарский ежегодник музыковедения №. 21:79–136.
  • Борио, Джанмарио. 2001б. «Нет, Луиджи». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Дэвисмун, Стивен (ред.). 1999б. Луиджи Ноно (1924–1990): Фрагменты и тишина . Обзор современной музыки 18, часть 2. [Нидерланды]: Harwood Academic Publishers.
  • Де Бенедиктис, Анжела Ида и Риццарди, Веньеро. 2023. Луиджи Ноно и развитие серийной техники , в «Кембриджском справочнике по сериализму » под редакцией Мартида Иддона. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фенейру, Лоран. 2002. Подвешенная песня Луиджи Ноно: музыка и анализ . Париж: М. де Мол. ISBN   978-2-87623-106-1 .
  • Фенейру, Лоран. 2003. «Навстречу неопределенному: введение в «Прометей» Луиджи Ноно ». Музыкальный анализ нет. 46 (февраль).
  • Фокс, Кристофер. 1999. «Луиджи Ноно и Дармштадтская школа: форма и значение в ранних работах (1950–1959)». Обзор современной музыки 18, вып. 2: 111–130.
  • Фробениус, Вольф . 1997. «Фрагменты струнного квартета Луиджи Ноно - Тишина, Диотима ». Архив музыковедения 54, вып. 3: 177–193.
  • Герреро, Джинни Ма. 2009. «Присутствие Хиндемита в зарисовках Ноно: новый контекст для музыки Ноно». Журнал музыковедения 26, вып. 4: 481–511.
  • Германн, Матиас. 2000. «Сеть времени как серийное средство формальной организации: исследования 4-й части из «Песни Соспесо» Луиджи Ноно». По теории музыки: Festschrift Генриха Депперта к его 65-летию под редакцией Вольфганга Баддея, Генриха Депперта и Эрхарда Каркошки, 261–275. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN   978-3-7952-1005-2 .
  • Хопкинс, Билл . 1978. «Луиджи Ноно: Индивидуация Силы и Света». Музыкальные Таймс 99, вып. 1623 г. (май): 406–409.
  • Хубер, Николаус А. 1981. «Луиджи Ноно: Il canto sospeso VIa, b - Попытка анализа с использованием техник диалектического монтажа». В «Музыкальных концепциях 20» (Луиджи Ноно) под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 58–79. Мюнхен: Текст издания + критика. Перепечатано в книге Николауса Хубера , «Трансиллюминации: тексты о музыке 1964–1999 » под редакцией Йозефа Хойслера, 118–139. Висбаден: Брейткопф и Хертель, 2000. ISBN   978-3-7651-0328-5 .
  • Хубер, Николаус А. 2000. «О некоторых отношениях между политикой и техникой композиции в Ноно». В Николаусе Хубере, Трансиллюминации: Тексты о музыке 1964–1999 , под редакцией Йозефа Хойслера, 57–66. Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN   978-3-7651-0328-5 .
  • Жабес, Эдмон, Луиджи Ноно, Массимо Каччари и Нильс Рёллер. 1995. Migranten , интервью, отредактировано и переведено Нильсом Рёллером. Internationaler Merve-Diskurs 194. Берлин: Мерве. ISBN   978-3-88396-126-2 .
  • Коллерич, Отто (ред.). 1990. Музыка Луиджи Ноно . Исследования в области оценочных исследований 24. Вена: Универсальное издание. ISBN   978-3-7024-0198-6 .
  • Ликата, Томас. 2002. «Омаджо Луиджи Ноно и Эмилио Ведова ». В «Электроакустической музыке: аналитические перспективы » под редакцией Томаса Ликаты, 73–89. Вклад в изучение музыки и танца 63. Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Greenwood Press. ISBN   978-0-313-31420-9 .
  • Архив Луиджи Ноно. и Венеция.
  • Выставка Луиджи Ноно. и «Джиджи и Нурия, история любви в музыке», Федерация CEMAT. Звук|Портреты.
  • Манн, Джексон Альберт. 2019. Музыкант за классовую борьбу . Якобинец . По состоянию на 8 августа 2019 г.
  • Мецгер, Хайнц-Клаус и Райнер Рин , ред. 1981. Луиджи Ноно . Музыкальные концепции 20-го Мюнхена: Издание Text+Kritik. ISBN   978-3-88377-072-7 .
  • Моц, Вольфганг. 1998. «Построение и выражение: аналитические размышления о Il canto sospeso (1955/56) Луиджи Ноно». Музыкальные исследования 51, вып. 3:376–377.
  • Нилингер, Карола. 2006. «Невоспетая песня: Il canto sospeso Луиджи Ноно ». Журнал Королевской музыкальной ассоциации 131, вып. 1:83–150.
  • Ноно, Луиджи. 1993. Написано , собрано, представлено и аннотировано Лораном Фенейру; переведен под руководством Лорана Фенейру. Музыка/прошлое/настоящее. [Париж]: Редактор Christian Bourgois. ISBN   978-2-267-01152-4 .
  • Девятое, Луиджи. 2001. Сочинения и беседы . 2 тома. Под редакцией Анжелы Иды Де Бенедиктис и Веньеро Риццарди. Милан: Воспоминания; Лукка: ЛИМ.
  • Ноно, Луиджи и Энцо Рестаньо. 2004. Incontri: Луиджи Ноно в разговоре с Энцо Рестаньо, Берлин, март 1987 года . Под редакцией Маттео Нанни и Райнера Шмуша. Хофхайм: Облако. ISBN   978-3-936000-32-0 [немецкий перевод интервью, первоначально опубликованного на итальянском языке в Рестаньо, 1987 г.]
  • Девятое, Луиджи. 2018. Ностальгия по будущему. Избранные произведения и интервью Луиджи Ноно под редакцией Анжелы Иды Де Бенедиктис и Веньеро Риццарди. Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  • Озорио, Энн. 2008а. Рецензия Луиджи Ноно, Прометео: Трагедия прослушивания (COL LEGNO SACD – WWE 2SACD 20605) . Musicweb International (апрель). По состоянию на 15 августа 2010 г.
  • Озорио, Энн. 2008б. Рецензия на книгу Луиджи Ноно «Прометей: трагедия слушания». Выступления в Royal Festival Hall, Лондон, май 2008 г. Musicweb International (июнь). По состоянию на 15 августа 2010 г.
  • Пон, Гундарис. 1972. «Веберн и Луиджи Ноно: генезис новой композиционной морфологии и синтаксиса». Перспективы новой музыки , 10, вып. 2 (весна – лето): 111–119.
  • Шаллер, Эрика. 1997. Звук и номер: Луиджи Ноно: сочинение серий в период с 1955 по 1959 год . Саарбрюккен: ПАВЛИН. ISBN   978-3-930735-62-4 .
  • Симидзу, Минору. 2001. «Понятность того, что отломано: Музыка и язык в Ноно в отличие от Штокхаузена». В Aspetti musici: Музыкально-исторические измерения Италии 1600–2000 гг. - Фестиваль Дитриха Кемпера к его 65-летию под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , Норберта Болина и Имке Миш, 315–319. Кельн-Рейнкассель: Дор. ISBN   978-3-925366-83-3 .
  • Шпангемахер, Фридрих. 1983. Луиджи Ноно, электронная музыка: исторический контекст, развитие, техника композиции . Научный вклад в музыковедение 29. Регенсбург: Г. Боссе. ISBN   978-3-7649-2260-3 .
  • Шпрее, Герман. 1992. Fragmente-Silence, Diotima: аналитическая попытка струнного квартета Луиджи Ноно . Саарбрюккен: ПАВЛИН. ISBN   978-3-928654-06-7 .
  • Стенцль, Юрг . 1986а. «Луиджи Ноно: Фрагменты – Неподвижность, Диотима» / «Фрагменты – Неподвижность для Диотимы», английский перевод К. Стенцля и Л. Пона. Примечания без страниц к Луиджи Ноно, Фрагменты – Stille, an Diotima , Deutsche Grammophon CD 415 513-2.
  • Стенцль, Юрг. 1998. Луиджи Ноно . Монографии Ровольта 50582. Рейнбек под Гамбургом: Ровольт. ISBN   978-3-499-50582-9 .
  • Стенцль, Юрг. 2002а. «Луиджи Ноно: Il canto sospeso для сопрано, альта и тенора соло, смешанного хора и оркестра, 1955/56». В рукописях музыкантов: От Генриха Шютца до Вольфганга Рима под редакцией Гюнтера Броше, 160–161. Штутгарт: Восстановление. ISBN   978-3-15-010501-6 .
  • Стенцль, Юрг. 2002б. Луиджи Ноно: рабочие рисунки, библиография его сочинений и вторичной литературы, дискография, фильмография, магнитофонный архив , третье издание. Зальцбург: Юрг Стенцль.
  • Стоянова, Иванка. 1987. «Текст — музыка — значение: приостановленная песня ». В Ноно , под редакцией Э. Рестаньо, 128–135. Турин: Туринские издания.
  • Стоянова, Иванка. 1998. «Использование пространства и тишины в музыке Луиджи Ноно». В космосе: Музыка/философия , под редакцией Жана-Марка Шувеля и Макиса Соломоса , 425–438. Париж: L'Harmattan. ISBN   978-2-7384-6593-1 .
  • Зехеляйн, Клаус . 1993. « Intolleranza 1960 — Музыка на распутье». Примечания к Teldec CD 4509 97304-2

Некрологи

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Луиджи Ноно (композитором) , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa8d5aded83bfa62b1f95cfe458c91be__1719030120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/be/fa8d5aded83bfa62b1f95cfe458c91be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luigi Nono - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)