Тон де Леу
Антониус Вильгельмус Адрианус де Леу ( Роттердам 16 ноября 1926, — 31 мая 1996, Париж ) — голландский композитор . Время от времени он экспериментировал с микротональностью .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Преподаваемый Хенком Бадингсом, Оливье Мессианом и другими, а в юности под влиянием Белы Бартока , Де Леу был преподавателем в Амстердамском университете профессором композиции и электронной музыки в Консерватории Свелинка в Амстердаме , а затем с 1959 по 1986 год , в которой института он занимал должность директора с 1971 по 1973 год. О его известных учениках см.: Список студентов-музыкантов по учителю: от K до M#Ton de Leeuw .
«Когда я был совсем молод, я однажды случайно настроился на радиопередачу арабской станции. Я был ошеломлен: я глубоко осознал, что на этой земле живут другие люди, живущие в совершенно других условиях, имеющие другие мысли и чувства» (Тон де Леу, 1978 г.) [ нужна полная цитата ] ).
он изучал этномузыкологию у Яапа Кунста . С 1950 по 1954 год [1] а встреча с братьями Дагар и Друпадом во время его первого визита в Индию в 1961 году усилила интерес к «транскультурации» на всю жизнь. С тех пор он путешествовал по всему миру: Япония, Индонезия, Австралия, Филиппины, Персия, Советский Союз, Венгрия, Болгария и Финляндия, где он проводит семинары и лекции по взаимоотношениям Востока и Запада в музыке. В семидесятых годах Де Леу и Андре Журрес инициировали знаменитые музыкально-культурные встречи Musicultura в Доме Квикховена в Брекелене, Нидерланды. См.: Мир музыки Том. 20, № 2, Музыкальная культура: Три встречи Востока и Запада, организованные Фондом Эдуарда ван Бейнума - Итоговый отчет (1978), стр. 10–14.Это проявилось в его работе для западных инструментов в периодическом использовании микротональности , как, например, в его струнном квартете № 2 (1964). [2] а также в композиционных планах; Гендинг (1975) [а] ведь яванский гамелан - это редкая попытка написания незападных инструментов.В 1956 году Тон де Леу был удостоен Приза Италии за радиофоническую ораторию « Жоб» .
Он написал три оперы , все на свои собственные либретто , в том числе телевизионную оперу «Альцеста» (1963, по Еврипиду ), одноактную «Друм» («Сон», 1963) и, наконец, «Антигону» (1989–1991, по Софоклу ).В 2005 году его книга 1964 года о музыке двадцатого века была опубликована в английском переводе под названием «Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры» (Амстердам: University Press, 1995), а также на шведском и немецком языках.
Оливье Мессиан писал о своих более поздних работах: «Музыка Тона де Леу по своей сути диатонична . Он использует лады, мелодические линии, контрапункты, аккорды, но все это остается диатоническим. Почти никаких разногласий. Цвет белый или просто с голубоватым оттенком, иногда добавляется золотистый свет. Обработка 12 голосов в его произведении о «Песне песней» также остается диатонической, как в пианиссимо, так и в форте. Его работа над частью «Апокалипсиса» [Книги Откровения] представляет новый тембральный элемент со стаккато валторны и кларнета. Plainsong представлена в его «Psaumes pour la Messe des Morts» [Псалмы для заупокойной мессы], а также в драматических эффектах, где ритм там-тама сталкивается с остинатами маримбы, с призывами женского голоса. . Есть даже связки аккордов с использованием ладов. Но дух всегда остается диатоническим, статическим, что очень близко к типу восточной музыки, которая проникает в слушателя и приводит его в полуонейрическое состояние, состояние сна наяву».
Тон де Леу написал около 160 сочинений, охватывающих весь диапазон от сольных пьес до целых опер, но именно вокальные, а точнее, хоровые произведения наиболее ярко раскрывают то, к чему он стремился: соединение сущности прошлого. и в настоящее время возникла связь между восточной и западной мыслью, и результатом стала уникальная чистота выражения.
Его последнее произведение, «Три песни Шекспира», было исполнено 13 июня 1996 года Розмари Харди с ансамблем InterContemporain.
Избранные записи
[ редактировать ]- Ретроградные движения Оркестр Консертгебау, Джордж Селл, BFO, 1988
- Ретрогадные движения Гаагского филармонического оркестра, Эрнеста Бура, Олимпия, 1989 г.
- Модальная музыка для аккордеона Мини Деккерс, BFO 1990
- Вариации Свелинка для органа Лиен ван дер Влит, Голос композиторов, 1991
- Симфонии духов Роттердамского филармонического оркестра, Эдо де Ваарт, голос композиторов, 1992
- Haiku II для сопрано и оркестра, Елена Винк, Гаагский филармонический оркестр, Эд Спанджаард, Голос композиторов, 1992
- Les Adieux для фортепиано Рене Экхардт, NMClassics 1992
- Hommage a Henri для кларнета и фортепиано Сеф Доувес, Ян Груитхейзен NMClassics, 1992
- Резонансы для оркестра, Гаагский филармонический оркестр, Эд Спанджаард, Голос композиторов, 1992
- Трио для флейты, бас-кларнета и фортепиано Харри Старвельд, Гарри Спарнаай, Рене Экхардт NMClassics, 1992
- Cinq hymns Камерный хор Нидерландов, Рейнберт де Леу, Геррит Коммерсон, Пол Пренен, фортепиано, Герман Халевейн, Гер де Зеу, перкуссия, NMClassics, 1993
- Мужчины идут своим путем за фортепиано Иво Янссен, NMClassics, 1994
- Мужчины идут своей дорогой за фортепиано Люба Мойз, Dynamic, 2001
- Священные танцы для фортепиано с оркестром, Дэвид Куйкен, Камерный оркестр Нидерландского радио, NMClassics, 1994
- Missa brevis Вокальный ансамбль Quink , Теларк, 1996 г.
- Prayer Quink, Теларк, 1996 г. Вокальный ансамбль
- И не завидуйте мне. Вокальный ансамбль Quink, Telarc, 1996.
- Эгидиус, лучший вокальный ансамбль Quink, Теларк, 1996 г.
- Het visschertje Quink, Telarc, 1996 г. Вокальный ансамбль
- Антигона Мартина Маэ, Голландский камерный оркестр, Рейнберт де Леу, Нью-Мексико, 1996 г.
- Gending Ensemble Gending, Джурриен Слайтер, NMClassics, 1996
- Три песни Шекспира Розмари Хардинг, ансамбль InterContemporain, Дэвид Робертсон, Globe1997
- Приер , Эд Спанджаард NMClassics, 2000 Камерный хор Нидерландов
- В это время дня Камерный хор Нидерландов, Эд Спаньяард NMClassics, 2000 г.
- Cloudy Forms Нидерландов, Эд Спанджаард NMClassics, 2000 Камерный хор
- Car nos vignes sont en fleur Нидерландский камерный хор, Эд Спанджаард NMClassics, 2000
- Элегия разрушенным городам Cappella Amsterdam, Дэниел Ройсс, Q Disc, 2003
- Полное собрание сочинений для фортепиано Рене Экхардт, Quintone, 2010
- Сонатина для скрипки и фортепиано Филипп Граффен, скрипка; Джелгер Бланкен, фортепиано, Оникс 2011
- Импровизация на тему голландского рождественского гимна «Midden in de Winternacht» Филипп Графин, скрипка; Джелгер Бланкен, фортепиано, Оникс 2011
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роща [ нужна полная цитата ] в одном месте указана неверная дата, кроме «UCLA, Berkeley» для UC Berkeley.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [Автор], [Название], Биографический словарь музыки и музыкантов Бейкера , седьмое издание, под редакцией Николаса Слонимского (Нью-Йорк: Schirmer Books; Лондон: Collier Macmillan, 1984) [ нужна полная цитата ]
- ^ Винсент МакДермотт, «Текущая хроника: Нидерланды», The Musical Quarterly 52, вып. 4 (октябрь 1966 г.): 511–20; цитата на 517–18.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Леу, Тон де. 1974. «Мелодия». В: Словарь музыки двадцатого века , стр. 467–71. Лондон: Темза и Гудзон.
- Мур, Сильвия. 1974. «Размышления о музыкальной культуре 1974–1976», Sonorum Speculum , вып. 57:30-39.
- Маннеке, Даан. 1974. «Тон де Леу и его музыка для органа и 12 музыкантов», Sonorum Speculum , вып. 49:7-12.
- Хелм, Эверетт. 1979. «Музыка Тона де Леу», Ключевые примечания , №№. 9:3–12.
- Леу, Тон де. 1983. Адаптация форм азиатской музыки в современной музыке , Заключительный отчет конференции азиатских композиторов [Гонконг, 1981] (Гильдия композиторов, Гонконг, 1983), стр. 1983. 40-47.
- Отлично, Рокус де. 1986. "Аспекты музыкальной вселенной Тона де Леу". Ключевые примечания , №. 23:17–31.
- Грут, Рокус де. 1995. «Концепция расширенной модальности в последних работах Тона де Леу». В «Этномузыкологии в Нидерландах: нынешняя ситуация и следы прошлого » под редакцией Вима ван Зантена и Марджолин Дж. ван Роон, 93–112. Ойдеон: Мировое исполнительское искусство 2; Публикации CNWS 35. Лейден: Исследовательская школа CNWS. ISBN 90-73782-44-9 .
- Грут, Рокус де. 2001. «Леув, Тон [Антониус Вильгемус Адриан] де». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Джурриен Слайтер [ред.] 2013, Ton de Leeuw , Лондон: Harwood Academic Publishers. (при участии Оливье Мессиана, Рокуса де Гроота, Джурриена Слайтера, «Тон де Леу», Уильяма П. Мальма, Тран Ван Кхе и Ричарда Хиса).