Ян Бурман
Ян Бурман | |
---|---|
![]() Ян Бурман в последние годы жизни. | |
Рожденный | |
Умер | 25 октября 2020 г. | ( 97 лет
Занятие | Композитор |
Известный | Вокализ (1994) |
Ян Бурман ( Гаага , 30 июня 1923 — 25 октября 2020) — голландский композитор, специализировавшийся на электронной музыке с 1959 года. [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Бурман получил традиционное образование как пианист и композитор, и его первое знакомство со студией электронной музыки было одновременно шоком и откровением. [ 2 ] В этой новой области было относительно мало «репертуара», поэтому, хотя он боролся с сериализмом и «находил свой голос», Бурман интуитивно понимал, что перед ним открывается обширная новая территория для исследования, свободная от стилистического давления (т. е. триумвират Парижа . , Дармштадта и Кёльна ), которые так сильно ощущались в то время в Европе
Бурман учился в Королевской консерватории в своем родном городе у Леона Ортеля (фортепиано), а с 1945 года — у Хендрика Андриссена (композиция). С 1956 года Бурман работал в электронных студиях Делфтского политехнического института, Утрехтского государственного университета и Гаагской королевской музыкальной консерватории, где он также преподавал электронную композицию (после 1974 года) и фортепиано. С 1970-х годов он объединял живую электронную музыку с инструментальной и вокальной музыкой . Бурман также сочинял музыку для театра и балета, «музыку для слушающего музея» и в сотрудничестве с архитектором Яном Хугстадом «музыку как архитектурное пространство». С 1974 года, будучи профессором электронной композиции в Королевской консерватории в Гааге, он помогал многим молодым композиторам найти свой путь вперед. Известные студенты включают Синту Вуллур .
В Делфтском политехническом институте в Утрехте , на базе которого был создан Институт сонологии , размещалась первая студия электронной музыки в Нидерландах после лаборатории Philips в Эйндховене, которая обычно была закрыта для композиторов. Несколько избранных композиторов были приглашены для работы в Эйндховене, в том числе Эдгар Варез (который создал там свою «Электронную поэму» в 1958 году), но к 1960 году Philips решил закрыть это учреждение. Он передал свое оборудование Делфтскому политехническому институту, который стал основным центром электронной музыки в Нидерландах . Однако административные проблемы вынудили Бурмана и Дика Рааймакерса покинуть Утрехт в 1963 году, после чего они начали открывать частную студию в Гааге. Рааймейкерс изучал радиовещание, запись и прикладную электронику в Philips , поэтому его больше увлекал мир студийной композиции. Их учреждение в конечном итоге стало частью Королевской консерватории Гааги , и оба мужчины стали членами факультета. Спустя годы, в 1986 году, Институт сонологии повторил свой шаг, переведя из Утрехта в Королевскую консерваторию в Гааге. [ 3 ]
Свою последнюю крупную работу «Руин » Бурман написал в 1997 году. Он умер в октябре 2020 года в возрасте 97 лет. [ 4 ] Полная музыкальная лента Яна Бурмана издана на компакт-диске лейблом NEAR/ Donemus .
Призы
[ редактировать ]В 1981 году Бурман получил премию Маттейса Вермюлена за всю свою работу. [ 5 ] и премия Виллема Пайпера за композицию Vocalise 1994 в 1997 году. Полная музыкальная лента Яна Бурмана появилась в 1998 году на компакт-диске (CV-NEAR 04/05/06/07/08) и получила премию Эдисона за голландскую записанную музыку. [ 6 ]
Композиции
[ редактировать ]Бурман написал ряд оркестровых и камерных музыкальных произведений; Однако основная часть его творчества состоит из электронной музыки. Он один из немногих композиторов, упорно сочиняющих музыку для кассет. Лишь в 1976 году Бурман осмелился включить в свое творчество «живые» звуки: результатом стал Vocalise — Voorstudie (Подготовительное исследование к вокализу) . За ним последовала «ортодоксальная» лента: Kompositie 1979 . Для ансамбля Het Nieuwe Leven он сочинил «Weerstand» («Resistance», 1982) для ленты и ударных, а позже «Ontketening» («Unchainment», 1983) для ленты и металлических инструментов. Бурман также написал электронную балетную музыку , в том числе «De touwen van de tijd» («Веревки времени») и «Monument voor een gestorven jongen» («Памятник мертвому мальчику»). "Muziek voor slagwerk en orkest" ("Музыка для ударных инструментов с оркестром", 1991) исполнялась во время Голландского фестиваля 1991 года.
- без даты Адажио, для оркестра без даты Скерцо, для оркестра
- без даты Симфоническое рондо, для оркестра
- без даты Музыка против двух танцоров, балетная музыка для фортепиано
- 1950 4 пьесы для фортепиано (Четыре пьесы для фортепиано) 30'
- 1955 Kleine toccate, для фортепиано (издательство Альсбах, Амстердам)
- 1956 Прелюдия, Рондо, Фантазия, Финал, для 2-х фортепиано* 30'
- 1959 Музыка бетонная , электронная музыка
- 1960 Alliage, электронная музыка 10'
- 1960 Rhinoceros (текст: Ионеско), электронная театральная музыка
- 1961 Этюд сонор, электронная музыка
- 1961 Алхимия 1961, электронная музыка 13'
- 1963 Иллюзия, музыка балета
- 1964 Большое мертвое животное (текст: Б. Ширбек), электронная театральная музыка
- 1964 Строители империи (текст: Б. Виан), электронная театральная музыка
- 1965 Памятник погибшему мальчику, электронная балетная музыка.
- 1965 Де зее И, электронная музыка* 26'
- 1966 Де зее II, электронная музыка* 18'
- 1968 Зоннестин (текст: О. Пас), для разговорного голоса и электронной музыки* 35'
- 1970 Веревки времени, электронная балетная музыка.
- 1970 Девять вариантов, электронная музыка
- 1970 Композиция для двух фортепиано, для двух фортепиано.
- 1972 Композиция 1972, электронная музыка* 13'
- 1974 Композиция 1974, электронная музыка 12'
- 1976 Предварительное исследование вокализа, электронная музыка.
- 1979 Композиция 1979, электронная музыка* 18'
- 1980 3 пьесы для 2-х фортепиано 45'
- 1981 Weerstand, музыка для эл. гитара и кассеты* 22'
- 1983 Онткетенинг I, для 3 алюминиевых пластин и лент 28 футов.
- 1984 Ontketening II, для ударных, электроники и ленты* 30'
- 1988 Maasproject, для духовых инструментов, компьютерного синтезатора Fairlight и 16-дорожечной ленты
- 1988 Влехттверк, электронная музыка* 13'
- 1989 Композиция 1989, (баланс), электронная музыка* 19'
- 1989 Птицы, для хора, духового квартета и 2 кассет* 40'
- 1990 Voor de Fabriek, электронная музыка
- 1991 Теллуриш, электронная музыка* 32'
- 1991 Музыка для ударных с оркестром*, для ударных с оркестром 22'
- 1992 Кортеж, для 2-х фортепиано* 17'
- 1993 Скерцо, для 2-х фортепиано* 15'
- 1993 Вокализ, электронная музыка 32'
- 1994 Вокализ 1994, электронная музыка*
- 1994 Фуга, для 2-х фортепиано
- 1994 Maasproject (Звук-Цвет-Движение), электронная музыка* 36'
- 1994 Кринглуп I-II-III, электронная музыка* 40'
- 1995 Музыка для проекта Маас I-II, электронная музыка*
- 1995 Кринглуп I-II, электронная музыка*
- 1996 Интродукция и фуга, для 2-х фортепиано* 11'
- 1997 Руин, электронная музыка* 16'
* партитура опубликована Donemus, Амстердам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харли, Джеймс (2000). «Ян Бурман: Полная музыкальная лента». Компьютерный музыкальный журнал . 24 (4, с. 79е). дои : 10.1162/comj.2000.24.4.79 .
- ^ [1] В память || Ян Бурман 1923-2020 гг.
- ^ [2] Ян Бурман в цирке
- ^ «Скромный Ян Бурман был одним из величайших деятелей электронной музыки» . де Фольскрант .
- ^ Исполнительское искусство, Фонд. «Премия Маттейса Вермюлена» . www.fondspodiumkusten.nl . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ «Ян Бурман» . Дискогс . Проверено 01 апреля 2020 г.
- «Ян Бурман: Откройте для себя музыку на НТС» . Радио НТС .
- «Ян Бурман» . Диског .
- Джеймс Харли (2000). «Ян Бурман: Полная музыкальная лента» . буря .
- Джеймс Харли (2000). «Ян Бурман: Полная музыкальная лента» . MIT/Computer Music Journal Vol.24, выпуск 4, стр. 79ф .