Будущее утопическое ностальгическое расстояние
Будущее утопическое ностальгическое расстояние «Мадригал» для новых «каминантес» с Гидоном Кремером | |
---|---|
Луиджи Ноно | |
![]() Авторитетная запись, выпущенная посмертно. | |
Английский | Ностальгическая утопическая даль будущего |
Составленный | 1988 Берлин, Германия — 1989 : |
Выполненный | 3 сентября 1988 г. Берлин (снято) : |
Опубликовано | 1989 : |
Движения | 6 |
Подсчет очков | Скрипка соло и восемь магнитных кассет. |
La lontananza nostalgica utopica futura: Madrigale per più "caminantes" con Gidon Kremer ( итал .: Ностальгическая утопическая дистанция будущего: Мадригал для нескольких «путешественников» с Гидоном Кремером ) — экспериментальное произведение итальянского композитора-авангардиста Луиджи Ноно, написанное для соло. скрипач и восемь магнитных кассет. Написанная между 1988 и 1989 годами, это одна из последних композиций Ноно.
Фон
[ редактировать ]La lontananza — результат сотрудничества Ноно с известным скрипачом Гидоном Кремером , который в то время представил ряд современных и авангардных композиций. Ноно и Кремер впервые встретились годом ранее, в марте 1987 года, во Фрайбурге , после того, как общая знакомая Шарлотта Гезельбрахт за месяц до этого отвезла Кремера в Венецию , родной город Ноно, чтобы они могли встретиться впервые. [ 1 ] После долгих обсуждений они договорились выступить осенью 1988 года на фестивале Berlin Festwochen . Процесс записи кассет проходил с 15 по 19 февраля 1988 года в Экспериментальной студии Фонда Генриха Штробеля во Фрайбурге , Германия . Записи в основном состояли из импровизации Кремера, где Ноно изучал его игру, обрабатывал и манипулировал звуками, чтобы создать окончательную запись 25 июня того же года. [ 2 ]
Ноно пообещал прислать Кремеру наброски и наброски, чтобы он мог попрактиковаться и выучить произведение летом 1988 года. Однако Кремер получил оценку только за два дня до премьеры, 31 августа, когда Кремер решил поехать в Берлин , чтобы встретиться. Ноно лично. При встрече Кремер смог прослушать записи, но лишь просмотрел несколько фрагментов на клочках бумаги. Еще раз пообещав дать ему полную партитуру на следующий день, Кремеру утром 1 сентября подарили две страницы партитуры, и он завершил остальную часть скрипки в оставшиеся часы дня. Партитура была завершена и передана Кремеру в Филармонию в 18:00 и составила 9 полных сторон рукописной бумаги. [ 1 ] Получившиеся в результате ноты были полны точных выразительных знаков и трудно читаемых отрывков, из-за чего было сложно вообще разучить произведение, даже с помощью нескольких коллег, таких как Ганс Петер Халлер , Рудольф Штраус или Альвизе Видолин. . Недовольный кассетой, Ноно попросил Кремера сыграть пьесу соло, без кассетного аккомпанемента. После некоторого обсуждения премьера произведения на кассетах под названием La lontananza nostalgica-futura состоялась 3 сентября 1988 года в Берлинской филармонии , а адаптированная и сокращенная Кремером версия для скрипки и соло была исполнена уже на следующий день в Филармония из-за того, что другое произведение Ноно было исключено из-за разногласий между Ноно и другим композитором. [ 1 ] После второго полного выступления в Ла Скала в Милане 2 октября композитор снял партию скрипки и полностью переписал ее, изменив способ взаимодействия кассет с живым скрипачом. Пересмотренная версия будет завершена 31 января 1989 года в Берлине и будет называться так, как мы ее знаем сегодня. Кремер не знал об этом изменении, пока не увидел опубликованную версию после смерти Ноно, год спустя. [ 2 ] [ 1 ]
Произведение, посвященное Сальваторе Шаррино , содержит явную отсылку к одному из произведений Шаррино, All'aure in una lontananza , написанному в 1977 году. [ 2 ] Посвященный интерпретировал название следующим образом: «Прошлое, отраженное в настоящем ( nostalgica ), порождает творческую утопию ( utopica ), стремление к известному становится средством достижения того, что будет возможно ( futura ) посредством расстояния ( лонтананза )». [ 3 ] [ 4 ] Слово « каминантес » взято из стихотворения Антонио Мачадо, включенного в его книгу «Кампос де Кастилья» . Фрагмент, который Ноно впервые увидел на стене монастыря в Толедо , гласит: «Caminante, no hay caminos, hay que caminar» (Путешественник, путей нет, но надо идти). [ 1 ] Произведение было опубликовано Casa Ricordi в 1989 году. [ 5 ] авторитетная запись была выпущена посмертно в 1992 году лейблом Deutsche Grammophon . [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]На исполнение пьесы уходит от сорока минут до одного часа, хотя в партитуре указано, что ее продолжительность должна составлять 45 минут. Он написан для скрипки соло и восьми магнитных лент . Для выступления также требуется от восьми до десяти пюпитров , расположенных в разных местах на сцене, а также среди мест для сидения публики. Ноно уточнил, что La lontananza «ни при каких обстоятельствах не является концертом для соло с аккомпанементом». [ 2 ] поскольку он намеренно избегал того, чтобы это произведение рассматривалось как экспонат с ярким виртуозом - оно в основном касается взаимодействия между записанной лентой (и тем, как звукорежиссер использует ее в живом исполнении) и скрипкой, как это зависит от Звукорежиссер должен решить, какой материал будет использоваться, как и насколько он будет преобладать над скрипкой. La lontananza , по сути, является дуэтом двух сил: Гидона Кремера и « Каминантес ». [ 4 ]
Партитура и партия скрипки
[ редактировать ]Исходная партитура состоит из шести разных « легги », то есть частей-соединений , все они контрастные, каждая из которых размещена на разных пюпитрах, в результате чего на нескольких подставках нет нот. Каждый леггио состоит из трех страниц, за исключением первого, длина которого составляет две страницы. [ 2 ] [ 7 ]
Партитура воспроизведена с оригинального почерка Ноно и не набрана. Он включает в себя большое количество выражений и технических обозначений, которые подробно объясняют, как следует играть каждую фразу. Он также включает в себя ряд передовых техник игры на скрипке. Ноты часто плохо прорисованы, строки книги заходят в неиспользуемые нотоносцы , стебли появляются не на той стороне, высота звука указывается в виде текста в скобках и т. д. Динамика варьируется от ppppppppp до sfffff . [ 2 ]
Ноно также указывает в партитуре, что солист должен физически двигаться в поисках следующего легжио . Все трибуны (а не только те, на которых звучит музыка) должны быть расположены далеко друг от друга, чтобы исполнитель не мог напрямую добраться до следующей стойки, а должен был ходить вокруг, чтобы добраться до нее. Последнюю стойку-легжио необходимо поставить возле выхода на сцену, так как по окончании произведения исполняющий обязан покинуть зал. Подобная установка потребуется для следующей и последней композиции Ноно, «Hay que caminar» soñando , где скрипачам также приходится ходить по сцене, чтобы добраться до своих трибун. [ 4 ]
Ленты
[ редактировать ]Для выступления использовано восемь кассет общей продолжительностью около 60 минут. На записях обычно появляется некоторая вариация следующей заметки: «Производство и электронная реализация 8-дорожечной магнитной ленты под руководством Луиджи Ноно и Ганса Петера Халлера в Экспериментальной студии Фонда Генриха Штробеля Südwestrundfunk Freiburg. Рудольф Штраус, звукорежиссер Финальную версию этой ленты, основанную на сольной партии, записанной Гидоном Кремером, подготовили совместно София Губайдулина и Гидон Кремер во Фрайбурге». [ 2 ]
В отличие от того, что происходит в других композициях Ноно, записи приходится переделывать для каждого нового выступления, поскольку треки не должны накладываться друг на друга. Несмотря на то, что Ноно утверждает, что ленты не подвергались каким-либо манипуляциям в партитуре, Андре Ришар , директор Экспериментальной студии Генриха Штробеля, заявил, что материал был «преобразован электронным способом с использованием гармонизатора ( сдвигателя частоты ), реверберации , фильтров , задержек , Галафон ». [ 2 ]
По словам Ричарда, восемь кассет можно разделить на четыре группы:
- Ленты 1 и 2: очень плотный гармонический материал, наложенный друг на друга.
- Кассеты 3 и 4: оригинальный, необработанный звук скрипки с различными режимами атаки, перемежающийся одиночными и пятыми нотами .
- Кассеты 5 и 6: голоса, слова и различные звуки дверей, стульев и т. д., а также звуки скрипки.
- Кассеты 7 и 8: высокий мелодичный материал, мелодии в гармониках , быстрое тремоло , спиккато и жете .
Ленты 1 и 2 состоят из наслоений различных материалов. Эти фрагменты включают в себя аллюзии на мелодии из известного скрипичного репертуара, диалог с записями настройки скрипки, устойчивые открытые струны, остинати и повторяющиеся акценты с узнаваемыми узорами. С помощью электронных процессов генерируются несколько слоев звуков, чему способствуют гармонизаторы, при одновременном манипулировании лентами, замедляя и ускоряя их. [ 2 ] [ 7 ]
Однако ленты 3 и 4 имеют определенную структуру: пять проработок одного исходного фрагмента длительностью около двенадцати секунд. Этот фрагмент состоит из медленной мелодии на IV струне, сыгранной деревянным смычком , с перемежающимися акцентами и сфорцато, объединяющими диалоги и звуки, такие как восклицания, кашель и смех, а также окружающие шумы, такие как открытие двери студии. и закрываюсь. Этот «собранный псевдорабочий сеанс» специально разработан так, чтобы напоминать живую студию звукозаписи, которую Ноно позже повторил с изменениями. [ 2 ] [ 7 ]
В треках 5 и 6 заметно присутствуют другие разные звуки, то есть звуки, которые не исходят от скрипки. Здесь Ноно смешивает голоса, разговоры, кашель, смех и другие электрические звуки, такие как металлические резонансы, жужжание, удары в двери и т. д. Две ленты построены с использованием узнаваемого шаблона продолжительностью 20 секунд. В этих двух треках присутствует пространственность, поскольку Ноно очень интересовался пространственными движениями внутри пленок. [ 2 ] [ 7 ]
Наконец, кассеты 7 и 8 имеют ту же формальную структуру, что и кассеты 3 и 4. Ленты состоят из начального фрагмента продолжительностью около 12 секунд и пяти реинтерпретаций и доработок одного и того же исходного материала. Однако об этом исходном материале можно только предполагать, поскольку каждое из повторений меняет порядок элементов, слоев и динамические настройки каждого элемента. После первого предъявления фрагмента слушатель слышит постепенный процесс деформации, из-за которого конечный результат трудно расшифровать. [ 2 ] [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]Авторитетная версия
[ редактировать ]Переработанная версия была записана с Гидоном Кремером в декабре 1990 года в Лауфене, Швейцария . Ноно, умерший за несколько месяцев до этого, не смог сам руководить записью, поэтому Софья Губайдулина курирование и аранжировку ленты вместе с Кремером взяла на себя . Запись была выпущена Deutsche Grammophon в 1992 году вместе с "Hay que caminar" soñando .
Другие записи
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список записей произведения по состоянию на 2024 год:
- Скрипач Ирвин Ардитти и композитор Андре Ришар записали произведение в декабре 1991 года в Экспериментальной студии Фонда Генриха Штробеля . Запись была выпущена на компакт-диске Монтенем в серии, посвященной Ардитти . квартету
- Скрипач Клеменс Меркель и звукорежиссер Вольфганг Хайнигер также сделали запись, которая была выпущена на компакт-диске в 2001 году издательством Edition Wandelweiser . [ 8 ]
- Скрипачка Мелисс Меллингер и композитор и преданный своему делу Сальваторе Шаррино также записали пьесу с 3 по 6 июля 2001 года в Westdeutscher Rundfunk . Запись была выпущена на компакт-диске компанией Kairos в 2003 году. [ 9 ]
- Скрипачка Тициана Пинтус и звукорежиссер Ханс ван Эк сделали запись, которая была выпущена на компакт-диске и для скачивания в цифровом формате 26 мая 2013 года компанией Sub Rosa . [ 10 ]
- Скрипач Марко Фузи и композитор Пьерлуиджи Биллоне записали произведение 6 и 7 марта 2020 года в Брюсселе , Бельгия . Запись была выпущена на компакт-диске компанией Kairos в сентябре 2020 года. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Песталоцца, Луиджи (1992). Примечания к DG 435 870-2 . Гамбург: Deutsche Grammophon.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Ноно пожимает плечами перед бессмертием: отдаленное ностальгическое утопическое будущее» . Ла Фолия . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Резерфорд-Джонсон, Тим (23 апреля 2012 г.). «Призрак авангарда» . Хранитель . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «ЛУИДЖИ НОНО: Будущее утопическое ностальгическое расстояние» . КАЙРОС . 29 июня 2015 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Ноно, Луиджи (1989). Будущая утопическая ностальгическая дистанция, мадригал для большего количества «Каминантес» с Гидоном Кремером . Милан: Каса Рикорди.
- ^ «Будущая утопическая ностальгическая дистанция. Мадригал для новых «каминантес» с Гидоном Кремером» . Луи Ноно . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ЛУИДЖИ НОНО: Будущее утопическое ностальгическое расстояние» . КАЙРОС . 2 октября 2020 г. Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Луиджи Ноно — Будущая утопическая ностальгическая даль» .
- ^ «ЛУИДЖИ НОНО: Будущее утопическое ностальгическое расстояние» . Кайрос . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Будущая утопическая ностальгическая даль / Нуктемерон» .
- ^ «ЛУИДЖИ НОНО: Будущее утопическое ностальгическое расстояние» . Проверено 27 февраля 2024 г.