Моисей и Аарон
Моисей и Аарон | |
---|---|
Опера Арнольда Шенберга | |
![]() Композитор в 1927 году | |
Перевод | Моисей и Аарон |
Либреттист | Шенберг |
Язык | немецкий |
На основе | Книга Исхода |
Премьера | 6 июня 1957 г. |
«Моисей и Аарон» (англ. «Моисей и Аарон» ) — трёхактная опера Арнольда Шёнберга с незавершённой музыкой третьего акта. Немецкое . композитором по мотивам Книги Исход либретто написано
Композиционная история
[ редактировать ]«Моисей и Арон» Шенберга уходит своими корнями в более раннюю агитационную пьесу «Der biblische Weg» ( «Библейский путь» , 1926–27), ответ в драматической форме на растущие антиеврейские движения в немецкоязычном мире после 1848 года и глубоко личное выражение. своего собственного кризиса «еврейской идентичности». Последнее началось с личного столкновения с антисемитской агитацией в Матзее , недалеко от Зальцбурга , летом 1921 года, когда он был вынужден покинуть курорт, потому что был евреем перешёл в протестантизм. , хотя в 1898 году Это был травматический опыт, о котором часто ссылался Шенберг и первое упоминание о котором появляется в письме, адресованном Василию Кандинскому (апрель 1923 г.): «Я наконец усвоил урок, который был навязан мне в этом году, и Я никогда этого не забуду. Дело в том, что я не немец, не европеец, даже, пожалуй, даже не человек (по крайней мере, европейцы предпочитают мне худших представителей своей расы), а еврей». [1]
Заявление Шенберга перекликалось с заявлением Густава Малера , принявшего католицизм , несколькими годами ранее: «Я трижды бездомный: как житель богемы среди австрийцев, как австриец среди немцев и как еврей во всем мире. Я вторгаюсь повсюду. , добро пожаловать никуда." [2] Опыту Маттзее было суждено изменить ход жизни Шенберга и повлиять на его музыкальное творчество, что привело его к написанию Der Biblische Weg , в котором главный герой Макс Арунс (Моисей-Аарон) частично создан по образцу Теодора Герцля , основателя современный политический сионизм ; затем провозгласить в Моисее и Ароне свое бескомпромиссное монотеистическое вероучение; и, наконец, после своего официального возвращения в иудаизм в 1933 году, он на протяжении более десяти лет предпринимал неустанную миссию по спасению европейского еврейства от неминуемой гибели. «Der Biblische Weg» следует рассматривать как личную и политическую пьесу. Моисей, находящийся в центре библейской истории Исхода , со времен Генриха Гейне до Герцля и Шенберга стал идеальным воплощением национального и духовного искупителя. [1]
От эскизного плана пьесы (1926 г.) до ее окончательной версии (1927 г.) и создания Моисей и Арон» оратории « (1928 г.) она затем превратилась в оперу, а первые два действия были написаны между 1930 и 1932 годами. Шенберг часто заявлял о своем намерении завершить работу, но написал лишь несколько набросков для третьего акта. Несмотря на незавершенный статус, он широко считается шедевром Шенберга.
В названии Шёнберга, возможно, не было буквы «А» в имени Аарона, потому что композитор был сильно суеверен в отношении числа 13 ; [3] В слове «Моисей и Аарон» 13 букв.
Золтан Кочиш (венгерский дирижер, композитор и пианист) получил разрешение от наследников Шёнберга в 2009 году завершить последний акт. Премьера его версии состоялась на концерте в Будапеште 16 января 2010 года. [4]
История выступлений
[ редактировать ]Поскольку Шенберг всегда намеревался закончить произведение, при его жизни опера не ставилась. Однако первым публичным исполнением музыки из оперы стал концерт Der Tanz um das golde Kalb в Дармштадте 2 июля 1951 года, всего за 11 дней до смерти композитора. [5] [6] 12 марта 1954 года в Гамбурге состоялось концертное выступление двух исполнителей с Гансом Гербертом Фидлером в роли Моисея и Гельмутом Кребсом в роли Арона под управлением Ганса Росбауда . Первая постановка состоялась в Цюрихе в Городском театре 6 июня 1957 года, снова с Гансом Гербертом Фидлером в роли Моисея и под управлением Ганса Росбо, но с Гельмутом Мельхертом в роли Арона.
Георг Шолти дирижировал первым выступлением в Королевском оперном театре в Лондоне 28 июня 1965 года. Певцами были Форбс Робинсон (Моисей) и Ричард Льюис (Арон). Американская премьера была поставлена Колдуэлл Сары Бостонской оперной труппой 30 ноября 1966 года с Дональдом Грэммом в роли Моисея, Ричардом Льюисом в роли Арона, Гарри Тейардом в роли молодого человека, Максин Макас в роли молодой девушки, Юнис Альбертс в роли женщины-инвалида. и Осборн МакКонати дирижирует. [7] Нью-йоркскую премьеру представила Нью-Йоркская городская опера под управлением Кристофера Кина с Ричардом Кроссом в роли Моисея и Томасом Янгом в роли Аарона в постановке Ганса Нойгебауэра . [8] Метрополитен-опера не ставила спектакль до 8 февраля 1999 года под управлением Джеймса Левина с Джоном Томлинсоном в его дебютной роли Моисея и Филипом Лэнгриджем в роли Арона. Первое выступление в коммунистической стране состоялось в 1988 году в Государственной опере Берлина в постановке Рут Бергхаус и под управлением Фридриха Гольдмана .
В 1973 году по произведению также был снят фильм Жан -Мари Штрауб и Даниэль Юйе .Спектакль Венской государственной оперы 2006 года выпущен на DVD.
Музыка
[ редактировать ]«Моисей и Арон» полностью основан на одном тональном ряду , который сам состоит из ячеек:

Затем этот ряд объединяется с его версиями, так что первая половина каждого по-прежнему содержит шесть разных тонов:

Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 12 марта 1954 г. (Дирижер: Ганс Росбо ) |
---|---|---|
Моисей | оратор | Ганс Герберт Фидлер |
к | тенор | Хельмут Кребс |
Молодая девушка | сопрано | Илона Штейнгрубер-Вильдганс |
Молодость | тенор | Хельмут Кречмар |
Ефремлянин | баритон | Герман Рит |
Больная женщина | высокий | Урсула Золленкопф |
Мужчина | баритон | Хорст Гюнтер |
Голая молодежь | тенор | Хартвиг Штукманн |
Священник | бас | Герман Рит |
Первая обнаженная девственница | сопрано | Доротея Фёрстер-Георги |
Вторая обнаженная девственница | сопрано | Карла Мария Пфеффер-Дюринг |
Третья обнаженная девственница | высокий | Аннемари Тамм |
Четвертая обнаженная девственница | высокий | Шарлотта Бетке |
Мужчина | оратор | |
Шесть сольных голосов в оркестре | сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас | Доротея Фёрстер-Георги, Мария Югер, Урсула Золленкопф, Хартвиг Штукманн Хорст Селлентин , Эрнст Макс Люр |
Голос из горящего куста, 70 старейшин, нищих, несколько пожилых людей, 12 вождей племен, другие обнаженные люди, танцоры и сверхштатные люди всех мастей. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Время: Тринадцатый век до нашей эры.
Место: Египет и пустыня.
Акт 1
[ редактировать ]Моисей перед горящим кустом неохотно получает от Бога повеление стать пророком и освободить Израиль из египетского рабства. Моисей просит избавить его от такой задачи, он стар и хотя и может думать, но не может говорить. Бог уверяет его, что он вложит слова в свое сердце, и приказывает ему найти своего брата Арона.
В пустыне Моисей приветствует Арона, которому придется выступать в роли его представителя, объясняя свои трудные идеи понятными для людей словами. Вскоре они начинают неправильно понимать друг друга: Моисей уверяет его, что любовь — ключ к разгадке этой тайны, но Арон хвалит Бога за то, что он слышит молитвы и принимает подношения. Моисей предупреждает, что очищение собственного мышления — единственная награда, которую можно ожидать от дани.
В израильской общине немало тех, кто утверждает, что видел Бога в разных проявлениях. Молодая пара обсуждает, что Моисей был избран руководителем израильтян. Старейшины опасаются, что, поскольку он убил египетского стражника, навлекая возмездие на свой народ, он навлечет на него еще больше неприятностей. Один человек выражает надежду, что новая идея единого Бога окажется сильнее, чем множество богов Египта, сильнее, чем хватка фараона. Народ повторяет эту надежду, глядя на приходящих Моисея и Арона, которые все время меняют роли так, что трудно отличить одного от другого. Пытаясь объяснить, как Бога можно воспринимать только внутри себя, Моисей разочаровывается бойкостью Арона, которая, кажется, ослабляет его идею. Арон бросает вызов Моисею, схватывает его жезл и бросает его, после чего тот превращается в змею; это, говорит Арон, показывает, как жесткую идею можно сделать гибкой. Люди задаются вопросом, как этот новый Бог может помочь им против мощи фараона. Арон показывает им еще одно чудо: рука Моисея, которая кажется прокаженной, исцеляется, когда он прикладывает ее к своему сердцу, где обитает Бог. Теперь люди верят, что Бог укрепит их собственные руки: они сбросят свои оковы и убегут в пустыню, где, по словам Моисея, чистота помыслов станет единственным средством к существованию, в котором они нуждаются. Выливая воду из Нила, которая, кажется, превращается в кровь, Арон интерпретирует знак, говоря, что они больше не будут проливать кровь за египтян, но будут свободны. Когда вода снова становится прозрачной, Арон говорит, что фараон утонет в ней. Обещанная земля молока и меда, люди клянутся в верности этому новому Богу.
Акт 2
[ редактировать ]ИНТЕРЛЮДИЯ. Моисея не было уже сорок дней, и люди остались ждать в пустыне. Обеспокоенные его долгим отсутствием, люди задаются вопросом, оставили ли их Бог и Моисей.
У подножия горы священник Арон и группа старейшин задаются вопросом, почему Моисея нет так долго, ведь среди людей царит распущенность и беспорядок. Арон уверяет их, что как только Моисей усвоит намерение Бога, он представит его в такой форме, которую люди смогут понять. Однако обеспокоенным людям, которые стекаются к нему за советом, он признает, что Моисей, возможно, сбежал или находится в опасности. Видя, что они неуправляемы и готовы убить своих жрецов, Арон пытается успокоить их, возвращая им других богов: он позволит им иметь образ, которому они смогут поклоняться. Ставят золотого тельца и приносят жертвы, в том числе и самопожертвования, на жертвенник. Истощенный юноша, протестующий против ложного образа, убит лидерами племени. Священники приносят в жертву четырех девственниц, а люди, напившись и танцуя, приходят в ярость и устраивают оргиастику. Когда они утомились и многие уснули, дозорный видит, как Моисей возвращается с горы. Уничтожив золотого тельца, Моисей требует отчета от Арона, который оправдывает свое снисхождение к народу тем, что от Моисея не было ни слова. Хотя любовь Моисея полностью принадлежит его идее о Боге, говорит Арон, люди тоже нуждаются в его любви и не могут выжить без нее. В отчаянии Моисей разбивает скрижали законов, которые он принес с горы. Арон называет его малодушным, говоря, что он сам поддерживает идею Моисея, пытаясь ее объяснить. Ведомые огненным столпом во тьме, который днем превращается в облачный столп, люди выходят, воодушевленные еще раз следовать Божьему знамению к Земля обетованная . Моисей не доверяет столпу как еще одному тщеславному образу, но Арон говорит, что он истинно ведет их. Когда Арон присоединяется к исходу народа, Моисей чувствует себя побежденным. Применяя слова и образы к тому, что невозможно выразить, Арон фальсифицировал абсолютное восприятие Бога Моисеем, сетуя на то, что у него нет способности говорить.
Акт 3
[ редактировать ]( Шенберг никогда не писал музыку для единственной сцены финального акта.) Арона помещают под арест по обвинению в том, что он питает праздные надежды своими образами, такими как образы Земли Обетованной . Арон настаивает на том, что слово Моисея ничего не будет значить для людей, если оно не будет истолковано в понятных им терминах. Моисей заявляет, что такая софистика завоюет преданность людей образам, а не Богу; искажая истинную природу Бога, Арон продолжает уводить людей обратно в пустыню. Когда Моисей приказывает солдатам отпустить Арона на свободу, Арон падает замертво. Даже в пустыне, говорит Моисей, люди достигнут предназначенной им цели — единения с Богом.
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение озвучено для следующего оркестра:
- деревянные духовые инструменты : 3 флейты (2-й и 3-й дубль на пикколо ), 3 гобоя , английский рожок , 3 кларнета (3-й дубль на кларнете-сопранино ), бас-кларнет , 3 фагота (3-й дубль на контрафаготе );
- медные духовые : 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , бас-туба ;
- перкуссия : литавры , глокеншпиль , ксилофон , флексатон , колокольчики си-бемоль , фа и до', большой барабан , тарелки ля , , там-там , гонг , большой теноровый барабан , малый барабан , бубен , трещотка , колокольчики неопределенной высоты ;
- Прочее : 2 мандолины , челеста , фортепиано , арфа , струнные ;
- На сцене : английский рожок , валторна , 2 трубы , 2 тромбона , 2 мандолины , 2 гитары (Т. 929–957), большой барабан – еще стуки, тарелки , бубенцы, гонги различной тональности (Т. 1084–1098 и Т. 1102–1127), 3 кларнета , 3 валторны или 3 фагота (Т. 1082–1128);
- За сценой : пикколо , флейта , кларнет , тромбон , литавры , ксилофон , 2–4 мандолины , фортепиано (Т. 1084–1098 и Т. 1102–1109)
Записи
[ редактировать ]- 1954: Ганс Герберт Фидлер , Гельмут Кребс , хор NWDR , Симфонический оркестр Северо-Западного немецкого радио (Гамбург) под управлением Ганса Росбауда
- 1966: Йозеф Грейндль , Гельмут Мельхерт, Städtische Oper Berlin под управлением Германа Шерхена
- 1973: Гюнтер Райх , Луи Девос, хор и симфонический оркестр Австрийского радио под управлением Михаэля Гилена (DVD)
- 1975: Гюнтер Райх, Ричард Кэссильи , Симфонический оркестр BBC под управлением Пьера Булеза
- 1976: Вернер Хазелеу , Райнер Гольдберг , Симфонический оркестр Лейпцигского радио под управлением Герберта Кегеля
- 1984: Франц Мазура , Филип Лэнгридж , Чикагский симфонический оркестр и хор под управлением Георга Шолти ; Премия «Грэмми» за лучшую оперную запись 1986 года.
- 1996: Дэвид Питтман-Дженнингс, Крис Мерритт , Королевский оркестр Консертгебау под управлением Пьера Булеза
- 1999: Джон Томлинсон , Филип Лэнгридж , Метрополитен-опера под управлением Джеймса Левина
- 2006: Вольфганг Шёне , Крис Мерритт , Штутгартский государственный оркестр под управлением Роланда Клуттига
- 2006: Франц Грундебер , Томас Мозер , Венская государственная опера под управлением Даниэле Гатти (DVD)
- 2010: Дейл Дьюзинг , Андреас Конрад, Рурская триеннале под управлением Михаэля Бодера (DVD)
- 2014: Франц Грундхебер , Андреас Конрад, EuropaChorAkademie , Симфонический оркестр SWR Баден-Бадена и Фрайбурга под управлением Сильвена Камбрелинга
- 2015: Томас Йоханнес Майер, Джон Грэм-Холл, Парижская национальная опера под управлением Филиппа Джордана (Blu-ray и DVD)
- 2015: Роберт Хейворд, Джон Дашак, Komische Oper Berlin под управлением Владимира Юровского , режиссер Барри Коски ( трансляция с 11 сентября 2020 г. по 12 июня 2020 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тугендхафт, Аарон, 1997, «Моисей и Арон Шёнберга», Чикагский студенческий журнал иудаики , Vol. 3, Весна
- ^ Малер, Альма , 1975, Густав Малер: воспоминания и письма , тр. Бэзил Крейтон, изд. Дональд Митчелл , 3-е изд., с. 109, Сиэтл: Издательство Вашингтонского университета. ISBN 0-295-95378-0
- ^ Росс, Алекс, 2007, Остальное - шум , с. 200. Фаррар, Штраус и Жиру.
- ^ Звук, которого больше нет - опера Шёнберга завершена.
- ^ Сосед, Владелец: "Моисей и Арон", Grove Music Online изд. Л. Мэйси (Проверено 12 февраля 2009 г.), < http://www.grovemusic.com >
- ^ Росс, 2007, Остальное — шум , с. 351.
- ^ Кесслер, Дэниел, 2008, Сара Колдуэлл: первая оперная женщина , Scarecrow Press, в Google Books
- ^ Обзор Моисея и Арона в газете New York Times от 16 сентября 1990 г.
- ^ Уиттолл, Арнольд, 2008, Кембриджское введение в сериализм , стр. 230. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
- ^ Уиттолл, 2008, Кембриджское введение в сериализм , стр. 103.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Казалья, Герардо (2005). « Моисей и Арон , 12 марта 1954 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .