Фортепианный концерт (Шёнберг)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Арнольда Шёнберга , Фортепианный концерт соч . 42 (1942) — одно из его поздних произведений, написанное во время ссылки в США. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей : Анданте (такты 1–175), Молто аллегро (такты 176–263), Адажио (такты 264–329) и Джокозо (такты 330–492). [2] Его первое выступление продолжительностью около 20 минут состоялось 6 февраля 1944 года. [3] в NBC оркестра Radio City Habitat в Нью-Йорке в исполнении Леопольда Стоковского и Симфонического оркестра NBC с Эдуардом Штойерманном за фортепиано. [4] Первое выступление в Великобритании состоялось 7 сентября 1945 года на BBC Proms с Кайлой Гринбаум (фортепиано) под управлением Бэзила Кэмерона . [5] [6] Первое немецкое выступление состоялось в Летней школе Дармштадта 17 июля 1948 года с Петером Штадленом в качестве солиста. [7]
Комиссия
[ редактировать ]Концерт изначально был результатом заказа Оскара Леванта . [4]
Двенадцатитоновая техника
[ редактировать ]В произведении последовательно используется двенадцатитоновая техника и только один тональный ряд («язык очень систематичен, это настоящий додекафонический Шенберг») [8] ), хотя и не так строго, как когда-то требовал Шенберг [ когда? ] (например, девятый, десятый и одиннадцатый тоны ряда повторяются до того, как впервые будет услышан двенадцатый тон). [ нужны разъяснения ] Вступительная мелодия имеет длину тридцать девять тактов и представляет все четыре лада тонового ряда в следующем порядке: базовый набор, инверсия ретроградного, ретроградная и инверсия. Обе инверсии транспонированы . [4] четыре различных типа разделения Очевидны строк: линейное, диадами или тетрахордами , свободное и трихордами . Линейные представления упорядочены, строгие представления либо полных рядов, либо составных гексахордов и доминируют в движениях Анданте и Джокозо. Второй тип симметрично делит двенадцатитоновую совокупность либо на шесть диад, либо на три тетрахорда и встречается в Molto allegro. Третий тип состоит из неправильных представлений отрезков или фрагментов ряда и употребляется преимущественно в разделе Адажио. Последний тип, трихордальное разбиение, встречается на протяжении всего концерта и представляет собой двумерную конструкцию, созданную из дискретных трихорд комплексов, состоящих из пар инверсионно- комбинаторных строк. [9]
Программные аспекты
[ редактировать ]Чтобы помочь Оскару Леванту , для которого первоначально был написан Фортепианный концерт, Шёнберг представил то, что он назвал «несколько пояснительных эссе»: [10]
Жизнь была такой легкой
Внезапно ненависть вспыхнула
Тяжёлая ситуация создалась
Но жизнь продолжается [11]
Хотя эта программа не была включена в опубликованную партитуру, Шенберг сказал своей ученице Марион Бауэр , что «какое-то время [ sic ] я не был против программной музыки». [12]
Неоклассицизм и форма
[ редактировать ]Бывший студент Шёнберга Лу Харрисон сказал: «Одна из главных радостей... заключается в структуре фраз . Вы знаете, когда слышите тему , построение или ответную фразу, развитие или коду . формообразующий характер этих классических фраз. Удовольствие, которое можно получить от их прослушивания , такое же, как от прослушивания больших форм Моцарта ... Это чувство слишком редко проявляется в современной музыке , в большинстве случаев. самые очевидные формальные соображения вообще не очевидны... Природа его знаний в этом отношении, возможно, больше, чем что-либо еще, ставит его в положение факелоносца традиции в жизненном и развивающемся смысле». [13] Концерт сравнивают с музыкой Иоганнеса Брамса Учида Мицуко . [14] Сабина Файст [15] и AllMusic . [16]
Эймар описал эти разделы следующим образом: [17]
- «очень по-венски», с «вальсом».
- полный «тревожной фрагментации» и «своего рода свободных экспрессионистских жестов, которые питали его средний период»
- «очень выразительный, мрачный и трагичный», «медленный», содержащий «Траурный марш».
- «очень ироничный и очень разнообразный по характеру»
Стравинский раскритиковал фортепианное письмо в концерте. [18] Мицуки Учида, [19] описывая эту работу как очень сложную для пианиста, указывает, что Шенберг не очень хорошо играл на фортепиано и что он «не собирался писать эффективно или комфортно» для этого инструмента.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг 1998 , 396.
- ^ Алегант 2002–2003 , 74.
- ^ Мейер 2012 , 312.
- ^ Jump up to: а б с Анон. 2009 .
- ^ Анон. 1945 год .
- ^ Анон. 2019 .
- ^ Фейсст 2018 , 542.
- ^ Аймар 2010 , 0:40.
- ^ Алегант 2001 , 14.
- ^ Макдональд 2008 , с. 289.
- ^ Макдональд 2008 , с. 290.
- ^ Фейсст 2011 , с. 76.
- ^ Миллер и Либерман 1998 , 22.
- ^ Учида 2007 , 3:42.
- ^ Файсст 2011 , 74.
- ^ Вудстра, Бреннан и Шротт 2005 , 1184.
- ^ Аймар 2010 .
- ^ Масгрейв 2001 , 277.
- ^ Учида 2007 .
Источники
[ редактировать ]- Эмар, Пьер-Лоран . 2010. «Пьер-Лоран Эмар на тему фортепианного концерта Шенберга» на YouTube , ( Берлинская филармония )
- Алегант, Брайан. 2001. «Поперечные перегородки как гармония и голосовое лидерство в двенадцатитоновой музыке». Теория музыки Спектр 23, вып. 1 (Весна): 1–40.
- Алегант, Брайан. 2002–2003 гг. «Внутри каденции фортепианного концерта Шенберга». Интеграл 16/17: 67–102.
- Анон. 1945. «Прогулочный концерт: новинка Шенберга». «Таймс» (8 сентября): 6.
- Анон. 2009. « Концерт для фортепиано с оркестром соч. 42 ». Центр Арнольда Шёнберга (по состоянию на 19 декабря 2010 г.) (на немецком языке) . Переведено с анона. « Концерт для фортепиано с оркестром соч. 42: Примечания к программе ». Центр Арнольда Шенберга, до 2002 г.; архив от 30 октября 2005 г., по состоянию на 24 июля 2015 г.) (на английском языке) .
- Анон. 2019. « Выпускной 42: 19:00 Пт, 7 сентября 1945 г., Королевский Альберт-холл ». Променады: Величайший в мире фестиваль классической музыки, 17 июля – 12 сентября 2020 г. BBC .
- Файсст, Сабина (2011). Новый мир Шенберга: американские годы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-063217-5 .
- Файсст, Сабина, изд. (2018). Переписка Шенберга с американскими композиторами . Шёнберг в словах. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190904562 .
- Макдональд, Малькольм (2008). Шёнберг . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-09540-1 .
- Мейер, Дональд К. 2012. «Тосканини и симфонический оркестр NBC». Перспективы американской музыки, 1900–1950 , под редакцией Майкла Саффла. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780815321453 .
- Миллер, Лета Э. и Фредрик Либерман . 1998. Лу Харрисон: Составляя мир . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511022-6 .
- Масгрейв, Майкл. 2001. Читатель Брамса . Йель. ISBN 9780300091991 .
- Стейнберг, Майкл . 1998. Концерт: Путеводитель для слушателя . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510330-4 .
- «Мицуко Учида на тему фортепианного концерта Шенберга» ( Центр Арнольда Шенберга ) на YouTube
- Вудстра, Крис, Джеральд Бреннан и Аллен Шротт (редакторы). 2005. Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Хэл Леонард. ISBN 9780879308650 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Уолтер Б. 1982. « Оскар Левант и программа фортепианного концерта Шенберга». Журнал Института Арнольда Шенберга 6, вып. 1 (июнь): 56–79.
- Бенсон, Марк Ф. 1988. «Арнольд Шенберг и кризис модернизма». доктор философии дисс., Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
- Бишоп, Дэвид М. 1991. «Концерт Шенберга для фортепиано с оркестром, соч. 42: пересмотр эволюции серии в зарисовках». Журнал Института Арнольда Шенберга 14, вып. 1 (июнь): 135–149.
- Брендель, Альфред . 2001. «Об исполнении фортепианного концерта Шенберга». В книге Альфреда Бренделя о музыке: Сборник эссе , 311–321. Чикаго: А капелла. ISBN 1-55652-408-0 .
- Гартнер, Ричард. 2010. « Сопротивление Шёнбергу? Фортепианный концерт в исполнении ». Магистерская диссертация, Открытый университет.
- Хаймо, Итан. 1998. "Поздние двенадцатитоновые композиции". В «Спутнике Арнольда Шенберга» под редакцией Уолтера Б. Бейли, 157–75. Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-28779-1 .
- Хаузер, Ричард. 1980. «Фортепианный концерт Шёнберга — Музыка в изгнании». Музыкальные концепции , специальный выпуск: Арнольд Шенберг: 243–272.
- Херст, Дерек. 2006. «Классическая традиция и Концерт Арнольда Шенберга для фортепиано с оркестром, соч. 42: Монотематическая форма сонаты, дальнее голосование и хроматическая насыщенность, а также «...ai tempi, le distanze...» для фортепиано и электронный звук». Кандидатская дисс. Уолтем: Университет Брандейса.
- Джонсон, Пол. 1988. «Выбор ритма и набора в фортепианном концерте Шенберга». Журнал Института Арнольда Шенберга 11, вып. 1 (июнь): 38–51.
- Литвин, Стефан. 1999. «Музыка и история: Фортепианный концерт соч. 42 д'Арнольда Шенберга (1942) / Музыка как история, история как музыка: О фортепианном концерте Арнольда Шенберга соч. 42 (1942)». Диссонанс , № 59 (февраль): 12–17.
- Лю, Вэньпин. 2006. Тоска по тональности: исследование фортепианного концерта Шенберга, соч. 42. Тяньцзинь Иньюэ Сюэюань сюэбао (Тяньлай) / Журнал Тяньцзиньской консерватории (Звуки природы) 1, вып. 74.
- Мякеля, Томи. 1992. «Фортепианный концерт Шёнберга, опус 42 - Романтический виртуозный концерт? Вклад в анализ композиционных принципов проблемного произведения». Музыкальные исследования 45, вып.
- Маурер Ценк, Клаудия . 1993. «Фортепианный концерт Арнольда Шенберга: попытка провести аналитическое исследование в изгнании». В книге « Музыка в изгнании: последствия нацизма для международной музыкальной культуры » под редакцией Ханнса-Вернера Хейстера , Клаудии Маурер Ценк и Питера Петерсена , 357–384. Франкфурт: Издательство Fischer в мягкой обложке. ISBN 3-596-10907-8 .
- Маурер Ценк, Клаудия. 2002. «Фортепианный концерт соч. 42». В книге «Арнольд Шенберг: Интерпретации его произведений» , 2 тома, под редакцией Герольда Вольфганга Грубера и Манфреда Вагнера, 2: 95–108. Лаабер: Издательство Лаабер. ISBN 978-3-89007-506-8 .
- Маццола, Гуэрино и Бенедикт Стегеманн. 2008. «Скрытые симметрии классической тональности в додекафонических композициях Шёнберга». Журнал математики и музыки 2, вып. 1 (март): 37–51.
- Ньюлин, Дика. 1974. «Тайная тональность в фортепианном концерте Шёнберга». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 137–139.
- Петерсен, Питер. 1990. «Была создана серьезная ситуация»: Фортепианный концерт Шенберга 1942 года». В «Венской школе и свастике: судьба современности в социально-политическом контексте ХХ века » под редакцией Отто Коллерича, 65–69. Исследования в области оценочных исследований 22. Вена: Универсальное издание.
- Шенберг, Арнольд. 1944. Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 42 (оценка). Лос-Анджелес: Музыкальное издательство Belmont.
- Шенберг, Арнольд. 1975. Стиль и идея : Избранные сочинения Арнольда Шенберга под редакцией Леонарда Штейна с переводами Лео Блэка. Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс. Перепечатано, Беркли: Калифорнийский университет Press, 1984. ISBN 0-520-05286-2 (ткань); ISBN 0-520-05294-3 (пбк).
Первое движение
[ редактировать ]- Алегант, Брайан и Дональд Маклин. 2001. «О природе расширения». Журнал теории музыки 45, вып. 1 (Весна): 31–71.
- Мид, Эндрю. 1985. «Крупномасштабная стратегия в двенадцатитоновой музыке Арнольда Шенберга». Перспективы новой музыки 24, вып. 1 (осень – зима): 120–157.
- Мид, Эндрю. 1989. "Двенадцать тональных организационных стратегий: аналитический образец". Интеграл 3: 93–169.
Первая, третья и четвертая части
[ редактировать ]- Ротштейн, Уильям. 1980. «Линейная структура в двенадцатитоновой системе: анализ пианиссиссимо Дональда Мартино». Журнал теории музыки 24: 129–165. Цитируется в Alegant (2001).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 42 (1942)» , Центр Арнольда Шенберга
- Фортепианный концерт, соч. 42 (Шенберг) : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.