Jump to content

Фортепианный концерт (Шёнберг)

Вступительная мелодия (мм. 1–8), построенная на основе высказывания тонального ряда (P0). [1] Обратите внимание на повторение звуков с девятой по одиннадцатую (t, 6, 8).
Duration: 9 seconds.
Играть (MIDI)

Арнольда Шёнберга , Фортепианный концерт соч . 42 (1942) — одно из его поздних произведений, написанное во время ссылки в США. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей : Анданте (такты 1–175), Молто аллегро (такты 176–263), Адажио (такты 264–329) и Джокозо (такты 330–492). [2] Его первое выступление продолжительностью около 20 минут состоялось 6 февраля 1944 года. [3] в NBC оркестра Radio City Habitat в Нью-Йорке в исполнении Леопольда Стоковского и Симфонического оркестра NBC с Эдуардом Штойерманном за фортепиано. [4] Первое выступление в Великобритании состоялось 7 сентября 1945 года на BBC Proms с Кайлой Гринбаум (фортепиано) под управлением Бэзила Кэмерона . [5] [6] Первое немецкое выступление состоялось в Летней школе Дармштадта 17 июля 1948 года с Петером Штадленом в качестве солиста. [7]

Комиссия

[ редактировать ]

Концерт изначально был результатом заказа Оскара Леванта . [4]

Двенадцатитоновая техника

[ редактировать ]

В произведении последовательно используется двенадцатитоновая техника и только один тональный ряд («язык очень систематичен, это настоящий додекафонический Шенберг») [8] ), хотя и не так строго, как когда-то требовал Шенберг [ когда? ] (например, девятый, десятый и одиннадцатый тоны ряда повторяются до того, как впервые будет услышан двенадцатый тон). [ нужны разъяснения ] Вступительная мелодия имеет длину тридцать девять тактов и представляет все четыре лада тонового ряда в следующем порядке: базовый набор, инверсия ретроградного, ретроградная и инверсия. Обе инверсии транспонированы . [4] четыре различных типа разделения Очевидны строк: линейное, диадами или тетрахордами , свободное и трихордами . Линейные представления упорядочены, строгие представления либо полных рядов, либо составных гексахордов и доминируют в движениях Анданте и Джокозо. Второй тип симметрично делит двенадцатитоновую совокупность либо на шесть диад, либо на три тетрахорда и встречается в Molto allegro. Третий тип состоит из неправильных представлений отрезков или фрагментов ряда и употребляется преимущественно в разделе Адажио. Последний тип, трихордальное разбиение, встречается на протяжении всего концерта и представляет собой двумерную конструкцию, созданную из дискретных трихорд комплексов, состоящих из пар инверсионно- комбинаторных строк. [9]

Программные аспекты

[ редактировать ]

Чтобы помочь Оскару Леванту , для которого первоначально был написан Фортепианный концерт, Шёнберг представил то, что он назвал «несколько пояснительных эссе»: [10]

Жизнь была такой легкой
Внезапно ненависть вспыхнула
Тяжёлая ситуация создалась
Но жизнь продолжается [11]

Хотя эта программа не была включена в опубликованную партитуру, Шенберг сказал своей ученице Марион Бауэр , что «какое-то время [ sic ] я не был против программной музыки». [12]

Неоклассицизм и форма

[ редактировать ]

Бывший студент Шёнберга Лу Харрисон сказал: «Одна из главных радостей... заключается в структуре фраз . Вы знаете, когда слышите тему , построение или ответную фразу, развитие или коду . формообразующий характер этих классических фраз. Удовольствие, которое можно получить от их прослушивания , такое же, как от прослушивания больших форм Моцарта ... Это чувство слишком редко проявляется в современной музыке , в большинстве случаев. самые очевидные формальные соображения вообще не очевидны... Природа его знаний в этом отношении, возможно, больше, чем что-либо еще, ставит его в положение факелоносца традиции в жизненном и развивающемся смысле». [13] Концерт сравнивают с музыкой Иоганнеса Брамса Учида Мицуко . [14] Сабина Файст [15] и AllMusic . [16]

Эймар описал эти разделы следующим образом: [17]

  1. «очень по-венски», с «вальсом».
  2. полный «тревожной фрагментации» и «своего рода свободных экспрессионистских жестов, которые питали его средний период»
  3. «очень выразительный, мрачный и трагичный», «медленный», содержащий «Траурный марш».
  4. «очень ироничный и очень разнообразный по характеру»

Стравинский раскритиковал фортепианное письмо в концерте. [18] Мицуки Учида, [19] описывая эту работу как очень сложную для пианиста, указывает, что Шенберг не очень хорошо играл на фортепиано и что он «не собирался писать эффективно или комфортно» для этого инструмента.

Источники

[ редактировать ]
  • Эмар, Пьер-Лоран . 2010. «Пьер-Лоран Эмар на тему фортепианного концерта Шенберга» на YouTube , ( Берлинская филармония )
  • Алегант, Брайан. 2001. «Поперечные перегородки как гармония и голосовое лидерство в двенадцатитоновой музыке». Теория музыки Спектр 23, вып. 1 (Весна): 1–40.
  • Алегант, Брайан. 2002–2003 гг. «Внутри каденции фортепианного концерта Шенберга». Интеграл 16/17: 67–102.
  • Анон. 1945. «Прогулочный концерт: новинка Шенберга». «Таймс» (8 сентября): 6.
  • Анон. 2009. « Концерт для фортепиано с оркестром соч. 42 ». Центр Арнольда Шёнберга (по состоянию на 19 декабря 2010 г.) (на немецком языке) . Переведено с анона. « Концерт для фортепиано с оркестром соч. 42: Примечания к программе ». Центр Арнольда Шенберга, до 2002 г.; архив от 30 октября 2005 г., по состоянию на 24 июля 2015 г.) (на английском языке) .
  • Анон. 2019. « Выпускной 42: 19:00 Пт, 7 сентября 1945 г., Королевский Альберт-холл ». Променады: Величайший в мире фестиваль классической музыки, 17 июля – 12 сентября 2020 г. BBC .
  • Файсст, Сабина (2011). Новый мир Шенберга: американские годы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-063217-5 .
  • Файсст, Сабина, изд. (2018). Переписка Шенберга с американскими композиторами . Шёнберг в словах. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190904562 .
  • Макдональд, Малькольм (2008). Шёнберг . Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-09540-1 .
  • Мейер, Дональд К. 2012. «Тосканини и симфонический оркестр NBC». Перспективы американской музыки, 1900–1950 , под редакцией Майкла Саффла. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   9780815321453 .
  • Миллер, Лета Э. и Фредрик Либерман . 1998. Лу Харрисон: Составляя мир . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-511022-6 .
  • Масгрейв, Майкл. 2001. Читатель Брамса . Йель. ISBN   9780300091991 .
  • Стейнберг, Майкл . 1998. Концерт: Путеводитель для слушателя . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-510330-4 .
  • «Мицуко Учида на тему фортепианного концерта Шенберга» ( Центр Арнольда Шенберга ) на YouTube
  • Вудстра, Крис, Джеральд Бреннан и Аллен Шротт (редакторы). 2005. Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Хэл Леонард. ISBN   9780879308650 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бейли, Уолтер Б. 1982. « Оскар Левант и программа фортепианного концерта Шенберга». Журнал Института Арнольда Шенберга 6, вып. 1 (июнь): 56–79.
  • Бенсон, Марк Ф. 1988. «Арнольд Шенберг и кризис модернизма». доктор философии дисс., Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
  • Бишоп, Дэвид М. 1991. «Концерт Шенберга для фортепиано с оркестром, соч. 42: пересмотр эволюции серии в зарисовках». Журнал Института Арнольда Шенберга 14, вып. 1 (июнь): 135–149.
  • Брендель, Альфред . 2001. «Об исполнении фортепианного концерта Шенберга». В книге Альфреда Бренделя о музыке: Сборник эссе , 311–321. Чикаго: А капелла. ISBN   1-55652-408-0 .
  • Гартнер, Ричард. 2010. « Сопротивление Шёнбергу? Фортепианный концерт в исполнении ». Магистерская диссертация, Открытый университет.
  • Хаймо, Итан. 1998. "Поздние двенадцатитоновые композиции". В «Спутнике Арнольда Шенберга» под редакцией Уолтера Б. Бейли, 157–75. Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN   0-313-28779-1 .
  • Хаузер, Ричард. 1980. «Фортепианный концерт Шёнберга — Музыка в изгнании». Музыкальные концепции , специальный выпуск: Арнольд Шенберг: 243–272.
  • Херст, Дерек. 2006. «Классическая традиция и Концерт Арнольда Шенберга для фортепиано с оркестром, соч. 42: Монотематическая форма сонаты, дальнее голосование и хроматическая насыщенность, а также «...ai tempi, le distanze...» для фортепиано и электронный звук». Кандидатская дисс. Уолтем: Университет Брандейса.
  • Джонсон, Пол. 1988. «Выбор ритма и набора в фортепианном концерте Шенберга». Журнал Института Арнольда Шенберга 11, вып. 1 (июнь): 38–51.
  • Литвин, Стефан. 1999. «Музыка и история: Фортепианный концерт соч. 42 д'Арнольда Шенберга (1942) / Музыка как история, история как музыка: О фортепианном концерте Арнольда Шенберга соч. 42 (1942)». Диссонанс , № 59 (февраль): 12–17.
  • Лю, Вэньпин. 2006. Тоска по тональности: исследование фортепианного концерта Шенберга, соч. 42. Тяньцзинь Иньюэ Сюэюань сюэбао (Тяньлай) / Журнал Тяньцзиньской консерватории (Звуки природы) 1, вып. 74.
  • Мякеля, Томи. 1992. «Фортепианный концерт Шёнберга, опус 42 - Романтический виртуозный концерт? Вклад в анализ композиционных принципов проблемного произведения». Музыкальные исследования 45, вып.
  • Маурер Ценк, Клаудия . 1993. «Фортепианный концерт Арнольда Шенберга: попытка провести аналитическое исследование в изгнании». В книге « Музыка в изгнании: последствия нацизма для международной музыкальной культуры » под редакцией Ханнса-Вернера Хейстера , Клаудии Маурер Ценк и Питера Петерсена , 357–384. Франкфурт: Издательство Fischer в мягкой обложке. ISBN   3-596-10907-8 .
  • Маурер Ценк, Клаудия. 2002. «Фортепианный концерт соч. 42». В книге «Арнольд Шенберг: Интерпретации его произведений» , 2 тома, под редакцией Герольда Вольфганга Грубера и Манфреда Вагнера, 2: 95–108. Лаабер: Издательство Лаабер. ISBN   978-3-89007-506-8 .
  • Маццола, Гуэрино и Бенедикт Стегеманн. 2008. «Скрытые симметрии классической тональности в додекафонических композициях Шёнберга». Журнал математики и музыки 2, вып. 1 (март): 37–51.
  • Ньюлин, Дика. 1974. «Тайная тональность в фортепианном концерте Шёнберга». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 137–139.
  • Петерсен, Питер. 1990. «Была создана серьезная ситуация»: Фортепианный концерт Шенберга 1942 года». В «Венской школе и свастике: судьба современности в социально-политическом контексте ХХ века » под редакцией Отто Коллерича, 65–69. Исследования в области оценочных исследований 22. Вена: Универсальное издание.
  • Шенберг, Арнольд. 1944. Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 42 (оценка). Лос-Анджелес: Музыкальное издательство Belmont.
  • Шенберг, Арнольд. 1975. Стиль и идея : Избранные сочинения Арнольда Шенберга под редакцией Леонарда Штейна с переводами Лео Блэка. Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс. Перепечатано, Беркли: Калифорнийский университет Press, 1984. ISBN   0-520-05286-2 (ткань); ISBN   0-520-05294-3 (пбк).

Первое движение

[ редактировать ]
  • Алегант, Брайан и Дональд Маклин. 2001. «О природе расширения». Журнал теории музыки 45, вып. 1 (Весна): 31–71.
  • Мид, Эндрю. 1985. «Крупномасштабная стратегия в двенадцатитоновой музыке Арнольда Шенберга». Перспективы новой музыки 24, вып. 1 (осень – зима): 120–157.
  • Мид, Эндрю. 1989. "Двенадцать тональных организационных стратегий: аналитический образец". Интеграл 3: 93–169.

Первая, третья и четвертая части

[ редактировать ]
  • Ротштейн, Уильям. 1980. «Линейная структура в двенадцатитоновой системе: анализ пианиссиссимо Дональда Мартино». Журнал теории музыки 24: 129–165. Цитируется в Alegant (2001).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 169d2175542da8737510c29f2cc44fe8__1717352160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/e8/169d2175542da8737510c29f2cc44fe8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto (Schoenberg) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)