Концерт для скрипки с оркестром (Шенберг)
Концерт для скрипки с оркестром ( соч. 36) Арнольда Шенберга датируется временем, когда Шенберг жил в Соединенных Штатах, куда он переехал в 1933 году, спасаясь от нацистской Германии. Произведение было написано в 1936 году, в том же году, что и Струнный квартет №4 . На момент завершения Шенберг жил в Брентвуде, Лос-Анджелес , и только что принял должность преподавателя в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . Работа посвящена Антону Веберну . [1]
Стиль и форма
[ редактировать ]Шенберг вернулся к мелодии и , следовательно , отказа от мотивной тональному письму после своего переезда в Америку, и, хотя в Скрипичном концерте используется двенадцатитоновая техника, его неоклассическая форма требовала мимесиса тональной техники , использованной в его более ранних работах, в пользу тематической структуры. [2] Основной ряд концерта:

Хотя ряд не является необходимым для понимания хорошей пьесы из двенадцати нот, осознание его в этом концерте полезно, поскольку ряд находится на переднем плане и совершенно очевидно абстрагируется от конкретного мелодико-тематического мышления Шенберга. [3]
Это трехчастная форма «быстро-медленно-быстро» традиционная для концертов :
- Poco allegro — Vivace . Мнения относительно формы первой части разделились. По мнению одного авторитетного источника, это сонатная форма . [3] в то время как другой утверждает, что это большая троичная форма , завершающаяся каденцией и кодой . [4] В нем используются самые разнообразные формы рядов, часто в семействах, связанных гексахордальным содержанием . [5]
- Идем изящно
- Финал: Аллегро . Последняя часть представляет собой рондо с необычайно динамичным развитием. Лишь постепенно становится ясно, что в основе этого лежит характер марша. Незадолго до конца есть вторая каденция, которая циклически завершает все произведение . [3]
Концерт впервые был опубликован в 1939 году Г. Ширмером .
Мировая премьера
[ редактировать ]Премьера концерта состоялась 6 декабря 1940 года Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского с Луи Краснером в качестве солиста (Ранее Краснер дал премьеру Скрипичного концерта ученика Шенберга Альбана Берга ). Позже Краснер сделал запись концерта с Дмитрием Митропулосом и Нью-Йоркским филармоническим оркестром .
Европейская премьера
[ редактировать ]Театр Ла Фениче , 6 сентября 1948 года (XI Международный фестиваль современной музыки , Первый симфонический концерт). Арриго Пелличча , скрипка; Римский симфонический оркестр Итальянского радио, Артур Родзиньский . дирижёр [6]
Инструментарий
[ редактировать ]В оркестре задействованы 3 флейты (3-е двойное пикколо ), 3 гобоя , кларнет-пикколо , кларнет , бас-кларнет , 3 фагота , 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , туба , литавры , глокеншпиль , ксилофон , большой барабан , тарелки , тамтам , малый барабан , треугольник , бубен и струны .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центр Арнольда Шенберга .
- ^ Розен 1996 , 101.
- ^ Jump up to: а б с Келлер 1961 , 157.
- ^ Мид 1985 , 140.
- ^ Мид 1985 , 141.
- ^ Анон. нд .
Источники
- Анон. и « Музыкальная биеннале (1930–1972) ». Университет Павии (по состоянию на 20 февраля 2018 г.).
- Центр Арнольда Шенберга . «Концерт для скрипки с оркестром – подробные подробности» .
- Келлер, Ганс . 1961. «Нет моста в никуда: введение в движения Стравинского и скрипичный концерт Шенберга». Музыкальные Таймс 102, вып. 1417 (март): 156–58.
- Мид, Эндрю. 1985. «Крупномасштабная стратегия в двенадцатитоновой музыке Арнольда Шенберга». Перспективы новой музыки 24, вып. 1 (осень-зима): 120–157.
- Розен, Чарльз . 1996. Арнольд Шенберг , с новым предисловием. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-72643-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрл, Бен. 2003. «Вкус, сила и попытка понять, соч. 36: британские попытки популяризировать Шенберга». Музыка и письма 84, вып. 4 (ноябрь): 608–43.
- Холл, Энн К. 1975. «Сравнение рукописи и печатных партитур Скрипичного концерта Шёнберга». Перспективы новой музыки 14, вып. 1 (Осень-зима, 1975): 182–196.
- Клемм, Эберхардт . 1966. «К теории некоторых сочетаний рядов». Архив музыковедения 23, вып. 3: 170–212.
- Вилкер, Ульрих. Шенберга 2015. «Из Нового Света. Традиции и новаторства в Концерте для скрипки с оркестром, соч. 36». Журнал Центра Арнольда Шенберга 12 (2015): 105–121.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 36 (Шенберг) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Детали работы , Центр Арнольда Шенберга
- Вопросы и ответы на YouTube . Рэнди Шенберг, внук Арнольда Шенберга, берет интервью у Хилари Хан о Скрипичном концерте.