Jump to content

Две песни , соч. 1 (Шенберг)

Две песни
Лидер Арнольда Шенберга
Арнольд Шенберг (1905)
Опус 1
Текст « Спасибо » в №. 1 и « Прощание » в № 1. 2, оба из Карла Михаэля фон Левецова ( « Höhenlieder: Poems and Aphorisms» Высокие песни: стихи и афоризмы)
Язык немецкий
Составленный 1898  ( 1898 )
Преданность Александр фон Землянский
Выполненный 1 декабря 1900 г. ( 1900-12-01 ) Вена
Опубликовано 1903 или 1904 год
Продолжительность 16 минут [ 1 ]
Подсчет очков
  • баритон
  • фортепиано

Арнольда Шёнберга , Zwei Gesänge (Две песни) соч . 1 (1898–1903) — Лидер для баритона и фортепиано. В каждой песне звучит стихотворение Карла Михаэля фон Левецова . В песнях чувствуется влияние Иоганнеса Брамса и Рихарда Вагнера , чья музыка традиционно вызывала протест. По своей длине, глубине выражения, плотности фактуры и транскрипционному фортепианному письму они приблизились к границам жанра Lied и предвосхитили Gurre-Lieder .

В 1900 году Эдуард Гертнер и Александр Землянский (фортепиано) представили их в венском зале Bösendorfer-Saal . Зрители приняли негативно, хотя Альма Малер присутствовала и дала более взвешенную оценку. В 1903 или 1904 году Макс Маршалк [ де ] опубликовал их в Берлине под полным названием « Две песни для баритона и фортепиано». Шёнберг посвятил их Землянскому.

Фон и композиция

[ редактировать ]

В двух песнях Шенберг [ а ] поставил стихи из «Höhenlieder» Карла Михаэля фон Левецова : Gedichte und Aphorismen , « Dank » («Спасибо») в первую песню и « Abschied » («Прощание») в следующую. В июле 1898 года Левецов подарил Шенбергу копию этого тома с надписью: «Любезно посвящается г-ну Арнольду Шенбергу с наилучшими пожеланиями успеха».

Они встретились в том же году, возможно, на чтении стихов в кафе Glattauer . Позже они вместе работали в Кабаретте Эрнста фон Вольцогена в «Убербреттле» , где Левецов, возможно, помог Шенбергу устроиться на работу дирижером в 1901 году. Шенберг попросил Левецова стать крестным отцом его дочери Гертруды в 1902 году. [ 2 ]

Хотя Шёнберг в основном был самоучкой, Землянский давал ему контрапункта . уроки [ 3 ] Шёнберг играл на виолончели с барахолки Землянского в любительском струнном оркестре «Полигимния». [ 4 ] Шенберга Землянский предложил струнный квартет ре мажор (1897) Венскому Tonkünstlerverein, Иоганнес Брамс . почетным председателем которого был [ 5 ]

принятие Цемлинским Брамса и Рихарда Вагнера были несколько раздвоены , которые в « Войне романтиков» Шёнберг назвал влиятельным . Среди менее влиятельных людей он назвал Ференца Листа , Антона Брукнера , Антонина Дворжака и «возможно» Хьюго Вольфа . Позже он размышлял о своей ранней «Лидере» как о производной. [ 6 ]

Теодор В. Адорно отметил синтез Шенберга «бесшовного… тематического произведения Вагнера » Брамса и « хроматической , выразительной… гармонии [y]» . Он сравнил некоторые отрывки из « Abschied Брамса 1896 года » с первым из «Vier ernste Gesänge» Вагнера и с некоторыми отрывками из «Кольца нибелунгов» (1869–1876). [ б ]

Майкл Масгрейв подчеркнул «центральное значение» Брамса для Шенберга, «предсказуемое [y]», поскольку Шенберг начал с написания камерной музыки в Вене 1890-х годов, где, как отметил Масгрейв, «доминировало» влияние Брамса (несмотря на успехи Брукнера и Вагнера там). [ 8 ] Сам Шенберг позднее особо подчеркивал свой долг перед Брамсом, противопоставляя себя большинству модернистов . Но в отличие от большинства брамсианцев он не считал себя музыкальным консерватором. [ с ] Горизонты Шенберга расширились после смерти Брамса (1897 г.); написав только абсолютную музыку , он написал тональной поэмы фрагмент «Фрюлингстод» для большого оркестра (1898) по Николаусу Ленау . [ 9 ]

Шенберга Адорно сравнил «Zwei Gesänge» Клода Дебюсси с «Лирическими прозами» [ fr ] (1892–1893). В этих произведениях, утверждал он, оба композитора написали песни, больше напоминающие длинные оратории или фрагменты оперы , чем короткие песни или мелодии соответственно. Их фортепианное письмо было похоже на транскрипцию (в смысле транскрипций Листа , к которым относились и оперы). Их музыка носила более просодический , менее лирический характер. [ 10 ] Примечательно, что Вагнер оказал влияние как на Дебюсси, так и на Шенберга. [ 11 ]

Харви Сакс отмечал, что Шенберг тогда зарабатывал на жизнь сокращением музыки более успешных композиторов, включая оперу и оперетту, а также дирижированием рабочих хоров. [ 6 ] Для Ханса Хайнца Штукеншмидта Zwei Gesänge предвосхитил Гурре-Лидера (1900–1911) своим масштабом, динамическим диапазоном и множеством детальных выразительных обозначений . [ 12 ]

Премьера

[ редактировать ]

Эдуард Гертнер (баритон) [ д ] и Цемлинский (фортепиано) представили премьеру песен в венском Bösendorfer-Saal 1 декабря 1900 года. Альма Малер (тогда Альма Шиндлер) заметила, что песни были

расточенный с невероятной пышностью, но без какой-либо уступки слуху, привыкшему к нежным мелодиям. Кошмарно парализующий... бессвязный. ... [без] крещендо, которое нежно достигает своей кульминации. ...конечно, не неинтересно – но красиво. [ 2 ]

Das Vaterland [ де ] зафиксировал враждебную реакцию публики. Дэвид Йозеф Бах вспоминал, как публика «кричала и смеялась... насмехалась над композитором как дурак» . в статье Arbeiter-Zeitung 1905 года о Шенберге [ 2 ] Сам композитор заметил: «С того времени… скандал никогда не утихал», согласно биографии Шенберга Эгона Веллеша 1921 года. [ и ]

Публикация и посвящение

[ редактировать ]

В 1903 году [ 2 ] или 1904 год, [ 9 ] Макса Маршалка [ de ] Dreililien . опубликовал песни в новой версии (с другой тональностью) под названием Schoenberg's Op 1. [ 2 ] [ ж ] Шёнберг посвятил их «моему учителю и другу Александру фон Землянскому ». [ 13 ] (Землинскому он посвятил немало ранних произведений.) [ 9 ]

Шенберг изменил первоначальный порядок стихов Левецова, возможно, в знак «спасибо», а затем «прощания» с Левецовым или Землянским: [ 2 ]

  1. " Данк "
  2. " Прощание "

Обе песни он написал тяжеловесной вагнеровской декламационной идиомой: [ 14 ] [ г ] с скачками вниз на квинту или октаву в конце фразы или стиха. [ 2 ] Сакс отметил эмоциональность текстов с такими выражениями, как «прекрасная печаль» и «всеохватывающая безграничная печаль». [ 6 ]

Обе песни модулируются в параллельную мажорную тональность из минорных тональностей B и D соответственно. [ 2 ] Постоянно происходят изменения темпа . [ 2 ] Деннис Герлах отметил «яркие мотивы » как открывающие и закрывающие устройства. [ 2 ] « Данк » заканчивается несколько пространно и очень звучно третьим, выразительным спасибо в тексте. [ 2 ] В « Abschied » Герлах наблюдал «метафорическую трансформацию лирической самости» в экспрессивном тремоло-пассаже. [ 2 ]

В «богатых аккордах музыки, параллельных терциях и шестых, а также тяжелых басовых октавах» Штукеншмидт услышал Брамса. Но по своему хроматизму и оркестровому подходу к игре на фортепиано (в том числе тремоло ) он идентифицировал Вагнера. [ 14 ] Сакс считал, что музыке недостает благопристойности Брамса и мелодичного красноречия Вагнера , и соглашался с Марком Берри, отмечая плотную текстуру и обильную (даже «гиперромантическую » ) выразительность. [ 6 ]

Записи и более поздние выступления

[ редактировать ]

Дональд Грэмм и Гленн Гулд записали Zwei Gesänge 1 мая 1965 года как часть коллекции Гулда фортепианной музыки и песен Шенберга . [ 15 ] Дитрих Фишер-Дискау и Ариберт Райманн записали песни в январе 1983 года. [ 16 ] Ливиу Холендер и Лукас Роммельшпахер исполнили их в Франкфуртской опере 17 апреля 2024 года к 150-летию Шенберга. [ 17 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Арнольд Шенберг в то время
  2. В охотничьем домике Кранихштайн , который в 1950-х и 60-х годах использовался для Дармштедтерского курса Ференкурсе , Адорно беседовал (с фортепиано) с тогдашними молодыми композиторами о «Молодом Шенберге» (31 мая 1955 г.). Касаясь «малоизвестного» соч. 1, у него были ноты только к « Abschied », а не к « Dank ». [ 7 ]
  3. Шенберг и Харви Сакс привели Макса Регера в качестве аналогичного примера, но Сакс не согласился с Шенбергом в том, что Густав Малер или Рихард Штраус находились под сильным влиянием Брамса. [ 6 ]
  4. Эдуард Гертнер был уважаемым венским учителем пения. [ 6 ]
  5. Позже Шёнберг исправил биографию, но оставил этот отрывок без изменений. [ 2 ]
  6. Берлинская фирма вскоре также опубликовала уже написанную Шёнбергом Vier Lieder , Op. 2, [ 2 ] и Шесть песен , соч. 3. [ 9 ] Позже Universal Edition приобрела издателя Dreililien. [ нужна ссылка ]
  7. Создавая текст Гуго фон Гофмансталя в 1899 году, Шенберг фактически просил, чтобы его «не столько пели, сколько декламировали, ... исполняли в описательной манере, как чтение о старой картине». [ 12 ] Сакс считал фразу певца «напористой» или «напряжённой». [ 6 ]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e96e5c4e3b43fb2c4e99206087bfe20__1720112700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/20/6e96e5c4e3b43fb2c4e99206087bfe20.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zwei Gesänge, Op. 1 (Schoenberg) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)