Музыкальное выражение
Музыкальное выражение – это искусство игры или пения с личным откликом на музыку . [1]
На практическом уровне это означает правильное использование динамики , фразировки , тембра и артикуляции, чтобы оживить музыку. [2] Композиторы могут в большей или меньшей степени конкретизировать эти аспекты выражения в нотной записи своей партитуры .
Природа музыкального выражения также обсуждалась на теоретическом уровне на протяжении всей истории классической музыки . Согласно одной из распространенных точек зрения, музыка одновременно выражает и вызывает эмоции, образуя канал эмоционального общения между музыкантом и публикой. Эта точка зрения присутствовала на протяжении большей части музыкальной истории, хотя наиболее ярко она была выражена в музыкальном романтизме . [3] Однако роль эмоций в музыке иногда подвергается сомнению со стороны таких людей, как Игорь Стравинский , которые рассматривают музыку как чистую форму искусства, а выражение — как ненужное отвлечение.
Мимесис и риторика
[ редактировать ]В эпоху барокко и классицизма музыка (и эстетика в целом) находилась под сильным влиянием теории мимесиса Аристотеля . Искусство представляло собой совершенство и имитацию природы, речи и эмоций. [4]
Поскольку речь была взята за образец музыки, композиция и исполнение в период барокко находились под сильным влиянием риторики . Согласно так называемой теории аффекта , музыкант должен был возбуждать чувства у своей аудитории примерно так же, как оратор произносит речь в соответствии с правилами классической риторики. В результате целью музыкального произведения было вызвать определенную эмоцию, например радость, печаль, гнев или спокойствие. Гармония, мелодия, тональность, размер и структура музыки работали на это, как и все аспекты, находящиеся под контролем исполнителя, такие как артикуляция и динамика. [5]
Как Иоганн Иоахим Кванц писал :
Оратор и музыкант, по сути, преследуют одну и ту же цель как при подготовке, так и при окончательном исполнении своих произведений, а именно: стать хозяевами сердец своих слушателей, возбудить или успокоить их страсти и передать их. их то к этому чувству, то к тому.
- Джозеф Иоахим Кванц, Об игре на флейте (транс Э.Р. Рейли), Лондон и Нью-Йорк, 1966 г.
Композиторы эпохи барокко относительно редко использовали выразительные обозначения, поэтому сегодняшним музыкантам может быть непросто интерпретировать партитуры в стиле барокко, особенно если они принимают исторически обоснованную перспективу исполнения и стремятся воссоздать подход, который мог быть признан в то время. Есть некоторые общие принципы. Глядя на ритм произведения, медленные ритмы имеют тенденцию быть серьезными, а быстрые – легкими и легкомысленными. В мелодической линии небольшие интервалы обычно обозначали меланхолию, а большие скачки - радость. [6] В гармонии выбор используемых диссонансов существенно влиял на то, какая эмоция была задумана (или вызвана), и Кванц рекомендовал, чтобы чем сильнее диссонанс, тем громче его следует воспроизводить. Каденция обычно представляет собой конец предложения. [7]
Риторический подход к музыке вызвал философский вопрос о том, совместимо ли такое возбуждение страстей слушателя с идеей Аристотеля о том, что искусство эффективно только потому, что оно подражает природе. Некоторые писатели-музыканты XVIII века оставались верны Аристотелю: Шарль Батте писал, что единственным объединяющим принципом вкуса и красоты является воспроизведение идеальной формы, лежащей в основе естественных вещей. Однако эта точка зрения была оспорена другими, которые считали, что роль музыки состоит в том, чтобы производить эмоциональный эффект. Например, сэр Уильям Джонс писал в 1772 году: «Окажется, что лучшие части поэзии, музыки и живописи выражают страсти и действуют на наши умы посредством сочувствия; описывают природные объекты и влияют на нас главным образом путем замещения». [8]
В 1785 году Мишель де Шабанон предположил, что музыку лучше всего понимать как отдельный язык, что затем вызывало эмоциональную реакцию, связанную с музыкальным выражением, но не ограничивающуюся им. Одна и та же музыка может вызывать у слушателя широкий спектр эмоциональных реакций. Шабанон отверг риторический подход к музыке, поскольку не верил в простое соответствие между музыкальными характеристиками и эмоциональными аффектами. Во многом последующая философия музыки зависела от взглядов Шабанона. [9]
Романтическая эпоха
[ редактировать ]Примерно в начале XIX века возникла идея музыки как своего рода «высшего языка эмоций». [10] приобрел валюту. Новая эстетическая доктрина романтизма поместила возвышенные, обостренные эмоции в основу художественного опыта, а передача этих эмоций стала целью музыкального исполнения. Ожидалось, что музыка будет передавать сильные чувства, очень личные с точки зрения композитора. По мере развития XIX века музыкальный национализм расширил эти эмоции за пределы личного уровня и стал воплощать чувства целых наций. [11]
Этот акцент на эмоциональном общении был поддержан растущей уверенностью в использовании более сложной гармонии , а также инструментов и ансамблей, способных к большей динамике . В начале 19-го века динамические маркировки, такие как « pp » и « ff чаще всего использовались такие маркировки, как « pppp » и « ffff », но к концу века на партитурах стали появляться ». Композиторы-романтики также все более подробно использовали выразительные знаки, такие как крещендо и диминуэндо, акценты и знаки артикуляции. [12]
Против выражения
[ редактировать ]После растущего доминирования выражения и эмоций в музыке в 19 и начале 20 веков произошла обратная реакция. [13]
«Большинство людей любят музыку, потому что она вызывает у них определенные эмоции, такие как радость, горе, печаль, а образ природы становится предметом мечтаний или – еще лучше – забвения от «обыденности». Они хотят наркотика – дури –… Музыка ничего бы не стоило, если бы оно было сведено к такой цели. Когда люди научатся любить музыку как таковую, когда они будут слушать другими ушами, их удовольствие будет гораздо более высокого и сильного порядка, и они смогут ее слушать. оцените его на более высоком уровне и осознайте его внутреннюю ценность». - Игорь Стравинский [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скратон, Роджер . "Выражение" . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Скрутон, Роджер. "Выражение" . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Скрутон, Роджер. "Выражение" . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Ковалефф Бейкер, Нэнси. «Выражение - История до 1800 года» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Бьюлоу, Джордж. «Риторика» . Grove Music Online (доступ только для подписчиков) . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Тарлинг, Джуди (2000). Игра на струнных в стиле барокко для талантливых учеников . Тринг: Музыка Корда. стр. 4–6. ISBN 978-0-9528220-1-1 .
- ^ Тарлинг, Джуди (2000). Игра на струнных в стиле барокко для талантливых учеников . Тринг: Музыка Корда. стр. 203–205. ISBN 978-0-9528220-1-1 .
- ^ Ковалефф Бейкер, Нэнси. «Выражение - История до 1800 года» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Ковалефф Бейкер, Нэнси. «Выражение - История до 1800 года» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Пэддисон, Макс. «Выражение: История – После 1800 года» . Grove Music Online (доступ только для подписчиков) . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Хью Макдональд (2002). Бертон, Энтони (ред.). Путеводитель исполнителя по музыке романтического периода . Лондон: АБРСМ. п. 4. ISBN 978-1-86096-194-6 .
- ^ Хью Макдональд (2002). Бертон, Энтони (ред.). Путеводитель исполнителя по музыке романтического периода . Лондон: АБРСМ. стр. 16–17. ISBN 978-1-86096-194-6 .
- ^ Бейкер, Нэнси Ковалефф; Пэддисон, Макс; Скратон, Роджер (2001). "Выражение" . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.09138 . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Стравинский о выразительности в музыке» . Теория музыки . Проверено 8 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новая международная энциклопедия . 1905. .