Струнные квартеты (Шенберг)
Австрийский композитор Арнольд Шёнберг опубликовал четыре струнных квартета , распространявшихся за его жизнь: Струнный квартет № 1 ре минор , Opus 7 (1905), Струнный квартет № 2 фа ♯ минор , соч. 10 (1908), Струнный квартет № 3 , соч. 30 (1927) и Струнный квартет № 4 , соч. 37 (1936).
Помимо этого, он написал еще несколько произведений для струнного квартета, которые не были опубликованы. Самым известным был его ранний струнный квартет ре мажор (1897). Было также Престо до мажор ( около 1895 г. ), [1] Скерцо фа мажор (1897), [2] а затем Четырехчастный зеркальный канон ля мажор ( ок. 1933 ). [3] Наконец, несколько струнных квартетов существуют во фрагментарной форме. К ним относятся струнный квартет фа мажор (до 1897 г.), струнный квартет ре минор (1904 г.), струнный квартет до мажор (после 1904 г.), струнный квартет (1926 г.), струнный квартет (1926 г.), струнный квартет до мажор ( после 1927 года) и струнный квартет № 5 (1949).
Шёнберг также написал Концерт для струнного квартета и оркестра си ♭ мажор (1933): рекомпозицию произведения композитора барокко эпохи Георга Фридриха Генделя .
Струнный квартет ре мажор
[ редактировать ]Этот струнный квартет в четырех частях — самое раннее из дошедших до нас крупномасштабных произведений Шенберга: средняя продолжительность записанных исполнений составляет около 27 минут. Премьера фильма, завершенного в 1897 году, состоялась в частном порядке 17 марта 1898 года, а публичная премьера состоялась позже в том же году, 20 декабря в Вене. Он был опубликован посмертно в 1966 году (Faber Music, Лондон).
Друг Шенберга Александр фон Землянский дал ему много советов и критики во время написания этой работы. Землянский даже показал ее ранний вариант Иоганнесу Брамсу , которым Шенберг очень восхищался. Это было одобрено старым хозяином. [4]
Струнный квартет состоит из четырех частей:
- Очень веселый
- Интермеццо (Андантино Грациозо)
- Тема с вариациями (Andante con moto)
- Аллегро
Первоначальной второй частью было Скерцо фа мажор, которое сейчас существует как отдельное произведение. Шёнберг заменил Интермеццо по предложению Землянского.
Струнный квартет № 1, соч. 7
[ редактировать ]Большое произведение, состоящее из одной части и продолжающееся более 45 минут, Первый струнный квартет Шёнберга стал его первым признанным шедевром и положил начало его репутации как композитора. Этот квартет, начатый летом 1904 года и завершенный в сентябре 1905 года, отличается плотностью и интенсивностью оркестровки всего четырьмя инструментами.
В отличие от его более поздних работ, это произведение тональное , с тональностью ре минор, хотя оно доводит ее до предела за счет тщательно расширенной тональности поздней романтической музыки, такой как квартальная гармония, изображенная справа. [ сомнительно – обсудить ] . Он также содержит небольшую коллекцию тем , которые появляются снова и снова в самых разных обличиях. Помимо расширения тональности и жесткой мотивной структуры, Шенберг использует еще одно новшество, которое он назвал «музыкальной прозой». [ нужна ссылка ] Вместо сбалансированных фразовых структур, типичных для струнных квартетов того периода, он предпочитал асимметричные фразы, которые складывались в более крупные сплоченные группы.
По словам Шёнберга, когда он показал партитуру Густаву Малеру , композитор воскликнул: «Я дирижировал сложнейшими партитурами Вагнера ; я сам писал сложную музыку в партитурах до тридцати нотоносцев и более; а вот партитура не более четырех нотоносцев, и я не умею их читать». [5]
Струнный квартет № 2, соч. 10
[ редактировать ]Это произведение в четырех частях было написано в очень эмоциональный период жизни Шенберга. Хотя в нем есть посвящение «моей жене», оно было написано во время романа Матильды Шенберг с их другом и соседом, художником Рихардом Герстлем , в 1908 году. Впервые оно было исполнено Розовым квартетом и сопрано Мари Гутейл-Шодер .
Во второй части цитируется венская народная песня « O dulieber Augustin ». [6] Третья и четвертая части довольно необычны для струнного квартета, так как в них также участвует певица-сопрано , использующая стихи Стефана Джорджа . О постановке Джорджа сам Шёнберг позже писал: «Стихи немецкого поэта Штефана Георга вдохновили меня сочинить музыку к некоторым из его стихотворений, и, как ни удивительно, без каких-либо ожиданий с моей стороны, эти песни показали стиль, совершенно отличный от все, что я написал раньше… Возникли новые звуки, появился новый вид мелодии, открылся новый подход к выражению настроений и характеров». [7]
Струнный квартет состоит из четырех частей:
- Умеренный (Умеренный), F♯ минор
- Очень оживленный, ре минор
- «Litanei», langsam («Литания», медленная), ми ♭ минор, хотя и с шенкеровской точки зрения, «несмотря на решающее басовое чтение, верхнему голосу не удается развернуть фундаментальную линию из структурной " [8] или соль ♭ мажор [9]
- «Восторг», очень медленный, без ключа.
Текст
[ редактировать ]Последние две части Второго струнного квартета написаны на стихи из Стефана Джорджа сборника Der siebente Ring («Седьмое кольцо»), опубликованного в 1907 году.
Литания
Печаль, которая меня окружает, глубока,
Я приду снова, Господи! в твой дом.
Дорога была далека, конечности слабы,
Святыни пусты, одни мук полны.
Жаждущий язык жаждет вина.
Бой был тяжелый, рука затекла.
Даруй покой шатких шагов,
Голодный вкус раскрошит твой хлеб!
Мое дыхание слабое, зовущее ко сну,
Руки впалые, рот лихорадит.
Проявите хладнокровие, потушите пожары.
Сотри надежду, пошли свет!
Глютен в сердце все еще пылает,
В глубине души все еще слышится крик.
Убей тоску, закрой рану!
Возьми мою любовь, подари мне свое счастье!
Литания
Глубока печаль, мрачно охватывающая меня,
Опять вступаю, Господи, в Твой дом.
Долог был путь, мои члены устали,
Святыни пусты, полны только тоски.
Мой жаждущий язык жаждет вина.
Бой был тяжелый, рука у меня затекла.
Не дай покоя моим шатающимся шагам,
ибо мои голодные десны ломают твой хлеб!
Слабое мое дыхание, зовущее мечту,
руки у меня впалые, рот воспалился.
Подари свою прохладу, потуши пожары,
сотри надежду, пошли свет!
В моем сердце все еще пылает активное пламя;
в глубине моей души просыпается крик.
Убей тоску, закрой рану!
Забери у меня любовь и подари мне свое счастье!
восторг
Я чувствую воздух с другой планеты.
Мое лицо бледнеет в темноте
Который только что обратился ко мне по-дружески.
И деревья и дороги, которые я любил, бледны
Что я ее почти не знаю, а ты светлеешь
Любимая тень, вызывающая мои муки,
Теперь вы полностью погасли в более глубоком сиянии.
Чтобы сражаться после безумия
Быть встреченным с благочестивым содроганием.
Я растворяюсь в звуках, кружась, плетясь,
Необоснованная благодарность и безымянная похвала
Отдаваясь без желания великому дыханию.
Меня настиг сильный удар
В безумии посвящения, где пылкие крики
В брошенной пыли молящиеся женщины молятся:
Затем я вижу ароматный туман, поднимающийся
На залитом солнцем ясном открытом воздухе
Сюда входит только вылупление на самых отдаленных горах.
Почва белая и мягкая, как сыворотка.
Я карабкаюсь по ущельям монстров.
Я чувствую, что я над последним облаком
Искупайтесь в море кристального великолепия
Я всего лишь искра священного огня
Я — гул только святого голоса.
Восторг
Я чувствую воздух с другой планеты.
Лица, которые когда-то обратились ко мне в знак дружбы
Бледный в темноте передо мной.
И деревья и тропы, которые я когда-то любил, исчезают
Так что я их едва узнаю, а ты светлая
Любимая тень – призывающая мою тоску –
Теперь полностью погасли в более глубоком пламени.
Чтобы после безумия воинственной неразберихи,
Чтобы вновь появиться в благочестивом проявлении трепета.
Я теряюсь в тонах, кружась, плетясь,
С безмерной благодарностью и безымянной похвалой;
Лишенный желания, я отдаюсь великому дыханию.
Бурный ветер ошеломляет меня
В экстазе посвящения, где пылкие крики
О женщинах, молящихся в пыли, умоляйте:
Затем я вижу поднимающийся тонкий туман
На залитом солнцем открытом просторе
Сюда входят только самые дальние горные курорты.
Земля выглядит белой и гладкой, как сыворотка.
Я перелезаю через огромные овраги.
У меня такое чувство, будто я плыву над самым дальним облаком
В море кристального сияния —
Я лишь искра священного огня
Я лишь шепот святого голоса.
Струнный квартет № 3, соч. 30
[ редактировать ]Третий струнный квартет Шенберга датируется 1927 годом, после того как он разработал основные принципы своей двенадцатитоновой техники . Шенберг следовал «фундаментальной классицистической процедуре», смоделировав это произведение на основе Франца Шуберта Струнного квартета ля минор , соч. 29, не намереваясь каким-либо образом вспоминать сочинение Шуберта. [10] Есть свидетельства того, что Шенберг считал свои 12-тоновые наборы , независимые от ритма и регистра, мотивными в общепринятом смысле, и это было продемонстрировано на примере второй части этого квартета. [11]
Произведение было заказано Элизабет Спрэг Кулидж 2 марта 1927 года, хотя к этому времени работа уже была завершена, а ее премьера состоялась в Вене 19 сентября 1927 года Квартетом Колиша .
Струнный квартет состоит из четырех частей:
- Умеренный
- Тема с вариациями (Адажио)
- Интермеццо (Аллегро модерато)
- Рондо (Очень умеренное)
Струнный квартет № 4, соч. 37
[ редактировать ]Четвертый струнный квартет 1936 года является ярким представителем позднего стиля Шёнберга. Также этот квартет был заказан госпожой Кулидж. [12] Медленная часть открывается длинным унисонным речитативом всех четырех инструментов, а финал имеет характер марша, подобный последней части Скрипичного концерта Шенберга, написанного примерно в то же время.
Струнный квартет состоит из четырех частей:
- Очень веселый, энергичный
- Комфортный
- Длинный
- Аллегро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйке Фесс (3 июля 2018 г.). «Престо для струнного квартета» . Центр Арнольда Шенберга . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Эйке Фесс (3 июля 2018 г.). «Скерцо для струнного квартета» . Центр Арнольда Шенберга . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Каноны и контрапунктические настройки» . Центр Арнольда Шенберга . 3 июля 2018 г. . Проверено 1 апреля 2023 г. , каноны и контрапунктические движения - четырехголосный зеркальный канон для струнного квартета (ля мажор) канон GA A 18.33 (вероятно около 1930/35)
- ^ Макдональд, Малькольм. 2001. Брамс. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816484-X [ нужна страница ]
- ^ Шенберг, Арнольд (1984). Стиль и идея . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 42. ИСБН 0-520-05294-3 .
- ^ Муксендер .
- ^ Симмс, Брайан Р. (2000). Атональная музыка Арнольда Шёнберга, 1908–1923 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN 978-0-19-535185-9 . ОСЛК 252600219 .
- ^ Кэтрин Дейл, «Концепция вариационной формы Шенберга: парадигматический анализ «Litanei» из Второго струнного квартета, соч. 10», Журнал Королевской музыкальной ассоциации 118, № 1 (1993): 94-120, цитата по 101–102.
- ^ Тарускин, Ричард (2009). Музыка начала двадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 315. ИСБН 9780199796014 .
- ^ Розен, Чарльз . 1996. Арнольд Шенберг , с новым предисловием. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-72643-6 . п. 89
- ^ Пелеш, Стивен. «Интерпретации наборов в нескольких измерениях: примечания ко второй части струнного квартета № 3 Арнольда Шенберга». Перспективы новой музыки , 22, вып. 1 и 2 (осень/зима 1983 г. – весна/лето 1984 г.): 303–52. стр. 303–304.
- ^ Струнный квартет № 4. Центр Арнольда Шенберга.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэббит, Милтон . 2003. Сборник эссе Милтона Бэббита под редакцией Стивена Пелеса со Стивеном Дембски, Эндрю Мидом и Джозефом Н. Штраусом. Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08966-3
- Барбье, Пьер Э. 1997. Струнные квартеты №№. 1, 2 , «Историческая легитимность», прилагается буклет. Прага Диджиталс PRD 250 112 HMCD 90. Прага.
- Беркхолдер, Дж. Питер. 1999. «Шенберг Реакционер». В книге «Шёнберг и его мир » под редакцией Вальтера Фриша [ нужна страница ] . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-04861-4
- Фриш, Уолтер (лето 1988 г.). «Тематическая форма и генезис ре-минорного квартета Шёнберга, опус 7». Журнал Американского музыковедческого общества . 41 (2): 289–314. дои : 10.2307/831435 . JSTOR 831435 . S2CID 194093809 .
- Харрисон, Макс. 1999. Шенберг, Струнные квартеты , в буклете «Четыре промежуточных пункта музыкального путешествия Шенберга». Филлипс Классикс 464 046-2. Мюнхен.
- Рауххаупт, Урсула фон, изд. Шенберг, Берг, Веберн: Струнные квартеты. Документальное исследование . Перевод Юджина Хартцелла. Гамбург: Deutsche Grammophon. стр. 9–80.
- Рой, Адам Дж. 2021. « Мотивная метаморфоза: моделирование интервальных трансформаций в ранних работах Шёнберга ». Кандидатская диссертация. Западный университет.
- Шенберг, Арнольд. 1997. Струнные квартеты №№. 1 и 2. Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc. ISBN 0-486-29693-8
- Штольц, Нолан. 2008. «Контрапунктические приемы в Четвертом струнном квартете Шенберга». Евномий (август): 1–10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Струнный квартет ре мажор (1897)» . Центр Арнольда Шенберга .
- Матиас Шмидт. «Струнный квартет №1» . Центр Арнольда Шенберга .
- Тереза Муксендер. «Струнный квартет №2» . Центр Арнольда Шенберга .
- Камилла Криттенден. «Струнный квартет №3» . Центр Арнольда Шенберга .
- Мирьям Шлеммер. «Струнный квартет №4» . Центр Арнольда Шенберга .
- Струнный квартет № 1, соч. 7 , Струнный квартет № 2, соч. 10 , Струнный квартет № 3, соч. 30 , Струнный квартет № 4, соч. 37 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Композиции для струнного квартета.
- Двенадцатитоновые композиции Арнольда Шёнберга.
- Камерная музыка Арнольда Шенберга
- Списки струнных квартетов композиторов
- Классические музыкальные произведения, изданные посмертно
- Композиции, в которых используются расширенные техники
- композиции 1905 года
- композиции 1908 года
- Композиции 1927 года
- Композиции 1936 года
- Музыкальное оформление стихов Стефана Георге
- Камерные композиции с вокалом.
- Циклы песен Арнольда Шенберга