Флексатон
![]() | |
Перкуссия | |
---|---|
Классификация | Перкуссия |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 112.12 (Рамка дребезжит) |
Развитый | 1922 |
Тембр | яркий, металлический |
Объем | середина |
Атака | быстрый |
Разлагаться | медленный |
Диапазон игры | |
середина | |
Связанные инструменты | |
музыкальная пила , волны Мартено , слайд-свисток , вибрафон , водный гонг | |
Строители | |
Плейтон , перкуссия Кольберга [ 2 ] Стив Вайс |


Флексатон ), состоящий из небольшого гибкого металлического листа , или флексиметал — современный ударный инструмент ( идиофон с непрямым ударом подвешенного на проволочном каркасе и заканчивающегося ручкой. [ 5 ] Используемый в классических мультфильмах из-за глиссандо эффекта , его звук можно сравнить с музыкальной пилой . [ 4 ]
История, конструкция и техника
[ редактировать ][] Флексатон [является] ударным инструментом; встряхивание приводит к тому, что два деревянных шарика, по одному с каждой стороны, ударяются о металлическое лезвие, подвергающееся давлению большого пальца, что, таким образом, может вызвать жуткий эффект глиссандо. [ 6 ]
Изобретение флексатона встречается в Британских патентных записях за 1922 и 1923 годы. В 1924 году «Flex-a-tone» был запатентован в США компанией Playatone из Нью-Йорка. «Инструмент под названием «Flex-a-tone» был запатентован в США в 1924 году компанией Playertone из Нью-Йорка. Он был представлен как новый инструмент, делающий «джаз более джазовым», и объявлен как сочетающий в себе тембральный эффект музыкальной пилы. , оркестровые колокольчики и песенный свисток ». [ 7 ] «Небольшой лист пружинной стали в рамке с деревянными ударниками, установленными с обеих сторон. Игрок встряхивает колотушку, сгибая сталь, чтобы изменить высоту звука». [ 8 ]
Впервые инструмент был использован в джаз-бэндах 1920-х годов в качестве эффекта, но сейчас в основном и редко используется в оркестровой музыке. [ 9 ]
Флексатон представляет собой небольшую тонкую гибкую металлическую пластину, прикрепленную к раме с одного конца. По пластине ударяют поочередно с каждой стороны резиновыми или деревянными колотушками, установленными на часовой пружине . Тремоло . является обычным эффектом, и нажатие большого пальца на свободный конец пластины само по себе меняет высоту звука, приводя к глиссандо от ноты к ноте... Обычно его используют как абстрактный эффект, поскольку, как известно, играть заданное значение очень сложно высоту звука с любой точностью - давление большого пальца для заострения или сглаживания чрезвычайно тонкое, и его трудно измерить ... Звук довольно лязгающий, нечто среднее между плавностью музыкальной пилы и плохим глокеншпилем . [ 9 ]
Деревянные ручки, закрепленные на полосах пружинной стали, лежат на каждой стороне металлического листа. Игрок держит флексатон в одной руке, обхватив ладонью проволочный каркас, а большой палец - на свободном конце пружинной стали. Затем игрок дрожащим движением встряхивает инструмент, в результате чего колотушки ударяются о боковые стороны металлического листа. Встряхивая рукоятку, музыкант издает высокий или низкий звук в зависимости от изгиба, придаваемого лезвию давлением большого пальца: «Когда большой палец нажимает на вибрирующий металлический лист, относительная высота звука инструмента повышается. ; когда давление большого пальца ослабевает, относительная высота звука инструмента снижается». [ 3 ] вибрато Таким образом создается . Хотя инструмент имеет очень ограниченный динамический диапазон, громкость можно контролировать в зависимости от того, насколько энергично или деликатно игрок встряхивает Flexatone. [ 10 ]
Нельзя утверждать, что его масштабы или диапазон широки, но в таком виде он совершенно незаменим. Его любопытный пронзительный вой создается быстрыми колебаниями маленькой деревянной ручки на конце тонких гибких полосок, касающейся широкой изогнутой металлической пластины, кривизна которой (а следовательно, и высота звука) контролируется большим пальцем. Этот эффект невозможно воспроизвести никакими другими средствами, кроме, возможно, волн Мартено ... или, возможно, музыкальной пилы. [ 11 ]
« В целом Vibes являются вполне приемлемой альтернативой, особенно когда музыка все равно несколько неопределенна». [ 12 ]
Альтернативный метод включает в себя удаление двух деревянных ручек и их крепежных пружин, а затем использование небольшого металлического стержня (например, треугольной колотушки), удерживаемого в свободной руке, ударяя по полосе пружинной стали. Высота тона изменяется так же, как и в предыдущем приеме. «Этот метод дает музыканту больший контроль над звуком флексатона, поскольку устраняет необходимость встряхивать инструмент». [ 3 ] Этот метод игры приводит к другому, более сдержанному звуку. Флексатон также можно смыкать по краю смычком оркестрового струнного инструмента.
Флексатон обозначается с помощью линий тремоло (роллов), обозначающих встряхивание инструмента, и линий, обозначающих желаемое направление глиссандо, или волнистой линии ( шеврона ), обозначающей попеременное давление большого пальца. Если вы используете инструмент с удаленными шариками, обозначайте удары отдельными нотами, за которыми следуют стрелки, указывающие направление глиссандо (аналогично изменению высоты тона гитарной табулатуры). Рекомендуется, чтобы обозначение шага было только приблизительным, [ 3 ] например, «определенная высота звука сложна, но возможна; глиссанди без определенной высоты исполняются легко». [ 1 ]
Двойное значение термина «Флексатон»
[ редактировать ]В современной музыке 20-го века примерно между 1920 и 1970 годами термин «Флексатон» использовался, с одной стороны, для флексатона инструмента, а с другой - для музыкальной пилы. Композиторами, использовавшими его в качестве музыкальной пилы, были: Артур Онеггер (Короткая опера «Антигона» , 1924/1927), [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Эрнст Кренек (опера, которую играет Джонни , 1927 г.), [ 16 ] [ нужна ссылка ] Дмитрий Шостакович ( «Нос» (1929), [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] «Леди Макбет Мценского уезда» (1934), и музыка к фильму «Новый Вавилон» (1929)), Арам Хачатурян ( Фортепианный концерт 1936), [ 17 ] [ 20 ] [ 21 ] и Ганс Вернер Хенце (опера «Элегия для юных влюбленных» , 1961). [ 22 ]
Использование
[ редактировать ]Флексатон иногда можно услышать в фанк -музыке, а иногда и в поп-музыке для особого эффекта. Иногда его используют в саундтреках к фильмам и мультфильмам для обозначения «призраков» или других паранормальных явлений. Этот инструмент также типичен и распространен в музыке G-Funk .
Инструмент не часто используется в классической музыке , но появляется в творчестве Арнольда Шенберга , Ганса Вернера Хенце , Софии Губайдулиной , Дьёрдя Лигети и других. [ 23 ] Шёнберг использовал его, «нереалистично... точные всплески широко разнесенных звуков вряд ли можно было получить с такой резкостью». [ 11 ] в его «Вариациях для оркестра» Op.31 (1928) и неоконченной опере «Моисей и Арон» (1932). [ 23 ] Виолончелистка в Софьи Губайдулиной » «Песне Солнца (1998) играет смычковый флексатон перед заключительной частью. [ 24 ] Альфред Шнитке использовал его в своей Кантате «Фауст» (1983), в части «Туба Мирум» своего «Реквиема» (1975), в своем Концерте для альта (1985), [ 25 ] а в его партитуре к балету «Пер Гюнт» (1987) флексатон представляет собой звук стонущего ветра. Дьёрдь Лигети использовал его во многих своих произведениях, например, в концерте для фортепиано 1988 года. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] вторая часть и его опера «Великая смерть» (1977). [ 29 ] Питер Максвелл Дэвис использует его в третьей части своей Симфонии № 1 (1976). [ нужна ссылка ] а также трое из них в кульминации его оперы «Маяк» (1980). [ 30 ] Вивиан Файн владела флексатоном, [ 31 ] и использовал флексатоновую музыку в таких композициях, как The Race of Life (1937). [ 32 ]
Образцы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Соломон, Сэмюэл З. (2016). Как писать для ударных инструментов: подробное руководство по композиции ударных инструментов , стр.170. Оксфордский университет. ISBN 9780199920365 .
- ^ Перейти обратно: а б « Флексатоны », Kolberg.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, Р.Дж. (2014). Современная оркестровка: Практическое руководство по инструментам, ансамблям и музыкантам , стр.34. «Этот инструмент традиционно использовался для создания комического эффекта глиссандо». Рутледж. ISBN 978-0-415-74190-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Калани (2008). Все о ручной перкуссии: все, что вам нужно знать, чтобы начать играть прямо сейчас! , стр.27. «Флексатон в основном используется в качестве звукового эффекта, который часто можно услышать в звуковых дорожках классических мультфильмов. Звук этого инструмента можно сравнить со звуком музыкальной пилы: это «гибкий» тон, высота которого плавно меняется». ISBN 9780739049648 .
- ^ « Образцы звука Flexatone », CompositionToday.com .
- ^ Гриффитс, Пол (2004). The Penguin Companion to Classic Music , без страниц. Пингвин Великобритания. ISBN 9780141909769 .
- ^ Блейдс, Джеймс (1992). Ударные инструменты и их история , стр.393. Коннектикут: The Bold Strummer, Ltd. ISBN 978-0-933224-71-1 . Цитируется по Келлер, Рене Э. (июнь 2013 г.). « Композиционные и оркестровые тенденции в секции оркестровых ударных инструментов в период с 1960 по 2009 годы », стр.102, №166, Pas.org .
- ^ Бек, Джон Х. (2013). Энциклопедия ударных инструментов , стр.29. Рутледж. ISBN 9781317747680 .
- ^ Перейти обратно: а б Холланд, Джеймс (2005). Практическая перкуссия: Справочник по инструментам и их источникам , стр.23-4. ISBN 9781461670636 . «Возможно, самым известным примером по-прежнему является Фортепианный концерт Хачатуряна (1946)... Однако, когда Хачатурян пришел в Лондонский симфонический оркестр в начале 1970-х годов, он сразу же исключил флексатон, еще до того, как нота была сыграна, и захотел музыкальная пила или ничего! Как флексатон вообще появился в партитуре, остается полной загадкой».
- ^ Пейнкофер, Карл и Таннигель, Фриц (1976). « Справочник по ударным инструментам », стр.75. Майнц, Германия: Шотт.
- ^ Перейти обратно: а б Дель Мар, Норман (1983). Анатомия оркестра , с. 427-8. Калифорнийский университет. ISBN 9780520050624 . Сразу после упоминания о том, что «последняя [музыкальная пила] оркестровой совершенно неизвестна», он упоминает об использовании Хачатуряном флексатона в своем фортепианном концерте.
- ^ Шпигль, Фриц (1984). Музыка в Зазеркалье: очень личный словарь музыкального жаргона, разговоров в магазинах и прозвищ, а также кладезь информации о музыкальных диковинках, странных инструментах, происхождении слов, странных фактах, знаниях оркестровых музыкантов и зловещих историях о Музыкальная профессия , стр.123. Рутледж. ISBN 9780710204011 .
- ↑ Мюзикл в опере Онеггера «Антигона» с 27 минуты 23 минуты на YouTube.
- ^ Спратт, Джеффри К. (1987). Музыка Артура Онеггера , стр.124. Коркский университет. ISBN 9780902561342 . Акт 2, сцена VIII «открывается длинной тройной мелизматической линией, обладающей поразительной экспрессией и глубиной - качествами, которые в немалой степени связаны с партитурой для саксофона и музыкальной пилы».
- ^ Халбрейх, Гарри (1999). Артур Онеггер , стр.464. Хэл Леонард. ISBN 9781574670417 .
- ^ Отрывок из записи "Jonny spielt auf" с музыкальной пилой, играющей с 2:30, 2:54 и 3:48 на YouTube.
- ^ Перейти обратно: а б Нардолилло, Джо (2014). Все струны , стр.90. Пугало. ISBN 9780810884441 . «Хачатурян включил в партитуру своего первого фортепианного концерта музыкальную пилу, которую сейчас обычно играет скрипка».
- ^ Конвей, Дэвид (2004). « Гоголь в Петербурге », SocialAffairsUnit.org.uk . Отчет о выступлении "Носа" в Санкт-Петербурге 2004 г.: "Интригующий дуэт для балалайки и музыкальной пилы".
- ^ Микада, Катарина. « Партия флексатона (Музыкальной пилы) в опере Шостаковича «Нос» », Singende-Saege.com .
- ^ Микада, Катарина. « Партия флексатона (Музыкальной пилы) в фортепианном концерте Хачатуряна », Singende-Saege.com .
- ^ Клементс, Эндрю (2014). « LPO/Vänskä – обзор », TheGuardian.com . «Эта пьеса запомнилась тем, что в замедленной части была включена музыкальная пила…»
- ^ Бахманн, Клаус-Хеннинг (1961). Хенце : Премьера «Элегии для юных влюбленных» на Шветцингенском фестивале », DeGruyter.com (на немецком языке) Репортаж о премьере «Элегии для юных влюбленных» с упоминанием музыкальной пилы.
- ^ Перейти обратно: а б Голландия (2005), стр.169.
- ^ фон Рейн, Джон (2002). « Губайдулиной: Песнь Солнца Обзор », ChicagoTribune.com .
- ^ « Концерт для альта с оркестром (1985) », MusicSalesClassical.com .
- ^ Стейнберг, Майкл (2000). Концерт: Руководство для слушателя , без страниц. Оксфордский университет. ISBN 9780190286071 .
- ^ Локхед, Джуди и Аунер, Джозеф; ред. (2013). Постмодернистская музыка/Постмодернистская мысль , стр.134. Рутледж. ISBN 9781135717780 .
- ^ Джозеф Генри Аунер, Джудит Ирен Локхед (2002). Постмодернистская музыка/Постмодернистская мысль , стр.134. Психология. ISBN 9780815338192 .
- ^ Перейти обратно: а б Голландия (2005), стр.145.
- ^ « Маяк (1979) », MusicSalesClassical.com .
- ^ Коди, Джудит (2002). Вивиан Файн: Биобиблиография , стр.168. Гринвуд. ISBN 9780313254741 .
- ^ Гонка жизни : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Россинг, Томас Д. (2000). Наука об ударных инструментах , с. 105. ISBN 9789810241582 .