Штрауб – Уйе
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2016 г. ) |
Жан-Мари Штрауб (англ. Французский: [stʁob] ; 8 января 1933 — 20 ноября 2022) и Даниэль Юйе ( произносится [ɥijɛ] ; 1 мая 1936 — 9 октября 2006) — дуэт французских кинематографистов, снявших в период с 1963 по 2006 год два десятка фильмов. Их фильмы известны своим строгим, интеллектуально стимулирующим стилем и радикальной коммунистической политикой. Оба были французами, но работали в основном в Германии и Италии. От облаков к сопротивлению (1979) [ 1 ] и Сицилия! (1999) [ 1 ] являются одними из самых уважаемых работ дуэта.
Биография
[ редактировать ]Штрауб, родившийся в Меце , познакомился с уроженцем Парижа Уйе, будучи студентом, в 1954 году. киноманов В то время Штрауб был участником парижского сообщества . Он дружил с Франсуа Трюффо и участвовал в его публикации Cahiers du Cinéma , хотя Трюффо отказался публиковать более подстрекательские произведения Штрауба. [ 2 ] Он работал ассистентом кинорежиссера Жака Риветта в фильме 1956 года « Друзья дурака» . [ 3 ] Он также работал в Париже ассистентом Абеля Ганса , Жана Ренуара , Робера Брессона и Александра Астрюка . Позже пара эмигрировала в Германию, чтобы Штрауб мог избежать военной службы в Алжире . Штрауб провел свои первые несколько лет, исследуя Баха . Первоначально Юйе планировал снимать этнографические фильмы, но в конечном итоге помогал Штраубу в его проектах. В 1963 году они сняли «Махорка-Мафф» 18-минутную короткометражку по мотивам рассказа Генриха Бёлля и их первого сотрудничества. [ 4 ] Их следующий фильм, 55-минутный фильм « Не примирились » , также был адаптацией Белля.
Они не снимали полнометражный полнометражный фильм до выхода в 1968 году «Хроники Анны Магдалены Бах» , после чего они снимали фильмы довольно равномерно, завершая полнометражный фильм каждые 2–3 года. Производство « Хроники Анны Магдалены Бах» было очень утомительным. Борьба за финансирование длилась десять лет, до 1967 года. В 1968 году также сняли короткометражку с участием Райнера Вернера Фассбиндера и его театральной труппы под названием «Жених, актриса и сутенер» . [ нужна ссылка ] В середине 1970-х годов начали производить фильмы в Италии. Они все чаще стали делить свое время между Германией и Италией, а также часто сотрудничать с французскими и британскими продюсерами. [ нужна ссылка ]
Штрауб и Юйе прожили вместе большую часть своей жизни. У них не было детей. Юйе умер от рака в Шоле 9 октября 2006 года в возрасте 70 лет. [ 4 ] Штрауб умер 20 ноября 2022 года в возрасте 89 лет. [ 5 ]
Стиль и содержание
[ редактировать ]Все фильмы Штрауба и Юйе основаны на других произведениях: романах, операх, пьесах и менее традиционных исходных материалах, таких как политические писания. Их источники включают сочинения Маргариты Дюрас , Франца Кафки , Элио Витторини и Бертольта Брехта ; две оперы Арнольда Шёнберга ; письма Фридриха Энгельса , Василия Кандинского , И.С. Баха ; Росселлини и другие фильмы, в том числе «Европа-51» . [ 6 ] Многие из их фильмов, такие как Klassenverhältnisse , подчеркивают связь между оригинальным текстом и фильмом.
Поскольку их первые фильмы «Махорка-Мафф» (1962) и «Не примирились» (1964) были сняты в Германии, Уйе и Штрауб в свое время были включены в « Новый немецкий фильм» , о чем громко было объявлено в Оберхаузенском манифесте 1962 года . Фрида Графе и Энно Паталас писали о Махорке-Маффе: «Книгу Бёлля следует прочитать, потому что благодаря фильму Штрауба она изменилась. Он кажется более обнаженным и более серьезным, потому что теперь при последнем движении камеры в фильме он всегда указывает от себя на Германию». биографии, перевооружение - и некоторая хрупкость в актерской игре сделали первые два фильма типичными на первый взгляд постановками того времени, отчуждающий, маломодулируемый язык актеров, наряду с нехронологической техникой монтажа в «Не примиренных» и нетрадиционной подачей литературных шаблонов Генриха Бёлля также вызвало среди коллег непонимание и неприятие. Фестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене в 1963 году и Берлинский международный кинофестиваль в 1965 году. Первые два фильма были отклонены отборочным жюри и показаны только на специальных мероприятиях. Третий фильм, «Хроник Анны Магдалены Бах» (1967), стал возможен благодаря беспрецедентному «краудфандингу», который поддержали Александр Клюге , Генрих Бёлль , Энно Паталас и влиятельный журнал Filmkritik . С этим фильмом, имевшим мало общего с другими немецкими фильмами своего времени, Юйе и Штрауб вышли на новую стилистическую и драматургическую территорию. Чувственным центром фильма, лишенного традиционного киносюжета, является музыка Иоганна Себастьяна Баха, представленная здесь вживую перед камерой и отчасти в оригинальных локациях, - бескомпромиссное и детальное понимание музыки в фильмах Юйе и Штрауба. в более поздних фильмах «Моисей и Арон» (1974) и «От сегодняшнего дня до завтра» (1996), оба основаны на операх Арнольда Шенберга .
Стиль всех фильмов Штрауба и Уйе заключается в том, что они всегда по-разному играют с политическими обязательствами («toute Revolution est un coup de dés» — по мотивам стихотворения Малларме о природе случайности), даже в оперном фильме по мотивам библейские мотивы, такие как Моисей и Арон, которых они посвятили Хольгеру Майнсу .
Эстетически они были особенно ориентированы на драматургические идеи Бертольта Брехта , например, говоря, что актер не должен играть свою роль иллюзионистски, а должен идентифицировать свою деятельность как то, что она есть: цитирование. Поэтому вам очень часто приходилось работать с актерами-любителями, которые использовали свои естественные диалекты вместо идеально стандартизированных диалогов. Тем не менее их фильмам свойственна невероятная эстетическая строгость и формальная строгость: каждый кадр точно построен, ни один монтаж не является уступкой условностям. Но Штрауб считает себя традиционалистом и часто выражает свою близость к классическим кинематографистам, таким как Кенджи Мидзогучи и Джон Форд .
Сотрудничество
[ редактировать ]Из-за своего более экстравертного характера Жан-Мари Штрауб был публичным лицом пары: это способствовало широко распространенному мнению, что роль Уйе в их кинопроизводстве была второстепенной. [ нужна ссылка ] На самом деле они разделили свою работу поровну: Штрауб отвечал за мизансцену , Юйе контролировал большую часть процесса проектирования и монтажа, а оба в равной степени отвечали за подготовку к производству , тексты и репетиции . Этот метод можно увидеть в Педро Косты « документальном фильме Где скрывается твоя скрытая улыбка?» , снято во время монтажа Сицилии! . [ 6 ]
Что особенного в работе Юйе и Штрауба, так это зачастую многолетняя преемственность, которую они поддерживают со многими своими сотрудниками. Большую часть своей работы они реализовали с двумя операторами: Вильямом Любчанским (9 фильмов) и Ренато Бертой (20 фильмов). Звукорежиссер Луи Хоше отвечал за звукозаписи для 15 ее фильмов в период с 1967 по 1998 год, в том числе фильмов «Хроника Анны Магдалены Бах» (1967), [4] «Моисей и Арон» (1974) и «Von heute», которые определены живая запись музыки auf Morgen (1996), каждый из которых открыл новые возможности в интеграции музыки в фильм. Столь же плодотворная связь существовала с тосканским городом Бути, который использовался прежде всего как место для съемок фильмов, основанных на диалогах Чезаре Павезе с Леуко, а также с расположенным там Театром Франческо ди Бартоло, ансамбль которого участвовал в общей сложности в десять фильмов.
Юйе и Штрауб часто отдавали дань уважения друзьям и коллегам, таким как режиссеры Питер Нестлер , Франс ван де Стаак , Хольгер Майнс и Жан-Люк Годар или их давний оператор Ренато Берта . Со своей стороны, Штрауб и Юйе чаще всего становились героями фильмов других авторов. Среди тех, кто снимал фильмы о его и ее работах, - Харун Фароки (Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе работают над фильмом по роману Франца Кафки «Америка» , 1983), Педро Коста ( «Где скрывается твоя скрытая улыбка? », 2001) и Питер Нестлер ( «Защита времени» , 2007).
Прием
[ редактировать ]Их фильм получил положительные отзывы ведущих кинокритиков: в Германии, например, Энно Паталаса, Фриды Графе, Александра Клюге, Хельмута Фербера и Ульриха Грегора , позже Харуна Фароки и Хартмута Битмоски и других. Во Франции Cahiers du Cinéma , авторы которого Мишель Делаэ и Серж Дани , позже кинокритики Бернар Эйзеншиц , Франсуа Альбера и Бенуа Тюркети ; в Италии « Кинокритика» и особенно ее автор Адриано Апра , который также руководил кинофестивалем в Пезаро долгое время и сыграл главную роль в фильме Штрауба и Уйе «Отон» (1969). Фильмы пары также рано нашли поклонников в США, во многом благодаря поддержке оператора артхаусного кино Дэна Талбота , кинокритиков Джонатана Розенбаума и Дж. Хобермана. [ 7 ] [ 8 ] и куратор Ричард Руд , который был директором длинных программ лондонских и нью-йоркских кинофестивалей. Режиссеры Педро Коста , Дебора Стратман , Том Андерсен и Тед Фендт отметили, что они оказали на них влияние.
Несмотря на некоторую положительную критику, их фильмы встречали и часто встречают непонимание. Особенно в первые десятилетия кинопроизводства Штрауб-Юйе с этой стороны им часто предъявляли обвинения в дилетантстве. Критика, основанная на концепции преемственности и повествовательных условностях классического кино как набора ценностей, находит многочисленные разрывы в кино Штрауба-Уйе. Еще одним поводом для критики является якобы отсутствие эмоций в их фильмах. Лекция, а также жесты и мимика актеров невыразительны, антидраматичны и нарочито скучны.
Последний совместный фильм Штрауба и Уйе, Quei loro incontri , вошел в конкурс 63-го Венецианского кинофестиваля в 2006 году. На фестивале Штрауб и Уйе были удостоены специального приза «за изобретение кинематографического языка во всей его полноте». ." Позднее они получили признание киноиндустрии со стороны председателя жюри Катрин Денёв . Но на церемонии награждения разразился скандал: Штрауб и Уйе не присутствовали, вместо этого актриса Джованна Дадди прочитала заявление, написанное Штраубом. В нем говорилось, что пока существует американский империалистический капитализм, в мире никогда не будет достаточно террористов. Заявление вызвало протесты на фестивале и в итальянской прессе. Жюри обсудило отзыв премии. Защитники кинематографа Штрауба-Юйе отмечают, что частные полемические высказывания Штрауба не должны влиять на оценку кинематографического произведения. [ 9 ]
После смерти Даниэль Юйе в 2006 году их творчество стало менее спорным. Их работы получили новое международное признание в Нью-Йорке, Париже, Мадриде, Берлине, Лондоне, Лиссабоне и Токио. Ретроспективам предшествовали успешные усилия компании «БЕЛВА-Фильм» (Жан-Мари Штрауб, Барбара Ульрих) по восстановлению и оцифровке всех их работ.
С января 2019 года по сентябрь 2020 года потоковый сервис MUBI провел первую цифровую ретроспективу Штрауба-Юйе, продемонстрировав новые реставрации пятнадцати их фильмов, включая последний художественный фильм Штрауба « Коммунист» . [ 10 ] [ 11 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Махорка-Мафф (1963)
- Не примирились, или Только насилие помогает там, где есть насилие (1965)
- Хроник Анны Магдалены Бах (1968)
- Жених, комик и сутенер (1968)
- Глаза не хотят закрываться всегда, или Возможно, однажды Рим позволит себе выбирать по очереди (1970)
- Урок истории (1972)
- Знакомство с сопровождающей музыкой Арнольда Шенберга для сцены в кино (1973)
- Моисей и Арон (1975)
- Форты/Собаки (1976)
- Каждая революция - это бросок игральных костей (1977)
- От облака к сопротивлению (1979)
- Искупление (1982)
- Слишком рано/слишком поздно (1982)
- Классовые отношения (также выпущенные как Классовые отношения ) (1984)
- Смерть Эмпедокла (1987)
- Черный грех (1989)
- Поль Сезанн в беседе с Жоахимом Гаске (1989)
- «Антигона» Софокла по мотивам сценического перевода Гёльдерлина в адаптации Брехта в 1948 году (Suhrkamp Verlag) (1992)
- Лоррейн! (1994)
- Из сегодняшнего дня в завтра (1997)
- Сицилия! (1999)
- Рабочие, Крестьяне (2001)
- Возвращение блудного сына - Униженный (2003)
- Посещение Лувра (2004)
- Эти встречи (2006)
- Европа 2005 — 27 октября (2006) (ТВ) (в титрах не указан)
- Диалог теней (2013)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «1000 величайших фильмов (полный список)» . Они снимают фотографии, не так ли? Февраль 2016 года . Проверено 20 марта 2016 г.
- ^ Тубиана, Серж (2000). Трюффо: [биография] . Издательство Калифорнийского университета. п. 79. ИСБН 0520225244 . OCLC 612114619 .
- ^ М., Уайлс, Мэри (1 января 2012 г.). Жак Риветт . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 9780252078347 . OCLC 929407638 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Кер, Дэйв (12 октября 2006 г.). «Даниэль Юйе – Некролог» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Кинорежиссер Жан-Мари Штрауб умер» . Мир. 20 ноября 2022 г. . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе • Профиль великого режиссера» . www.sensofcinema.com . 13 марта 2002 года . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан. «Однажды это был огонь: введение в ретроспективу Штрауба-Уйе (1982)» . Джонатан Розенбаум . Джонатан Розенбаум . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Хоберман, Джим (3 мая 2016 г.). «Устали от фильмов о попкорне? Ретроспектива Штрауба-Юйе предлагает противоядие» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Штрауб-Юйе» . КИНОСЛАНГ . КИНОСЛАНГ . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Ретроспектива Штрауба-Юйе» . МУБИ . МУБИ . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Смолл, Кристофер (20 августа 2020 г.). «Спутник Штрауба-Юйе: «Сицилия!» » . МУБИ . МУБИ . Проверено 8 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейзажи сопротивления: немецкие фильмы Даниэле Юйе и Жана-Мари Штрауба (1995) Бартона Бюга
- Искусство видеть, искусство слушать: политика репрезентации в работах Жана-Мари Штрауба и Даниэле Юйе (2004) Урсулы Бозер
- «Изобретение места: Моисей и Аарон Даниэль Юйе и Жан-Мари Штрауб». (2006) Жака Омона В: М. Лефевр (ред.): Пейзаж и кино, Лондон и Нью-Йорк: Routledge
- Даниэль Юйе и Жан-Мари Штрауб «объективисты» в кино (2009), Бенуа Тюкети, Лозанна, L’Age d’homme.
- Тед Фендт (редактор), Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе , FilmmuseumSynemaPublikationen Vol. 26, Вена, 2016 г., ISBN 978-3-901644-64-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жан-Мари Штрауб на IMDb
- Жан-Мари Штрауб на Filmportal.de
- Даниэль Юйе на Filmportal.de
- Слишком рано, слишком поздно - Серж Дэни
- Групповой портрет со Штраубом (Жан-Мари Штрауб, 2009.3.9, Французская синематека, Париж. 57 минут): Видео (на французском языке)
- 1933 рождения
- 1936 рождений
- смертей в 2006 г.
- 2022 смертей
- Кинопроизводственные дуэты
- Французы немецкого происхождения
- Французские эмигранты в Германии
- Французские эмигранты в Италии
- Французские режиссеры-экспериментаторы
- французские кинорежиссеры
- Французские киноредакторы
- Французские кинопродюсеры
- Французские женщины-режиссеры
- Супружеские пары
- Режиссеры франкоязычных фильмов
- Немецкоязычные режиссеры
- Французские женщины-кинорежиссёры
- Женщины-режиссёры-экспериментаторы