Жан-Пьер Мельвиль
Жан-Пьер Мельвиль | |
---|---|
![]() Мелвилл в «На последнем дыхании » (1960) | |
Рожденный | Жан Пьер Грумбах 20 октября 1917 г. Париж , Франция |
Умер | 2 августа 1973 г. Париж, Франция | ( 55 лет
Место захоронения | Парижское кладбище Пантен |
Занятия |
|
Годы активности | 1946–1973 |
Супруг | Флоренс Мелвилл |
Жан-Пьер Грумбах (20 октября 1917 - 2 августа 1973), известный профессионально как Жан-Пьер Мельвиль ( Французский: [mɛlvil] ) — французский кинорежиссер. Считающийся духовным отцом французской новой волны , он был одним из первых полностью независимых французских режиссеров, добившихся коммерческого успеха и успеха у критиков. Среди его работ — криминальные драмы «Боб фламбер» (1956), «Дуло» (1962), «Самурай» (1967) и «Ружний серк» (1970), а также военные фильмы «Молчание моря» (1949) и «Армия теней » (1949) . 1969).
На тему и подход Мелвилла к кинопроизводству сильно повлияла его служба во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны , во время которой он принял псевдоним «Мелвилл» как дань уважения своему любимому американскому писателю Герману Мелвиллу . [1] После окончания войны он сохранил это имя в качестве своего сценического псевдонима.
Его скудный, экзистенциалистский , но стильный подход к фильмам-нуар , а затем и к фильмам в стиле нео-нуар , многие из которых относятся к криминальным драмам , оказал большое влияние на будущие поколения кинематографистов. [2] Роджер Эберт оценил его как «одного из величайших режиссеров». [3]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Жан-Пьер Грумбах родился в 1917 году в Париже в семье эльзасских евреев Берты и Жюля Грумбах. [4] Его отец был торговцем тряпьем; Семья жила в девятом округе Парижа. Его старший брат Жак писал для еженедельника Социалистической партии Le Populaire . [5]
Грумбах бросил школу в 17 лет, работая курьером, а затем свадебным фотографом. В 1937 году он вступил в Коммунистическую партию, но покинул её в 1939 году из-за пакта Молотова-Риббентропа . [5]
Вторая мировая война и деятельность сопротивления
[ редактировать ]После падения Франции в 1940 году во время Второй мировой войны , во время которой он был эвакуирован из Дюнкерка в качестве солдата французской армии , Грумбах вступил во французское Сопротивление, чтобы противостоять немецким нацистам, оккупировавшим страну. [6] Он принял псевдоним «Мелвилл» в честь американского писателя Германа Мелвилла , его любимца. [6] Его брат Жак и сестра Жанин также присоединились к Сопротивлению. [5]
В 1942 году Жан-Пьер и Жак пересекли Пиренеи и направились в нейтральную Испанию, где затем попытались достичь Великобритании и Армии Свободной Франции. Они пересеклись по отдельности с разницей в несколько недель. Жак вез деньги, предназначенные для де Голля ; его застрелил и ограбил его проводник. Жан-Пьер не узнал о гибели его брата до окончания войны. Мелвилл прослужил в Армии Свободной Франции два года, в основном в артиллерии. Он и его подразделение были отправлены в Италию, и Мелвилл сражался в битве при Монте-Казино . [5]
Кинокарьера
[ редактировать ]Вернувшись с войны, он подал заявку на получение лицензии на должность помощника режиссера, но получил отказ. Без этой поддержки он решил снимать свои фильмы собственными силами и продолжал использовать Мелвилл в качестве сценического псевдонима. Он стал независимым режиссером и владел собственной студией на улице Дженнер в Париже 13ème . [7] 29 июня 1967 года сгорели студия и квартира Мелвилла. Его личный архив фотографий и сценариев был уничтожен. [5]
Он стал широко известен благодаря своим минималистским фильмам-нуар , таким как «Ле Дуло» (1962), «Самурай» (1967) и «Ружний серкль » (1970), в которых снимались такие крупные актеры, как Ален Делон (вероятно, лучший «мельвилианский» актер), Жан- Пол Бельмондо и Лино Вентура . Под влиянием американского кино, особенно гангстерских фильмов 1930-х и 1940-х годов, [2] он использовал такие аксессуары, как оружие, одежду (тренчи) и шляпы-федоры, чтобы сформировать характерный образ в своих фильмах. Он также проявил интерес к восточной философии и боевым традициям, что продемонстрировано в фильмах «Самурай» и «Красный серкль» . Он описал свой стиль Андре С. Лабарту как «ностальгический», в то время как многие комментаторы отметили его экзистенциалистский подтекст. [2]
В конечном итоге Мелвилл настолько отождествил себя со стилем, что The New Yorker из написал Энтони Лейн следующее о ретроспективе его фильмов 2017 года: [6]
Вот как стоит посетить предстоящую ретроспективу фильмов Жана-Пьера Мельвилля на Кинофоруме: Никому не рассказывайте, что вы делаете. Даже ваши близкие — особенно ваши близкие — должны оставаться в неведении. Если стоит выбор между курением и разговором, курите. Одевайтесь хорошо, но без показухи. Надевайте плащ, застегнутый и подпоясанный, независимо от того, идет ли дождь. Любой револьвер следует хранить до тех пор, пока он вам не понадобится, в кармане пальто. Наконец, прежде чем выйти из дома, наденьте шляпу. Если у тебя нет шляпы, ты не сможешь пойти.
В 1963 году его пригласили в качестве одного из жюри 13-го Берлинского международного кинофестиваля . [8]
В течение нескольких лет он входил в состав исполнительного совета Французского совета по классификации фильмов, Комиссии по классификации кинематографических произведений Национального центра кино и анимационных изображений (CNC). [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Мелвилл был женат на своей жене Флоренс с 1952 года до своей смерти. Она работала продюсером в фильме « Двое мужчин на Манхэттене» .
Хотя Мелвилл был другом таких левых икон, как Жан-Люк Годар и Ив Монтан , и считал себя коммунистом в 1930-х годах, с точки зрения политики он называл себя «крайним индивидуалистом» и «правым анархистом». , [9] и не принимал активного участия в политике помимо кинопроизводства.
Смерть
[ редактировать ]
Мелвилл умер 2 августа 1973 года во время ужина с писателем Филиппом Лабро в ресторане Hôtel PLM Saint-Jacques в Париже; Причиной смерти по-разному называли сердечный приступ или разрыв аневризмы. [6] [10] [11] Ему было 55 лет.
В то время Мелвилл писал сценарий для своего следующего фильма «Contre-enquête » — шпионского триллера для продюсера Жака-Эрика Штрауса с Ивом Монтаном в главной роли. Мелвилл, по-видимому, написал первые 200 кадров для фильма. После смерти Мелвилла Лабро взял на себя проект, надеясь закончить сценарий и срежиссировать его, но в конце концов отказался от него, чтобы снять фильм «Наказание и насилие» (1974), в котором также снимались Монтан и продюсер Штраус. [12]
Влияние
[ редактировать ]
Независимость и «отчетный» стиль кинопроизводства Мелвилла (он был одним из первых французских режиссеров, регулярно использовавших реальные места съемок) оказали большое влияние на «Новая волна» французское кинодвижение . Жан-Люк Годар использовал его в качестве второстепенного персонажа в своем основополагающем фильме «Новой волны» «На последнем дыхании» . Когда у Годара возникли трудности с монтажом фильма, Мелвилл предложил ему просто перейти к лучшим частям кадра. Годар был вдохновлен, и новаторское использование в фильме прыжков стало частью его славы. [9] В интервью Мелвилл заявил, что монтаж был его любимой частью процесса кинопроизводства наряду с написанием сценария. [13]
Подход Мелвилла к фильму-нуар и жанру криминального фильма с его акцентом «на процессе и технике, на важности и онтологических намеках на привычки, правила и кодексы, а также на последствия их нарушения», [14] повлиял на творчество режиссеров Майкла Манна [14] [15] и Джон Ву . [2] [16] [17] Ву назвал «Красный серкль» одним из своих любимых фильмов. [18] и назвал Мелвилла «богом». [2]
Среди других режиссеров, оказавших влияние на Мелвилла, - Мартин Скорсезе , [19] [20] Квентин Тарантино , [21] Уолтер Хилл , [22] Джонни То [23] [24] Такеши Китано , [25] Джон Франкенхаймер , [26] Джон Милиус , [27] Николас Виндинг Рефн [28] [29] [30] Ким Джи Ун , Хосейн Амини , [31] Джим Джармуш , [28] [32] и Аки Каурисмяки . [33] [34] Серия фильмов о Джоне Уике содержит несколько отсылок к роману Мелвилла «Красный серкль» . [35]
Фильмография
[ редактировать ]Как режиссер и писатель
[ редактировать ]Заголовок | Год | Примечания | Ссылка(и) |
---|---|---|---|
«24 часа из жизни клоуна» | 1946 | Продюсер, рассказчик | [36] |
Тишина моря | 1949 | Монтажер фильма | [37] |
Ужасные дети | 1950 | Продюсер, актер | [38] |
Когда ты прочитаешь это письмо | 1953 | Приспособление | [39] [40] |
Боб — хайроллер | 1956 | Продюсер, адаптация, озвучка | [41] [42] |
Двое мужчин на Манхэттене | 1959 | Продюсер, экранизация, диалоги, оператор, актер («Моро») | [43] |
Леон Морен, священник | 1961 | Диалоги | [44] [45] |
Дулос | 1962 | Адаптация, диалоги | [46] [47] |
Магнит Судьбы | 1963 | Адаптация, диалоги | [48] [49] |
Второе дыхание | 1966 | Диалоги | [50] [51] |
Самурай | 1967 | Диалоги | [52] [53] |
Армия теней | 1969 | Диалоги | [54] [55] |
Красный круг | 1970 | Диалоги | [56] [57] |
Полицейский | 1972 | Диалоги | [58] [59] |
Как актер
[ редактировать ]Заголовок | Год | Ссылка(и) |
---|---|---|
Дамы Булонского леса | 1948 | [60] |
Орфей | 1950 | [60] [61] |
«Четверо без миллионов!» | 1951 | [60] |
карманная любовь | 1957 | [60] |
Мими Пинсон | 1958 | [60] [62] |
задыхающийся | 1960 | [60] [63] |
Ландру | 1963 | [60] [64] |
Кодовое имя Мелвилл
[ редактировать ]Выпущенный в 2008 году 76-минутный художественный документальный фильм «Кодовое имя Мельвиль» (оригинальное французское название: Sous le nom de Melville ) раскрывает важность личного опыта Жан-Пьера Мельвилля во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны для его подхода к кинопроизводству. [65] [66]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Брейтбарт, 180.
- ^ Jump up to: а б с д и «Жан-Пьер Мельвиль: жизнь и творчество новаторского поэта кинопроизводства • Синефилия и не только» . Синефилия и не только . 11 апреля 2017 года . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Обзор фильма и краткое содержание фильма «Армия теней» (1969) | Роджер Эберт» . rogerebert.com/ . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Арбре» . Lisa90.org . Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шац, Адам (20 июня 2019 г.). «Кто делает это для кого-то?» . Лондонское обозрение книг . 41 (12). ISSN 0260-9592 . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лейн, Энтони (1 мая 2017 г.). «Кино сопротивления Жана-Пьера Мельвиля» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Молчание моря-TCM.com
- ^ «Берлинале: Жюри» . berlinale.de . Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Армия теней» (PDF) . Семинары по кинематографии в Буффало . 2 октября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2010 г. . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ «Жан-Пьер Мельвиль мертв; французскому кинорежиссеру было 55 лет» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер . 3 августа 1973 г. с. 34 . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Лоран, Патрис (9 мая 2002 г.). «Посвящение «мастеру» Жан-Пьеру Мельвилю» . Парижанин . Проверено 3 августа 2022 г.
- ↑ Бертран Тессье, пасьянс Жан-Пьер Мельвиль , предисловие Филиппа Лабро, Файард, Париж, 2017.
- ^ Интервью Мелвилла, 1970 г., на Youtube.
- ^ Jump up to: а б «Все мужчины виноваты: три фильма Жана-Пьера Мельвиля» . МУБИ . 4 февраля 2018 года . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Питер, Бастиан (10 сентября 2022 г.). «Влияние кино ~ Жан-Пьер Мельвиль» . Swissstreetcollective . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Из архива Мелвилла» . Коллекция критериев . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Холл, Кеннет Э. (2009). «Убийца» Джона Ву (The New Hong Kong Cinema) . Гонконг: Издательство Гонконгского университета . ISBN 978-9622099562 .
- ^ Ууу, Джон. «Честь, верность и дружба: Джон Ву в сериале Le cercle rouge» . Коллекция критериев . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Фильмы, вдохновившие Мартина Скорсезе на создание «Ирландца» » . Faroutmagazine.co.uk . 4 июня 2022 г. Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Фрил, Патрик (31 июля 2018 г.). «Задумчивое кино Жана-Пьера Мельвилля в обзоре FilmStruck» . Чикагский читатель . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Тарантино о своем влиянии: если вы любите кино, вы не можете не снять хороший фильм» . nofilmschool.com . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Паттерсон, Джон (17 июля 2014 г.). «Уолтер Хилл: жизнь в быстром темпе» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «С чего начать с Джонни То» . БФИ . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Современное кино: Джонни То» . СФМОМА . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ КОРЛИСС, РИЧАРД (26 ноября 2001 г.). Время . ISSN 0040-781X https://content.time.com/time/world/article/0,8599,2047726,00.html . Проверено 7 августа 2023 г.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Ронин» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Зильберман, Алан (18 ноября 2012 г.). « В «Красной заре» речь шла не о холодной войне, а о расстрелах людей» . Атлантика . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Грозданович, Никола (24 августа 2015 г.). «Основное: 10 величайших фильмов Жана-Пьера Мельвилля» . ИндиВайр . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Банди, Эндрю. «Драйв Николаса Виндинга Рефна: Постмодернистский самурай кино | Особенности | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com/ . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Питер, Бастиан (3 июня 2021 г.). «Влияние кино ~ Николас Виндинг Рефн» . Swissstreetcollective . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «10 лучших по версии Хоссейна Амини» . Коллекция критериев . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Оой, Джейсон (8 октября 2016 г.). «Джим Джармуш говорит о синефилии, дилетантах, любви к Сэму Фуллеру, Жан-Пьеру Мелвиллу и многим другим [NYFF]» . Плейлист .
- ^ «Мелвиллская ретроспектива» . Альянс Франсез Бангкок . 4 апреля 2018 года . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Квандт, Джеймс (ноябрь 2011 г.). «Джеймс Квандт о Гавре Аки Каурисмяки» . www.artforum.com . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Каллери, Майкл (30 марта 2023 г.). «НА ЭКРАНЕ: В мире действия Джона Уика нет ничего более успешного, чем излишества» . Локпорт Юнион-Сан и журнал . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Винсендо 2003 , с. 222.
- ^ Винсендо 2003 , с. 223.
- ^ Винсендо 2003 , с. 225.
- ^ Винсендо 2003 , с. 226.
- ^ Винсендо 2003 , с. 227.
- ^ Винсендо 2003 , с. 228.
- ^ Винсендо 2003 , с. 229.
- ^ Винсендо 2003 , с. 230.
- ^ Винсендо 2003 , с. 231.
- ^ Винсендо 2003 , с. 232.
- ^ Винсендо 2003 , с. 233.
- ^ Винсендо 2003 , с. 234.
- ^ Винсендо 2003 , с. 236.
- ^ Винсендо 2003 , с. 237.
- ^ Винсендо 2003 , с. 238.
- ^ Винсендо 2003 , с. 239.
- ^ Винсендо 2003 , с. 242.
- ^ Винсендо 2003 , с. 243.
- ^ Винсендо 2003 , с. 244.
- ^ Винсендо 2003 , с. 245.
- ^ Винсендо 2003 , с. 246.
- ^ Винсендо 2003 , с. 247.
- ^ Винсендо 2003 , с. 248.
- ^ Винсендо 2003 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Винсендо 2003 , с. 261.
- ^ «Орфея (1949) Жана Кокто» (на французском языке). Bifi.fr. Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ «Мими Пинсон (1957) Роберт Дарен» (на французском языке). Bifi.fr. Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ «На последнем дыхании (1959) Жан-Люк Годар» (на французском языке). Bifi.fr. Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ «Ландрю (1962) Клод Шаброль» (на французском языке). Bifi.fr. Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ «Кембриджский кинофестиваль 2009» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2009 года.
- ^ «Обзоры Кембриджского кинофестиваля 2009» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года.
Источники
[ редактировать ]- Винсендо, Жинетт (2003). Жан-Пьер Мельвиль Американец в Париже . Британский институт кино . ISBN 0851709494 .
- Эрик Брейтбарт (2006). «Зови меня Мелвилл». Обзор Новой Англии 27:3. стр. 174–183
- Монтеро, Хосе Франсиско, Жан-Пьер Мельвиль. Хроники самурая , Редакция Шангрила, Сантандер, 2014. Shangrilaediciones.com
- Бертран Тессье. Жан-Пьер Мельвиль: Пасьянс . Файярд, 2017.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манн, Филип. Денди в сумерках: вкус и меланхолия в двадцатом веке . Лондон: Глава Зевса, 2017. ISBN 978-1-78669-517-8
- Жинетт Винсендо Жан-Пьер Мельвиль: Американец в Париже , 2003, BFI Publishing, ISBN 0-85170-949-4
- Тим Палмер «Любитель качества: послевоенное кино и LE SILENCE DE LA MER Жана-Пьера Мельвилля», Journal of Film and Video , 59:4, осень 2006 г., стр. 3–19.
- Тим Палмер «САМУРАЙ Жана-Пьера Мелвилла», в Филе Паури (ред.) Кино Франции , 2006, Wallflower
- Тим Палмер «Жан-Пьер Мельвиль и стиль французского кино 1970-х», Исследования французского кино , 2:3, весна 2003 г.
- Бертран Тессье «Жан-Пьер Мельвиль, пасьянс», Editions Fayard, Париж , 2017. Первая биография Жан-Пьера Мельвилля. «Период сопротивления сообщается по-другому через неопубликованные документы» (Le monde)
- 23 ноября 2017, Биография. Жан-Пьер Мельвиль, крестный отец
- Посвящение Дэниелу Исраэлю : дань уважения Жан-Пьеру Мельвиллю (1917–1973) , 2022, DI Linguistic Solutions, ISBN 979-8840545041
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жан-Пьер Мелвилл на IMDb
- Библиография книг и статей о Мелвилле через Центр медиа-ресурсов Калифорнийского университета в Беркли.
- Биография на newwavefilm.com
- Жан-Пьер Мельвиль Всемирный социалистический веб-сайт
- Статья в Senses of Cinema
- 1917 рождений
- 1973 смерти
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Французские сценаристы XX века
- Эльзасские евреи
- Режиссеры из Парижа
- Персонал французской армии времен Второй мировой войны
- Еврейские кинематографисты
- Французские киноактеры-мужчины
- Французские сценаристы-мужчины
- Еврейские французские писатели
- Члены французского Сопротивления
- Евреи во французском сопротивлении
- Контркультура 1960-х годов