Самурай
Самурай | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Жан-Пьер Мельвиль |
Автор сценария |
|
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Анри Декаэ |
Под редакцией |
|
Музыка | Франциск Рубе |
Производство компании | |
Распространено | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 105 минут |
Страны |
|
Язык | Французский |
Театральная касса | 1,9 миллиона поступлений (Франция) [ 4 ] 218 495 долларов (переиздание в США) [ 5 ] [ 6 ] |
Самурай ( Французское произношение: [lə sa.mu.ʁa.i] ; горит. « Самурай » ) — 1967 года в стиле неонуар. криминальный триллер [ 7 ] сценарий и режиссер Жан-Пьер Мельвиль , в главных ролях Ален Делон , Франсуа Перье , Натали Делон и Кэти Розье . Франко-итальянская постановка изображает пересекающиеся пути профессионального киллера (Делон), пытающегося выяснить, кто нанял его на работу, а затем пытался его убить, и парижского комиссара (Перье), пытающегося его поймать.
Фильм был выпущен 25 октября 1967 года, и во Франции было продано более 1,9 миллиона билетов. [ 8 ] Он получил положительные отзывы, особенно похвалили сценарий Мелвилла и атмосферную режиссуру, а также игру Делона. Английская версия фильма была выпущена в США в 1972 году под названием «Крестный сын» .
Сюжет
[ редактировать ]Бесстрастный киллер Джеф Костелло живет в спартанской однокомнатной парижской квартире и держит в клетке маленькую птичку в качестве домашнего любимца. Его методический образ действий включает создание неопровержимых алиби, в том числе предоставленных его возлюбленной Джейн. После совершения заказного убийства Марти, владельца ночного клуба, Джефа очень хорошо видно, как он покидает место происшествия пианисткой клуба Валери, а также несколькими другими свидетелями. Полиция вызывает Джефа и других подозреваемых на допрос, но свидетели, включая Валери, не могут его опознать.
Джефа отпускают, но комиссар подозревает его и заставляет его следить. Джеф теряет хвост и идет получать гонорар за удар. Вместо того, чтобы заплатить ему, мужчина, которого он встречает, пытается убить его, выстрелив ему в руку. Джеф понимает, что его неизвестные работодатели теперь рассматривают его как обузу, потому что он подозревается в убийстве Марти. Обработав рану, Джеф возвращается в ночной клуб. Пока его нет, двое полицейских прослушивают его комнату, беспокоя птицу в клетке.
После закрытия ночного клуба Джеф просит Валери отвезти его к себе домой, мотивируя это тем, что она не опознала в нем убийцу, потому что его работодатель сказал ей не делать этого. Он спрашивает ее, кто его нанял, и она просит позвонить ей через два часа. Тем временем полиция обыскивает квартиру Джейн и предлагает оставить ее в покое, если она откажется от своего алиби в отношении Джефа. Она категорически отвергает это предложение.
Вернувшись в свою квартиру, Джеф замечает распущенные перья, разбросанные по клетке его птицы, и подозревает, что она была взволнована вторжением. Он находит полицейскую ошибку и деактивирует ее, а затем идет к телефону-автомату, чтобы позвонить Валери, но она не отвечает. Когда он возвращается домой, он попадает в засаду, устроенную человеком, который в него стрелял. Держа Джефа под прицелом, мужчина предлагает начать все сначала. Он платит Джефу за нападение на Марти, а также за предстоящее нападение. Джеф одолевает этого человека и заставляет его раскрыть личность своего босса: Оливье Рея.
Десятки полицейских под прикрытием пытаются выследить Джефа в парижском метро, но он ускользает от них. Он навещает Джейн и уверяет ее, что все будет хорошо, затем едет в дом Рей, где также живет Валери, хотя ее нет дома. Джеф убивает Рей и возвращается в ночной клуб, на этот раз не пытаясь скрыться. Он проверяет свою шляпу, но оставляет на стойке талон проверки шляпы и надевает белые перчатки, которые надевает при выполнении своих ударов, на виду у всех. Он подходит к сцене, где выступает Валери. Она тихо советует ему уйти, но он направляет на нее пистолет. Как ни странно, она не боится, она спрашивает его, почему он это делает, и он отвечает, что ему за это заплатили. Внезапно в Джефа четыре раза выстрелили ожидавшие его полицейские. Однако когда комиссар осматривает пистолет Джефа, он обнаруживает, что он не заряжен.
Бросать
[ редактировать ]- Ален Делон в роли Джефа Костелло
- Франсуа Перье в роли комиссара
- Натали Делон в роли Джейн Лагранж, подруги Джеффа и Винер
- Кэти Розье (в титрах - Кэти Розье) в роли Валери, пианистки Martey's.
- Жак Лерой в роли «Человека на мосту», киллера, работающего на Рей.
- Мишель Буасрон — Винер, богатый парень Джейн
- Роберт Фавар в роли бармена Martey's, который является свидетелем на очереди.
- Жан-Пьер Позье в роли Оливье Рея, убившего Марти
- Катрин Журдан в роли продавщицы у Марти, которая является свидетельницей на очередном заседании.
- Роже Фраде — инспектор полиции, работающий на комиссара
- Карло Нелл — инспектор полиции, работающий на комиссара
- Роберт Рондо — инспектор полиции, работающий на комиссара
- Андре Сальгес в роли человека в гараже, который дает Джефу контракты
- Андре Торант в роли полицейского, переодетого таксистом, который следует за Джефом, когда его освобождают из-под стражи.
- Жак Дешам в роли полицейского у микрофона во время построения
- Жорж Казати в роли Анж Серафин Дамолини, первого подозреваемого в составе
- Джек Леонар в роли Хуана Гарсиа, второго подозреваемого в списке
- Пьер Водье в роли полицейского, который прослушивает квартиру Джеффа
- Морис Магалон — напарник полицейского, который прослушивает квартиру Джеффа
- Гастон Менье в роли метрдотеля Martey's, который является свидетелем на очереди.
- Джин Голд в роли посетителя Martey's, которая является свидетелем очереди.
- Жорж Билли в роли посетителя Martey's, который является свидетелем очереди.
- Ари Арикарди как игрок в покер
- Гай Боннафу как игрок в покер
- Умберто Каталано — инспектор полиции
- Карл Лехнер в роли подозреваемого, очень похожего на Джефа.
- Мария Манева в роли «девушки с жевательной резинкой», которая следует за Джефом в метро.
Производство
[ редактировать ]Мелвилл написал фильм для Делона. [ 9 ] Это был первый фильм для жены Делона Натали. Он подал на развод после завершения съемок фильма, но через несколько дней они прекратили бракоразводный процесс, хотя в июне 1968 года они расстались, а их развод стал официальным в феврале 1969 года, когда Натали получила опеку над их сыном Энтони. [ 10 ] Франсуа Перье , сыгравший комиссара, был комиком против типажа.
Studios Jenner, частная киностудия Мелвилла, была уничтожена пожаром 29 июня 1967 года, когда фильма «Самурай» шло производство . Мелвилл, назвавший пожар «подозрительным», закончил съемки в другой студии. [ 11 ]
Альтернативная концовка
[ редактировать ]В интервью Руи Ногейре Мелвилл сказал, что первоначально он снимал Джефа Костелло, встречающего свою смерть с идеальной улыбкой, но он изменил сцену после того, как обнаружил, что Делон имел сцену смерти с улыбкой в другом из своих фильмов. Существуют кадры улыбающейся смерти.
Выпуск и прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Le Samuraï был выпущен во Франции 25 октября 1967 года. На него было продано более 1,9 миллиона билетов во Франции и более 797 011 билетов в Испании. [ 8 ] Впервые выпущенный в кинотеатрах США в 1972 году, он собрал 39 481 доллар за переиздание 1997 года. [ 5 ]
Критический ответ
[ редактировать ]На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет 100% рейтинг одобрения на основе 38 рецензий и средний балл 8,6 из 10; «Консенсус критиков» сайта гласит: « Le Samourai максимально использует свою сдержанную эстетику, используя стильную – и влиятельную – режиссуру, солидную игру и густую атмосферу, чтобы создать захватывающую историю». [ 12 ]
В обзоре 1967 года в журнале Variety фильм назван «любопытным гибридом», который «выглядит слишком торжественным, чтобы привнести всю интригу, действие и характеристики, которые ищет [Мелвилл]», и говорится, что это «почти похоже на американский фильм, дублированный на французский язык». и «можно немного порезать». [ 13 ]
Винсент Кэнби из The New York Times назвал оригинальный фильм «безупречным», но раскритиковал дубляж версии 1972 года, выпущенной в США, под названием « Крестный сын» , как «дезориентирующий» и «ужасный». [ 14 ]
В рецензии на фильм 1997 года, которая позже появилась в его первом сборнике эссе «Великие фильмы» , Роджер Эберт дал фильму четыре звезды из четырех, написав: «Подобно художнику или музыканту, режиссер может предложить полное мастерство с помощью всего лишь одного несколько штрихов вовлекают нас в чары «Самураев» (1967), прежде чем произнести слово. Он делает это со светом: холодным светом, как рассвет в уродливый день. И цвет: серые. и блюз, и действия, которые говорят вместо слов». [ 15 ]
В 2010 году фильм занял 39-е место в . Empire списке «100 лучших фильмов мирового кино» журнала [ 16 ]
Написав в «Фигаро» о выступлениях Делонов после смерти Натали в 2021 году, Бертран Гюяр отметил, что муж и жена в фильме почти молчат, но «их взглядов, полных смысла, достаточно, чтобы заставить камеру дрожать», и режиссер сумел создать из их образов «мифическую пару седьмого искусства». [ 17 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Фильм оказал влияние на множество других произведений и режиссеров:
- В фильме Уолтера Хилла « » 1978 года Водитель показана аналогичная динамика между сопротивляющейся женщиной-свидетельницей и сбежавшим водителем .
- На фильм Джона Ву 1989 года «Убийца» сильно повлиял сюжет «Самураи» : пианист был заменен певцом. Персонаж Чоу Юн-Фата Джеффри Чоу (международное имя А Чжона) был вдохновлен одноименным персонажем Алена Делона Джефом Костелло. Ву признал это влияние, написав короткое эссе о «Ле Самурае» и методах Мелвилла для выпуска DVD «Criterion Collection» . [ 18 ]
- Джим Джармуш отдал дань уважения «Самураю» в 1999 года криминальной драме «Пес-призрак: Путь самурая» в главной роли с Форестом Уитакером в роли медитативного убийцы-одиночки, живущего по кодексу бусидо . Точно так же, как у Костелло есть огромная связка ключей, позволяющая ему угнать любой Citroën DS , у киллера-призрака есть электронный «ключ», позволяющий взламывать роскошные автомобили. [ 19 ] [ 20 ]
- Пан Хо-Чунга « 2001 года В криминальной и кинокомедии Ты стреляешь, я стреляю» играет Эрик Кот наемного убийцу, который боготворит Джефа Костелло Алена Делона, одевается как персонаж и разговаривает с Костелло через плакат «Самурай» в его квартире. [ 21 ]
- Фильм Джонни То 2009 года «Месть» — это дань уважения гангстерским фильмам Мелвилла, а главный герой — убийца на пенсии по фамилии Костелло. То предложил роль Алену Делону, но тот отказался. [ 22 ]
- В фильме Антона Корбайна 2010 года «Американский » Джордж Клуни играет убийцу, похожего на Костелло, скрывающегося в маленькой итальянской деревне. [ 23 ]
- В фильме Николаса Виндинга Рефна 2011 года «Драйв» играет Райан Гослинг безымянного главного героя, который имеет общие ключевые характеристики с Костелло. [ 24 ]
- Песня Мадонны » 2012 года « Beautiful Killer является данью уважения Алену Делону и отсылает к его роли в «Самурае» такими строками: «Ты прекрасный убийца / Мне нравится твой силуэт, когда ты стоишь на улице / Как самурай, ты можешь справиться с жарой / Мне хочется помолиться за человека с привидениями». [ 25 ]
- В фильме Адильхана Ержанова 2020 года «Желтый кот» главный герой, который цитирует и исполняет сцены из «Самурая» на протяжении всего фильма, является главной чертой характера.
- Дэвида Финчера » 2023 года В современных обзорах фильм «Убийца сравнивали с «Самураем» . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Самурай» . ЮниФранс . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «САМУРАЙ (1967)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Le samourai [Фрэнк Костелло, Лицо ангела] (1968)» . Архив итальянского кино . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ Информация о кассовых сборах фильма в Box Office Story.
- ^ Перейти обратно: а б « Самури (1972) » . Числа . Нэш Информационные Сервисы, ООО . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ « Самури (1972) » . Касса Моджо . Нэш Информационные Сервисы, ООО . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Самурай (1967) — Жан-Пьер Мельвиль» . AllMovie .
- ^ Перейти обратно: а б "САМУРАЙ - КАССА АЛЕН ДЕЛОН 1967" . КАССОВАЯ ИСТОРИЯ . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Самурай в Париже Ногейра, Руи; Трюшо, Франсуа. Зрение и Звук; Лондон Том. 37, вып. 3, (лето 1968 г.): 118.
- ^ Орландо Вечерняя Звезда . 14 февраля 1969 г.
- ^ I «Пожар сносит студию Дженнер Мелвилла в Париже». Разнообразие . 12 июля 1967 года.
- ^ «Самурай» . Гнилые помидоры . 12 июля 1972 года . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Variety , 8 ноября 1967. с. 24.
- ^ Кэнби, Винсент (13 июля 1972 г.). « Открывается «Крестный сын» (не имеющий отношения к «Крестному отцу»)» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Эберт, Роджер. «Рецензия на фильм «Самурай» и краткое содержание фильма (1967)» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ «100 лучших фильмов мирового кино – 39. Самурай» . Империя . Бауэр Медиа Групп . 2010. Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ «Натали Делон, вечная сообщница самурая» . ЛЕФИГАРО (по-французски). 21 января 2021 г. . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Амит, Деннис (18 апреля 2010 г.). «Le Samourai – THE CRITERION COLLECTION # 306 (обзор DVD J!-ENT)» . Д!-ЭНТ . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Хоберман, Дж. (29 февраля 2000 г.). «В пустоту» . Деревенский голос . Джош Фромсон . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ Торсен, Тор. «Обзор киноленты — Собака-призрак: Путь самурая (2000)» . Reel.com . Архивировано из оригинала 26 апреля 2005 года . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Ху, Брайан. «Ты стреляешь, я стреляю» . Справочник мирового кино . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ «Месть/Джонни К/2009» . Фильмы Франции . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Кокс, Дэвид (30 ноября 2010 г.). «Джордж Клуни — просто еще один скучный киллер» . Хранитель . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Томсон, Дэвид (20 сентября 2011 г.). «Томсон о фильмах: «Драйв», крутой новый нуар, перерастающий в кровавую баню» . Новая Республика . Крис Хьюз . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ Мейсон, Керри (23 марта 2012 г.). «Вопросы и ответы: Мартин Сольвейг рассказывает о вкусе Мадонны в кино и совместном производстве «MDNA» » . Рекламный щит . Прометей Глобал Медиа . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ Билмес, Алекс (27 октября 2023 г.). «Рецензия Дэвида Финчера на «Убийцу»: мимо цели» . Эскюр . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Шрагер, Ник (26 октября 2023 г.). « Убийца» — это Дэвид Финчер в своих лучших проявлениях» . Ежедневный зверь . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Пирс, Невада (10 октября 2023 г.). «Создавая убийцу: на съемках «Убийцы» с Дэвидом Финчером» . Empireonline.com . Проверено 11 ноября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ногейра, Руи (ред.). 1971. Мелвилл о Мелвилле . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 0-670-46757-X (в твердом переплете), ISBN 0-670-01926-7 (бумажный переплет)
- Палмер, Тим. 2006. Le Samurai In Phil Powrie (редактор), Кино Франции . Лондон: Wallflower Press. ISBN 1-904764-47-9 (в твердом переплете), ISBN 1-904764-46-0 (бумажный переплет)
- Винсендо, Жинетт. 2003. Жан-Пьер Мельвиль: «Американец в Париже» . Лондон: Британский институт кино. ISBN 0-85170-950-8 (в твердом переплете), ISBN 0-85170-949-4 (мягкая обложка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1967 года
- Криминальные триллеры 1960-х годов
- Фильмы о заказных убийствах во Франции
- Фильмы режиссера Жана-Пьера Мельвилля
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Фильмы, снятые в Париже
- Французские криминальные триллеры
- Итальянские криминальные триллеры
- Французские фильмы в стиле неонуар
- Фильмы продюсера Рэймонда Бордери
- Фильмы, написанные Франсуа де Рубе
- Итальянские фильмы 1960-х годов.
- Французские фильмы 1960-х годов.