Пять портретов Тюдоров
«Пять портретов Тюдоров» (1935) Ральфа Воана Уильямса — произведение, написанное для контральто (или меццо-сопрано), баритона, смешанного хора и оркестра. В нем представлены несколько стихотворений или отрывков из стихотворений поэта 15-16 веков Джона Скелтона , изображающие пять персонажей со смесью сатиры, сострадания, резкости и земного юмора. Несмотря на признание критиков, оно исполнялось не так часто, как некоторые другие произведения Воана Уильямса. В полном виде длится около 42 минут. [ 1 ] хотя композитор также санкционировал исполнение отдельных частей отдельно. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]«Пять портретов Тюдоров» обязаны своим происхождением разговору с сэром Эдвардом Элгаром , который предположил, что Воан Уильямс поставил Элинор Рамминг ; По его словам, размер Скелтона часто был чистым джазом. Воан Уильямс выбрал и начал устанавливать тексты из Филипа Хендерсона издания стихов Скелтона для шести портретов, в конечном итоге отвергнув один, Марджери Вентворт . [ 3 ] К стихам относились с большой свободой, композитор радикально их сокращал (использовалось менее трети Элинор Рамминг и Филипа Спарроу ), а иногда даже менял порядок строк. К 20 июня 1935 года он «черново закончил» работу. [ 4 ] [ 5 ]
Первые выступления
[ редактировать ]Первое выступление состоялось в Сент-Эндрюс-холле 25 в Норидже сентября 1936 года в рамках 34-го Нориджского фестиваля . Исполнителями выступили Астра Десмонд (контральто), Рой Хендерсон (баритон), Фестивальный хор и Лондонский филармонический оркестр под управлением композитора. [ 6 ] На том же концерте » Бенджамина Бриттена . «Наши отцы-охотники состоялась премьера [ 7 ] Многие зрители были весьма смущены приземленным юмором некоторых портретов. [ 8 ] в частности, графиня Альбемарль , вышедшая из зала посреди спектакля с громким комментарием: «Отвратительно!». Воан Уильямс был доволен этим доказательством хорошей дикции припева. [ 9 ] Работа получила высокую оценку критиков. [ 8 ] Х.К. Коллес написал, что «все заинтересованные лица уловили дух этого дела», а Эдвин Эванс отметил, что публика необычайно «освободилась от ограничений концертного зала». Четвертый Портрет всем понравился. [ 7 ]
Первое лондонское выступление состоялось в Королевском зале 27 января 1937 года с теми же солистами, Кройдонским филармоническим обществом, хором BBC и Симфоническим оркестром BBC под управлением сэра Адриана Боулта . [ 4 ] Позже его исполняли на Променадах в 1945 и 1952 годах. [ 10 ]
Публикация
[ редактировать ]Издательство Оксфордского университета опубликовало партитуру в 1935 году, а полную партитуру - в 1971 году. [ 11 ]
Структура
[ редактировать ]Пять движений:
- Баллада: Настройка Элинор Рамминг. Аллегро песанте . Контральто соло, смешанный хор и оркестр. Поэма: Настройка Элинур Рамминг .
- Интерлюдия: Красотка Бесс. Аллегретто Грациозо . Баритон соло, смешанный хор и оркестр. Стихотворение: Говори, попугай .
- Бурлеска: Эпитафия Джону Джайберду из Дисс. Аллегро . Мужской хор и оркестр. Поэма: Благочестивый Трентал для старого Джона Кларка, когда-то Святого Патриарха Дисса .
- Роман: Джейн Скруп (Ее оплакивание Филипа Воробья). Медленно, больно . Соло меццо-сопрано (или контральто), женский хор и оркестр. Стихотворение: Филип Воробей .
- Скерцо: Веселый Раттеркин. Аллегро модерато . Баритон, смешанный хор и оркестр. Стихи: Весёлый Раттеркин и Великолепие . [ 1 ] [ 12 ]
Анализ
[ редактировать ]Хотя Воан Уильямс описал это произведение как «хоровую сюиту», в нем больше признаков симфонического аргумента, чем следует из этой фразы, что побудило композитора и критика Уилфрида Меллерса назвать его «помесью симфонии и английской оратории, хотя и одной из лучших». ярко выраженный светский характер». [ 13 ] Это типично для музыки Воана Уильямса, поскольку в ней часто используются сглаженные септимы , но нетипично, поскольку практически не демонстрирует никаких следов народной песни. [ 14 ]
Длинная первая часть, «Настройка Элинор Рамминг», представляет нам не только главную героиню, неуклюжую хозяйку пивной прошлых лет, но и толпу ее клиентов, один из которых, Пьяная Алиса, в конечном итоге занимает центральное место. и, наконец, со второй толпой пьющих. Музыка, состоящая из рифмованных куплетов длиной всего в четыре или пять слогов и изобилующая каламбурами и скатологическими шутками, беспорядочно гремит в размере 3/4 или 9/8. Он развивается от аллегро к скерцо, медленной части, фугато и финальной коде. [ 15 ] [ 16 ]
Гораздо более короткая вторая часть, Pretty Bess, представляет собой песню о любви, в которой баритон, иногда вторящий мужскому хору, обращается к Бесс в терминах, напоминающих куртуазную любовную традицию. В основном он модальный , пока не переходит в соль мажор. [ 17 ]
Третья часть, «Эпитафия Джону Джайберду из Дисса», представляет собой раздражительное скерцо, прославляющее на смеси латыни и английского языка смерть пользующегося дурной репутацией священнослужителя, исторического персонажа из родного города Скелтона, который умер в 1506 году и по которому он явно не скучал. Основная тональность, хотя и неоднозначная, по крайней мере, возможно, является модальным фа минор. Он полон остинатов и ударных ритмов, напоминающих Орфа « Кармину Бурану» . [ 18 ] [ 19 ]
Длинная четвертая часть - это Реквием, озвученный послушницей монастыря Джейн Скруп, также историческим персонажем, по ее домашнему воробью Филиппу. Воан Уильямс увидел в стихотворении совершенно искреннюю скорбь, а не пародию, и назвал его таковым. соло на виолончели с пометкой lento doloroso Оркестр подхватывает , затем хор поет Placebo . Отвечая на вопрос Джейн, они объясняют, что поют мессу Филиппу Воробью. Джейн описывает его убийство кошкой, и она и хор клянутся отомстить всем кошкам. Она описывает повадки своего воробья, затем созывает все виды птиц одну за другой на его похороны, заканчивая Miserere . Хор молится за упокой души Филиппа, и Джейн прощается в последний раз. [ 20 ] [ 21 ]
В последней, короткой части, «Веселый Раттеркин», изображен персонаж, которого Майкл Кеннеди Тюдоров назвал « придурком ». Джазовый и отмеченный виртуозным использованием перекрестных ритмов , он разделен на три части: первую пентатонику , вторую ми-бемоль мажор и последнюю – отрывок фугато, сочетающий две предыдущие темы. [ 22 ] [ 23 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Вокальные силы, использованные в этом произведении, — контральто или меццо-сопрано, баритон и смешанный хор. [ 24 ] Инструментарий: 3 флейты (3-й дабл-пикколо), 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 1 контрфагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 1 туба, литавры (хроматические импровизации ), ударные (2 игрока), арфа и струнные. Воан Уильямс санкционировал определенную степень гибкости, при этом при необходимости можно было отказаться от следующих инструментов: флейта 2, гобой 2, контрфагот, валторны 3 и 4, туба, перкуссия 2. Он поручил, что если арфа недоступна, ее следует заменить фортепиано. . [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]« Пять портретов Тюдоров» с самого начала имели большой успех у критиков. [ 8 ] Это правда, что были и голоса несогласных: Джон Колдуэлл в 1999 году обнаружил, что «трудно устоять перед впечатлением увядающего исторического произведения». [ 25 ] а после первого лондонского выступления Констант Ламберт написал: «Темперамент Воана Уильямса кажется мне слишком элегичным, ностальгическим и индивидуальным, чтобы интерпретировать экстравертную непристойную прямоту этого замечательного поэта Скелтона». [ 26 ] Более поздний критик, однако, высказал свое мнение, что «композитор [является] в своей самой поразительной изобретательности, находчивое и остроумное письмо как нельзя лучше соответствует словам Скелтона». По его мнению, четвертая часть обладает «непреодолимой человечностью» и «содержит музыку, столь же сострадательную, какую когда-либо создавал Воан Уильямс». [ 27 ] Фрэнк Хоуз считал, что «характеристика... яркая, а музыка насыщенная». [ 28 ] Точно так же Джеймс Дэй в своем исследовании музыки Воана Уильямса в 1961 году писал, что «Вся сюита пылает страстью и чувствами... Это портретная галерея, такая же живая и красочная, как « мисс Пауэр » Средневековые люди ; вот горгульи, вырезанные с ликованием и нетерпением, а не тщательно обработанные миниатюры (за исключением, конечно, «Джейн»)». [ 29 ] Для Эрика Сэйлора это «запечатлело Воана Уильямса на пике его композиционных способностей». [ 30 ] для Майкла Кеннеди это «его самое счастливое, самое пикантное и поэтическое хоровое произведение», которое можно считать «одним из его лучших достижений». [ 31 ] и Ник Стримпл считал это одним из лучших хорово-оркестровых произведений 20 века. [ 32 ]
Несмотря на признание критиков « Пяти портретов Тюдоров» , исторически они исполнялись не так часто, как « Морская симфония» того же композитора . [ 33 ] Для этого были предложены разные причины: это слишком нетрадиционно для строгого хорового фестиваля, [ 34 ] что оно предъявляет такие большие требования и к хору, и к дирижеру, [ 32 ] что юмор стихов Скелтона слишком архаичен, чтобы его можно было широко оценить, или что структура ошибочна: две длинные части перевешивают три короткие, что делает все произведение слишком эпизодическим. [ 33 ]
Дискография
[ редактировать ]- Нелл Рэнкин, Роберт Б. Андерсон, Хор Мендельсона Питтсбурга, Рассел Вичман, Питтсбургский симфонический оркестр, дир. Уильям Стейнберг (1953). Пять портретов Тюдоров (LP). Капитолий. CTL7047.
- Элизабет Бейнбридж, Джон Кэрол Кейс, Хор Баха, Оркестр Новой Филармонии, дир. Дэвид Уиллкокс (1969). Пять портретов Тюдоров (LP). Голос его хозяина. АСД 2489.
- Элеонора Хьюстон, Брайан Хансфорд, Хористы Тюдоров, Мельбурнский камерный оркестр, дир. Дэвид Кэролайн (1974). Концерт тюдоровских хористов (LP). АМС. утра 27.12.с.
- Сара Уокер, Генри Херфорд, Гилфордское хоровое общество, Филармонический оркестр, дир. Хилари Дэван Веттон (1988). Пять мистических песен, пять портретов Тюдоров (CD). Гиперион. CDA66306.
- Джин Ригби, Джон Ширли-Квирк, Лондонский симфонический хор, Лондонский симфонический оркестр, дир. Ричард Хикокс (1998). Пять портретов Тюдоров, пять вариантов погружения и Лазаря (CD). Чандос. ЧАН 9593.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Манси 2021 , с. 14.
- ^ Фосс, Хьюберт (1950). Ральф Воан Уильямс: исследование . Лондон: Джордж К. Харрап. п. 161 . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Кеннеди 1980 , стр. 253–254.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1982 , стр. 162–163.
- ^ Дикинсон, AEF (1963). Воан Уильямс . Лондон: Фабер и Фабер. стр. 224–226. ISBN 9780571053735 . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1982 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1980 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б с Лэмб 1999 год .
- ^ Воган Уильямс 1964 , с. 212.
- ^ Воан Уильямс 1964 , стр. 265, 324.
- ^ Кеннеди 1982 , с. 164.
- ^ Хендерсон, Филип , изд. (1948) [1931]. Полное собрание стихотворений Джона Скелтона, лауреата . Лондон: Дж. М. Дент . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Меллерс 1989 , с. 96.
- ^ Пакенхэм, Симона (1957). Ральф Воан Уильямс: открытие его музыки . Лондон: Макмиллан. п. 119 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Меллерс 1989 , стр. 96–98.
- ^ Кеннеди 1980 , стр. 269–270.
- ^ Меллерс 1989 , стр. 98–99.
- ^ Кеннеди 1980 , с. 270.
- ^ Меллерс 1989 , стр. 99–100.
- ^ Кеннеди 1980 , стр. 270–271.
- ^ Меллерс 1989 , стр. 100–104.
- ^ Кеннеди 1980 , с. 271.
- ^ Меллерс 1989 , стр. 104–105.
- ^ Кеннеди 1980 , с. 419.
- ^ Колдуэлл, Джон (1999). Оксфордская история английской музыки. Том 2: От 1715 года до наших дней . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 345. ИСБН 019816288X . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Ллойд, Стивен (2014). Констант Ламберт: За Рио-Гранде . Вудбридж: Бойделл Пресс. п. 224. ИСБН 9781843838982 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Поллард, Кристофер; Тейлор, Мэр, ред. (1998). Путеводитель по хорошим компакт-дискам Gramophone Classical, 1999 . Харроу: Граммофонные публикации. п. 999. ИСБН 1902274024 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ ФШ (1954). «Воан Уильямс, Ральф». В Бломе, Эрик (ред.). Словарь музыки и музыкантов Гроува. Том VIII: Sp – Vio (5-е изд.). Лондон: Макмиллан. п. 699 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ День 1961 года , с. 102.
- ^ Сэйлор, Эрик (2022). Воан Уильямс . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН 9780190918583 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Кеннеди 1980 , стр. 253, 269.
- ^ Jump up to: а б Стримпл 2002 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1980 , с. 269.
- ^ День 1961 года , с. 107.
Ссылки
[ редактировать ]- Дэй, Джеймс (1961). Воан Уильямс . Лондон: Дж. М. Дент . Проверено 13 августа 2023 г.
- Кеннеди, Майкл (1980) [1964]. Работы Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198163305 . Проверено 6 августа 2023 г.
- Кеннеди, Майкл (1982). Каталог работ Ральфа Воана Уильямса . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780193154520 . Проверено 6 августа 2023 г.
- Лэмб, Питер (1999). «Пять портретов Тюдоров и пять мистических песен» . Гиперион . Проверено 6 августа 2023 г.
- Меллерс, Уилфрид (1989). Воан Уильямс и видение Альбиона . Лондон: Барри и Дженкинс. ISBN 9780712621175 . Проверено 8 августа 2023 г.
- Манси, Грэм, изд. (3 мая 2021 г.). «Ральф Воган Уильямс (1872–1958): Путеводитель по репертуару. Путеводитель по его музыке для концертных промоутеров, исполнителей и студентов» (PDF) . Общество Ральфа Воана Уильямса . Проверено 15 августа 2023 г.
- Стримпл, Ник (2002). Хоровая музыка в ХХ веке . Портленд: Амадеус Пресс. ISBN 9781574671223 . Проверено 13 августа 2023 г.
- Воан Уильямс, Урсула (1964). RVW: Биография Ральфа Воана Уильямса . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780193154117 . Проверено 6 августа 2023 г.