Jump to content

Рой Хендерсон (баритон)

молодой, чисто выбритый белый мужчина с копной аккуратных темных волос.
Хендерсон в начале своей карьеры

Рой Гэлбрейт Хендерсон CBE (4 июля 1899 - 16 марта 2000) был британским певцом- баритоном , дирижером и педагогом.

Хендерсон родился в Эдинбурге и вырос в Ноттингеме . Он начал петь публично во время Первой мировой войны , развлекая своих армейских коллег. После войны он поступил в Королевскую музыкальную академию (RAM) в Лондоне, где выиграл множество призов. В профессиональном плане он привлек внимание публики в 1925 году, в кратчайшие сроки исполнив сложную и важную партию баритона в » Фредерика Делиуса на «Месса жизни лондонском концерте. Следующие 27 лет он вел успешную концертную карьеру, принимая участие в премьерах многих произведений британских композиторов.

Хендерсон появлялся в опере в течение двух сезонов в Ковент-Гардене в 1928 и 1929 годах и был одним из основателей труппы Глайндборнского фестиваля , пел там каждый сезон с 1935 по 1939 год. Он также был хорошо известен как сольный исполнитель, исполнявший классические и новые песни. Он сделал много записей, в основном для компании Decca , хотя его особенно помнят по записям HMV из Глайндборна и Колумбии записи » Ральфа Воана Уильямса , 1938 года « Серенады к музыке в которой Хендерсон и пятнадцать других ведущих британских певцов приняли участие. Помимо пения, он был дирижером, в основном хоровой музыки, и сделал в этом качестве несколько записей.

С самого начала своей карьеры Хендерсон стремился стать учителем пения. Он набирал учеников с конца 1920-х годов и с 1940 года был профессором РАМ. В 1953 году он ушел из публичных выступлений и посвятил себя преподавательской деятельности на постоянной основе. Среди его многочисленных учеников самой известной была Кэтлин Ферриер , а также Дженнифер Вивиан (сопрано), Констанс Шэклок (меццо-сопрано), Норма Проктер (контральто), Томас Раунд (тенор), Джон Ширли-Квирк и Дерек Хэммонд-Страуд. (баритоны).

Ранние годы

[ редактировать ]

Хендерсон родился в Эдинбурге и был третьим ребенком и старшим сыном преподобного Александра Роя Хендерсона и его жены Джин Бойд, урожденной Гэлбрейт. [ 1 ] Александр Хендерсон был служителем Конгрегационалистской церкви Августина между 1895 и 1902 годами, когда он переехал в Англию, чтобы возглавить конгрегационалистскую церковь Касл-Гейт в Ноттингеме . [ 2 ] Хендерсон учился в средней школе Ноттингема , где получил классическое образование и стал капитаном команды по крикету. [ 3 ]

Во время Первой мировой войны Хендерсон служил в Артистских винтовках , Ноттингемширском и Дербиширском полках. [ 4 ] В его хижине находились два известных баритона, Перси Хеминг и Чарльз Мотт , причем последний оказал ему особенно большую помощь. Хендерсон присоединился к армейскому концерту, развлекавшему солдат, и начал учиться тому, что он называл «представить это» публике. [ 5 ] По словам его коллеги Кейта Фолкнера , именно тогда Хендерсон научился петь публично, «практикуя то, что должно было стать гибким и безупречным голосом во время ночного дежурства». [ 6 ] Прежде чем вернуться к гражданской жизни, он прошел прослушивание у известного бас-баритона Роберта Рэдфорда , который рекомендовал ему карьеру певца: «Он сказал мне, что исходный материал уже есть, а остальное зависит от меня самого». [ 7 ]

Внешний вид институционального здания из красного кирпича
Королевская музыкальная академия в Лондоне, где Хендерсон учился с 1920 по 1925 год и преподавал с 1940 по 1974 год.

После войны Хендерсон получил правительственный грант в размере 150 фунтов стерлингов в год на обучение в Королевской музыкальной академии (RAM). [ 6 ] [ 7 ] Там он получил тринадцать наград, в том числе золотую медаль Бетджемана за пение, медаль Благочестивой компании музыкантов и медаль самого выдающегося студента года. [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ] Кроме того, он возглавил команду по крикету RAM против Королевского музыкального колледжа под руководством Фолкнера. [ 3 ] который позже описал своего соперника как «страстного спортсмена, играющего в крикет (хитрый боулер) и футбол (упорный вратарь)». [ 6 ] Еще будучи студентом, Хендерсон сделал свою первую передачу в августе 1922 года для компании Маркони , незадолго до создания BBC . [ 9 ]

Студенты старших курсов могли быть назначены доцентами — помощниками преподавателей — и, работая в этом качестве, Хендерсон в 1923 году решил, что, когда ему исполнится пятьдесят лет, он уйдет из пения и посвятит себя преподаванию. [ 3 ] До конца 1920-х годов параллельно со своей певческой карьерой он давал частные уроки «постановке голоса и интерпретации песен». [ 10 ]

27 марта 1926 года Хендерсон женился на Берте Коллин Смит (1901–1985), однокурснице RAM. У них были сын и две дочери. [ 4 ]

Певческая карьера

[ редактировать ]

Концерты

[ редактировать ]

В апреле 1925 года Хендерсон привлек внимание общественности, в кратчайшие сроки вмешавшись, чтобы спеть партию баритона в Делиуса «Мессе жизни» в Королевском зале для Королевского филармонического общества, когда предполагаемый солист Перси Хеминг ушел. [ 11 ] На следующий день лондонская газета сообщила:

Солистами были мадам Мириам Лицетт , мисс Астра Десмонд , мистер Уолтер Виддоп и мистер Рой Хендерсон, который исполнил важную партию баритона. Успех этого молодого шотландского певца, впервые выступившего на важном концерте, был огромен. У него не только голос, которым он хорошо владеет, но и певец исключительного интеллекта. Его интерпретация была не только превосходна в музыкальном отношении, но и демонстрировала редкое понимание неуловимого духа текста. Мистер Хендерсон, который взял на себя эту роль в кратчайшие сроки, кроме того, пел наизусть. … Ему всего 24 года, и он должен далеко пойти. [ 12 ] [ н 1 ]
двое белых мужчин средних лет, один (слева) с аккуратными усами и небольшой императорской бородкой, лысеющие, другой чисто выбритый, с густой темной шевелюрой.
Товарищи-делианцы сэр Томас Бичем и сэр Гамильтон Харти

Пение по памяти было любимым занятием Хендерсона на протяжении всей его жизни. Ему мешало смотреть на партитуру во время пения. [ 11 ] После успеха в 1925 году в «Месса жизни» он пел во всех дальнейших британских исполнениях этого произведения - всего в тринадцати - с тех пор до 1946 года. [ 13 ] Шестью из них дирижировал сэр Томас Бичем , которым Хендерсон восхищался, хотя инстинктивно он оказался в большем контакте с сэром Гамильтоном Харти : «Я чувствовал, что с Харти существовало своего рода совместное усилие: на все, что я делал, он реагировал, и на все, что он делал, я ответил». [ 14 ] После исполнения «Месса жизни» с Харти в 1932 году Делиус написал Хендерсону, что это было лучшее исполнение, которое он слышал. Композитор прислал ему подписанную фотографию с надписью «Непревзойденному толкователю Заратустры». [ 6 ] Он попросил Хендерсона солистом в своем «Морском дрейфе» Делиуса» , и в 1933 году Хендерсон спел на премьере « Идиллии на прогулочном концерте под управлением сэра Генри Вуда . Делиуса Вместе с Бичемом Хендерсон исполнил «Песни заката» и «Арабески» на фестивале в Лидсе 1934 года. [ 4 ]

Другие произведения британских композиторов, в которых Хендерсон был солистом при первом исполнении, включают «Серенаду Блисс для оркестра и голоса » под управлением Малкольма Сарджента (1929), [ 15 ] Дайсона » «Кентерберийские паломники под руководством композитора (1931), [ 16 ] Воана Уильямса «Пять портретов Тюдоров» (1935) и Dona nobispacem (1936), оба под управлением композитора, [ 4 ] и » Э. Дж. Моэрана « Ноктюрн (1935). [ 17 ] Он был одним из шестнадцати солистов, выбранных для « Музыкальной серенады» (1938), которую Воан Уильямс сочинил как дань уважения Вуду к золотому юбилею последнего как дирижера. [ 18 ] Композитор писал музыку, помня о голосе каждого солиста, и, как и другие певцы, память о Хендерсоне упоминается в опубликованной партитуре, в которой инициалы каждого солиста печатаются рядом с его или ее строками, в случае Хендерсона: «И его не трогает согласие сладких песен». звуки». [ 19 ]

Концертный репертуар Хендерсона был широк и разнообразен. Он был тесно связан с хоровым творчеством Элгара , пел под управлением композитора в «Сне Геронтия» в 1933 году. [ 20 ] Элгара Хендерсон вызывал большое восхищение в «Апостолах» , в «Словаре музыки и музыкантов Гроува » Алан Блит цитирует рецензию из «Таймс» :

Среди сольных певцов самым выдающимся был г-н Рой Хендерсон, который произносил слова Иисуса с нежной и твердой убежденностью, что соответствовало его способности петь всю музыку без партитуры в руках. Он дышал настоящей атмосферой, подходящей для него природой. [ 13 ]

The Times назвала исполнение Хендерсоном « Мендельсона Илия» «незабываемым по своему драматическому красноречию» и высоко оценила благородство его Иисуса в Баха «Страстях по Матфею» . [ 3 ]

Профессиональная оперная карьера Хендерсона началась в 1928 году. Он играл Форда в «Фальстафе» в студенческих постановках RAM в театре Скала в 1925 и 1926 годах, получив высокую оценку. [ 21 ] и он сделал хорошо принятую для Vocalion пластинку сцены из оперы, исполнив партии Форда и Фальстафа. [ 22 ] Его профессиональный дебют в опере состоялся в международном сезоне 1928 года в Ковент-Гардене . [ 4 ] Он пел Доннера в «Золоте Рейна» и Котнера в «Нюрнбергских мейстерзингерах» . [ 23 ] В следующем сезоне «Ковент-Гардена» он снова появился в «Золоте Рейна» и спел «Вестника» в «Лоэнгрине» под управлением соответственно Бруно Вальтера и Роберта Хегера . [ 24 ] Также в 1929 году под управлением Джона Барбиролли он сыграл Форда в «Фальстафе» для Британской национальной оперной труппы вместе со своим РАМ Фальстафом, Артуром Фиром . [ 25 ]

обширная лужайка, загородный дом позади и пары в вечерних платьях
Глайндборн (фотография 2006 г.)

После 1929 года Хендерсон больше не появлялся в Ковент-Гардене. В 1931 году он был солистом-баритоном в концертном исполнении Мануэля де Фалья оперы «Кукольный спектакль мастера Питера » под управлением композитора. [ 26 ] Он стал тесно связан с Глайндборнским фестивалем . В 1934 году он спел графа Альмавиву в опере «Свадьба Фигаро» в ночь открытия первого сезона фестиваля и еще в двенадцати выступлениях в 1934 и 1935 годах. После этого он каждый год выступал в Глайндборне до начала Второй мировой войны в 1939 году. роли были Папагено в «Волшебной флейте» (16 спектаклей, 1936–1937), Гульельмо в «Так делают все» (19 спектаклей, 1936–1939) и Мазетто в «Дон Жуане» (36 спектаклей, 1936–1939). [ 27 ] Из них его любимыми ролями были Папагено и Гульельмо: «Не Графа, который мне особенно не нравился. Это злая, ревнивая роль, и я гораздо больше склонен к комедиям». [ 28 ] Дирижером был Фриц Буш , который, наряду с Харти, был тем дирижером, с которым Хендерсону больше всего нравилось работать. [ 29 ] В 1940 году труппа Глайндборна отправилась в турне с постановкой « Оперы нищего» , в которой Хендерсон играл Пичама и должен был заменить Майкла Редгрейва в роли Мачита, но падение Франции и эвакуация из Дюнкерка вынудили отменить тур. [ 4 ]

Концерты песен

[ редактировать ]

На протяжении всей своей певческой карьеры Хендерсон давал сольные концерты. Еще будучи студентом, он пел в своем родном городе Ноттингеме еще в 1920 году (в «множестве более или менее современных песен»). [ 30 ] Аккомпаниатор Джеральд Мур писал, что «тихая ненавязчивая манера Хендерсона скрывала пытливый ум и воображение, которые делали каждую песню, которую он пел, жизненно важной»:

На сцене он был полон индивидуальности. Он настолько точно знал, что собирается сделать с песней, что, как только его решение было принято, он никогда не отклонялся - тысячу раз обрабатывал ее с одним и тем же цветом, настроением, ритмом, не лишая ее свежести или пикантности. Не для него внезапное вдохновение или сиюминутная прихоть: все было тщательно и методично спланировано, рассмотрено со всех сторон, поглощено, пока не стало частью его самого, и, наконец, представлено как законченная картина. [ 31 ]

Мур добавил: «Помимо нашей приятной совместной работы, я не знаю ни одного коллеги с более живым юмором и более острым чувством веселья». [ 31 ] Музыкальный критик Алан Блит писал о Хендерсоне: «Хотя его голос по своей сути не был очень красивым, он использовал его с умом и обаянием». [ 13 ]

Дирижер и преподаватель

[ редактировать ]
молодая белая женщина с темными волосами, в шляпе и широко улыбающаяся
Кэтлин Ферье , самая знаменитая ученица Хендерсона.

Параллельно с карьерой певца Хендерсон развивал то, что The Times назвала «второстепенным занятием талантливого и весьма уважаемого хорового дирижера». [ 3 ] Он был дирижером Хаддерсфилдского общества хора и мадригала с 1932 по 1939 год и обучал Ноттингемское гармоническое общество , которое в межвоенные годы было особенно известным хором. В 1936 году он основал Ноттингемский хор «Ориана» и руководил им до 1952 года. С 1942 по 1953 год он дирижировал Муниципальным хором Борнмута. [ 3 ] [ 4 ]

Хендерсон ушел из публичных выступлений в марте 1952 года, чтобы сосредоточиться на преподавании, как он давно планировал. К тому времени он уже двенадцать лет был профессором РАМ и продолжал занимать эту должность до 1974 года. После ухода из академии он продолжал преподавать в частном порядке в течение многих лет. [ 3 ] Среди его учеников в RAM и других местах были сопрано Дженнифер Вивиан , Рэй Вудленд , Полин Тинсли и Мари Хейворд , меццо-сопрано Констанс Шэклок и Джиллиан Найт , контральто Кэтлин Ферриер и Норма Проктер , тенор Томас Раунд , баритоны Джон Ширли- Квирк и Дерек Хэммонд-Страуд , а также бас-гитарист Херви Алан . [ 4 ] [ 13 ] [ 5 ] После ранней смерти Феррье Хендерсон написал главу о том, как был ее учителем и другом, в мемориальном томе, изданном Невиллом Кардусом в 1954 году. [ 3 ]

Хендерсон начал записывать пластинки во времена акустической записи , и в старости ему было приятно быть, как он выразился, «одним из последних живых людей, которые пели в валторну». Некоторые из его ранних записей были включены в набор компакт-дисков 1999 года, выпущенный в ознаменование его столетия. [ 4 ]

Хендерсон имел давние связи со звукозаписывающей компанией Decca с момента ее основания в 1929 году. Как певец он сделал следующие записи Decca:

Год Композитор Заголовок С
1929 Делиус Морской дрейф Новый английский симфонический оркестр и хор, Джулиан Клиффорд
1929 Чайковский «Серенада Дон Жуана», соч. 38/1 и «В лес» соч. 47/5 Лесли Хьюард (фортепиано)
1930 Пуччини Богема : «Ах! Мими!» Фрэнк Титтертон (тенор), оркестр, Лесли Хьюард
отдал Сила судьбы : «Торжественно в этот час» Фрэнк Титтертон (тенор), оркестр, Лесли Хьюард
1935 Перселл Дидона и Эней Нэнси Эванс (Дидона), Мэри Хэмлин (Белинда), Мэри Джарред (Волшебница), Струнный оркестр Бойда Нила , Кларенс Рэйбоулд
1941 Баттерворт Парень из Шропшира Джеральд Мур (фортепиано)
1941 Чернокнижник Шесть песен Джеральд Мур (фортепиано)
1943 Ирландия « Морская лихорадка » и « Солдат ». Айвор Ньютон (фортепиано)
1943 Стэнфорд "Сказочное озеро" соч. 77/2 Айвор Ньютон (фортепиано)
1943 Стэнфорд "Пиброх" соч. 157/1 Айвор Ньютон (фортепиано)
1944 Дол «Уходи, смерть» соч. 9/2 Эрик Гриттон (фортепиано), Макс Гилберт (альт)
1944 Перселл «Музыка на время» Эрик Гриттон (фортепиано)
1944 Воан Уильямс «Тихий полдень» Эрик Гриттон (фортепиано)
1944 Стэнфорд «Мягкий день» соч. 140/3 Эрик Гриттон (фортепиано)
1944 Сомервелл «Мод» - цикл песен Эрик Гриттон (фортепиано)
1945 Бойс «Песнь Момуса на Марс» Эрик Гриттон (фортепиано)
1945 Воан Уильямс «Орфей со своей лютней» Эрик Гриттон (фортепиано)
1945 Шуберт «Кто такая Сильвия?» Эрик Гриттон (фортепиано)
1945 Корнелиус «Монотонность» соч. 3/3 Эрик Гриттон (фортепиано)
1946 Мендельсон Илия : «Господь Бог Авраама» и «Довольно». Оркестр под управлением Чарльза Гроувза
Источник: Декка. [ 32 ]

В качестве дирижера Хендерсон сделал для Decca три сета:

Год Композитор Заголовок С
1943 Брамс Четыре песни соч. 17 Хор Ноттингемской Орианы, Гвендолен Мейсон (арфа), Деннис Брэйн и Норман Дель Мар (валторны)
1943 Холст Риг Веда – «Гимн водам». Ноттингемский хор Орианы
1946 Перголези Мать стояла фа минор. Кэтлин Ферриер , Ноттингемский хор Орианы, Струнный оркестр Бойда Нила
Источник: Декка. [ 32 ]

Другие записи

[ редактировать ]

Хендерсон делал студийные записи для EMI и других лейблов; Были выпущены эти записи, а также записи его пения на живых концертах и ​​трансляциях, в том числе:

Год Композитор Заголовок С
1934 Делиус Песни заката Ольга Хейли (контральто), Лондонский избранный хор, Лондонский филармонический оркестр, под управлением сэра Томаса Бичема
1934 Делиус Арабеска Лондонский избранный хор Лондонской филармонии под управлением сэра Томаса Бичема
1935 Моцарт Женитьба Фигаро Солисты, хор и оркестр Глайндборнского фестиваля, Фриц Буш
1935 Моцарт Это то, что они все делают Солисты, хор и оркестр Глайндборнского фестиваля, Фриц Буш
1936 Моцарт Дон Жуан Солисты, хор и оркестр Глайндборнского фестиваля, Фриц Буш
1936 Воан Уильямс Дай нам мир BBC Symphony, композитор
1938 Воан Уильямс Серенада под музыку Симфонический оркестр BBC, сэр Генри Вуд
1951 Воан Уильямс Серенада под музыку Ливерпульский филармонический оркестр, композитор
Источник: Музыкальная библиотека Наксоса. [ 33 ]

Последние годы

[ редактировать ]

До последних лет Хендерсон продолжал преподавать в своем доме в Белсайз-парке в Лондоне. После выхода на пенсию он оставил воспоминания и комментарии для многих радиопрограмм BBC, в том числе для программы 1989 года, в которой он и два других выживших солиста. [ н 2 ] обсудил происхождение и премьеру « Музыкальной серенады» полвека назад, а также еще одну «Серенаду к музыке» в 1991 году, в которой он и Фолкнер беседовали с Ричардом Бейкером о своей долгой карьере. [ 34 ] В честь его столетия со дня рождения на компакт-диске был выпущен сборник его записей, самая ранняя из них датируется 1925 годом. [ 4 ]

Хендерсон умер в доме престарелых Благотворительного фонда музыкантов , Айвор Ньютон Хаус, Бромли , юго-восточный Лондон, 16 марта 2000 года в возрасте 100 лет. У него остались сын и одна дочь; его жена и дочь умерли раньше него. [ 4 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. На самом деле ему было 25, а не 24, как он отметил в более позднем интервью. [ 11 ]
  2. Двумя другими были дама Ева Тернер и Мэри Джаред . [ 34 ]
  1. ^ Перепись 1901 года в Шотландии и Англии 1911 года , через Ancestry.uk. (требуется подписка)
  2. ^ «Доктор А. Р. Хендерсон мертв», The Scotsman , 22 февраля 1950 г., стр. 4
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Рой Хендерсон», The Times , 17 марта 2000 г., стр. 27
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Стейн Дж. Б. «Хендерсон, Рой Гэлбрейт» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2006 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
  5. ^ Jump up to: а б Некролог , Журнал Общества Делиуса , осень 2000 г., стр. 82–84.
  6. ^ Jump up to: а б с д Фолкнер, сэр Кейт. «Рой Хендерсон: баритон и учитель пения, чья жизнь охватила столетие музыки» , The Guardian , 17 марта 2000 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Прыжок певца к славе», The Daily News , 4 апреля 1925 г., стр. 7
  8. ^ «Королевская музыкальная академия», The Musical Times , 1 августа 1924 г., стр. 740
  9. ^ «Передача на праздник и ярмарку в больнице Фолкстона» , BBC Genome. Проверено 2 октября 2022 г.
  10. ^ «Рой Хендерсон, баритон», Hendon and Finchley Times , 13 сентября 1929 г., стр. 6
  11. ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 3
  12. ^ «Открытие молодого баритона», The Daily News , 3 апреля 1925 г., стр. 7
  13. ^ Jump up to: а б с д Блит, Алан. «Хендерсон, Рой (Гэлбрейт)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2004 г.
  14. ^ Ллойд, с. 6
  15. ^ Элкин, с. 83
  16. ^ «Новая работа доктора Дайсона», Рекламодатель в Хэмпшире , 21 марта 1931 г., стр. 7
  17. ^ Хусс Фабиан, «EJ Moeran», The Musical Times , осень 2011 г., стр. 37
  18. ^ Кеннеди (1964), с. 561
  19. ^ Воан Уильямс, с. 28
  20. ^ Ллойд, с. 8
  21. ^ «Королевская музыкальная академия», The Musical Times , 1 августа 1925 г.), стр. 737–738; и «Оперная неделя RAM», The Stage , 22 июля 1926 г., с. 13
  22. ^ «Граммофонные ноты», The Daily News , 23 января 1926 г., стр. 4
  23. ^ «Грядущий оперный сезон», The Illustrated London News , 28 апреля 1928 г., стр. 766; и «Слава за ночь», The Daily News , 12 мая 1928 г., стр. 5
  24. ^ «Опера», The Times , 22 апреля 1929 г., стр. 12; и «Кольцо и Лоэнгрин», «Правда» , 1 мая 1929 г., с. 811
  25. ^ Кеннеди (1971), стр. 57–59.
  26. ^ Коллинз, Крис. «Фалья в Британии», The Musical Times , лето 2003 г., стр. 42
  27. ^ «Рой Хендерсон» , архив Глайндборнского фестиваля. Проверено 4 октября 2022 г.
  28. ^ Ллойд, с. 10
  29. ^ Ллойд, с. 7
  30. ^ "Ноттингемский концерт", Nottingham Journal , 17 сентября 1920 г., стр. 3
  31. ^ Jump up to: а б Мур, стр. 108–109.
  32. ^ Jump up to: а б Стюарт, Филип. Декка Классикал 1929–2009 . Проверено 25 сентября 2022 г.
  33. ^ Музыкальная библиотека Наксоса . Проверено 5 октября 2022 г. (требуется подписка)
  34. ^ Jump up to: а б «Рой Хендерсон» , Геном BBG. Проверено 5 октября 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Элкин, Роберт (1944). Королевский зал, 1893–1941 гг . Лондон: Райдер. OCLC   636583612 .
  • Кеннеди, Майкл (1964). Работы Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-315453-7 .
  • Кеннеди, Майкл (1971). Барбиролли, дирижер-лауреат: Официальная биография . Лондон: МакГиббон ​​и Ки. ISBN  978-0-261-63336-0 .
  • Мур, Джеральд (1966) [1962]. Я слишком громкий? . Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-14-002480-7 .
  • Воан Уильямс, Ральф (1961) [1938]. Серенада под музыку . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-339356-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a45e7582e71b38dd86c9ca1c396b78fb__1720431240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/fb/a45e7582e71b38dd86c9ca1c396b78fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roy Henderson (baritone) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)