Рой Хендерсон (баритон)

Рой Гэлбрейт Хендерсон CBE (4 июля 1899 - 16 марта 2000) был британским певцом- баритоном , дирижером и педагогом.
Хендерсон родился в Эдинбурге и вырос в Ноттингеме . Он начал петь публично во время Первой мировой войны , развлекая своих армейских коллег. После войны он поступил в Королевскую музыкальную академию (RAM) в Лондоне, где выиграл множество призов. В профессиональном плане он привлек внимание публики в 1925 году, в кратчайшие сроки исполнив сложную и важную партию баритона в » Фредерика Делиуса на «Месса жизни лондонском концерте. Следующие 27 лет он вел успешную концертную карьеру, принимая участие в премьерах многих произведений британских композиторов.
Хендерсон появлялся в опере в течение двух сезонов в Ковент-Гардене в 1928 и 1929 годах и был одним из основателей труппы Глайндборнского фестиваля , пел там каждый сезон с 1935 по 1939 год. Он также был хорошо известен как сольный исполнитель, исполнявший классические и новые песни. Он сделал много записей, в основном для компании Decca , хотя его особенно помнят по записям HMV из Глайндборна и Колумбии записи » Ральфа Воана Уильямса , 1938 года « Серенады к музыке в которой Хендерсон и пятнадцать других ведущих британских певцов приняли участие. Помимо пения, он был дирижером, в основном хоровой музыки, и сделал в этом качестве несколько записей.
С самого начала своей карьеры Хендерсон стремился стать учителем пения. Он набирал учеников с конца 1920-х годов и с 1940 года был профессором РАМ. В 1953 году он ушел из публичных выступлений и посвятил себя преподавательской деятельности на постоянной основе. Среди его многочисленных учеников самой известной была Кэтлин Ферриер , а также Дженнифер Вивиан (сопрано), Констанс Шэклок (меццо-сопрано), Норма Проктер (контральто), Томас Раунд (тенор), Джон Ширли-Квирк и Дерек Хэммонд-Страуд. (баритоны).
Ранние годы
[ редактировать ]Хендерсон родился в Эдинбурге и был третьим ребенком и старшим сыном преподобного Александра Роя Хендерсона и его жены Джин Бойд, урожденной Гэлбрейт. [ 1 ] Александр Хендерсон был служителем Конгрегационалистской церкви Августина между 1895 и 1902 годами, когда он переехал в Англию, чтобы возглавить конгрегационалистскую церковь Касл-Гейт в Ноттингеме . [ 2 ] Хендерсон учился в средней школе Ноттингема , где получил классическое образование и стал капитаном команды по крикету. [ 3 ]
Во время Первой мировой войны Хендерсон служил в Артистских винтовках , Ноттингемширском и Дербиширском полках. [ 4 ] В его хижине находились два известных баритона, Перси Хеминг и Чарльз Мотт , причем последний оказал ему особенно большую помощь. Хендерсон присоединился к армейскому концерту, развлекавшему солдат, и начал учиться тому, что он называл «представить это» публике. [ 5 ] По словам его коллеги Кейта Фолкнера , именно тогда Хендерсон научился петь публично, «практикуя то, что должно было стать гибким и безупречным голосом во время ночного дежурства». [ 6 ] Прежде чем вернуться к гражданской жизни, он прошел прослушивание у известного бас-баритона Роберта Рэдфорда , который рекомендовал ему карьеру певца: «Он сказал мне, что исходный материал уже есть, а остальное зависит от меня самого». [ 7 ]

После войны Хендерсон получил правительственный грант в размере 150 фунтов стерлингов в год на обучение в Королевской музыкальной академии (RAM). [ 6 ] [ 7 ] Там он получил тринадцать наград, в том числе золотую медаль Бетджемана за пение, медаль Благочестивой компании музыкантов и медаль самого выдающегося студента года. [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ] Кроме того, он возглавил команду по крикету RAM против Королевского музыкального колледжа под руководством Фолкнера. [ 3 ] который позже описал своего соперника как «страстного спортсмена, играющего в крикет (хитрый боулер) и футбол (упорный вратарь)». [ 6 ] Еще будучи студентом, Хендерсон сделал свою первую передачу в августе 1922 года для компании Маркони , незадолго до создания BBC . [ 9 ]
Студенты старших курсов могли быть назначены доцентами — помощниками преподавателей — и, работая в этом качестве, Хендерсон в 1923 году решил, что, когда ему исполнится пятьдесят лет, он уйдет из пения и посвятит себя преподаванию. [ 3 ] До конца 1920-х годов параллельно со своей певческой карьерой он давал частные уроки «постановке голоса и интерпретации песен». [ 10 ]
27 марта 1926 года Хендерсон женился на Берте Коллин Смит (1901–1985), однокурснице RAM. У них были сын и две дочери. [ 4 ]
Певческая карьера
[ редактировать ]Концерты
[ редактировать ]В апреле 1925 года Хендерсон привлек внимание общественности, в кратчайшие сроки вмешавшись, чтобы спеть партию баритона в Делиуса «Мессе жизни» в Королевском зале для Королевского филармонического общества, когда предполагаемый солист Перси Хеминг ушел. [ 11 ] На следующий день лондонская газета сообщила:

Пение по памяти было любимым занятием Хендерсона на протяжении всей его жизни. Ему мешало смотреть на партитуру во время пения. [ 11 ] После успеха в 1925 году в «Месса жизни» он пел во всех дальнейших британских исполнениях этого произведения - всего в тринадцати - с тех пор до 1946 года. [ 13 ] Шестью из них дирижировал сэр Томас Бичем , которым Хендерсон восхищался, хотя инстинктивно он оказался в большем контакте с сэром Гамильтоном Харти : «Я чувствовал, что с Харти существовало своего рода совместное усилие: на все, что я делал, он реагировал, и на все, что он делал, я ответил». [ 14 ] После исполнения «Месса жизни» с Харти в 1932 году Делиус написал Хендерсону, что это было лучшее исполнение, которое он слышал. Композитор прислал ему подписанную фотографию с надписью «Непревзойденному толкователю Заратустры». [ 6 ] Он попросил Хендерсона солистом в своем «Морском дрейфе» Делиуса» , и в 1933 году Хендерсон спел на премьере « Идиллии на прогулочном концерте под управлением сэра Генри Вуда . Делиуса Вместе с Бичемом Хендерсон исполнил «Песни заката» и «Арабески» на фестивале в Лидсе 1934 года. [ 4 ]
Другие произведения британских композиторов, в которых Хендерсон был солистом при первом исполнении, включают «Серенаду Блисс для оркестра и голоса » под управлением Малкольма Сарджента (1929), [ 15 ] Дайсона » «Кентерберийские паломники под руководством композитора (1931), [ 16 ] Воана Уильямса «Пять портретов Тюдоров» (1935) и Dona nobispacem (1936), оба под управлением композитора, [ 4 ] и » Э. Дж. Моэрана « Ноктюрн (1935). [ 17 ] Он был одним из шестнадцати солистов, выбранных для « Музыкальной серенады» (1938), которую Воан Уильямс сочинил как дань уважения Вуду к золотому юбилею последнего как дирижера. [ 18 ] Композитор писал музыку, помня о голосе каждого солиста, и, как и другие певцы, память о Хендерсоне упоминается в опубликованной партитуре, в которой инициалы каждого солиста печатаются рядом с его или ее строками, в случае Хендерсона: «И его не трогает согласие сладких песен». звуки». [ 19 ]
Концертный репертуар Хендерсона был широк и разнообразен. Он был тесно связан с хоровым творчеством Элгара , пел под управлением композитора в «Сне Геронтия» в 1933 году. [ 20 ] Элгара Хендерсон вызывал большое восхищение в «Апостолах» , в «Словаре музыки и музыкантов Гроува » Алан Блит цитирует рецензию из «Таймс» :
The Times назвала исполнение Хендерсоном « Мендельсона Илия» «незабываемым по своему драматическому красноречию» и высоко оценила благородство его Иисуса в Баха «Страстях по Матфею» . [ 3 ]
Опера
[ редактировать ]Профессиональная оперная карьера Хендерсона началась в 1928 году. Он играл Форда в «Фальстафе» в студенческих постановках RAM в театре Скала в 1925 и 1926 годах, получив высокую оценку. [ 21 ] и он сделал хорошо принятую для Vocalion пластинку сцены из оперы, исполнив партии Форда и Фальстафа. [ 22 ] Его профессиональный дебют в опере состоялся в международном сезоне 1928 года в Ковент-Гардене . [ 4 ] Он пел Доннера в «Золоте Рейна» и Котнера в «Нюрнбергских мейстерзингерах» . [ 23 ] В следующем сезоне «Ковент-Гардена» он снова появился в «Золоте Рейна» и спел «Вестника» в «Лоэнгрине» под управлением соответственно Бруно Вальтера и Роберта Хегера . [ 24 ] Также в 1929 году под управлением Джона Барбиролли он сыграл Форда в «Фальстафе» для Британской национальной оперной труппы вместе со своим РАМ Фальстафом, Артуром Фиром . [ 25 ]

После 1929 года Хендерсон больше не появлялся в Ковент-Гардене. В 1931 году он был солистом-баритоном в концертном исполнении Мануэля де Фалья оперы «Кукольный спектакль мастера Питера » под управлением композитора. [ 26 ] Он стал тесно связан с Глайндборнским фестивалем . В 1934 году он спел графа Альмавиву в опере «Свадьба Фигаро» в ночь открытия первого сезона фестиваля и еще в двенадцати выступлениях в 1934 и 1935 годах. После этого он каждый год выступал в Глайндборне до начала Второй мировой войны в 1939 году. роли были Папагено в «Волшебной флейте» (16 спектаклей, 1936–1937), Гульельмо в «Так делают все» (19 спектаклей, 1936–1939) и Мазетто в «Дон Жуане» (36 спектаклей, 1936–1939). [ 27 ] Из них его любимыми ролями были Папагено и Гульельмо: «Не Графа, который мне особенно не нравился. Это злая, ревнивая роль, и я гораздо больше склонен к комедиям». [ 28 ] Дирижером был Фриц Буш , который, наряду с Харти, был тем дирижером, с которым Хендерсону больше всего нравилось работать. [ 29 ] В 1940 году труппа Глайндборна отправилась в турне с постановкой « Оперы нищего» , в которой Хендерсон играл Пичама и должен был заменить Майкла Редгрейва в роли Мачита, но падение Франции и эвакуация из Дюнкерка вынудили отменить тур. [ 4 ]
Концерты песен
[ редактировать ]На протяжении всей своей певческой карьеры Хендерсон давал сольные концерты. Еще будучи студентом, он пел в своем родном городе Ноттингеме еще в 1920 году (в «множестве более или менее современных песен»). [ 30 ] Аккомпаниатор Джеральд Мур писал, что «тихая ненавязчивая манера Хендерсона скрывала пытливый ум и воображение, которые делали каждую песню, которую он пел, жизненно важной»:
Мур добавил: «Помимо нашей приятной совместной работы, я не знаю ни одного коллеги с более живым юмором и более острым чувством веселья». [ 31 ] Музыкальный критик Алан Блит писал о Хендерсоне: «Хотя его голос по своей сути не был очень красивым, он использовал его с умом и обаянием». [ 13 ]
Дирижер и преподаватель
[ редактировать ]
Параллельно с карьерой певца Хендерсон развивал то, что The Times назвала «второстепенным занятием талантливого и весьма уважаемого хорового дирижера». [ 3 ] Он был дирижером Хаддерсфилдского общества хора и мадригала с 1932 по 1939 год и обучал Ноттингемское гармоническое общество , которое в межвоенные годы было особенно известным хором. В 1936 году он основал Ноттингемский хор «Ориана» и руководил им до 1952 года. С 1942 по 1953 год он дирижировал Муниципальным хором Борнмута. [ 3 ] [ 4 ]
Хендерсон ушел из публичных выступлений в марте 1952 года, чтобы сосредоточиться на преподавании, как он давно планировал. К тому времени он уже двенадцать лет был профессором РАМ и продолжал занимать эту должность до 1974 года. После ухода из академии он продолжал преподавать в частном порядке в течение многих лет. [ 3 ] Среди его учеников в RAM и других местах были сопрано Дженнифер Вивиан , Рэй Вудленд , Полин Тинсли и Мари Хейворд , меццо-сопрано Констанс Шэклок и Джиллиан Найт , контральто Кэтлин Ферриер и Норма Проктер , тенор Томас Раунд , баритоны Джон Ширли- Квирк и Дерек Хэммонд-Страуд , а также бас-гитарист Херви Алан . [ 4 ] [ 13 ] [ 5 ] После ранней смерти Феррье Хендерсон написал главу о том, как был ее учителем и другом, в мемориальном томе, изданном Невиллом Кардусом в 1954 году. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Хендерсон начал записывать пластинки во времена акустической записи , и в старости ему было приятно быть, как он выразился, «одним из последних живых людей, которые пели в валторну». Некоторые из его ранних записей были включены в набор компакт-дисков 1999 года, выпущенный в ознаменование его столетия. [ 4 ]
Декка
[ редактировать ]Хендерсон имел давние связи со звукозаписывающей компанией Decca с момента ее основания в 1929 году. Как певец он сделал следующие записи Decca:
Год | Композитор | Заголовок | С |
---|---|---|---|
1929 | Делиус | Морской дрейф | Новый английский симфонический оркестр и хор, Джулиан Клиффорд |
1929 | Чайковский | «Серенада Дон Жуана», соч. 38/1 и «В лес» соч. 47/5 | Лесли Хьюард (фортепиано) |
1930 | Пуччини | Богема : «Ах! Мими!» | Фрэнк Титтертон (тенор), оркестр, Лесли Хьюард |
отдал | Сила судьбы : «Торжественно в этот час» | Фрэнк Титтертон (тенор), оркестр, Лесли Хьюард | |
1935 | Перселл | Дидона и Эней | Нэнси Эванс (Дидона), Мэри Хэмлин (Белинда), Мэри Джарред (Волшебница), Струнный оркестр Бойда Нила , Кларенс Рэйбоулд |
1941 | Баттерворт | Парень из Шропшира | Джеральд Мур (фортепиано) |
1941 | Чернокнижник | Шесть песен | Джеральд Мур (фортепиано) |
1943 | Ирландия | « Морская лихорадка » и « Солдат ». | Айвор Ньютон (фортепиано) |
1943 | Стэнфорд | "Сказочное озеро" соч. 77/2 | Айвор Ньютон (фортепиано) |
1943 | Стэнфорд | "Пиброх" соч. 157/1 | Айвор Ньютон (фортепиано) |
1944 | Дол | «Уходи, смерть» соч. 9/2 | Эрик Гриттон (фортепиано), Макс Гилберт (альт) |
1944 | Перселл | «Музыка на время» | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1944 | Воан Уильямс | «Тихий полдень» | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1944 | Стэнфорд | «Мягкий день» соч. 140/3 | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1944 | Сомервелл | «Мод» - цикл песен | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1945 | Бойс | «Песнь Момуса на Марс» | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1945 | Воан Уильямс | «Орфей со своей лютней» | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1945 | Шуберт | «Кто такая Сильвия?» | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1945 | Корнелиус | «Монотонность» соч. 3/3 | Эрик Гриттон (фортепиано) |
1946 | Мендельсон | Илия : «Господь Бог Авраама» и «Довольно». | Оркестр под управлением Чарльза Гроувза |
- Источник: Декка. [ 32 ]
В качестве дирижера Хендерсон сделал для Decca три сета:
Год | Композитор | Заголовок | С |
---|---|---|---|
1943 | Брамс | Четыре песни соч. 17 | Хор Ноттингемской Орианы, Гвендолен Мейсон (арфа), Деннис Брэйн и Норман Дель Мар (валторны) |
1943 | Холст | Риг Веда – «Гимн водам». | Ноттингемский хор Орианы |
1946 | Перголези | Мать стояла фа минор. | Кэтлин Ферриер , Ноттингемский хор Орианы, Струнный оркестр Бойда Нила |
- Источник: Декка. [ 32 ]
Другие записи
[ редактировать ]Хендерсон делал студийные записи для EMI и других лейблов; Были выпущены эти записи, а также записи его пения на живых концертах и трансляциях, в том числе:
Год | Композитор | Заголовок | С |
---|---|---|---|
1934 | Делиус | Песни заката | Ольга Хейли (контральто), Лондонский избранный хор, Лондонский филармонический оркестр, под управлением сэра Томаса Бичема |
1934 | Делиус | Арабеска | Лондонский избранный хор Лондонской филармонии под управлением сэра Томаса Бичема |
1935 | Моцарт | Женитьба Фигаро | Солисты, хор и оркестр Глайндборнского фестиваля, Фриц Буш |
1935 | Моцарт | Это то, что они все делают | Солисты, хор и оркестр Глайндборнского фестиваля, Фриц Буш |
1936 | Моцарт | Дон Жуан | Солисты, хор и оркестр Глайндборнского фестиваля, Фриц Буш |
1936 | Воан Уильямс | Дай нам мир | BBC Symphony, композитор |
1938 | Воан Уильямс | Серенада под музыку | Симфонический оркестр BBC, сэр Генри Вуд |
1951 | Воан Уильямс | Серенада под музыку | Ливерпульский филармонический оркестр, композитор |
- Источник: Музыкальная библиотека Наксоса. [ 33 ]
Последние годы
[ редактировать ]До последних лет Хендерсон продолжал преподавать в своем доме в Белсайз-парке в Лондоне. После выхода на пенсию он оставил воспоминания и комментарии для многих радиопрограмм BBC, в том числе для программы 1989 года, в которой он и два других выживших солиста. [ н 2 ] обсудил происхождение и премьеру « Музыкальной серенады» полвека назад, а также еще одну «Серенаду к музыке» в 1991 году, в которой он и Фолкнер беседовали с Ричардом Бейкером о своей долгой карьере. [ 34 ] В честь его столетия со дня рождения на компакт-диске был выпущен сборник его записей, самая ранняя из них датируется 1925 годом. [ 4 ]
Хендерсон умер в доме престарелых Благотворительного фонда музыкантов , Айвор Ньютон Хаус, Бромли , юго-восточный Лондон, 16 марта 2000 года в возрасте 100 лет. У него остались сын и одна дочь; его жена и дочь умерли раньше него. [ 4 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ На самом деле ему было 25, а не 24, как он отметил в более позднем интервью. [ 11 ]
- ↑ Двумя другими были дама Ева Тернер и Мэри Джаред . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись 1901 года в Шотландии и Англии 1911 года , через Ancestry.uk. (требуется подписка)
- ^ «Доктор А. Р. Хендерсон мертв», The Scotsman , 22 февраля 1950 г., стр. 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Рой Хендерсон», The Times , 17 марта 2000 г., стр. 27
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Стейн Дж. Б. «Хендерсон, Рой Гэлбрейт» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2006 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Jump up to: а б Некролог , Журнал Общества Делиуса , осень 2000 г., стр. 82–84.
- ^ Jump up to: а б с д Фолкнер, сэр Кейт. «Рой Хендерсон: баритон и учитель пения, чья жизнь охватила столетие музыки» , The Guardian , 17 марта 2000 г.
- ^ Jump up to: а б «Прыжок певца к славе», The Daily News , 4 апреля 1925 г., стр. 7
- ^ «Королевская музыкальная академия», The Musical Times , 1 августа 1924 г., стр. 740
- ^ «Передача на праздник и ярмарку в больнице Фолкстона» , BBC Genome. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Рой Хендерсон, баритон», Hendon and Finchley Times , 13 сентября 1929 г., стр. 6
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 3
- ^ «Открытие молодого баритона», The Daily News , 3 апреля 1925 г., стр. 7
- ^ Jump up to: а б с д Блит, Алан. «Хендерсон, Рой (Гэлбрейт)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2004 г.
- ^ Ллойд, с. 6
- ^ Элкин, с. 83
- ^ «Новая работа доктора Дайсона», Рекламодатель в Хэмпшире , 21 марта 1931 г., стр. 7
- ^ Хусс Фабиан, «EJ Moeran», The Musical Times , осень 2011 г., стр. 37
- ^ Кеннеди (1964), с. 561
- ^ Воан Уильямс, с. 28
- ^ Ллойд, с. 8
- ^ «Королевская музыкальная академия», The Musical Times , 1 августа 1925 г.), стр. 737–738; и «Оперная неделя RAM», The Stage , 22 июля 1926 г., с. 13
- ^ «Граммофонные ноты», The Daily News , 23 января 1926 г., стр. 4
- ^ «Грядущий оперный сезон», The Illustrated London News , 28 апреля 1928 г., стр. 766; и «Слава за ночь», The Daily News , 12 мая 1928 г., стр. 5
- ^ «Опера», The Times , 22 апреля 1929 г., стр. 12; и «Кольцо и Лоэнгрин», «Правда» , 1 мая 1929 г., с. 811
- ^ Кеннеди (1971), стр. 57–59.
- ^ Коллинз, Крис. «Фалья в Британии», The Musical Times , лето 2003 г., стр. 42
- ^ «Рой Хендерсон» , архив Глайндборнского фестиваля. Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Ллойд, с. 10
- ^ Ллойд, с. 7
- ^ "Ноттингемский концерт", Nottingham Journal , 17 сентября 1920 г., стр. 3
- ^ Jump up to: а б Мур, стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Филип. Декка Классикал 1929–2009 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Музыкальная библиотека Наксоса . Проверено 5 октября 2022 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б «Рой Хендерсон» , Геном BBG. Проверено 5 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Элкин, Роберт (1944). Королевский зал, 1893–1941 гг . Лондон: Райдер. OCLC 636583612 .
- Кеннеди, Майкл (1964). Работы Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315453-7 .
- Кеннеди, Майкл (1971). Барбиролли, дирижер-лауреат: Официальная биография . Лондон: МакГиббон и Ки. ISBN 978-0-261-63336-0 .
- Мур, Джеральд (1966) [1962]. Я слишком громкий? . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-002480-7 .
- Воан Уильямс, Ральф (1961) [1938]. Серенада под музыку . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-339356-1 .
Журналы
[ редактировать ]- Ллойд, Стивен (зима 1987 г.). «Так говорил Заратустра: Рой Хендерсон в разговоре» . Журнал Общества Делиуса (92): 3–11.
- 1899 рождений
- 2000 смертей
- Британские оперные певцы XX века
- Солдаты Винтовки Художников
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Артисты Decca Records
- Английские оперные баритоны
- Английские долгожители
- Члены Королевской музыкальной академии
- Британские мужчины-долгожители
- Музыканты из Эдинбурга
- Музыканты из Ноттингема
- Люди, получившие образование в средней школе Ноттингема