Морской дрейф (Делиус)
«Морской дрейф» — одно из масштабных музыкальных произведений композитора Фредерика Делиуса . Завершенный в 1903–04 годах и впервые исполненный в 1906 году, он представляет собой постановку для баритона , хора и оркестра слов Уолта Уитмена .
Адаптация стихотворения
[ редактировать ]«Морской дрейф» получил свое название от раздела поэтического сборника Уолта Уитмена « Листья травы , Морской дрейф» , который содержит несколько стихотворений о море или берегу. [ 1 ] Текст взят из стихотворения « Из колыбели, бесконечно качаясь» , но не использует полный текст. В стихотворении оратор описывает, как мальчиком он наблюдал за гнездованием пары пересмешников. [ 2 ] пока однажды птица не улетела и не вернулась. В длинном разделе, обычно напечатанном курсивом, птица-птица, неспособная уйти, если его партнерша вернется и обнаружит его пропавшим, ждет вечно и зовет свою печальную песню луне, звездам и морю, которые тяжелы и поникли. со своей потерянной любовью.
Текст, использованный Делиусом, завершается птичьим апострофом , «переведенным» мальчиком, который, кажется, понимает его или проецирует его из своих собственных пробуждающихся чувств. Однако стихотворение продолжает объяснять, как чувства мальчика внезапно бурно вспыхнули, и он, плача, побежал к морю в лунном свете, когда крик птицы открыл вопросы в его собственном сердце. Зная, что он никогда не избежит пробуждающейся в нем неизвестной потребности, «сладкого ада внутри», он просит еще слова о понимании. Неторопливое море
Шепелявил мне тихое и восхитительное слово смерть,
И снова смерть, смерть, смерть, смерть
Шипя мелодично, не так, как птица, и не как мое возбужденное детское сердце,
Но приближаясь ко мне так же незаметно, шурша у моих ног,
Неуклонно подползая к моим ушам и нежно омывая меня повсюду,
Смерть, смерть, смерть, смерть, смерть.
Обстановка
[ редактировать ]На протяжении всего произведения, которое длится около 25 минут, движение волн подсказывает оркестр. Хор открывается (начало стихотворения «Из колыбели...» опущено) песней «Однажды Пауманок, когда в воздухе пахло сиренью...», две части переплетают слова, намекая на два птицы. Затем баритон выступает рассказчиком и рассказывает («И каждый день...»), как мальчик ходил и смотрел, а хор отвечает совместным пением птиц («Сияй! сияй! сияй!»). Баритон прерывает («А вдруг...»), чтобы рассказать, как птица-самка исчезла, а птица-самец осталась. Хор издает птичий крик, а баритон отвечает лирическим отрывком, описывающим, как мальчик слушал песню: «Да, брат мой, я знаю: Остальные, возможно, нет, но я дорожил каждой нотой...»
Остальная часть сеттинга взята из текста птичьей песни (несколько отредактированного) (начинающегося со слов «Успокой! успокой! успокойся!»), перекрывающегося с тем, как баритон поет «Следуя за тобой, брат мой...»: с этого момента баритон берет важные части птичьей песни («Ты должна знать, кто я, любовь моя!»), при этом хор одновременно поет другие части текста, переплетая, усиливая, перекликаясь и акцентируя повествование певца. Любовь становится силой, управляющей природными явлениями («О безумно море накатывается на сушу, / С любовью, с любовью»). Хоровые фразы «О, восходящие звезды!» Возможно, тот, кого я так хочу, поднимется, поднимется у некоторых из вас в поворотах между двумя проходами, где отчаяние чередуется с бредовой надеждой на проблеск или отголосок любимого. Кульминацией этого является фортиссимо «О напрасно!», повторяемое припевом в качестве кульминации, а затем длинная кода, в основном исполняемая баритоном («О, я очень болен и скорблю»), оплакивающая потерю их совместной жизни ( «Мы больше не вдвоем»), а слова «больше нет», отдаваемые хором, как журчание моря и ветра, завершают работу.
Благодаря этому слиянию рассказчика с хором в словах птичьего пения Делиус добился соединения духа мальчика с тем, чему он становится свидетелем, способом, который объясняется в последней части стихотворения Уитмена, а Делиус не имеет рассказать нам о «низком и восхитительном слове смерть».
Премьер-спектакли
[ редактировать ]«Морской дрейф» был завершен Делиусом между 1903 и 1904 годами, незадолго до его «Массы жизни» . Он был посвящен композитору и дирижеру Максу фон Шиллингсу (тогда просто «Максу Шиллингсу»), и (в то время, когда Делиусу было очень трудно добиться исполнения его произведений в Великобритании) первое исполнение состоялось 24 мая 1906 года в Essen Tonkünstler Verein (Общество композиторов) в Германии, солистом Йозефом Лорицем и дирижером Георгом Витте. [ 3 ] Карл Шурихт присутствовал, сразу же был очарован произведением и часто писал о нем композитору. [ 4 ] В последующие годы бас Феликс фон Краус отличился в работе в Германии. [ 5 ]
Первое выступление в Англии дал баритон Фредерик Остин под управлением Генри Вуда осенью 1908 года на фестивале в Шеффилде . Это было повторено с тем же солистом, Новым симфоническим оркестром и Хоровым обществом Северного Стаффордшира под управлением сэра Томаса Бичема в Хэнли, Стаффордшир, 3 декабря 1908 года и в Манчестере 4 декабря. [ 6 ] Об этом манчестерском выступлении было написано: «Люди приезжали из Парижа, Лондона, Бирмингема и Ливерпуля, чтобы послушать его; однако на самом деле в концерте на сцене принимало участие больше людей, чем слушателей в зале». Делиуса Тем не менее, «Морской дрейф» вызвал огромный энтузиазм, публика восполнила недостаток численности аплодисментами». [ 7 ]
На премьере в Нью-Йорке в 1928 году выступил английский баритон Герберт Хейнер .
Записи
[ редактировать ]Первая коммерческая запись Sea Drift была выпущена в 1929 году компанией Decca Records . В наборе из трех со скоростью вращения 78 об/мин дисков участвовал баритон Рой Хендерсон с Новоанглийским симфоническим оркестром и хором; однако запись была удалена Decca через ограниченное время (до 1936 года). [ 8 ] ), потому что он плохо подходил для шести сторон пластинки, а также из-за проблем с контрактом, связанных с дирижером (чье имя на записи не указано). [ 9 ] Более ранняя запись была сделана в 1928 году для HMV баритона Денниса Ноубла , Лондонского симфонического оркестра и хора Манчестерской оперы Бичема под управлением сэра Томаса Бичема; однако HMV так и не выпустила запись из-за плохой акустики. [ 10 ] В конечном итоге он был выпущен как часть антологии записей Бичема в 2001 году. [ 11 ]
Бичем записывал Sea Drift еще несколько раз, начиная с 1936 года с Джоном Браунли , Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским избранным хором, для специального выпуска Delius Society. [ 12 ] (и переиздан в 1976 году для World Record Club [ 13 ] ). Затем в январе 1951 года он дирижировал баритоном Гордоном Клинтоном , хором BBC и Королевским филармоническим оркестром . [ 14 ] Наконец, появилось исполнение с Брюсом Бойсом (и тем же оркестром и хором), записанное в 1954 году и широко выпущенное CBS Masterworks и Philips Classics . [ 15 ]
Радиопередача 1963 года (на немецком языке) под управлением Карла Шурихта с солистом Карлосом Александром и оркестром Баварского радио . [ 16 ] сохраняет прочтение одного из первых дирижеров произведения, который знал Делиуса и изменил некоторые детали его оркестровки. [ 17 ] Более поздние записи включают в себя сэра Чарльза Гроувса, дирижирующего Королевским филармоническим оркестром и хором Ливерпуля с Джоном Ноблом (в паре с песней A Song of the High Hills на Angel Records в 1974 году), [ 18 ] и Ричард Хикокс, возглавляющий Королевский филармонический оркестр с Лондонским симфоническим хором и Джоном Ширли-Квирком (в паре с Аппалачами в 1981 году на «Арго »). [ 19 ] Цифровые записи произведения находятся на компакт-диске Томаса Хэмпсона 1991 года с Уэльской национальной оперы оркестром и хором под управлением сэра Чарльза Маккерраса ; исполнение 1994 года (выпущенное в 2001 году) Брина Терфеля с Симфоническим оркестром Борнмута и различными хорами, снова под управлением Хикокса; и запись Родерика Уильямса 2013 года с оркестром Халле , хором Халле и молодежным хором Халле под управлением Марка Элдера .
В 2012 году по заказу Delius Trust была сделана новая запись Sea Drift (снова в паре с Appalachia ). посвященный 150-летию со дня рождения Делиуса в 1862 году, а также его связи с Флоридой Альбом, , включает в себя баритона Леона Уильямса с Оркестром Флориды и Главным хоралом Тампа-Бэй под управлением Стефана Сандерлинга . [ 20 ] Naxos Records записали концертный альбом во время концертов в Санкт-Петербурге, Флорида . [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ У. Уитмен, Листья травы, «Издание на смертном одре» 1891–92 (JM Dent Ltd., Лондон, 1993). Впервые опубликовано в 1855 году.
- ^ Описанные таким образом в первых строках, это, вероятно, были северные пересмешники , у которых голубовато-зеленые яйца с коричневыми пятнами («четыре светло-зеленых яйца с коричневыми пятнами»). Некоторые музыкальные строки намекают на крик этой птицы. Его летний ареал простирается до Лонг-Айленда (родное название которого Пауманок), где и происходят события поэмы.
- ^ Т. Бичем, Делиус (Хатчинсон, Лондон, 1959), 135.
- ^ Лайонел Карли , «Ганс Хайм: Пророк и пионер Делиуса» (в журнале Music and Letters , январь 1973 г.), К. Редвуд (ред.), A Delius Companion (Джон Колдер, Лондон, 1976), стр. 187–215, стр. . 199.
- ^ Карли, Ганс Хайм , стр. 202-209.
- ^ Бичем 1959, 154.
- ^ Джеральд Камберленд , «Портреты музыкантов, написанные пером - Фредерик Делиус» (в журнале Musical Opinion , июль 1909 г.), К. Редвуд (ред.), A Delius Companion (Джон Колдер, Лондон, 1976), стр. 19-23, стр. 22.
- ^ Р. Д. Даррелл, Энциклопедия музыкальных записей Gramophone Shop (Нью-Йорк, 1936).
- ^ Личность дирижера также оспаривается между Джулианом Клиффордом (списки Decca, Decca Classical, 1929-2009 Дискография Филипа Стюарта (выпуск от июля 2009 г.), стр. 35 в формате PDF от 29 мая в Челси, выпущено в июле 1929 г.): Энтони Бернард ( по словам Джелки Делиуса: см. Лайонел Карли, Елка Розен Делиус: Художник, поклонник и друг Родена. Переписка 1.1900–1914 и 2. Завершено (Ноттингемские французские исследования, том IX, 1970, стр. 16–30, 81–102). см. также беседы Нормана Жентье с Феликсом Апрахамяном , [1] в The Delian (Филадельфия), 2005 г.): или даже Стэнли Чаппла (С. Аптон и М. Уокер, 1969, дискография Делиуса ).
- ^ Т. Бичем, Делиус (пересмотренное издание, Severn House 1975), Дискография Малкольма Уокера. О неудаче записи упоминает Джо Баттен, инженер звукозаписи, которого исключили из участия в проекте. Дж. Баттен, Книга Джо Баттена (Роклифф, Лондон, 1956), 134.
- ^ Роб Барнетт, «Коллекция Бичема - Тома Делиуса (8 и 10)» . Обзоры классических компакт-дисков MusicWeb . ( MusicWeb International . Февраль 2003 г.)
- ^ Колумбия CAX 7772-7778. Бичем 1975, приложение к дискографии Малкольма Уокера. Первоначально это было доступно только по подписке.
- ^ Мировые рекорды SHB 32.
- ^ Колумбия. Бичем 1975, приложение к дискографии Малкольма Уокера.
- ^ (CBS 61224). Бичем 1975, приложение к дискографии Малкольма Уокера.
- ^ Выпущено Archiphon (ARC-3.0) в 1999 году.
- ^ Гавоти Бернар , Карл Шурихт , Серия «Великие концертирующие артисты» (Рене Кистер, Женева, 1956); Лайонел Карли (редактор), Письмо Делиуса Роджеру Квилтеру от 30 октября 1910 г., Делиус: Жизнь в письмах 1909–1934 (Scholar Press, 1988). См. также здесь
- ^ Ангельские отчеты S-37011
- ^ Арго ЗРГ 934
- ^ Джули Амахер. « Новые классические треки — Делиус на 150» . ( Общественное радио Миннесоты . 6 ноября 2012 г.)
- ^ Наксос 8.572764
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sea-Drift : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур