Феликс Апраамян
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2023 г. ) |

Феликс Апрахамян ( армянский : Ֆելիքս Աբրահամեան ; 5 июня 1914 — 15 января 2005), урожденный Апрахам Феликс Бартев Апрахамян , был английским музыкальным критиком, писателем, промоутером концертов, советником издателя, сторонником молодых музыкантов и другом некоторых деятелей прошлого века. большинство известные музыканты. Однако Апраамян обычно называл себя музыкальным критиком.
Его считали вежливым, ярким и сердечным человеком, которого его старый друг и коллега Джон Эмис (в The Guardian , 21 января 2005 г.) описал как «смесь персонажей Пруста и П.Г. Вудхауза ».
Фон
[ редактировать ]сменил имя Феликс Апраамян родился в Лондоне в 1914 году. Назвавшись Апрахамом Феликсом Бартевом Апраамяном, он по результатам опроса на просто Феликс Апраамян. Его отец изменил свою фамилию с Ованесяна, решив взять христианское имя своего отца, Апрахам, и присоединить отчество –иан, чтобы образовать Апраамяна, или сына Апраама.
В 17 лет Апрамян стал помощником секретаря Общества органной музыки и превратился в высококлассного клавишника. Позже он вспоминал, что именно страсть к музыке привела его к провалу в школе: он был самоучкой почти во всех областях музыки, а также литературы и других искусств. В 1933 году он отправился во Францию с двумя друзьями (Дугласом Пиртом и Эрнестом Чепменом), чтобы навестить стареющего Фредерика Делиуса в Грез-сюр-Луэн, а в Париже встретил Шарля-Мари Видора .
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1935 году Апрамян был назначен секретарем Общества органной музыки, и в том же году в « Musical Times» была опубликована одна из его первых статей «Юджин Гуссенс в Лондоне» . Во время Второй мировой войны он работал концертным директором Лондонского филармонического оркестра , а с 1942 года помогал Тони Майеру организовать концерты французской музыки в Вигмор-холле в Лондоне. В 1946 году он присоединился к United Music Publishers в качестве консультанта и вместе с Майером во французском посольстве сыграл центральную роль в донесении французской музыки до послевоенной британской аудитории. В 1948 году он стал заместителем музыкального критика Sunday Times и проработал там 41 год; его рецензии отличались прозой и энтузиазмом.
Он впервые переписывался с Оливье Мессианом в 1936 году и был ответственным за организацию первого полного исполнения в Англии Мессиана « Нативите сеньора» , сыгранного самим композитором в церкви Святого Албана в Холборне в 1938 году. У них сложилась теплая дружба, которая длилась долго. до смерти композитора в 1992 году. Его первая встреча с Франсисом Пуленком произошла задолго до начала Второй мировой войны; их первая встреча состоялась в музыкальном магазине J. & W. Chester , когда он попросил композитора подписать фотографию с надлежащей надписью «Qui est ce monstre?» («Кто этот монстр?»). Они стали крепкими друзьями, и Апраамян часто навещал Пуленка в Париже. Его талант заводить таких друзей привел к множеству запоминающихся событий в его доме в Масвелл-Хилл . Пуленк впервые сыграл там свою «Элегию» в память о Деннисе Брэйне , а в 1945 году Мессиан и Ивонн Лорио Мессиана дали частное исполнение « Видений Амона» перед британской премьерой .
Среди британских композиторов его самой большой страстью был Делиус (он был советником Delius Trust с 1961 года, а позже президентом общества), и он был в дружеских отношениях с Бенджамином Бриттеном , Уильямом Уолтоном и Майклом Типпеттом : находясь в LPO, он сыграл важную роль в организации премьеры «Дитя нашего времени» Типпета в 1944 году. Среди других друзей были дирижеры Томас Бичем и Виктор де Сабата. , Роже Дезормьер , Эрнест Ансерме и Шарль Мюнх , а также певица Мэгги Тейт , виолончелист Пьер Фурнье , пианистка Моник Хаас и композитор Флоран Шмитт .
Орган и органная музыка
[ редактировать ]На протяжении большей части 20-го века Апрахамян занимал ключевую позицию в мире органов и, что особенно важно, в движении за реформу органов с самых первых лет его существования в Великобритании. Возможно, его самое примечательное достижение - орган Королевского фестивального зала - связано с ним. Совет лондонского графства посоветовался с ним (по-видимому, по телефону) порекомендовать консультанта по предлагаемому органу для нового Королевского фестивального зала. Его непосредственной (и единственной) кандидатурой был Ральф Даунс, который был должным образом назначен и спроектировал орган, а также довел его строительство до завершения, после чего оставался куратором органа до своей смерти. Даунс инициировал серию концертов по будням, которые представили орган новой, более широкой аудитории, а также иногда выступали в качестве исполнителя. Для этих концертов Апрамян подготовил блестяще написанные программные ноты, одновременно изящные, лаконичные и авторитетные. Он также делал обзоры выступлений в своей еженедельной колонке в качестве заместителя музыкального критика (Десмонда Шоу-Тейлора) Санди Таймс .
Органная музыка была увлечением Апрахамяна на протяжении всей жизни, и его обширная библиотека органной музыки сейчас находится в Королевском колледже органистов. Установка в его доме в Масвелл-Хилл органа, унаследованного от его друга Андре Маршаля в 1982 году, была постоянным музыкальным источником вдохновения для его протеже, органиста и композитора Дэвида Лиддла, который вскоре после смерти Феликса стал Дэвидом Апрахамианом Лиддлом, как дань уважения его наставник и друг.
Почести
[ редактировать ]В 1994 году Апрамян стал почетным членом Королевского филармонического общества , единственным музыкальным критиком, получившим эту награду, и он был тронут тем, что оказался в одной компании с Берлиозом , Равелем и Сибелиусом . Он был «Почетным членом» Международного центра Альберта Русселя . Помимо музыки, его страстью были тропические рыбы , Пруст и его японский сад (миниатюра Живерни в Лондоне N10 ).
Найджел Симеоне написал серию книг на основе материалов архива Феликса Апрахамяна, перечисленных в библиографии. Апрамян так и не написал запланированную автобиографию, но в 2023 году Льюис Форман и его жена Сьюзен выпустили аннотированный том его дневников и эссе. [ 1 ]
После смерти Апраамяна
[ редактировать ]20 февраля 2006 года компания Putney Music (Лондон) провела вечер в честь своего давнего президента: «Вспоминая Феликса Апрахамяна - нашего покойного почетного президента» под председательством Джона Эмиса . Среди выступавших были Льюис Форман , Питер Эндри , Гордон Хани , Джеффри Форд, Армен Терцакян , Найджел Симеоне , Дэвид Апрахамян Лиддл и Дэвид Кэрнс .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симеоне, Найджел: «Bien Cher Félix» - Письма Оливье Мессиана и Ивонн Лорио Феликсу Апрахамяну (Кембридж, 1998).
- Симеоне, Найджел: Пуленк в Лондоне и стране грез - его письма Феликсу Апрахамяну, комментарии к песням и лондонским концертам (Кембридж, 2000).
- Симеоне, Найджел: «Дорогой мэтр Турнемир» - Переписка Шарля Турнемира с Феликсом Апрахамяном и его визит в Лондон в 1936 году (Бангорские монографии по музыковедению, 2003).
- Симеоне, Найджел: Французская музыка в военное время в Лондоне - Фестиваль французской музыки и концерты французской музыки (Бангорские монографии по музыковедению, 2005).
- Симеоне, Найджел: Памяти Феликса Апрахамяна (Musical Times, весна 2005 г., стр. 4–5).
- Форман, Льюис и Сьюзен: Феликс Апрахамян - Дневники и избранные сочинения о музыке (Boydell Press, 2018, 422p, ISBN 978 1 78327 013 2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис и Сьюзен Форман. Феликс Апраамян Дневники и избранные сочинения о музыке (2023)
- Эмис, Джон: «Феликс Апрахамян», некролог, The Guardian, 21 января 2005 г.
- Форман, Льюис: «Феликс Апрахамян», некролог, The Independent, 18 января 2005 г.
- Лиддл, Дэвид Апрахамян: Воспоминания Феликса Апрахамяна, февраль 2005 г.
- «Феликс Апрамян», некролог, The Times, 20 января 2005 г.
- Дань Делийскому обществу
- Журнал Delius Society. Архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine.