Фортепианный концерт (Делиус)

Фортепианный концерт до минор — одно из ранних произведений английского композитора Фредерика Делиуса . Произведение неоднократно подвергалось доработкам, в результате чего существовало три основные версии, существенно отличающиеся друг от друга. Первое публичное исполнение любой версии было сыграно Юлиусом Бутсом с дирижером Гансом Хаймом 24 октября 1904 года в Эльберфельде , Германия . [1]
Фон
[ редактировать ]В 1887 году Делиус был в Лейпциге , где познакомился с Эдвардом Григом подарил ему копию своего фортепианного концерта , который на Рождество того же года . В следующем году в Лондоне Делиус посетил концерт, на котором Григ с большим успехом исполнил свой концерт. [2] Успех фортепианного концерта его старшего современника, видимо, побудил его создать собственное произведение этого жанра. Но, несмотря на то, что он начал работу над ней вскоре после этого и выполнил ряд набросков, только в 1897 году он закончил первую версию пьесы («Фантазия до минор для фортепиано с оркестром»), которая состояла из трех непрерывно исполняемых частей, в том числе средняя часть ре-бемоль мажор. Хотя Делиус сыграл редукцию этой первой версии для двух фортепиано с Ферруччо Бузони в 1898 году, она никогда не исполнялась публично. [1]
По неизвестным причинам Делиус переработал «Фантазию», которую он тщательно реконструировал в традиционную концертную форму с тремя частями. Он выделил партию ре-бемоль как самостоятельную часть и написал финал совершенно новым материалом. Премьера второй версии состоялась в 1904 году и получила умеренную оценку, но Делиус не был удовлетворен. Он снова начал переписывать концерт. Финал был удален, а партия ре-бемоль помещена в центр первой части; Общая конструкция была аналогична конструкции первой версии. Кроме того, его консультация с венгерским пианистом Теодором Санто , учеником Бузони, привела к очень существенным изменениям в сольной партии. Первое исполнение этой версии было исполнено Санто на выпускном концерте в Лондоне 22 октября 1907 года под управлением Генри Вуда . [3] Санто получил посвящение работы. [1] [4] Он также играл на Променадах в 1912, 1913 и 1921 годах. [5] Эта окончательная версия стала стандартной версией, но оригинальная концепция Делиуса была записана. [1]
Возможно, из-за своей сложной истории и существенно переписанной другой рукой сольной партии, этот концерт остается менее узнаваемым, чем другие зрелые концерты композитора. [1]
Инструментарий
[ редактировать ]Фортепиано соло, 3 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 2 кларнета , 2 фагота , 4 валторны , 2 трубы , 3 тромбона , туба , литавры , перкуссия и струнные. [6]
Общее время
[ редактировать ]Время, необходимое для выполнения, в разных версиях разное.
- Версия 1897 года: около 30 мин. [7]
- Версия 1904 года: около 28 мин. [1]
- Версия 1907 года:, [6] 22 мин. [8]
Строительство
[ редактировать ]Следующее описание в основном основано на окончательной версии.
- Умеренный до минор 4/4
Эта часть написана в сонатной форме . За шеститактовым оркестровым вступлением следует соло фортепиано. Это открытие осталось неизменным во всех трех версиях. [1] В tempo molto quietlo солист исполняет лирическую вторую тему под аккомпанемент струнных и валторны. Недавнее исследование показывает, что эти две темы отражают влияние духовной музыки , которую композитор слышал во время своего пребывания во Флориде . [1] Развитие, которое начинается в спокойном темпе , расширяется, меняя атмосферу требовательными пассажами для фортепиано соло. Эта часть не появляется в окончательной версии, [1] где кульминация второй темы напрямую связана со следующим разделом.
- Ларго Д-квартира 4/4
Раздел начинается спокойным монологом фортепиано соло. После отголоска первой темы из предыдущего раздела эта тема исполняется оркестром в романтическом ключе с орнаментом на фортепиано. Музыка постепенно ускоряется до достойного исполнения валторнами основной темы. Далее возвращается спокойное фортепианное соло, и диалог между фортепиано и виолончелью сводится к ppp . Наконец, технически сложный фортепианный пассаж соединяет этот раздел с заключительной частью.
- Маэстосо до минор 4/4
Соло фортепиано знаменует начало заключительного раздела, решительно повторяя первую тему концерта. В этом разделе многочисленные глиссандо солист исполняет . Вскоре после повторения второй темы темп меняется на Vivace , и солист играет арпеджио под ритм литавр, повторяющийся из первой части. Темп немедленно возвращается к Maestoso; код с использованием обоих предметов. Наконец, концерт заканчивается до мажор, где солист-фортепианист играет торжествующую гамму , а литавры отбивают предыдущий ритм.
Первая версия 1897 года представляет собой структуру «три в одном» «Allegro non troppo» — «Largo» — «Tempo primo». [7] Версия 1904 года включает три части: «Allegro ma non tanto», «Largo» и «Maestoso con moto moderato». [1]
Избранные записи
[ редактировать ]- Версия 1904 года: Ховард Шелли , сэр Эндрю Дэвис , Королевский шотландский национальный оркестр ( Чандос CHAN10742)
- Версия 1904 года: Пирс Лейн , Дэвид Ллойд-Джонс , Ольстерский оркестр ( Hyperion Records CDA67296)
- Версия 1904 года: Клиффорд Керзон , Джон Притчард , Симфонический оркестр BBC (BBC Legends BBCL4181-2, запись концерта от 3 сентября 1981 года)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Hyperion Records Романтический фортепианный концерт, том 39" . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Эдвард Григ», The Times , 4 мая 1888 г., стр. 9
- ^ Архив выпускных вечеров: Выпускной 57 ; Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ «Фортепианный концерт Делиуса, партитура для 2 фортепиано» (PDF) . Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Архив выпускных вечеров: Теодор Санто ; Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Фортепианный концерт IMSLP (Делиус, Фредерик)» . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Делиус: Фортепианный концерт / Париж / Идиллия / Ярмарка Бригг» . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ "Фортепианная энциклопедия PTNA. Фортепианный концерт Делиуса" . Проверено 2 марта 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Буклет из записи Hyperion CDA67296
- Партитура редукции для двух фортепиано Отто Зингера II, Universal Edition, Harmonie Verlag