Джордж Дайсон (композитор)

Сэр Джордж Дайсон KCVO (28 мая 1883 — 28 сентября 1964) — английский музыкант и композитор. После учебы в Королевском музыкальном колледже (RCM) в Лондоне и службы в армии во время Первой мировой войны он был школьным учителем и лектором в колледже. В 1938 году он стал директором РКМ, став первым из его выпускников, сделавшим это. В качестве директора он провел финансовые и организационные реформы и руководил колледжем в трудные дни Второй мировой войны .
Композитор Дайсон писал традиционным языком, отражая влияние своих учителей в RCM, Хьюберта Пэрри и Чарльза Вильерса из Стэнфорда . Его работы были хорошо известны при его жизни, но прошли период забвения, прежде чем были возрождены в конце 20 века.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дайсон родился в Галифаксе , Йоркшир, был старшим из троих детей Джона Уильяма Дайсона, кузнеца, и его жены Алисы, урожденной Гринвуд, ткачихи. [1] Дайсон-старший также был органистом и хормейстером в местной церкви, а оба родителя были членами любительских хоров. Они поощряли музыкальный талант сына, и в 13 лет его назначили церковным органистом. Три года спустя он получил FRCO (стипендию Королевского колледжа органистов ), а в 1900 году выиграл открытую стипендию в Королевском музыкальном колледже (RCM), где изучал композицию у сэра Чарльза Вильерса в Стэнфорде . [1] Во время учебы в RCM он зарабатывал себе на жизнь, работая помощником органиста в церкви Святого Альфеджа в Гринвиче . [2]
Он получил премию Артура Салливана за композицию. [3] еще будучи студентом RCM, и в 1904 году был удостоен стипендии Мендельсона . [4] что позволило ему провести три года в Италии, Австрии и Германии. Он познакомился с ведущими музыкантами, включая Рихарда Штрауса , чей стиль, как полагают, повлиял на ранние композиции Дайсона. [5] Его симфоническая поэма «Сиена» (1907) по мнению «Таймс» выделялась среди многих произведений других молодых композиторов. [6] но партитура не сохранилась. [5] [7]
Когда он вернулся в Великобританию в 1907 году, Дайсон был назначен музыкальным директором Королевского военно-морского колледжа Осборна по рекомендации сэра Хьюберта Пэрри , директора RCM. [5] Оттуда он переехал в колледж Мальборо в 1911 году. [4]

С началом Первой мировой войны в 1914 году Дайсон присоединился к Королевским стрелкам , став гренадерским офицером 99-й пехотной бригады. В этой роли он написал учебную брошюру по гранатной войне, благодаря которой стал широко известен. В 1916 году, выведенный из строя в результате контузии , он по инвалидности вернулся в Англию. Пэрри записал в своем дневнике, насколько он был потрясен, когда увидел Дайсона, «тень самого себя». [8]
В ноябре 1917 года Дайсон женился на Милдред Люси Этки (1880–1975), дочери лондонского адвоката. У них родился сын Фримен , ставший известным физиком-теоретиком и математиком, и дочь Алиса. В 1917 году Дайсон получил степень доктора медицинских наук в Оксфордском университете . [1]
После долгого выздоровления Дайсон был назначен майором недавно сформированных Королевских ВВС (RAF), где прослужил до 1920 года. [4] В этом качестве, организуя группы RAF, он завершил короткую партитуру « » Генри Уолфорда Дэвиса , RAF March Past добавив медленную среднюю часть и полностью озвучив всю пьесу. [1]
Учитель и профессор
[ редактировать ]В 1920 году композиторская карьера Дайсона продвинулась вперед, когда его «Три рапсодии» для струнного квартета были выбраны для публикации по Carnegie Trust . схеме публикации [8] В 1921 году он занял должности преподавателя музыки в Веллингтонском колледже и профессора композиции в RCM. В 1924 году, оставаясь в RCM, он сменил школу и поступил в Винчестерский колледж . Его биограф Льюис Форман отмечает, что именно во время его двойного пребывания в RCM и Винчестере «развились различные направления его зрелой карьеры композитора». [1]
Помимо преподавания в RCM и Винчестере и руководства школьной музыкой, Дайсон был дирижером хорового общества для взрослых и приглашенным лектором в Ливерпуля и Глазго ; университетах [4] сочинение музыки приходилось вписывать в то свободное время, которое у него было. [8] Среди произведений этого периода - кантата «В честь города» (1928), описанная The Musical Times как «мужественная фантазия для хора и оркестра, [которая] ярко иллюстрирует талант композитора к диатонической мелодии впечатляющего красноречия, его пристрастие к энгармоническим модуляциям. задумано с соответствующей изобретательностью и его умелым обращением с оркестровыми тонкостями». [9] Форман пишет, что кантата имела такой успех, что Дайсон вскоре выпустил более амбициозное произведение « Кентерберийские паломники» (1931), «череду запоминающихся и красочных чосеровских портретов… и, вероятно, его самую известную партитуру». [1]
Британские хоровые фестивали заказали Дайсону новые произведения. Для Фестиваля трех хоров он написал «Путешествие Святого Павла к Мелите» (1933) и «Навуходоносор» (1935), а для Лидса — «Кузнецы» (1934). Чисто оркестровые произведения включали Симфонию соль мажор (1937), которую The Times похвалила за оригинальность, примитивный характер и избегание «причудливо непонятного или помпезно грандиозного». [10]
С начала 1930-х годов Дайсон и другие были обеспокоены будущим любительского музыкального творчества в Великобритании, которая находилась под растущим давлением Великой депрессии и того, что Дайсон называл «вторжением механической музыки» - граммофонов и радио. [11] С помощью Фонда Карнеги Дайсон в 1935 году стал соучредителем Национальной федерации музыкальных обществ как головной организации и финансовой опоры для музыкальных групп и исполнительских обществ. [11]
Директор RCM и последующие годы
[ редактировать ]
В 1938 году Дайсон был назначен директором RCM после выхода на пенсию сэра Хью Аллена ; он очень гордился тем, что стал первым бывшим студентом РКМ, ставшим его директором. [8] Он обеспечил финансирование колледжа от Комитета по университетским грантам и учредил пенсионную схему для сотрудников. Он провел капитальный ремонт помещений колледжа, от репетиционного зала до туалетов, чтобы обеспечить студентам лучшие условия труда. [12] Он также модернизировал учебную программу и экзаменационную систему колледжа. [13] Он придерживался твердого мнения, что, поскольку первоклассные музыкальные исполнения теперь легко и регулярно доступны по радио и в звукозаписях, люди, приходящие в музыкальную профессию, должны соответствовать самым высоким стандартам, чтобы быть конкурентоспособными. [14] Его акцент на техническом совершенстве вызвал критику; The Times сообщила, что он «отменил гуманистическую тенденцию, которая была идеалом колледжа». [15]
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война , многие образовательные и другие организации были эвакуированы из Лондона, чтобы избежать ожидаемых бомбардировок. Дайсон был непреклонен в том, что RCM должен оставаться в своем доме в Южном Кенсингтоне . [16] Его решение имело важные последствия за пределами колледжа, поскольку его примеру последовали и другие учебные заведения, в результате чего стала возможной непрерывность обучения и соблюдение стандартов. [15] В RCM Малкольм Сарджент возглавил оркестр колледжа, а к профессорско-преподавательскому составу присоединился Карл Гейрингер , вытесненный нацистами из Gesellschaft der Musikfreunde в Вене. [17]
После войны Дайсону пришлось столкнуться с резким ростом спроса на места в колледже: студенты, прервавшие учебу, чтобы пойти в вооруженные силы, и послевоенное поколение новых абитуриентов увеличили число абитуриентов, и Дайсон и его совет директоров были вынуждены ужесточить требования для въезда. [18] Его акцент на практическом музыкальном искусстве привел к тому, что он ликвидировал библиотеку и архивы колледжа, избавившись от множества старых книг и рукописей, к возмущению некоторых коллег. [19]
Поощрение талантов Дайсона иногда проявлялось в его готовности отступить от обычной практики, когда он чувствовал это необходимым. Хотя Колину Дэвису , будучи студентом кларнета, не разрешили участвовать в уроках дирижирования, поскольку его пианистические навыки были признаны недостаточными, [20] Малкольму Арнольду повезло лучше: хотя он и сбежал из колледжа, Дайсон призвал его вернуться и тем самым облегчил ему путь; [21] Дайсон принял Джулиан Брим специальные меры, чтобы позволить ему продолжить обучение игре на гитаре, что до сих пор не входило в учебную программу колледжа. [22]
Дайсон получил рыцарское звание в Новогоднем списке почестей 1941 года и был назначен кавалером Королевского Викторианского ордена (KCVO) в 1953 году. Он имел почетные степени университетов Абердина и Лидса , а также почетные стипендии Королевской музыкальной академии и Имперского колледжа. Лондон . [4]
В 1952 году Дайсон ушел из RCM. Он переехал в Винчестер и наслаждался тем, что Форман называет «замечательным бабьим летом» в композиции, хотя к этому времени его музыка казалась некоторым слушателям старомодной. Его поздние работы были опубликованы и исполнены, но, по словам Формана, «не имели такого же непосредственного последователя», как музыка начала его карьеры. [1]
Дайсон умер в своем доме в Винчестере 28 сентября 1964 года в возрасте 81 года. [23]
Музыка
[ редактировать ]Дайсон сказал о себе как о композиторе: «У меня репутация хорошего техника… не особо оригинального. Я знаком с современными идиомами, но они выходят за рамки того, что я хочу сказать». [15] Музыкальный критик The Times заметил, что в произведениях Дайсона есть определенная двусмысленность, «вероятно, из-за того, что большое музыкальное мастерство сочеталось исключительно с экстравертным темпераментом». Тот же писатель заметил, что, хотя все, что написал Дайсон, было хорошо сделано, он никогда не развивал личный язык и «не вносил много эмоциональной энергии в свои более крупные работы». [15]
Биограф Дайсона Пол Спайсер пишет, что из произведений композитора только «Кентерберийские паломники» и два набора вечерних песнопений в D и F. с любой частотой исполняются [24] следующие работы Сам Дайсон решил включить в свою запись «Кто есть кто» : «В честь города» , 1928; «Кентерберийские паломники» , 1931 год; Путешествие Святого Павла , 1933 год; «Кузнецы» , 1934 ; Навуходоносор , 1935 год ; Симфония, 1937; Quo Vadis , 1939 год; Концерт для скрипки с оркестром, 1942 год; Concerto da Camera и Concerto da Chiesa для струнных, 1949; Концерт Легджеро для фортепиано и струнных, 1951; «Сладкая Темза течет тихо» , 1954; Азенкур , 1955 год; Иерусалим , 1956 год; Поехали, май , 1958 год; и «Рождественская гирлянда» , 1959. [4]
Помимо упомянутых композитором, Dyson Trust перечисляет следующие композиции, доступные по состоянию на 2017 год: «Весенняя гирлянда» , «Детская сюита для оркестра», «Вечерняя служба до минор», «Вечерняя служба ре», «Утренняя служба ре мажор», « Прелюдия», «Фантазия». и «Чакона» для виолончели с оркестром, «Te Deum Laudamus » и «Три рапсодии» для струнного квартета. [25] Фонд опубликовал полный список произведений, включающий в общей сложности девять оркестровых произведений, семь камерных произведений, тринадцать пьес или наборов пьес для фортепиано, четыре сольные органные пьесы, двадцать произведений для хора и оркестра, семьдесят девять произведений для хора с фортепиано или орган или без аккомпанемента, пять гимнов, шесть песен и тринадцать утерянных или уничтоженных произведений ранней карьеры композитора. [26] В 2014 году, чтобы отметить 50-летие со дня смерти Дайсона, Бен Костелло выпустил аранжировку In Honor of the City для двух фортепиано и ударных.
Наследие
[ редактировать ]Форман пишет, что возрождение музыки Дайсона было начато Кристофером Палмером , который опубликовал «Джордж Дайсон: столетняя признательность» (1984) и «Восторг Дайсона» (1989), подборку несобранных статей и бесед Дайсона о музыке, а также продвигал первые современные записи. музыки Дайсона. [1] Фонд сэра Джорджа Дайсона был основан в 1998 году с заявленной целью способствовать просвещению общественности в понимании и оценке музыки Дайсона, а также предоставлять доступ к его рукописям, сочинениям, партитурам, черновикам и меморандумам для поощрения изучения его творчества. [27] Покойный Фримен Дайсон также был поклонником музыки своего отца. [28]
Книги Дайсона
[ редактировать ]- Гранатная война: заметки о подготовке и организации гренадеров (1915)
- Новая музыка (1924)
- Прогресс музыки (1932)
- Возиться, пока горит Рим (1954)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Форман, Льюис. «Дайсон, сэр Джордж (1883–1964)» , Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004. Проверено 20 ноября 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ). ( требуется
- ^ Спайсер, с. 15
- ^ Спайсер, с. 35
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Дайсон, сэр Джордж» , Who Was Who , онлайн-издание, Oxford University Press, 2014. Проверено 20 ноября 2017 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Форман, Льюис. «Дайсон, сэр Джордж» , Grove Music Online, Oxford University Press. Проверено 20 ноября 2017 г. (требуется подписка)
- ^ «Музыка», The Times , 21 мая 1909 г., стр. 1
- ^ Франция, Джон (29 июля 2008 г.). «Британская классическая музыка: Земля утраченного контента: Джордж Дайсон: Сиенская увертюра» . Британская классическая музыка . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Форман, Льюис. Примечания к компакт-диску Naxos 8.557720 (2004 г.)
- ^ Халл, Роберт Х. «Джордж Дайсон» , The Musical Times , сентябрь 1933 г., стр. 800–801 (требуется подписка)
- ^ «Королевский зал: Новая симфония доктора Дайсона», The Times , 17 декабря 1937 г., стр. 14
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дайсон, Джордж. «На пути к национальному сотрудничеству: план и политика» , The Musical Times , февраль 1936 г., стр. 121–125 (требуется подписка)
- ^ Спайсер, с. 238
- ^ Спайсер, с. 240
- ^ Спайсер, с. 242
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Некролог: сэр Джордж Дайсон», The Times , 30 сентября 1964 г., стр. 17
- ^ Спайсер, с. 245
- ^ Спайсер, с. 247
- ^ Спайсер, с. 272
- ^ Спайсер, стр. 276–277.
- ^ Блит, с. 8
- ^ Спайсер, с. 232
- ^ Спайсер, стр. 295–296.
- ^ Спайсер, с. 394
- ^ Спайсер, с. 1
- ^ «Работы». Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine , Фонд сэра Джорджа Дайсона. Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Сэр Джордж Дайсон: Список работ». Архивировано 31 декабря 2016 года в Wayback Machine , Фонд сэра Джорджа Дайсона. Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Добро пожаловать» , Фонд сэра Джорджа Тайсона. Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ « Фриман Дайсон, гений-математик, ставший дальновидным технологом, умер в возрасте 96 лет» , в New York Times , 28 февраля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Блит, Алан (1972). Колин Дэвис . Лондон: Ян Аллан. OCLC 675416 .
- Спайсер, Пол (2014). Сэр Джордж Дайсон: его жизнь и музыка . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-903-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Джорджем Дайсоном (композитором) , на Викискладе?
- Фонд сэра Джорджа Дайсона
- Бесплатные партитуры Джорджа Дайсона в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Исполнение Dyson Fantasy для виолончели с оркестром на YouTube Джулиана Ллойда Уэббера и Академии Святого Мартина в полях под управлением Невилла Марринера
- Аудиодорожка Dyson Magnificat in F доступна на сайте Cardiff Cathedral Choir.org.
- 1883 рождения
- 1964 смертей
- Музыканты из Галифакса, Западный Йоркшир
- Английские композиторы XX века
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Академики Королевского музыкального колледжа
- Директора Королевского музыкального колледжа
- Преподаватели Королевского военно-морского колледжа Осборна
- Рыцари-командоры Королевского Викторианского ордена
- Рыцари Бакалавр
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Фриман Дайсон
- Ученики Чарльза Вильерса Стэнфорда
- Персонал Королевских ВВС Первой мировой войны
- Офицеры Королевских стрелков
- Офицеры Королевских ВВС
- Музыканты Королевских ВВС
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Британские военные музыканты
- Президенты Независимого общества музыкантов