Бенджамин Дейл
Бенджамин Джеймс Дейл (17 июля 1885 — 30 июля 1943) — английский композитор и учёный, долгое время сотрудничавший с Королевской музыкальной академией . Дейл проявил композиционный талант с раннего возраста и написал небольшой, но заметный сборник произведений. Его самое известное произведение — это, вероятно, крупномасштабная соната для фортепиано ре минор, которую он начал, будучи еще студентом Королевской музыкальной академии, и написанную в мощном позднеромантическом стиле . Кристофер Форман предложил всестороннюю переоценку музыки Бенджамина Дейла. [ 1 ] [ 2 ] В 1921 году Дейл женился на одной из своих учениц, пианистке и композиторе Кэтлин Ричардс .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Бенджамин Дейл родился в Аппер- Холлоуэй , Ислингтон, Лондон, в семье Чарльза Джеймса Дейла, производителя керамики из Стаффордшира , и его жены Фрэнсис Энн Халлетт, дочери производителя мебели из Клеркенвелла . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Его отец, который эмигрировал сначала в Дербишир , а затем в Лондон, был директором компании Denby Pottery Company и лондонским менеджером James Bourne & Son. [ 6 ] Он также был самоучкой, но увлеченным музыкантом-любителем, церковным органистом и методистских гимнов. автором мелодий [ 7 ] который вырастил Хоровую ассоциацию Финсбери (привлекая таких композиторов, как Салливан и Стэнфорд, чтобы они дирижировали своими хоровыми произведениями) [ 1 ] и основал Столичный музыкальный колледж в Холлоуэе, который позже стал Лондонским музыкальным колледжем . [ 6 ]
Бенджамин был младшим из семи детей. [ 1 ] Одним из его братьев был Генри Халлетт Дейл , будущий Нобелевской премии , лауреат физиолог и президент Королевского общества (а также изолировав и описав гистамин и ацетилхолин , он помог раскрыть важные механизмы иммунной и нервной систем, которые изменили современное понимание анафилаксия , аллергия и иммунитет ). [ 4 ] [ 5 ] Хотя Генри был на десять лет старше Бенджамина, он всегда оставался рядом со своим младшим братом, и, как и их отец, оба мужчины имели репутацию приветливых и доступных людей, независимо от положения и славы. [ 1 ]
Несмотря на безразличную успеваемость в школе, к 14 годам Дейл уже был опытным органистом и написал небольшой сборник композиций, в том числе концертную увертюру под названием «Гораций» , вдохновленную Томасом Бабингтоном Маколеем . [ 1 ] Отец Дейла организовал исполнение увертюры в Portman Rooms на Бейкер-стрит (10 мая 1900 года) и был вознагражден положительным отзывом в The Musical Times . [ 1 ] Бенджамин бросил школу в 15 лет, чтобы поступить студентом Королевской музыкальной академии (RAM). [ 1 ] Он начал работать в RAM в сентябре 1900 года, в один день с Арнольдом Баксом , другим многообещающим пианистом-композитором, который стал другом на всю жизнь. [ 8 ] Там он воссоединился со своим первым товарищем по игровой площадке, концертирующим пианистом и композитором Йорком Боуэном , который также оставался особенно близким другом на всю оставшуюся жизнь Дейла. [ 8 ] Как и другие, Дейл изучал композицию у Фредерика Кордера , сторонника Вагнера и биографа Листа , который олицетворял прогрессивный музыкальный климат RAM под руководством Александра Маккензи (в отличие от более консервативного Королевского музыкального колледжа , где композиция была прерогативой Стэнфорда). ). [ 8 ]
Ранние композиции
[ редактировать ]Во время учебы в RAM Дейл работал над несколькими композициями, включая первую часть фортепианного трио, полную органную сонату, две концертные увертюры (одна вдохновлена «Бурей » Шекспира ), Concertstück для органа и оркестра и свою первую опубликованную работу. , Соната для фортепиано ре минор. [ 6 ] [ 9 ] Соната растянулась на шестьдесят страниц, что привело к проблемам с публикацией, и Общество британских композиторов было основано группой композиторов, в том числе Фредериком Кордером , Джоном Блэквудом МакИвеном и Тобиасом Маттеем в Королевской музыкальной академии, для решения этой и подобных проблем. Общество опубликовало сонату в своей первой публикации через издательство Charles Avison, Ltd. [ 10 ]
Соната для фортепиано Дейла, написанная между 1902 и 1905 годами и посвященная Йорку Боуэну, представляет собой масштабное виртуозное произведение, состоящее всего из двух частей, вторая из которых сочетает в себе медленную часть, скерцо и финал в наборе вариаций, форма, очевидно, под влиянием Чайковского . Фортепианное трио . [ 1 ] [ 11 ] Комментаторы усматривают в этом эклектичном произведении различные другие влияния и отголоски, включая Сонату си минор Листа , , Шумана «Фантазию до мажор» « , Балакирева Исламей» первую фортепианную сонату Глазунова » Вагнера и «Лиебестод . [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] По мнению Фрэнсиса Потта, «бурное арпеджио и богатое разнообразие жестов предполагают попытку фортепианной параллели с оркестровкой Вагнера и Штрауса , тем самым перенося иллюзию симфонической транскрипции в новые места». [ 12 ] По словам Лизы Харди, автора обширного обзора британских фортепианных сонат,
«Соната Дейла была первой выдающейся британской фортепианной сонатой. Ее гармонический язык избегал клише стиля Бетховена — Брамса и использовал ресурсы хроматизма Штрауса и Вагнера на беспрецедентном уровне. Однако в некотором смысле она ознаменовала конец эпохи , поскольку это было пределом возможного понимания поздних романтических гармоний». [ 11 ]
Несмотря на вход в репертуар таких концертирующих пианистов, как Йорк Боуэн, Майра Хесс , Бенно Моисейвич , Ирен Шаррер и Мура Лимпани , [ 12 ] к 1920-м годам соната Дейла вышла из моды. [ 11 ] Однако в последние годы эту работу на компакт-диске поддержал Питер Джейкобс (на Continuum, 1992), [ 13 ] Марк Беббингтон (СОММ, 2010 г.) [ 14 ] и Дэнни Драйвер ( «Гиперион» , 2011), [ 12 ] способствуя нынешнему возрождению интереса к музыке Дейла. [ 15 ] Вероятно, это единственная композиция, благодаря которой Дейл сегодня наиболее известен. [ 1 ]
Следующей опубликованной работой Дейла была его трехчастная сюита для альта и фортепиано — еще одна соната, кроме названия, — датируемая 1906 годом, первая из серии композиций, написанных специально для альтиста и профессора RAM Лайонела Тертиса . [ 6 ] Это амбициозное произведение расширило границы техники альта того времени и остается сложной даже сегодня: Тертис часто исполнял его либо с Боуэном за фортепиано, либо в более поздней аранжировке двух последних частей с оркестровым сопровождением (впервые исполненной в Королевской филармонии 1911 года). Светский концерт под управлением Артура Никиша ), продюсировать который он предложил Дейлу. [ 1 ] За сюитой последовали « Фантазия для альта и фортепиано» (1910 г.), а также « Вступление и Анданте» (1911 г.) для необычной комбинации шести независимых партитур альтов, написанная для исполнения учениками Тертиса (одним из которых оказался Эрик Коутс ). Компакт-диск с камерной музыкой Дейла для альта доступен на сайте Dutton Epoch . [ 6 ] [ 16 ]
К этому времени Дейл зарекомендовал себя как успешный композитор и педагог, будучи назначенным профессором гармонии в RAM в 1909 году. [ 3 ] В 1912 году Генри Вуд Дейла дирижировал «Concertsstück» для органа и оркестра на Променаде с Фредериком Киддлом за органом. [ 17 ] [ 18 ] это, вероятно, было его последнее выступление на сегодняшний день. [ 1 ] Вуд был поклонником музыки Дейла и описывал его некогда популярные голоса и оркестровую постановку « Кристины Россетти » Перед исчезновением звезд (сочиненной в 1912 году) как «хоровую жемчужину». [ 1 ] [ 18 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Начало Первой мировой войны застало Дейла когда он отправился на Байройтский фестиваль . в одной из его отпускных поездок в Германию, [ 3 ] Находясь под условно-досрочным освобождением в Нюрнберге как вражеский инопланетянин, Дейл написал три композиции (включая две части), свои первые новые композиции с 1912 года. [ 2 ] В ноябре Дейл был интернирован в лагерь для гражданских интернированных в Рулебене , недалеко от Берлина, вместе с несколькими другими выдающимися музыкантами, включая коллегу-композитора и профессора RAM Фредерика Киля , который находился в тех же бараках. [ 2 ] Дейл принимал участие в деятельности Музыкального общества Рулебена, образованного в 1915 году после грязной первой зимы. В частности, он объединил усилия с канадцем Эрнестом Макмилланом (позже ставшим дирижером Симфонического оркестра Торонто ), который читал лекции по каждой из девяти симфоний Бетховена: в конце каждой лекции Макмиллан и Дейл исполняли четыре ручная фортепианная обработка обсуждаемой симфонии. [ 19 ] Дейл также был одним из музыкантов, которые помогли Макмиллану воссоздать по памяти партитуру «Микадо» для полноценного выступления в лагере. [ 20 ] В 1918 году Дейла досрочно освободили из Рухлебена после перелома руки, и ему разрешили на время остаться на ферме в Нидерландах. [ 21 ]
Несмотря на ухудшение здоровья после войны, Дейл смог путешествовать по всему миру, проходя стажировку в Австралии и Новой Зеландии в Ассоциированном совете Королевских музыкальных школ . Он снова начал сочинять музыку и стал профессором гармонии, а затем директором Королевской музыкальной академии. Он также работал в музыкальной консультативной группе BBC. В послевоенный период Дейл написал несколько камерных произведений для скрипки (записанных для Dutton Epoch). [ 22 ] включая крупномасштабную сонату для скрипки (1921–22). [ 2 ] В 1923 году последовал гимн «Песнь хвалы ». Его последней крупной работой была оркестровая композиция «Текущий прилив» (1943), в которой есть сильные элементы дебюссианского импрессионизма в сочетании с романтизмом. В 2002 году «The Flowing Tide» полностью транслировался на BBC Radio 3 , где Вернон Хэндли дирижировал Симфоническим оркестром BBC , что, по-видимому, было первым исполнением произведения с тех пор, как Адриан Боулт дирижировал его премьерой в 1943 году. [ 17 ] [ 23 ] В подробном обзоре мероприятия Кристофер Форман назвал это произведение «главным британским оркестровым шедевром». [ 23 ]
Дейл умер в июле 1943 года в Лондоне в возрасте 58 лет, потеряв сознание после репетиции премьеры «Текущего прилива» . [ 2 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Оркестровый
- Гораций , Увертюра (1899)
- Увертюра для оркестра (1900)
- «Буря» , увертюра к пьесе Шекспира (1902)
- Concertstück (Концертная пьеса) для органа с оркестром (1904)
- Концертная увертюра соль минор (1904)
- «Английский танец» для небольшого оркестра (1919); аранжировка оригинала (1916) для струнного октета, также в переложении для скрипки и фортепиано, соч. 10, № 1 [см. ниже]
- Прунелла для малого оркестра (1923); аранжировка оригинала (1916) для скрипки и фортепиано [см. ниже]
- «Праздничная мелодия» для небольшого оркестра (1925); аранжировка оригинала (1920) для скрипки и фортепиано [см. ниже]
- Текущий прилив , тональная поэма (1924–1943)
Камера
- Фортепианное трио ре минор - только 1-я часть (исполнено в 1902 году)
- «Английский танец» для 4-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей (1916); Первоначально предназначался для представления третьего акта романа Бомонта « Рыцарь горящего пестика».
Скрипка
- Английский танец для скрипки и фортепиано, соч. 10, № 1 (1916); первоначальное название Country Dance
- Прунелла для скрипки и фортепиано, соч. 10, № 2 (1916); первоначально задумывался как интермеццо к одноименной пьесе Лоуренса Хаусмана и Харли Грэнвилл-Баркер.
- Праздничная мелодия для скрипки и фортепиано, соч. 10, № 3 (1920)
- Соната ми мажор для скрипки и фортепиано, соч. 11 (1921–1922)
- Баллада до минор для скрипки и фортепиано, соч. 15 (1926)
Виола
- Сюита ре мажор для альта и фортепиано, соч. 2 (1906)
- Maestoso – выразительное Аллегретто
- Романс (также в переложении для альта с оркестром, 1909)
- Финал: Аллегро (также альт с оркестром, 1909)
- Фантазия ре минор для альта и фортепиано, соч. 4 (1910)
- Интродукция и Анданте для 6 альтов, соч. 5 (1911 г., переработка 1913 г.)
- Английский танец (1916); аранжировка для альта и фортепиано Йорка Боуэна ; оригинал для скрипки и фортепиано
Клавиатура
- Органная соната ре минор (впервые исполнена в 1902 году)
- Соната ре минор для фортепиано, соч. 1 (1902–1905)
- Night Fancys , Экспромт ре ♭ мажор для фортепиано, соч. 3 (1907)
- «Английский танец» для фортепиано (1919); оригинал (1916) для скрипки и фортепиано
- Прунелла для фортепиано (1923); оригинал (1916) для скрипки и фортепиано
Вокал
- Музыка, когда умирают мягкие голоса , постановка песни ми ♭ мажор для высоких голосов с фортепианным сопровождением стихотворения Шелли (1914)
- Партии песен, соч. 8[?] [ 2 ] (1914)
- Мой сад в A ♭ , постановка мистического стихотворения Т.Э. Брауна.
- Пересечение бара фа мажор, постановка на стихотворение Теннисона
- Две песни из Шекспира , соч. 9 (1919); Шекспира. Песни из «Двенадцатой ночи»
- O Mistress Mine фа мажор для низкого голоса и фортепиано
- Come Away, Death ре мажор для низкого голоса, альта и фортепиано
Хоровой
- Три рождественских гимна, соч. 6 (1911)
- Перед частоколом звезд для хора и оркестра, соч. 7 (1912 г.); постановка рождественского гимна Кристины Россетти
- «Похвальная песня» , Гимн фестиваля для солистов, хора и оркестра, соч. 12 (1923 г.); слова Реджинальда Хибера ; сочинено для 269-го ежегодного фестиваля Сынов духовенства.
- Роза Мистика , Кэрол для смешанных голосов с теноровым соло (1925); слова из средневековой антологии, собранной Мэри Сигар
Письмо
- «Гармония, контрапункт и импровизация» Бенджамина Дейла, Гордона Джейкоба , Хьюго Энсона
Записи
[ редактировать ]- Полное собрание музыки для скрипки и фортепиано : Соната ми мажор, Op.11, Английский танец , Прунелла , Праздничная мелодия , Баллада , Op.15. Эпоха Даттона CDLX7157 (2006)
- Музыка для альта и фортепиано : Сюита, соч.2, фантазия , соч.4, и две фортепианные пьесы ( «Экспромт» и «Прунелла» ). И так далее КТЦ 1105 (1991)
- Музыка для альта : Сюита, Op.2, Фантазия , Op.4, Интродукция и Анданте для шести альтов , Op.5, Английский танец (аранж. Йорка Боуэна). Эпоха Даттона CDLX7204 (2008)
- Соната для фортепиано ре минор
- Марк Беббингтон. СОММКД 097 (2010)
- Дэнни Драйвер. Hyperion CDA67827 (2011) (плюс Night Fancys , Прунелла Йорка Боуэна и Миниатюрная сюита до мажор , соч. 14)
- Питер Джейкобс . Continuum CCD1044 (1991) (плюс Night Fancys и Prunella )
- Романтическая альт : Сюита, Op.2, Фантазия , Op.4, Интродукция и Анданте для шести альтов , Op.5. Наксос 8,573167 (2013)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Форман, Кристофер (2011). Бенджамин Дейл — Переоценка, части 1 и 2 . МьюзикВеб Интернэшнл. Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Форман, Кристофер (2011). Бенджамин Дейл — Переоценка, части 3 и 4 . МьюзикВеб Интернэшнл. Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Харди, Лиза (2004). Дейл, Бенджамин Джеймс (1885–1943) . Оксфордский национальный биографический словарь , Издательство Оксфордского университета. Проверено 8 июля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Фельдберг, Вильгельм , преп. Тэнси, Э.М. (2004–2011 гг.). Дейл, сэр Генри Халлетт (1875–1968) , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2011 г. Проверено 8 июля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Фельдберг, Вильгельм С (1970). Генри Халлетт Дейл 1875–1968 . Биографические мемуары членов Королевского общества , Vol. 16 ноября 1970 г., стр. 77–174. Проверено 9 июля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и Форман, Льюис (2008). Бенджамин Дейл — Музыка для альта. Архивировано 13 марта 2012 года в Wayback Machine [примечания на обложке]. Эпоха Даттона. Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Браун, Джеймс Д. и Стивен С. Стрэттон (1897). Британская музыкальная биография: словарь музыкальных исполнителей, авторов и композиторов, родившихся в Великобритании и ее колониях , стр. 114 . Бирмингем, Чедфилд. ISBN 0-306-70076-X . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Льюис (1983, редакция 2007 г.). Бакс: Композитор и его времена , глава 2 . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-209-6 .
- ^ Эванс, Эдвин (1919). Современные британские композиторы, III: Бенджамин Дейл. Музыкальные времена , Том. 60, № 915 (1 мая 1919 г.), стр. 201–205. Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ Харди, Лиза (2001). Британская соната для фортепиано, 1870–1945 .
- ^ Jump up to: а б с д Харди, Лиза (2001). Британская соната для фортепиано, 1870–1945 , стр. 42–48 . Бойделл Пресс. ISBN 0-85115-822-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Потт, Фрэнсис (2011). Бенджамин Дейл (1885–1943) — Фортепианная музыка . Гиперион Рекордс . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Майкл. Обзор в Gramophone, май 1993 г., стр. 75. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Сонаты для фортепиано Бенджамина Дейла и Уильяма Херлстона (2010). СОММ Отчеты. Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Форман, Льюис (2007–2011). Дейл, Бенджамин . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Проверено 16 августа 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Куксон, Майкл (2008). Обзор компакт-диска — запись месяца: Бенджамин Дейл (1885–1943) Музыка для альта . МьюзикВеб Интернэшнл. Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Архив BBC Proms: Результаты поиска выступлений Бенджамина Дейла. Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Вуд, Генри (1938). Моя музыкальная жизнь , стр. 274 . Голланц. ISBN 0-8369-5820-9 . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Невинс, Морин (1994). Сэр Эрнест Макмиллан: портрет канадского музыканта (1893–1973) Рулебена . Библиотека и архивы Канады (электронная коллекция). Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Макмиллан, сэр Эрнест; ред. Мори, Карл (1997). Макмиллан о музыке: очерки о музыке, стр. 25–26 . Дандурн Пресс. ISBN 1-55002-285-7 . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Патон, Крис (ред. 2010 г.). Бенджамин Дж. Дейл, В: История Рулебена [веб-сайт]. Проверено 12 сентября 2011 г.
- ↑ Бенджамин Дейл — Полное собрание музыки для скрипки и фортепиано (2005). Архивировано 28 сентября 2011 года в Wayback Machine . Эпоха Даттона. Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Форман, Кристофер (2002). Передача Бенджамина Дейла «Потоковый прилив» , BBC Radio 3, четверг, 25 апреля 2002 г. — Первые впечатления . МьюзикВеб Интернэшнл. Проверено 7 июля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Бенджамина Дейла в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Королевская музыкальная академия. Архивировано 1 августа 2018 года в Wayback Machine. Портрет Роузби Гава и Бенджамина Дейла.
- 1885 рождений
- 1943 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Английские композиторы XX века
- Английские музыканты-мужчины 20-го века
- Английские композиторы-классики
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Академики Королевской музыкальной академии
- Люди из Холлоуэя, Лондон
- Гражданские заключенные времен Первой мировой войны, удерживаемые Германией