Фортепиано в четыре руки

Фортепиано в четыре руки ( французский : À quatre mains , немецкий : Zu vier Händen, Vierhändig , итальянский : a quattro mani ) — это тип фортепианного дуэта , в котором два игрока одновременно играют на одном и том же фортепиано. [ 1 ] Дуэт, в котором музыканты играют на разных инструментах, обычно называют фортепианным дуэтом . [ 2 ]
Музыка, написанная для фортепиано в четыре руки, обычно печатается так, что левые страницы содержат только партию пианиста, сидящего слева, а правые страницы - только партию пианиста, сидящего справа. Верхняя часть (справа) называется primo, а нижняя часть (слева) — Secondo .
Репертуар
[ редактировать ]Распоряжения
[ редактировать ]Значительно большая часть музыки «a quatre mains» состоит из аранжировок оркестровых квартетов и вокальных произведений, а также и других групп для струнных инструментов. Действительно, едва ли существует какое-либо важное произведение для какой-либо комбинации инструментов, которое не было бы аранжировано и опубликовано в этой форме, которая из-за сравнительной легкости исполнения рассчитана на более легкое и точное воспроизведение характерных эффектов таких произведений, чем аранжировки для фортепиано соло. Иногда органные произведения и произведения для фортепиано в две руки повышенной сложности переделываются и для фортепиано в четыре руки, чтобы сделать их доступными для любителей. Такие аранжировки были особенно популярны до развития технологий записи, поскольку в большинстве случаев не было другого способа услышать многие из самых известных музыкальных произведений.
Оригинальные работы
[ редактировать ]Однако увеличение мощи и разнообразия, получаемое двумя исполнителями вместо одного, дает композиторам законный стимул писать оригинальную музыку в этой форме, и эта возможность ни в коем случае не была упущена, хотя и культивировалась в меньшей степени, чем можно было ожидать. .
Самые ранние известные печатные произведения для фортепиано в четыре руки были опубликованы в Лондоне в январе 1777 года, когда Чарльз Берни напечатал четыре дуэта для фортепиано в четыре руки с предисловием, объясняющим эту необычную практику. [ 3 ] Другой ранний образец последовал в Дессау около 1782 года под названием Drey Sonaten füre Clavier als Doppelstücke Fur zwey Personen mit vier Handen von CH Müller . Однако до этого Эрнст Вильгельм Вольф , музыкальный руководитель Веймара в 1761 году, написал одну или несколько сонат для двух исполнителей, которые были опубликованы уже после его смерти. Молодой Моцарт тоже писал пьесы в четыре руки для себя и своей сестры; К.381 ре мажор датируется 1772 годом. Насколько известно, это были первые произведения такого рода, хотя идея использования двух исполнителей (но не на одном инструменте), возможно, возникла у Иоганна Себастьяна Баха , написавшего три концерта для двух клавесинов , три для трех и один для четырех, все в сопровождении струнных инструментов. Но короткий компас клавиатуры, который во времена Баха и примерно до 1770 года никогда не превышал пяти октав, был плохо приспособлен к объединению двух исполнителей на одном и том же инструменте, и поэтому несомненно, что ранние композиторы оставили так мало такой музыки.

Гайдн и Бетховен , по-видимому, мало склонялись к такому описанию композиции. По словам Фетиса , Гайдн написал только одну пьесу «à quatre mains», дивертисмент, который так и не был опубликован (две другие сонаты, опубликованные под его именем, соч. 81 и 86, являются поддельными). Бетховен оставил только одну сонату, соч. 6, три марша, соч. 45, а также два набора вариаций, ни один из которых не имеет большого значения. Работы Моцарта в этой области более значительны. Из девяти фортепианных дуэтов Моцарта два, Адажио и Аллегро фа минор и Фантазия фа минор, первоначально были написаны для механического органа или музыкальных часов на венской выставке, а затем были аранжированы для фортепиано неизвестной рукой; среди прочих выделяются сонаты КВ 497 и КВ 521 венских лет.
Среди самых известных композиторов Шуберт максимально полно использовал оригинальные эффекты в музыке «a quatre mains». Его сочинения включают Сонату до мажор для фортепиано в четыре руки, D 812 , Дивертисмент à la hongroise , D 818 и Фантазию фа минор для фортепиано в четыре руки, D 940 . Помимо этого он написал четырнадцать маршей, шесть полонезов, четыре набора вариаций, три рондо, одну сонату, один набор танцев и четыре отдельные пьесы.
в четыре руки произведения Шумана и Брамса Среди немецких композиторов-романтиков наибольший интерес представляют . Мендельсон написал только одно оригинальное произведение такого рода, хотя сам аранжировал некоторые из своих оркестровых произведений, а также Октет и Вариации си-бемоль мажор для фортепиано, соч. 83, в таком виде. Помимо написания ряда небольших пьес для двух исполнителей, Шуман провел весьма новый и успешный эксперимент в своей «Испанской песне» (соч. 138), состоящей из десяти пьес для четырех голосов, представляющих собой песни, дуэты и квартет с четырьмя фортепиано. - ручное сопровождение. Аналогичную идею впоследствии реализовал Брамс, написавший две серии вальсов для четырех рук и четырех голосов ( «Liebeslieder Walzer» , соч. 52, и «Neue Liebeslieder» , соч. 65). Среди его инструментальных пьес в четыре руки наиболее известны «16 вальсов», соч. 39 . Известное произведение французского композитора-романтика — « Долли-сюита Форе » .
Орган в четыре руки
[ редактировать ]Органная музыка в четыре руки встречается очень редко, хотя эксперимент был поставлен Гессе , Хёпнером и особенно Юлиусом Андре , написавшим двадцать четыре пьесы для двух исполнителей на органе; но, по-видимому, от такого устройства, которое вообще может компенсировать его практическое неудобство, невозможно получить никакого увеличения эффекта. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кун, Лаура Дайан; Николя Слонимский (2001). Музыка с 1900 года . Нью-Йорк: Справочник Ширмера. стр. 81 . ISBN 0028647874 .
- ^ Беллингем, Джейн. «Фортепианный дуэт» , The Oxford Companion to Music , под ред. Элисон Лэтэм, Oxford Music Online, по состоянию на 31 марта 2012 г. (требуется подписка)
- ^ «4 сонаты для клавишного инструмента в 4 руки (Берни, Чарльз)» . Международный проект библиотеки музыкальных партитур . Проверено 30 мая 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гроув, Джордж , изд. (1900). . Словарь музыки и музыкантов . Лондон: Макмиллан и компания .