Тобиас Мэттэй
Тобиас Огастес Маттей (19 февраля 1858 — 15 декабря 1945) — английский пианист , педагог и композитор.
Биография
[ редактировать ]Мэттэй родился в Клэпхеме , графство Суррей , в 1858 году в семье, приехавшей из северной Германии и в конечном итоге ставшей натурализованными британскими подданными. [ 1 ] Он поступил в лондонскую Королевскую музыкальную академию в 1871 году и восемь месяцев спустя получил первую стипендию, присуждаемую в честь рыцарского звания ее директора сэра Уильяма Стерндейла Беннета . [ 2 ] В академии Мэттэй изучал композицию у сэра Уильяма Стерндейла Беннета и Артура Салливана , а также игру на фортепиано у Уильяма Доррелла и Уолтера Макфаррена . Он служил там доцентом с 1876 по 1880 год, а в 1880 году стал доцентом по классу фортепиано, а в 1884 году получил звание профессора. [ 3 ] Вместе с Фредериком Кордером и Джоном Блэквудом МакИвеном он стал соучредителем Общества британских композиторов в 1905 году. [ 4 ] Маттей оставался в RAM до 1925 года, когда он был вынужден уйти в отставку, потому что МакИвен - его бывший ученик, который тогда был директором академии, - публично раскритиковал его преподавание.
В 1903 году, после более чем десяти лет наблюдений, анализа и экспериментов, он опубликовал «Акт прикосновения» , энциклопедический сборник, оказавший влияние на фортепианную педагогику во всем англоязычном мире. Вскоре так много студентов искали его идеи, что два года спустя он открыл школу фортепиано Тобиаса Маттея сначала на Оксфорд-стрит, а затем в 1909 году переехал на Уимпол-стрит, где она оставалась в течение следующих 30 лет. Среди учителей там была его сестра Дора. Вскоре он стал известен своими принципами преподавания, в которых особое внимание уделялось правильному прикосновению к фортепиано и анализу движений рук. Он написал несколько дополнительных книг по технике игры на фортепиано, которые принесли ему международное признание, а в 1912 году он опубликовал «Музыкальную интерпретацию» , широко читаемую книгу, в которой анализировались принципы эффективного музыкального мастерства. Однако, признавая его важность, более поздний интерпретатор произведений Маттея раскритиковал его неясность: [ 5 ]
Бесконечные повторы, перепросмотры, конспекты, сноски, все со сменой акцентов и зачастую с новыми названиями одного и того же предмета, вводили исследователей в лабиринт, из которого мог выбраться только самый ясный мозг, оснащенный упорной настойчивостью.
Многие из его учеников впоследствии сформировали школу английского пианизма 20-го века, в том числе Артур Александр , Йорк Боуэн , Норман Фрейзер , Майра Хесс , Дениз Лазимонн, Клиффорд Керзон , Гарольд Крэкстон , Мура Лимпани , Гертруда Пепперкорн , Ирен Шаррер , Лилиас Маккиннон, Гай Джонсон , Вивиан Лэнгриш, Хоуп Сквайр , Эйлин Джойс , джазовая «синкопированная» пианистка Рэй Да Коста, Гарриет Коэн , Дороти Хауэлл и дуэт Бартлетт и Робертсон . [ 6 ] Он преподавал многим американцам, в том числе Рэю Леву , Юнис Нортон и Литлу Пауэллу, а также был учителем канадского пианиста Гарри Дина , английского композитора Арнольда Бакса и английского дирижёра Эрнеста Рида . [ 7 ] В 1920 году Хильда Хестер Колленс, учившаяся у Маттея с 1910 по 1914 год, основала в Манчестере музыкальный колледж , названный в его честь Музыкальной школой Маттея. Позже он был переименован в Северную музыкальную школу , предшественник Королевского северного музыкального колледжа . [ 8 ]
Его жена Джесси, урожденная Кеннеди, на которой он женился в 1893 году, написала биографию своего мужа, опубликованную посмертно в 1945 году. [ 9 ] Она была сестрой Марджори Кеннеди-Фрейзер . Она родилась в 1869 году и умерла в 1937 году. [ 1 ] Тобиас Маттей умер в своем загородном доме Хай-Марли, недалеко от Хаслемира , в 1945 году в возрасте 87 лет.
Композиции
[ редактировать ]Крупномасштабные композиции и виртуозные фортепианные произведения Маттея были написаны между 1870-ми и 1890-ми годами, прежде чем он вместо этого сосредоточился на технике игры на фортепиано и преподавании. Они включают две симфонии, несколько концертных увертюр и несколько концертных произведений для фортепиано. Все они были забыты на долгие годы и вновь появились на аукционе рукописей Sotheby's 30 ноября 2006 года, который выиграла Королевская музыкальная академия. [ 10 ] [ 11 ]
Только симфоническая увертюра « В мае» (1883 г.) и одночастная «Концертная пьеса ля минор» для фортепиано с оркестром (начатая около 1883 г. и переработанная примерно до 1908 г.) привлекли большое внимание современников. «Концертная пьеса» стала его самым популярным крупномасштабным произведением, хотя ее лондонской премьеры на Променаде пришлось ждать 25 лет до ее первого исполнения 28 августа 1909 года. Солистом был Йорк Боуэн. Затем ее исполняла на выпускных вечерах Вивиан Лэнгриш в 1914, 1919, 1920 и снова в 1925 году ученица Мэттэя Бетти Хамби (которая позже стала Бетти Хамби Бичем после того, как вышла замуж за Томаса Бичема ). [ 12 ] Майра Хесс также исполнила его под управлением Маттея в Королевском зале 18 июля 1922 года в присутствии короля и королевы на праздновании столетия Королевской музыкальной академии.
Маттей также написал камерную музыку (в первую очередь Фортепианный квартет, соч. 20 1882 года), небольшое количество песен и большое количество фортепианной музыки. [ 13 ] Его «31 вариация и производная на оригинальную тему для фортепиано», написанные в 1891 году и переработанные до 1918 года, были одним из его последних важных произведений раннего периода. Показывая влияние Листа и Вагнера , при первом написании он считался гармоничным и смелым. Работа состоит из двух частей, вторая становится все более сложной. [ 14 ]
Во время и после Первой мировой войны Маттей вернулся к фортепианной композиции, но отказался от своего ранее сложного стиля в пользу коротких характерных пьес, более близких по духу к . пьесам Шумана для детей В 1933 году он записал некоторые из них, в том числе Twilight Hills и Wind Sprites из сюиты 1919 года On Surrey Hills , op.30, [ 15 ] а также более старая Прелюдия и весьма требовательная «Бравура» из «Этюдов в форме сюиты» (1887). [ 16 ] [ 17 ]
Почти полная коллекция опубликованных фортепианных произведений хранится в Международном фортепианном архиве Мэрилендского университета . Он был подарен покойным Джеймсом Мэтью Холлоуэем из бумаг, первоначально принадлежавших пианистке и любимой ученице Матэя Дениз Лассимонн (1903–1994), которую Мэттэй взял к себе после смерти ее отца, позже назвав ее своей подопечной и наследницей. [ 18 ] Многие партитуры содержат исправления, редакционные пометки и комментарии самого Маттея. [ 19 ]
Список работ
[ редактировать ]Оркестровый
- Концертная увертюра (1874)
- Симфония ля минор (1874)
- Концерт для фортепиано с оркестром ре минор (1874)
- Скерцо для оркестра ре минор (1875)
- Концертная увертюра до мажор (1877)
- Симфония (1878)
- «Воспоминания о деревенской жизни» , концертная увертюра (1879)
- Герой и Леандер , сцена для контральто с оркестром (1879)
- «Летом» , симфоническая увертюра (она же Интродукция и Аллегро) (1880)
- Анданте для оркестра (1881)
- Концертная пьеса для фортепиано с оркестром ре минор (1881)
- В мае , симфоническая увертюра (1883)
- Концертная пьеса для фортепиано с оркестром ля минор (1895)
Камера
- Фортепианный квартет фа (1876)
- Фортепианный квартет, соч. 20 (1882 г., переработка 1905 г., опубликовано в 1906 г.) [ 20 ]
- Фортепианное трио фа мажор
- Баллада для виолончели и фортепиано, op.40 (1936)
Фортепианные произведения (выбрано) [ 21 ]
- Настроения момента , op.11 (1886 г., переработка и публикация 1920 г.) (десять пьес)
- Фазы любви , op.12 (1880, опубликовано в 1912 году) (включает «Сомнения», «Признание», «Ответ»)
- Этюды в форме сюиты ор.16 (1887) (восемь этюдов)
- Эльфы, op.17 (1898 г., опубликовано в 1911 г.)
- С подражанием , соч. 18
- Альбом-этюд № 1 оп.24 (включает «Майское утро», «Терпсихора») (1914)
- Эскизная книга № 2 , op.26 (1916)
- 31 вариация и деривация на оригинальную тему op.28 (1891, опубликовано в 1918 году)
- Пять камей , соч. 29 (1919)
- На Суррейских холмах, ор.30 (1919), включает «Сумеречные холмы», «В отпуске», «Ночные тени», «Эфииды ветра».
- Три лирических этюда , op.33 (1921)
- Баллада ля минор , соч. 39 (1926)
- Пять миниатюр , op.45
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Словарь музыки и музыкантов Гроува , 5-е изд. (1954) Том. 5, с. 632, Макмиллан, Лондон ОСЛК 6085892
- ^ «Тобиас Маттей» . www.pianosage.net . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Зик, Стивен (2012). Английский фортепианный мудрец: жизнь и учение Тобиаса Маттея . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81088-161-7 .
- ^ Харди, Лиза (2001). Британская соната для фортепиано, 1870–1945 гг . Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-822-8 .
- ^ Ковьелло, Амвросий (1948). Что имел в виду Матфей: его музыкальные и технические учения ясно объяснены и самообъяснены . Лондон: Босворт. п. 1. ОСЛК 316255047 .
- ^ «Коллекция Тобиаса Маттея» . Королевская музыкальная академия . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Скотт-Сазерленд, Колин. «Тобиас Маттей (1858–1945) и его ученики» , в журнале British Music (Британское музыкальное общество), выпуск 29 (2007).
- ^ Кеннеди, Майкл (1971). История Королевского Манчестерского музыкального колледжа, 1893–1972 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 89. ИСБН 978-0-7190-0435-3 . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Джесси Хендерсон Кеннеди Мэттэй. Жизнь и творчество Тобиаса Маттея (1945)
- ^ Музыка и континентальные рукописи , каталог Sotheby's, 2006 г.
- ^ Коллекция Тобиаса Маттея, Королевская музыкальная академия
- ^ Архив выступлений BBC Proms
- ^ Доус, Фрэнк. «Мэттей, Тобиас (Август)» в Grove Music Online , 2001'
- ↑ Radio Times , выпуск 604, 28 апреля 1935 г., стр. 28.
- ^ Тобиас Мэттэй играет Мэттэя «На Суррейских холмах», соч. 30
- ^ Тобиас Мэтью играет Прелюдию Мэтью и Арпеджио соч. 16 , Колумбия DX444,
- ^ Записи, Pianosage.net
- ^ Дениз Лассимонн
- ^ Коллекция Тобиаса Маттея в IPAM</
- ^ Фортепианный квартет, op 20, Charles Avison Ltd (1906), партитура в IMSLP
- ^ Сочинения: Маттей, Тобиас. ИМСЛП
Библиография
[ редактировать ]- Акт прикосновения во всем его разнообразии: анализ и синтез фортепианного тона (1903) Bosworth & Co. Ltd., Лондон
- Первые принципы игры на фортепиано (1905) Bosworth & Co. Ltd., Лондон
- Исследования релаксации (1908) Bosworth & Co. Ltd., Лондон
- Первые шаги ребенка в игре на фортепиано (1912) Boston Music Co., Бостон
- Принципы аппликатуры и законы педалирования (извлеченные из исследований релаксации ) (1908) Босворт, Лондон
- Принцип вращения предплечья при игре на фортепиано (1912) The Boston Music Co., Бостон
- Музыкальная интерпретация, ее законы и принципы, а также их применение в преподавании и исполнении (1912) Джозеф Уильямс, Лондон
- Пятно или куплет нот во всем его разнообразии, его интерпретации и исполнении (1928) Oxford University Press, Лондон
- Видимое и невидимое в технике фортепиано (1947)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Тобиаса Маттея в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Английский фортепианный мудрец: жизнь и учение Тобиаса Маттея
- Американская ассоциация Маттея
- Переиздание семитомного компакт-диска за апрель с записями Мэттэя и его учеников.
- Тобиас Маттей из Unsung Composers
- Гай, Робин Д. Тобиас Маттей: Человек, педагог, композитор , диссертация, Университет Аризоны (1988)
- 1858 рождений
- 1945 смертей
- Классические пианисты XIX века
- Классические пианисты 20 века
- Британские пианисты XX века
- Академики Королевской музыкальной академии
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Английские классические пианисты
- Англичане немецкого происхождения
- Английские классические пианисты мужского пола
- Британские преподаватели игры на фортепиано