Человеческая фигура
Человеческая фигура | |
---|---|
Кантата Франсиса Пуленка | |
![]() «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа (1830) ( Лувр , Париж) – «Свобода» – это название песни, завершающей кантату, гимн «Свободе», победившей тиранию. | |
Английский | Человеческая фигура |
Каталог | ФП 120 |
Текст | Стихи Поля Элюара из «Poésie et Verité» |
Язык | Французский |
Составленный | 1943 |
Выполненный | 25 марта 1945 г Лондон .: |
Движения | 8 |
Подсчет очков | 12 вокальных партий а капелла |
«Фигура человека » ( Фигура человека ), FP 120, Фрэнсиса Пуленка — кантата для двойного смешанного хора из 12 голосов, написанная в 1943 году на тексты Поля Элюара, включая « Liberté ». Написано во время нацистской оккупации Франции . [ 1 ] Премьера его состоялась в Лондоне на английском языке на BBC в 1945 году. Впервые он был исполнен на французском языке в 1946 году в Брюсселе, затем в Париже 22 мая 1947 года. Произведение было опубликовано издательством Éditions Salabert . Кантата, которую музыкальные критики считают вершиной творчества композитора и шедевром, представляет собой гимн Свободе , победившей тиранию.
Бытие
[ редактировать ]Встреча с Полем Элюаром
[ редактировать ]Встреча Франсиса Пуленка и Поля Элюара датируется 1916 или 1917 годом. [ ДжМ 1 ] во время Первой мировой войны в парижском книжном магазине своей подруги Адриенны Монье . Когда около 1919 года композитор Жорж Орик встретил писателя, он предложил Пуленку положить на музыку тексты Элюара. [ ДжМ 2 ] Элюар был единственным писателем-сюрреалистом, терпившим музыку. [ Дж 1 ] а музыковед Петер Йост перечислил в своих текстах произведения Жоржа Орика и Франсиса Пуленка: шесть для Орика и 34 для Пуленка, дополненные тремя хоровыми произведениями, включая « Человеческий рисунок» . [ ДжМ 3 ]
Стихи кантаты входят в число самых известных произведений Элюара. Они выражают «приведенные к молчанию страдания народа Франции» и надежду на «окончательную победу свободы над тиранией». [ Ч 1 ]
Композиция кантаты
[ редактировать ]
Вторая мировая война стала переломным периодом в жизни композитора. В « Entretiens avec Claude Rostand » он уточняет: «Некоторые привилегированные люди, среди которых я был одним, имели удовольствие получать утренние письма, чудесные машинописные стихи, под именами которых мы угадали подпись Поля Элюара. Именно так я получил большую часть стихи Poésie et Verité 42 . [ Ч 2 ] Пуленк снял небольшую двухкомнатную квартиру в Больё-сюр-Дордонь начал сочинять скрипичный концерт и по просьбе Жинетт Невё , но быстро отказался от этой работы. [ Ч 2 ]
Гипотеза, выдвинутая Рено Машаром, упоминает происхождение этой кантаты. Он предполагает, что пьеса по поэме Элюара « Свобода » должна была быть заказана в марте 1943 года Анри Скрепелем, тогдашним директором «Французских дискофилов», параллельно с другим заказом на хоровое произведение Луи де Вохта и хора Сент-Луиса. Сесиль Антверпенская. [ М 1 ]
Сочинение кантаты завершилось в конце лета 1943 года. Переписка Пуленка с его близкой подругой Женевьевой Сенкевич напоминает о процессе написания « Человеческого рисунка» . Выйдя на пенсию в Болье, он в августе 1943 года писал своему другу: «Я работаю над кантатой а капелла на стихи Элюара. (...) Я уже сделал 3/4 этого цикла и не недоволен ею. ". [ ДжМ 4 ] Он вспоминает печальную квартиру, в которой он живет в Болье, с видом на колокольню и заявляет: «Именно созерцая ее, солидную и такую французскую, я задумал музыку Liberté. [ ДжМ 5 ] который закрывает кантату. Издатель Поль Руар согласился опубликовать произведение, несмотря на оккупацию, и отправил его в Лондон, что позволило BBC создать его в 1945 году. Требуемая подготовка усложнила его исполнение, но в своей книге «Entretiens avec» Клод Ростан Пуленк заявляет о своем желании, чтобы это «Акт веры может быть выражен без помощи инструментов, посредством простого голоса человеческого голоса». [ Ч 3 ]
Премьера
[ редактировать ]рисунка «Человеческий человек» Премьера на английском языке состоялась на канале BBC под руководством Лесли Вудгейт в Вербное воскресенье, 25 марта 1945 года. [ 2 ] [ примечание 1 ] затем в Брюсселе (Бельгия) на французском языке 2 декабря 1946 года Chœurs de la Radiodiffusion flamande под руководством Поля Коллаера . [ М 1 ] Французская премьера состоялась на Концертах Плеяды в Париже 22 мая 1947 года. [ Ч 3 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]По словам биографа Анри Хелля , именно в хоровой сфере Франсис Пуленк написал свои самые совершенные произведения: [ примечание 2 ] больше склоняюсь к произведениям а капелла , чем к аккомпанементным [ Ч 4 ] и характеризует «Человеческую фигуру» как одно из самых ярких произведений современной хоровой музыки. [ Ч 5 ] «чудесно полифоническая, богатая и сложная звуковая фактура». [ Ч 1 ] Однако состав двойного припева затрудняет его исполнение, и работа возобновилась только 27 мая 1959 года в зале Гаво в Париже, к 60-летию композитора. [ Ч 3 ] Кантату некоторые считают абсолютным шедевром композитора. [ М 2 ] В письме от 28 октября 1943 года, адресованном своей подруге принцессе Полиньяк , Пуленк признается: «Я считаю, что это то, что я делал лучше всего. В любом случае это большая работа для меня, если только она не посвящена французской музыке». [ М 3 ]
Структура и анализ
[ редактировать ]
Кантата написана для двойного смешанного хора и двенадцати реальных партий. [ М 1 ] и разделен на восемь частей:
- Из всех источников мира
- С пением служанки устремляются вперед
- Так же низко, как тишина
- Ты мой пациент
- Смеяться над небом и планетами
- День удивляет меня, а ночь пугает
- Угроза под красным небом
- Свобода
Из всех источников мира
[ редактировать ]Эта первая песня длится 2 минуты 40 минут. Она завершается финалом, напоминающим Sécheresses . [ М 4 ]
С пением служанки устремляются вперед
[ редактировать ]Продолжительность второй песни около 2 минут. Квазиинструментальное письмо, особенно повторение спетых нот «ля, ля, ля», написано в манере «скерцо» и имеет более выраженный, чем другие песни, ритм, более мелодичный и гармоничный. [ М 3 ]
Так же низко, как тишина
[ редактировать ]Третья песня имеет продолжительность 1 минуту 40 секунд.
Ты мой пациент
[ редактировать ]Эта четвертая песня имеет продолжительность 2 минуты. Если в кантате соединяются эмоции, сожаление, боль, насилие, печаль, то именно нежность исходит из Toi ma Patiente. [ Ч 1 ] для первого сольного хора. Есть гармоничное сходство этой песни с Une barque sur l'océan из « Мируаров» Мориса Равеля . [ М 3 ]
Смеяться над небом и планетами
[ редактировать ]Пятая песня длится одну минуту.
День удивляет меня, а ночь пугает
[ редактировать ]Эта шестая песня имеет продолжительность 2 минуты. Нежность, исходящая от четвертой песни Toi ma Patiente, вновь раскрывается в этом эпизоде. Второй сольный хор воспевает «мелодию грустной и душераздирающей сладости, [ Ч 6 ] под шепот других голосов хора. считает Эта песня, которую Рено Машар самым трогательным отрывком в кантате, представляет собой мелодию, излучающую «гармонию великолепной простоты». [ М 3 ]
Угроза под красным небом
[ редактировать ]Эта седьмая песня длится 3 минуты. «Увлеченный и грубый», [ Ч 6 ] этот эпизод начинается с фуги , начатой хором альтов первого припева, затем возобновляемой вместе двумя хорами до слов La pourriture avait du cœur . Движение уступает место начальному темпу, в котором два хора поют вместе, сначала пианиссимо , затем крещендо до конца «великолепной величины». [ Ч 6 ] Долгое молчание открывает восьмую и последнюю часть кантаты « Свобода» .
Свобода
[ редактировать ]Продолжительность этой восьмой и последней песни составляет около 4 минут. Настоящий гимн «свободе», или, по выражению Анри Ада, «литании свободы». [ Ч 6 ] эта песня основана на стихотворении Элюара и включает 21 строфу из четырех куплетов, построенных по образцу первого:
- В моих школьных тетрадях
- На моем столе и деревьях
- На песке на снегу
- Я пишу твое имя
Только после последней строфы слово Liberté вырывается , как бы для того, чтобы лучше его подчеркнуть. В каждой манере проявляются эмоции: мягкость, нежность, печаль, сила и насилие, переходя «от одного к другому с невидимой податливостью». [ Ч 7 ] Последние такты, как известно, сложны: в каждом припеве требуется самое высокое сопрано, чтобы попасть в ноту E6 в кульминационный момент произведения.
Избранная дискография
[ редактировать ]- Хор Шведского радио , Эрик Эриксон , Electrola/His Master's Voice (1971) – первая запись [ 3 ]
- Шестнадцать , Гарри Кристоферс , Virgin Classics (1993) [ 4 ]
- Северогерманский фигуральный хор, Йорг Штраубе , Dabringhaus & Grimm (2009)
- Тьма , Найджел Шорт , Signum Classics (2010) [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Дата 25 марта 1945 года выдвинута Мириам Хименес в издании части неопубликованной переписки Пуленка с Женевьевой Сенкевич.
- ^ Семь песен для хора а капелла , Месса соль мажор , Застольная песня , Четыре мотета на время покаяния , Stabat Mater , Глория , Семь ответов из тьмы
- ^ (стр. 95)
- ^ Jump up to: а б с (стр. 183)
- ^ Jump up to: а б (стр. 182)
- ^ Jump up to: а б с (стр. 186)
- ^ (стр. 115)
- ^ (стр. 181)
- ^ Jump up to: а б с д (стр. 184)
- ^ (стр. 185)
- ^ Jump up to: а б с (стр. 139)
- ^ (стр. 138)
- ^ Jump up to: а б с д (стр. 140)
- ^ (стр. 110)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбедетт, Лейла (под руководством Мари-Элен Бенуа-Отис) (31 августа 2021 г.). «1943 год. «Человеческая фигура»: возродившаяся после оккупации» . В Новой истории музыки во Франции (1870-1950) (на французском языке).
- ^ «Указатель программ BBC» .
- ^ «Хор Стокгольмского радио, Стокгольмский камерный хор, Эрик Эриксон – Европейская хоровая музыка пяти веков (1971, винил)» . Дискогс .
- ^ «Пуленк, Гарри Кристоферс, Шестнадцать – человеческая фигура (1990, компакт-диск)» . Дискогс .
- ^ «Фигура человека» .
Источники
[ редактировать ]- Анри Хелл . Франсис Пуленк (на французском языке).
- Машар, Рено. Пуленк (на французском языке).
- Но (скажем), Джозиана. Столетие Жоржа Орика – Франсис Пуленк (на французском языке).
- Пуленк, Франсис. Журнал моих мелодий (на французском языке).
Библиография
[ редактировать ]- Машар, Рено (1995). Пуленк (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil . п. 252. ИСБН 2-02-013695-3 .
- Пуленк, Франциск (1993). Журнал моих мелодий (на французском языке). Париж: Cicero Editeurs, Салаберт. п. 159. ИСБН 2-908369-10-9 .
- Черт, Генри (1978). Франсис Пуленк (на французском языке). Париж: Файард . п. 388. ИСБН 2-213-00670-9 .
- Мас (режиссер), Жозиан (2001). Столетие Жоржа Орика – Франсиса Пуленка (на французском языке). Центр исследований ХХ века – Университет Монпелье III. п. 338. ИСБН 2-84269-445-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Человеческая фигура Франсис Пуленк, Поль Элюар. Человеческая фигура . Дирижер Стивен Лейтон. на YouTube
- Человеческая фигура на хоре Тенебры
- Вопросы и ответы: Как практиковать «Человеческую фигуру» Франсиса Пуленка на сайте gretchensaathoff.com
- Человеческая фигура на data.bnf.fr
- Обзор человеческой фигуры Пуленка на BBC