Глория (Пуленк)
Глория | |
---|---|
Хоровая музыка Франсиса Пуленка | |
Каталог | ФП 177 |
Язык | латинский |
На основе | Глория |
Составленный | 1959 |
Выполненный | 21 января 1961 г. |
Подсчет очков |
|
Фрэнсиса «Глория» Пуленка , FP 177 , партитура для сопрано соло, большого оркестра и хора , представляет собой постановку текста «Глории» из массового ординара . Одна из самых знаменитых работ Пуленка, она была заказана Фондом Кусевицкого в честь Сергея Кусевицкого и его жены Натальи, тезок фонда.
Фон
[ редактировать ]Позже Пуленк утверждал, что идея «Глории» возникла, когда он работал над своей оперой «Диалоги кармелиток» , хотя было невозможно с уверенностью установить датировку его первоначальных набросков. Он также сказал, что создание «Laudamus te» было вдохновлено видом монахов-бенедиктинцев, играющих в футбол . 18 апреля 1959 года композитор написал Бернару Гавоти , что он «снова за работой» и «только что начал «Глорию» для хора, солиста и оркестра в стиле Вивальди . [1]
Несмотря на то, что создание «Глории» Пуленка было заказано Фондом Кусевицкого, оно не было прямым результатом их участия. Весной 1959 года организация запросила симфонию у композитора, который ответил, что этот жанр «не мой». Вслед за этим они предложили органный концерт, от которого Пуленк отмахнулся, сказав им, что он уже сочинил его. 7 июля организация ответила, что их консультативный совет утвердил комиссию в размере 2000 долларов (примерно 18000 долларов в 2020 году) за произведение по собственному выбору композитора. 3 августа Пуленк ответил, что уже приступил к работе над своей «Глорией». Партитура была завершена в июле 1960 года. [1]
Движения
[ редактировать ]Работа разделена на шесть частей следующим образом: [2]
- Слава Богу в вышних ( соль мажор )
- Мы славим тебя ( до мажор )
- Господь Бог, Царь Небесный ( си минор )
- Господи, Сын Единородный ( соль мажор )
- Господь Бог, Агнец Божий ( си-бемоль минор )
- Сидящий по правую руку Отца ( соль мажор )
Описание
[ редактировать ]Первая часть открывается великолепным аккордовым мотивом духовых инструментов, который очень напоминает начало Игоря Стравинского ( Серенады ля ля фортепиано 1925). Затем хор начинает петь в акцентированной и декламационной манере. Вступление начинается соль мажор и переходит в аккорд соль минор, после чего деревянные духовые инструменты вступают параллельно четвертой и седьмой ступенью. Припев вступает в ритмы с двумя точками, напоминающие духовые фанфары, в тональности си минор, сопровождаемые трезвучиями си минор над педалью соль в басу. Это сопоставление соль мажор и си минор является важным моментом, который повторяется на протяжении всего произведения.
Вторая часть самая веселая и открывается странным быстрым вступлением медных духовых инструментов. На протяжении всей части повторяется легкая мелодия с часто меняющимся тактовым размером. Это движение выполнено в тональности C с некоторыми отклонениями. Последняя строка текста, начинающаяся «Gratias agimus...», выполнена в мрачном хроматизированном стиле, придавая потусторонний характер посреди разгула движения. После этой передышки происходит переход на ми-бемоль поверх басовой фигуры «умпа». Акцентуация текста в этом движении была названа «извращенной». [3] из-за его неречевых моделей.
Третью часть возглавляет чрезвычайно драматичная сольная линия сопрано после вступления деревянных духовых инструментов. Часть заканчивается пикардийской терцией , подготавливая почву для более радостной четвертой части.
Четвертая часть самая короткая и по шутливости оркестровых фраз напоминает вторую часть, но содержит некоторую акцентированность первой части в припевовых партиях. Мелодические линии часто пентатоники, а быстрый темп и зажигательные ритмы создают впечатление кружения и танца, основанного на постоянном возвращении темы. [3]
Пятая часть открывается деревянными духовыми инструментами и напоминает третью часть с возвращением солистки-сопрано в качестве лидера. Музыка мрачная и загадочная, отчасти благодаря включению как увеличенной кварты, так и увеличенной квинты во вступительную мелодическую линию сопрано. Кульминацией движения является аккорд ми-бемоль минор , на пятую часть ниже начального си-бемоль минор, что придает финалу тревожное и загадочное ощущение. Особо следует отметить сходство между соло кларнета этой части и частями первой и второй частей поздней сонаты для кларнета Пуленка .
Шестая часть начинается с чередования припева а капелла и междометий оркестра, интонирующих тему фанфар из первой части. После вступления основная обстановка текста напоминает первую часть, с шестнадцатой нотой, маячащей по верхним струнам над шагающим басом. Заключительной части предшествует соло «Аминь» сопрано, которому вторит хор. Хор продолжает повторять текст, на этот раз со смесью аккордов си минор и соль мажор в оркестре. Тема фанфар из первой части возвращается в последний раз перед финальным «аминь», триумфально медленнее и величественнее. Финальное «Аминь», произнесенное сопрано нотой ре, относится как к аккордам си минор, так и к аккордам соль мажор, сыгранным одновременно в конце пьесы.
Прием
[ редактировать ]Премьера «Глории» состоялась 21 января 1961 года в Бостоне, штат Массачусетс , в исполнении Бостонского симфонического оркестра и Chorus Pro Musica под управлением Чарльза Мюнха с Адель Аддисон в качестве солистки. Присутствовавший Пуленк сообщил Пьеру Бернаку , что премьера прошла «очень хорошо, очень хорошо, имела успех», но что он предпочел «возвышенную» финальную репетицию Мюнха концерту. [1]
Жорж Претр , солистка Розанна Картери и хоры, подготовленные Ивонной Гуверне, дебютировали с «Глорией» во Франции 14 февраля, теми же силами впоследствии была сделана премьерная запись под руководством композитора. [1] Среди более поздних записей музыки, RCA Victor запись Хорала Роберта Шоу в 1965 году получила премию Грэмми как «Лучшее хоровое исполнение». [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Николс, Роджер (2020). Пуленк: Биография . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 262–264, 269–271. ISBN 9780300226508 .
- ^ Шмидт 1995 .
- ^ Перейти обратно: а б Меллерс, Уилфрид. Франсис Пуленк. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк: 1993.
Библиография
[ редактировать ]- Шмидт, Карл Б. (1995). Музыка Франсиса Пуленка (1899–1963): Каталог . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-816336-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барроу, Ли Г. (2013). «Глория», монография и список ошибок Фрэнсиса Пуленка . БарГрафика. ISBN 978-1490959917 .