Соната для флейты (Пуленк)
Соната для флейты и фортепиано ( Соната для флейты ), FP 164, Фрэнсиса Пуленка — трехчастное произведение для флейты и фортепиано , написанное в 1957 году.
Соната была написана по заказу Американской библиотеки Конгресса и посвящена памяти Элизабет Спрэг Кулидж , американской покровительницы камерной музыки. Пуленк предпочитал сочинять для деревянных духовых инструментов, а не для струнных. Премьеру произведения он представил вместе с флейтистом Жан-Пьером Рампалем в июне 1957 года на Страсбургском музыкальном фестивале . Работа имела немедленный успех, была быстро подхвачена в США, Великобритании и других странах и много раз записывалась. Критики отметили в произведении характерную для Пуленка «горько-сладкую грацию, остроумие, иронию и сентиментальность». В 1976 году, через тринадцать лет после смерти Пуленка, композитор Леннокс Беркли создал хорошо зарекомендовавшую себя оркестрованную версию произведения, которая также была записана.
Соната для флейты стала одним из самых известных произведений Пуленка и занимает видное место в репертуаре флейты ХХ века. Оно претендует на звание самого исполняемого произведения для флейты и фортепиано.
Предыстория и первое выступление
[ редактировать ]Пуленк начал думать о написании сонаты для флейты в 1952 году, но был занят своей сонатой для двух фортепиано, а затем оперой « Диалоги кармелиток» . [ 1 ] В апреле 1956 года, когда он еще работал над оперой, к нему обратился Гарольд Спивак из Американской библиотеки Конгресса с просьбой написать пьесу для двух фортепиано или, альтернативно, камерную пьесу для шести инструментов. [ 2 ] Пуленк был слишком занят, чтобы согласиться, но Спивак настоял. Пуленк сказал ему: «Гораздо лучше справляется с духовыми инструментами, чем со струнными, признаюсь, меня соблазняет эта комбинация», поскольку он всегда предпочитал духовые инструменты - с их сходством с человеческим голосом - струнным инструментам. [ н 1 ] В августе он согласился продолжить работу. [ 4 ] Соната была заказана в память о музыкальном благотворителе Элизабет Спрэг Кулидж , которой Пуленк посвятил произведение. [ 1 ]
Пуленк провел зиму 1956–57 в Каннах , где в период с декабря по март сочинил сонату. [ 5 ] Закончив первые две части из трех, он написал своему другу Пьеру Бернаку :
состоялась публичная премьера 18 июня 1957 года на Страсбургском музыкальном фестивале флейтиста Жан-Пьера Рампала , для которого она была написана, с композитором за фортепиано. [ 7 ] [ н 2 ] Le Figaro сказала о произведении: «Музыка вырвалась из сердца, без формальностей, и «пела» во всех смыслах». Другой критик заявил, что соната была «лучшей у Пуленка и даже немного лучше». [ 8 ]
Музыка
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей, общая продолжительность исполнения 12 минут. [ 9 ] Партитура была опубликована во Франции и Великобритании вскоре после премьеры. В 1994 году вышло новое издание Карла Б. Шмидта и Патрисии Харпер, исправившее неточности и ошибки в ранее опубликованной партитуре. [ 8 ] Музыковед Малкольм Макдональд пишет о сонате:
Веселая меланхолия
[ редактировать ]Движение начинается в 2
4 (♩= 82) с вступительной четырехтактной фразой с нисходящей темой, начинающейся с прерывистой триады полуполукваверов вокруг верхней ноты E и понижающейся до ноты G выше средней C. Партия правой руки фортепиано переплетает арпеджированные полукваверы над педалью в левой руке. [ 10 ] За этим следует восходящая гамма флейты и фортепиано, ведущая к контрастной теме, также нисходящей. [ 11 ] Макдональд отмечает, что вступление «проясняет элегические намерения композитора», а другие аналитики отмечают «остроту» главной темы, несмотря на, казалось бы, живой темп. [ 1 ] [ 5 ] [ 12 ] Контр-тема фа мажор дает флейте восходящие арпеджио, прежде чем вступительная тема возвращается в ля минор. Уилфрид Меллерс отмечает, что повторное появление первой темы в неожиданной тональности проясняет, что Пуленк не следует сонатной форме , а использует «тонкую троичную структуру». [ 12 ] После немного более быстрой средней части следует своего рода перепросмотр, по словам Меллерса, с «энгармоническими двусмысленностями, которые оправдывают «малинконико» директивы», и:
Партия флейты в этом движении технически сложна, с частыми трелями и полудрожащим языком. [ 7 ]
Кантилена: Довольно медленно
[ редактировать ]Это движение (♩= 52) гораздо медленнее и тише. В своей песенной мелодии Пуленк признал, что в «Диалогах кармелиток» присутствуют отголоски сестры Констанции , но эффект здесь чисто лирический – «бесконечная мелодия» ( mélodie infinie ) – без всякого драматизма оперы. [ 14 ] Часть начинается с двух дрожаний на фортепиано, которым вторит флейта в течение следующих двух тактов. [ 15 ] Плавные чешуйчатые линии вступительной части сменяются контрастом энергичного пунктирного ритмического материала в средней части с флейтой, поднимающейся к вершине B, прежде чем спокойная вступительная тема возвращается, чтобы завершить часть. [ 7 ]
На вопрос о термине « кантилена » Пуленк ответил, что это «не фиксированная форма, как, например, пассакалья, это свободная форма… Я мог бы назвать ее интерлюдией («интермеде») или романсом». [ 16 ]
Скоро игривый
[ редактировать ]Это движение (♩=160–168) преимущественно экстравертное и быстрое; ритм сильно выражен 2
4 . Форма примерно напоминает рондо с припевами и куплетами, но Пуленк обращается с формой свободно. По словам Меллерса: «Флейта мерцает, фортепиано подпрыгивает в беспорядочном галопе». [ 17 ] Быстрая музыка достигает кульминации в длинной трели на высокой соль, за которой следует короткая тишина, из которой неожиданно возникает цитата из темы пунктирного ритма « mélancolique » средней части первой части в ее оригинальной тональности фа-диез минор. [ 18 ] Музыка снова набирает скорость, и соната переходит в финиш двойного фортиссимо, «strictement en mesure sans ralentir» («строго в такт, без какого-либо замедления»). [ 19 ]
Финал иногда сравнивают с яркими финалами ранних камерных произведений Пуленка, особенно с Трио (1926), но исследователь Пуленка Клод Каре находит больше общего между этим движением и Concert champêtre (1927–28). [ 20 ] Сообщается, что композитор сказал, что эту часть следует сыграть как можно быстрее, потому что «она бесполезна» (ему, вероятно, хотелось бы больше времени для работы над ней). [ 1 ] но другие нашли это «мастерским» [ 18 ] и «идеальный вывод». [ 1 ]
Более поздние концертные выступления и записи
[ редактировать ]Пуленк подумывал о том, чтобы дать американскую премьеру вместе с Рампалом во время запланированного турне по США, но тур не состоялся, и Рампал дал американскую премьеру в феврале 1958 года со своим постоянным аккомпаниатором Робертом Вейроном-Лакруа . [ 21 ] Пуленк с удовольствием аккомпанировал в сонате другим флейтистам. В январе 1959 года он аккомпанировал Гарету Моррису на британской премьере в программе, состоящей исключительно из Пуленка, которая включала мировую премьеру его « Элегии памяти Денниса Брэйна» для валторны и фортепиано. [ 22 ] Позже в том же году Пуленк играл партию фортепиано с Максансом Ларье в Авиньоне , Рампалем в Париже и Кристианом Ларде в Ментоне . в 2015 году пианист и ученый Дэвид Оуэн Норрис назвал сонату «вероятно, самым исполняемым в мире произведением для флейты и фортепиано». [ 23 ]
Записи
[ редактировать ]Была записана американская премьера, а также парижское выступление композитора с Рампалом. [ 24 ] Последующих записей сонаты было много. Среди первых — работы Мишеля Дебоста с Жаком Феврье и Рампала с Вейрон-Лакруа. Более поздние записи включают записи Джулиуса Бейкера с Лизой Логан и Матье Дюфура с Эриком Ле Сажем . Среди записей, отмеченных в опросе BBC Radio 3 в 2015 году, - записи Уильяма Беннета и Клиффорда Бенсона; Шэрон Безали с Рональдом Бротигамом ; Патрик Галлуа с Паскалем Роже ; Эммануэль Паю с Le Sage; Илеана Руэманн с Катроном Старроком ; и Адам Уокер с Джеймсом Байье. [ 23 ]
Оркестровая версия
[ редактировать ]В 1976 году флейтист Джеймс Голуэй попросил английского композитора сэра Леннокса Беркли , многолетнего хорошего друга Пуленка, оркестровать сонату. [ 25 ] Работая над этим, Беркли записал в своем дневнике:
Музыковед Роджер Ковелл писал об оркестровке Беркли: «Трудно представить, чтобы работа выполнялась лучше… в этой сонате-концерте есть характерная и привлекательная смесь Пуленка легкомыслия и нежности». [ 26 ] Газета Musical Times в 1978 году отметила, что «оркестровка полностью отдает должное композитору. [Она] добавляет новое достойное измерение музыке: протяжные грустные мелодические линии, исполняемые флейтой, особенно в первых двух частях, дополняются так, как это невозможно на фортепиано». [ 27 ]
Оркестровая аранжировка была записана Голуэем с Королевским филармоническим оркестром и Шарлем Дютуа , а затем Эмили Бейнон с Национальным оркестром BBC Уэльса и Брэмвеллом Тови , Дженнифер Стинтон с Шотландским камерным оркестром и Стюартом Бедфордом , а также Безали с Residentie Orkest. Ден Хааг и Неэме Ярви . [ 28 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пуленк писал: «Нет ничего более далекого от человеческого дыхания, чем удар лука». Он мало думал о своих сонатах для виолончели и скрипки. [ 3 ]
- ^ Рампал и Пуленк накануне дали произведение в частном исполнении перед одной публикой: пианистом Артуром Рубинштейном , который не смог присутствовать на официальной премьере. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Клементс, Домини (2015). Примечания к Nimbus CD NI 5933
- ^ Шмидт (2001), с. 408
- ^ Меллерс, стр. 160–161.
- ^ Баттиони, Изабель (2000). Примечания к компакт-диску Naxos 8.553611
- ^ Jump up to: а б с д Макдональд, Малькольм (2013). Примечания к компакт-диску Opus Arte OACD9012D
- ^ Николс, с. 251
- ^ Jump up to: а б с Мавер, Дебора (2001). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55386
- ^ Jump up to: а б Сигел, Джозеф (2000). Примечания к 4Tay CD 4019
- ^ Пуленк, с. 1
- ^ Меллерс, с. 156
- ^ Рифкин, стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б Меллерс, с. 163
- ^ Меллерс, с. 164
- ^ Уход, с. 45
- ^ Пуленк, с. 10
- ^ Уход, с. 46
- ^ Меллерс, стр. 164–165.
- ^ Jump up to: а б Меллерс, с. 165
- ^ Пуленк, с. 23
- ^ Каре, стр. 48–49.
- ^ Шмидт (2002), с. 464
- ^ Третья программа. Архивировано 20 марта 2023 г. в Wayback Machine ", Radio Times , 14 февраля 1959 г., стр. 31.
- ^ Jump up to: а б «Строительство библиотеки». Архивировано 10 апреля 2020 г. на Wayback Machine , BBC Radio 3, 14 ноября 2015 г. Заявление сделано через 1 минуту после начала. BBC Об опросе сообщается в музыкальном журнале в разделе «Лучшие записи сонаты для флейты Пуленка», заархивировано 3 мая 2019 г. в Wayback Machine , BBC. Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ Каре, стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Беркли, стр. 212–213.
- ^ Ковелл, Роджер. «Классика», The Sydney Morning Herald , 12 мая 1986 г., стр. 56
- ^ О'Локлин, Найл. Обзор , The Musical Times , сентябрь 1978 г., стр. 770 (требуется подписка). Архивировано 7 апреля 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ "Соната для флейты Пуленка Леннокса в Беркли". Архивировано 20 марта 2023 г. в Wayback Machine , WorldCat. Проверено 7 апреля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Беркли, Леннокс (2012). Питер Дикинсон (ред.). Сочинения, письма и интервью Леннокса Беркли и его друзей . Вудбридж: Бойделл. ISBN 978-1-84383-785-5 .
- Каре, Клод (2013). «Камерная музыка Франсиса Пуленка» (PDF) . Франсис Пуленк (на французском языке). Ассоциация друзей Франсиса Пуленка . Проверено 7 апреля 2020 г.
- Меллерс, Уилфрид (1995). Франсис Пуленк . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816338-1 .
- Николс, Роджер (2020). Пуленк . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-22650-8 .
- Пуленк, Франциск (1958). Соната для флейты и фортепиано . Лондон: Дж. и В. Честер. ОСЛК 650201304 .
- Рифкин, Дебора (2006). «Сделать его современным: хроматизм и фразовая структура в тональной музыке двадцатого века». Теория и практика . 31 : 133–158. JSTOR 41054376 . (требуется подписка)
- Шмидт, Карл Б. (2001). Чарующая муза: документированная биография Фрэнсиса Пуленка . Хиллсдейл, США: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-026-8 .
- Шмидт, Карл Б. (2002). Музыка Франсиса Пуленка (1899–1963): Каталог . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-816336-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Партитура сонаты для флейты , Международный проект библиотеки музыкальных партитур.
- Poulenc.fr Ассоциация друзей Фрэнсиса Пуленка