Соната для скрипки (Пуленк)
Соната для скрипки и фортепиано Соната для скрипки | |
---|---|
Камерная музыка Франсиса Пуленка | |
Бюст поэта Федерико Гарсиа Лорки , в память о котором написана соната | |
Каталог | ФП 119 |
Составленный | 1942 | –1943
Выполненный | 21 июня 1943 г. Париж. : |
Соната для скрипки и фортепиано ( Скрипичная соната ), FP 119, Франсиса Пуленка была написана в 1942–1943 годах в память об испанском поэте Федерико Гарсиа Лорке . Партитуру, посвященную племяннице Пуленка Бриджит Мансо , опубликовал Макс Эшиг . Премьера произведения состоялась скрипачкой Жинетт Невё с композитором за фортепиано 21 июня 1943 года в Париже, зале Гаво .
Бытие и творение
[ редактировать ]Франсис Пуленк несколько раз пытался написать сонату для струнного инструмента . Еще в 1918 году он сделал эскизы скрипичной сонаты, которую позже уничтожил. [ 1 ] В период с 1925 по 1935 год он предпринял еще несколько попыток. [ 1 ] Опубликованная соната для скрипки была как минимум четвертым и единственным сохранившимся подходом. Как отмечал сам Пуленк, ему «не нравилась скрипка в единственном числе». [ 2 ] Написание сонаты во многом произошло благодаря настойчивости Жинетт Невё , с которой он не хотел конфликтовать и которая дала ему много советов по партии скрипки. Позже он признался, что «несколько восхитительных скрипичных деталей партитуры» принадлежали Невё. [ 2 ]
Пуленк писал, когда закончил набросок сонаты:
Монстр закончился. Я начну реализацию. Она, я думаю, неплоха и во всяком случае очень отличается от вечной «скрипочно-мелодической линии» французских сонат XIX века... Скрипичная примадонна поверх фортепианного арпеджио вызывает у меня рвоту.
Монстр готов. Я собираюсь начать это делать. Это неплохо, я думаю, и во всяком случае очень отличается от бесконечной скрипично-мелодической линии французских сонат XIX века... Скрипка Примадонны на арпеджио-фортепьяно вызывает у меня рвоту. [ 3 ]
Премьера произведения состоялась во время концерта Плеяды в зале Гаво в Париже 21 июня 1943 года. [ 4 ] с Жинетт Невё, скрипкой, и композитором в роли пианиста; выступление скрипача было оценено по достоинству, даже если критика произведения была отрицательной. Пуленк переработал сонату в 1949 году. [ 5 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]В своем произведении Journal de mes mélodies сам композитор критически относится к этой сонате: «Я изо всех сил стараюсь засвидетельствовать в музыкальном плане свою страсть к Лорке, но моя Соната для фортепиано и скрипки, посвященная его памяти, увы, не самая лучшая Пуленк». [ 6 ]
Соната была жестко оценена критиками. [ 7 ] Аделаида де Пляс писала в «Guide la musique de chambre» (издаваемом изданием Fayard ): «это произведение в трех частях… немного разочаровывает». [ 8 ] Биограф Пуленка Анри Хелль утверждает, что его «единственная заслуга в том, что он был написан в память о Федерико Гарсиа Лорке… Пуленк уже не совсем Пуленк, когда пишет для скрипки». [ 9 ]
Однако существуют многочисленные записи этого произведения, в том числе запись скрипача-виртуоза Иегуди Менухина в сопровождении Жака Февье на фортепиано. [ 10 ]
Стиль
[ редактировать ]
Пуленка мало вдохновляли струнные инструменты (что можно увидеть в других произведениях, например, в Сонате для виолончели, написанной между 1940 и 1948 годами). [ 11 ] В сонате использованы заимствования, в том числе самоцитирование. В какой-то момент он использует одну из тем гобоя из «песни-письма». [ 4 ] из оперы Евгений Онегин» « Петра Ильича Чайковского . тематическое влияние Сергея Рахманинова . В произведении слышится и [ 4 ]
Структура и анализ
[ редактировать ]Как и большинство камерных произведений композитора, соната длительностью от 15 до 18 минут принимает трёхчастный план быстро-медленно-быстро : [ 3 ]
- Веселый с огнем
- Интерлюдия
- Вскоре трагический
Время выполнения каждого движения около 5-6 минут.
Allegro con fuoco цитирует первую из «Трех стихотворений» Луизы Лаланн . [ 4 ] Центральный отрывок Интермеццо в терциях, у скрипки, является вершиной произведения. С точки зрения гармонического стиля эта часть наименее выражена в обычном языке композитора. [ 4 ] и обозначает «смутно испанскую» память. [ 1 ]
Избранные записи
[ редактировать ]- Иегуди Менухин и Жак Феврие
- Йозеф Сук и Ян Паненка , 1967 год.
- Дэн Алмгрен и Стефан Бойстен. Записано СВТ в 1985 году.
- Детлеф Хан и Саймон Паркин. Записано в 2000 году
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Мачарт 1995 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Пуленк 1993 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт 1995 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б с д и РКА .
- ^ Салаберт , с. 12.
- ^ Пуленк 1993 , с. 53.
- ^ Мачарт 1995 , с. 138.
- ^ Место 1989 , с. 704.
- ^ Ад 1978 , с. 180.
- ^ БНФ .
- ^ Мачарт 1995 , с. 161.
Библиография
[ редактировать ]- Черт, Генри (1978). Франсис Пуленк (на французском языке). Париж: Файард. ISBN 2-213-00670-9 .
- Машар, Рено (1995). Пуленк (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil . ISBN 2-02-013695-3 .
- Плейс, Аделаида (1989). «Фрэнсис Пуленк». В Траншфоре, Франсуа-Рене (ред.). Руководство по камерной музыке . Основы музыки (на французском языке). Париж: Файард. ISBN 2-213-02403-0 .
- Пуленк, Франциск (1993). Журнал моих мелодий (на французском языке). Париж: Редакторы Цицерона, Салаберт . ISBN 2-908369-10-9 .
- Шмидт, Карл Б. (1995). Музыка Фрэнсиса Пуленка (1899–1963): Каталог (на английском и французском языках). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-158516-6 .
- «Сонаты. Скрипка, фортепиано. FP 119» (на французском языке). БНФ . Проверено 12 марта 2017 г.
- Франсис Пуленк – Полное собрание камерной музыки . Красная печать RCA. стр. 4–5.
- Каталог работ Франсиса Пуленка . Издания Салаберта.