Трио для гобоя, фагота и фортепиано
Трио для гобоя, фагота и фортепиано | |
---|---|
Фортепианное трио Франсиса Пуленка | |
Каталог | ФП 43 |
Составленный | 1924 | –26
Преданность | Мануэль де Фалья |
Подсчет очков |
|
Трио для гобоя, фагота и фортепиано ( Трио для гобоя, фагота и фортепиано ), FP 43, Франсиса Пуленка представляет собой трехчастное камерное произведение , написанное между 1924 и 1926 годами, премьера которого состоялась в последнем году.
Трио было хорошо встречено на премьере в Париже, где композитор играл за фортепиано. С тех пор его часто исполняли и записывали. Критики высоко оценили глубину чувств произведения, отметив нотки моцартовского колорита и отголоски стилей других композиторов. Считается первым крупным камерным произведением Пуленка.
Предыстория и первое выступление
[ редактировать ]К 1924 году 25-летний Пуленк стал довольно известен во Франции и, в некоторой степени, за ее пределами. Сначала как участник Les Six примерно в начале десятилетия, а затем, благодаря своей музыке для балета Les biches в 1924 году, он зарекомендовал себя как восходящий молодой композитор. [ 1 ] Он сочинил несколько камерных произведений, в том числе Сонату для кларнета и фагота и Сонату для валторны, трубы и тромбона (обе 1922 г.), [ 2 ] и в мае 1924 года он начал работу над трио для гобоя, фагота и фортепиано. [ 3 ] [ н 1 ] Он был медленным и кропотливым композитором, и на создание произведения у него ушло два года. [ 3 ] В конце концов он удалился в отель в Каннах, чтобы изолироваться от семьи и друзей, пока завершает работу. Там он встретил Игоря Стравинского , который дал ему несколько хороших советов («quelques bons conseils»), которые помогли ему с окончательной версией первой части новой пьесы. [ 5 ]
Пуленк посвятил Трио Мануэлю де Фалье , который остался в восторге от работы и пообещал в кратчайшие сроки организовать и принять участие в выступлении в Испании. [ 6 ] Первое выступление Трио состоялось в Сельскохозяйственном зале в Париже 2 мая 1926 года на концерте, на котором также были премьеры двух других произведений Пуленка, «Неаполь» и «Шансон-гайларды» . [ 7 ] [ н 2 ] На следующий день работу снова дали. [ 8 ] Играли Роже Ламорлетт (гобой), Гюстав Дерен (фагот) и композитор (фортепиано). [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]Трио состоит из трёх частей — Престо , Анданте и Рондо . Время игры около 14 минут. [ 4 ]
Как и некоторые композиторы, которыми Пуленк восхищался и которые оказали на него влияние, [ н 3 ] его не привлекала традиционная сонатная форма с изложением и развитием тем. Он предпочитал то, что он называл «эпизодическим» стилем, в котором тема представлена без развития, а за ней следует контрастирующая тема, трактуемая аналогичным образом. [ 11 ] Тем не менее, спустя много лет после написания произведения Пуленк сказал Клоду Ростану :
В исследовании Пуленка 1998 года Кит Дэниэл предполагает, что этот анализ ex post facto, проведенный Пуленком, был в некоторой степени мифотворчеством – чем он был увлечен. [ 13 ] Роджер Николс (2020) соглашается и считает, что самой поразительной особенностью Трио является его глубина чувств, «особенно в центральном Анданте, где в своем любимом си-бемоль мажоре и под непрерывно пульсирующей дрожащей частью он дает полную волю своему лирическому подарки». [ 13 ] Биограф Пуленка Анри Хелл отмечает, что некоторые темы напоминают Моцарта , особенно первые такты Анданте. [ 14 ]
Я: Скоро
[ редактировать ]Перед началом престо происходит медленное (♩ = 76) 15-тактовое вступление. 4
4 раз. Сначала фортепиано слышно серией голых аккордов; фагот присоединяется в четвертом такте, а гобой - в восьмом. Аналитик Клод Каре сравнивает введение с «великолепным многовековым портиком», Уилфрид Меллерс называет его «квазилюллианским » . [ 15 ] и «Ад», и «Николс» находят явные отголоски торжественной французской увертюры и « Версаля Людовика XIV ». [ 16 ] Меллерс находит во введении «стравинскую резкость», а Хелл замечает, что никогда нельзя быть уверенным, серьезен ли его тон или ироничен. [ 17 ] Престо ( minim = 104) начинается с классической двумя точками темы фагота си-бемоль минор с , которой вторит гобой, на полтона выше. Новая тема фа минор, которая в традиционной сонатной форме может быть второй темой. [ 15 ] – сменяется средний участок на половинной скорости, в котором Меллерс слышит влияние Глюка . [ 15 ] Живая вступительная тема престо возвращается, завершая движение. [ 15 ]
II: Анданте
[ редактировать ]Медленная часть, отмеченная «Andante con moto» (♪= 84), «мелодично вокальна на идиоме и пианистически пышна» (Меллерс). Вступительная тема си-бемоль мажор - нежная. 4
8 мелодия. Есть и другие отголоски Глюка с цитатой из его « Танца блаженных духов ». [ 18 ] Гобой имеет мелодию «меланхолической грации». [ 19 ] К концу части настроение становится менее идиллическим: по словам Меллерса, «прелести пасторального фа мажора [становятся] омраченными хроматикой», а финальный аккорд находится в фа миноре, тональности, связанной с панихидами . [ 18 ]
III: Рондо
[ редактировать ]Последняя часть (♩. = 138–144) отмечена «très vif» — очень живо. Музыка поддерживает то, что Каре называет безумием движения («frénésie du mouvement»). [ 20 ] фортепиано, играющее без единого такта, и «иронический голос» гобоя, контрастирующий с фаготом. [ 21 ] Импульс не ослабевает на протяжении всего выступления: Пуленк инструктирует игроков не снижать скорость на последних тактах («sans ralentir»). Меллерс отмечает, что этот финал имеет сходство с французской жигой в стиле барокко, Оффенбаха галопом и - «в жесткой коде Стравинского - резкостью послевоенного Парижа». [ 18 ]
Прием
[ редактировать ]Ле Менестрель сказал после второго выступления:
Хелл называет Трио первым крупным достижением композитора в области камерной музыки: [ 22 ] и восхваляет «идеальную согласованность его конструкции» и его «врожденное равновесие». [ 21 ] Пуленк был известен своей самокритичностью. [ 23 ] но, оглядываясь назад на 1950-е годы, он сказал: «Мне очень нравится мое трио, потому что оно звучит ясно и хорошо сбалансировано». Он также с удовлетворением отметил, что энергичный финал всегда сопровождается продолжительными аплодисментами («applaudissements nourris»). [ 20 ] В последний год жизни, прослушав спектакль, он написал, что произведение «сохранило необыкновенную свежую силу и фантастическую индивидуальность». [ 15 ] Меллерс повторил слова Пуленка, написав, что тридцать лет спустя музыка все еще сохраняла эти качества; «Эта музыка тонизирует стареющие умы и чувства». [ 15 ]
Записи
[ редактировать ]Ламорлетт, Дерен и композитор записали произведение для Французской Колумбии в 1928 году - одну из самых ранних пластинок Пуленка. Когда он был переиздан на компакт-диске, Роберт Лейтон написал в «Граммофоне» : «Особый привкус двух французских духовых музыкантов в очаровательном трио 1926 года (записанном двумя годами позже) неподражаем; довольно тонкий, бумажный звук, но, как и все здесь, очень характерный. ". [ 24 ] В более поздней записи (1957 г.) с композитором в роли пианиста участвуют Пьер Пьерло (гобой) и Морис Аллар (фагот). Рецензируя его в 1988 году, Уилл Кратчфилд написал в The New York Times : «К сожалению, трио было записано с плохим балансом и агрессивно близким звучанием, но вкус (терпкая стилизация Моцарта в сочетании с популярной песней) проявляется». [ 25 ]
Другие музыканты сделали множество записей трио. Среди них произведения Паскаля Роже (фортепиано), Мориса Бурга (гобой) и Амори Валлеса (фагот); [ 26 ] Джеймс Левин , Хансйорг Шелленбергер и Милан Туркович ; [ 27 ] Джулиус Дрейк , Николас Дэниэл и Рэйчел Гоф ; [ 28 ] Эрик Ле Саж , Франсуа Леле и Жильбер Оден; [ 29 ] ансамбль Мелос ; [ 30 ] the Nash Ensemble ; [ 31 ] Последовательность Фибоначчи ; [ 32 ] и Трио Пуленка . [ 33 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Идеи создания трио начали формироваться в его голове еще в 1921 году. [ 4 ]
- ↑ «Наполи» играла Марсель Мейер , а шансон исполнял Пьер Бернак . [ 7 ]
- ^ Кейт Дэниел (1982) и Роджер Николс (2020) называют Шабрие , Дебюсси , Сати и Стравинского. [ 10 ]
- ^ Второе слушание... позволило уловить даже больше, чем первое, и особенно во время Анданте и Рондо, редкую тонкость инструментовки, а также тонкость некоторых формальных проблем, решаемых автором. : и мелодически, и с инструментальной или формальной точки зрения всегда напускная небрежность лишь прикрывает эту полноту профессии... [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ад (1959), стр. 17–21 и 28.
- ^ Николс, с. 348
- ^ Перейти обратно: а б Николс, с. 62
- ^ Перейти обратно: а б Симеоне, Найджел (2020). Примечания к Resonus CD RES10256
- ^ Каре, стр. 11–12.
- ^ Уход, с. 12
- ^ Перейти обратно: а б Николс, с. 71
- ^ Перейти обратно: а б «Концерты музыкального ревю», Ле Менестрель , 14 мая 1926 г., с. 223
- ^ Шмидт, с. 149
- ^ Дэниел, цитируется по Николсу, стр. 64
- ^ Николс, с. 64
- ^ Пуленк и Саутон, с. 240
- ^ Перейти обратно: а б Николс, с. 65
- ^ Ад (1978), с. 82
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Меллерс, с. 14
- ^ Ад (1978), с. 83; и Николс, с. 64
- ^ Меллерс, 14; и ад (1959), с. 33
- ^ Перейти обратно: а б с Меллерс, с. 15
- ^ Ад (1978), с. 83
- ^ Перейти обратно: а б Уход, с. 14
- ^ Перейти обратно: а б Ад (1978), с. 84
- ^ Ад (1959), с. 32
- ^ Дитер и Пивлер, с. 3; и Пуленк и Саутон, с. 241
- ^ Лейтон, Роберт. «Онеггер/Пуленк исполняют свои произведения» , «Граммофон» , июнь 1994 г.
- ^ Крачфилд, Уилл. «Записи; источник песенного наследия Пуленка» , The New York Times , 17 января 1988 г.
- ^ Декка 4757097
- ^ ДГ 4276392
- ^ Кала CACD1018
- ^ РКА 88985321992
- ^ Warner Classics 9185142
- ^ Гиперион CDA67255/6
- ^ Декс-Эль DXL1121
- ^ Маркиз 81403
Источники
[ редактировать ]- Каре, Клод (2013). «Камерная музыка Франсиса Пуленка» (PDF) . Франсис Пуленк (на французском языке). Ассоциация друзей Франсиса Пуленка . Проверено 7 апреля 2020 г.
- Дитер, Алисса; Роберт Пивлер (2013). Мелодии Франсиса Пуленка: Учебное пособие . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-8415-1 .
- Черт, Анри (1959). Франсис Пуленк . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ОСЛК 1268174 .
- Черт, Анри (1978). Франсис Пуленк (на французском языке) (второе изд.). Париж: Файард. ISBN 2-213-00670-9 .
- Меллерс, Уилфрид (1995). Франсис Пуленк . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816338-1 .
- Николс, Роджер (2020). Пуленк . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-22650-8 .
- Пуленк, Франсис (2014). Николас Саутон (ред.). Статьи и интервью – Записки от души . Берлингтон, США: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-6622-2 .
- Шмидт, Карл Б. (2001). Чарующая муза: документированная биография Фрэнсиса Пуленка . Хиллсдейл, США: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-026-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трио для гобоя, фагота и фортепиано : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Франсис Пуленк - Трио для фортепиано, гобоя и фагота на YouTube
- Пуленк — Трио для гобоя, фагота и фортепиано о Поле Томасоне Writer.com