Jump to content

Проповедь, рассказ и молитва

Стравинский (справа) с Каем Маасало Кай Маасало [ фи ] (в центре), Хельсинки, Финляндия, 1961 год.

«Проповедь, рассказ и молитва» кантата для певцов-альтистов и теноров, чтеца, хора и оркестра Игоря Стравинского , написанная в 1960–61. периоду творчества композитора Оно относится к серийному и длится в исполнении чуть больше четверти часа.

Стравинский начал работу над «Проповедью, рассказом и молитвой» в Голливуде в 1960 году и закончил ее 31 января 1961 года. Партитура посвящена швейцарскому дирижеру Паулю Захеру , заказчику ее — третья часть имеет дополнительное посвящение: «В памяти преподобного Джеймса Маклейна (†1960)». Оно было опубликовано позже в том же году, а первое исполнение произведения было дано Баслерским камерным оркестром под управлением посвященного 23 февраля 1962 года в Базеле. [1]

Забивание камнями святого Стефана Якопо и Доменико Тинторетто , алтарь Сан-Джорджо Маджоре , Венеция

Согласно записке, отправленной композитором Паулю Захеру 7 августа 1961 года, Стравинский рассматривал эту кантату как новозаветный аналог «Трени» , сочиненной тремя годами ранее на ветхозаветный текст « Плач Иеремии» . Для своего текста Стравинский выбрал отрывки из посланий Павла и Деяний апостолов , а также молитву елизаветинского поэта Томаса Деккера , написанную в современном английском стиле с переводами из версии короля Иакова, использованными для Библейские отрывки. [1] Полные названия трех частей кантаты:

  1. Проповедь (из Св. Павла)
  2. Повествование: Побивание камнями святого Стефана (из «Деяний»).
  3. Молитва (от Томаса Деккара [ так в оригинале ])

Нигде в произведении полный оркестр не звучит вместе, а хор молчит на протяжении всей второй части. [2]

Проповедь

[ редактировать ]

Вступительная проповедь разделена на восемь разделов по схеме ABCDAECD. [3] Основная серия, использованная в произведении, мелодически представлена ​​в разделе А, инструментальной прелюдии, открывающей первую часть:E –E–C–D–D –B –B–F –G–A–A –FПервые пять нот этого ряда представляют собой перестановочную форму пятинотного ряда, использованного Стравинским в «Памяти Дилана Томаса» — хроматического пентахорда, состоящего из нот, ограниченных большой терцией , и этот пентахорд встречается еще дважды в ряду при перекрытии. фрагмент примечаний 3–7 и в примечаниях 8–12. [3] [4] [5]

Сразу за этим следует первая хоровая часть B, довольно неясный и трудный отрывок сложной серийной конструкции, большей частью сопровождаемый четырьмя валторнами. После заключительного аккорда валторн короткое соло тенора переходит в раздел C, произносимый хором под аккомпанемент струн тремоло суль понтичелло , одновременно играя ретроградную и ретроградную инверсию основной серии. Те же две формы серии, транспонированные на полутон выше, повторяются в разделе D, теперь одна за другой в отрывке двухголосного контрапункта между хором и оркестром. [3] Вторая половина части повторяет первую и начинается с модифицированного ретроградного инструментального вступления. За этим следует раздел E, еще один хоровой раздел, который развивает канонические и серийные приемы, использованные в соответствующем разделе B из первой половины. И снова четыре валторны поддерживают заключительный аккорд, в то время как солирующий тенор и бас хора поют одно законченное мелодическое высказывание основного двенадцатитонового ряда, повторяя последнюю строку текста предыдущего раздела: «Тогда с терпением подожди этого». Последние два раздела представляют собой буквальное повторение, включая текст, разделов C и D первой половины. [6]

Повествование

[ редактировать ]

Вторая часть представляет собой тщательно продуманную сцену для рассказчика (впервые появляющегося в произведении) и солистов в сопровождении оркестра, описывающую суд и побивание камнями святого Стефана. Канонические отрывки продолжают использоваться, теперь сначала представлены гобой и фагот в двойном каноне, а затем фортепиано и туба в трехголосном каноне. Часть завершается восьмитактовой инструментальной кодой, в которой все четыре основные формы ряда объединены в серию мрачных аккордов. [7]

На протяжении всей кантаты Стравинский использует метод гексахордального вращения, которому он научился из произведений своего друга Эрнста Кренека , для создания массивов звуковых частот. Вне этих массивов Стравинский использует только нетранспонированные формы простых, ретроградных, обратных и обратно-ретроградных форм своего ряда. Массивы создаются путем последовательного вращения каждого гексахорда и последующего транспонирования результата так, чтобы каждый набор из шести нот начинался с одной и той же ноты. [8] Например, первый гексахорд обратной формы ряда имеет интервальную последовательность 11–4–10–1–3 полутонов плюс интервал 7, охватывающий от последней задней к первой ноте. Перемещая первую ноту в каждом гексахорде в конец, а затем транспонируя результат так, чтобы он начинался с ноты E , схема вращения дает:

Массив первых гексахорд из обратной формы ряда
1 2 3 4 5 6
я E Д G И Ф A
II E Г Ф G А И
III E D Д Ф С Б
IV E И Г Д D Ф
V E G D С И Д
МЫ E B А D Б С

Затем Стравинский во многих случаях систематически перемещался по массиву, чтобы получить длинные мелодические линии, как он делает это с этим массивом, чтобы создать канонический отрывок в альтовых и теноровых голосах со словами: «О Боже мой, если Тебе будет угодно порезать меня». выключиться перед ночью», в тактах 226–238 ближе к началу третьей части (Молитва). Этот отрывок представляет собой строгий, «прямой» ритмический канон , но гексахорды смещены, ведущий тенор с гексахордами II–II–IV–V–VI и следующий за ним альт, но с гексахордами I–II–II–IV–V, а высоты звука в соответствующих гексахордах расположены в ретроградном порядке. [9] Этот тип процедуры предполагает каноны, использованные Оливье Мессианом и Пьером Булезом , а не процедуры более ранних композиторов, таких как Жокен де Пре и Иоганн Себастьян Бах , которые послужили моделями канонов во многих других произведениях Стравинского. [10]

В конце этого канона вступает хор с четырьмя формами основного ряда. Контрабасы, фортепиано, арфа и гонги продолжают свое остинато из вступительной канонической части, основанной на первом гексахорде инверсии. Два солиста в унисон вводят заключительный хорал «Аллилуйя», чередуя пассажи в струнных, вновь объединяя четыре формы ряда, только теперь уже с первым гексахордом каждой ретроградной. [11]

Источники

[ редактировать ]
  • Мейсон, Колин. 1961. «Новое произведение Стравинского». Темп , Новая серия, вып. 59 (Осень): 5–14.
  • Штраус, Джозеф Н. 2001. Поздняя музыка Стравинского . Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки 16. Издательство Кембриджского университета. стр. 11–18. ISBN   9780521602884 .
  • Ван ден Тоорн, Питер К. 1983. «Музыка Игоря Стравинского». Композиторы двадцатого века. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   9780300026931 (ткань); ISBN   9780300038842 (пбк).
  • Уоткинс, Гленн . 1986. "Канон и поздний стиль Стравинского". В книге «Противостояние Стравинскому» под редакцией Яна Паслера, 217–246. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-05403-2 .
  • Уайт, Эрик Уолтер. 1979. Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-03985-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Смит, Дэвид. 1999. «Второй кризис Стравинского: чтение ранних серийных зарисовок». Перспективы новой музыки 37, вып. 2 (лето): 117–146.
  • Уолш, Стивен . 1988. Музыка Стравинского . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. См. особенно. 235–238.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5739d4290079f8cf25e6b68236984390__1716364020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/90/5739d4290079f8cf25e6b68236984390.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
A Sermon, a Narrative and a Prayer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)