Трени (Стравинский)
Трени | |
---|---|
то есть Плач пророка Иеремии | |
Кантата Игоря Стравинского | |
![]() Зал Школы Гранде ди Сан-Рокко в Венеции, где состоялась премьера произведения. | |
Текст | Стихи из Книги Плача |
Язык | латинский |
Выполненный | 23 сентября 1958 г Венецианская биеннале .: |
Опубликовано | 1958 |
Записано | 5 января 1959 г. | – 6 января 1959 г. Schola Cantorum (Хью Росс, хормейстер); Колумбийский симфонический оркестр Игорь Стравинский, дир. (LP, 1 диск, 33⅓ об/мин, 12 дюймов, монофонический. Columbia Masterworks ML 5383)
Движения | 3 |
Подсчет очков |
|
Threni: id est Lamentationes Jeremiae Prophetae называемый просто Threni , — музыкальная постановка Игоря Стравинского на стихи из Книги Плача на латыни Вульгаты , обычно , для сольных певцов, хора и оркестра. Стравинского . Это первое и самое продолжительное полностью додекафонное произведение [1] но выполняется не часто. Его назвали «строгим». [2] но также и «кульминационный момент» в его карьере, «важный как духовно, так и стилистически» и «самый амбициозный и структурно самый сложный» из всех его религиозных произведений, [3] и даже «среди величайших произведений Стравинского». [4]
Стравинский сочинил «Трени» в 1957–1958 годах для Венецианской биеннале , и впервые он был исполнен там в сентябре 1958 года. Выступление в Париже два месяца спустя стало катастрофой из-за неадекватных исполнителей и недостаточных репетиций. Это привело к взаимным обвинениям между Стравинским, Пьером Булезом и Робертом Крафтом . Впервые «Трени» было опубликовано в 1958 году и впервые записано в 1959 году под управлением композитора.
Поскольку «Трени» предназначался для концертного, а не литургического использования, Стравинский свободно выбирал текст из первых глав Книги Плача. У него три механизма: большой центральный, окруженный двумя гораздо более короткими. Эрнст Кренек написал сеттинг «Плача» в 1942 году, который, как признавал Стравинский, мог повлиять на него. Он считал менее вероятным, что произведения композиторов эпохи Возрождения, в том числе Таллиса , Берда и Палестрины , оказали на него влияние, хотя он изучал такую музыку.
История
[ редактировать ]Стравинский сочинил «Трени» между летом 1957 и весной 1958 года. [1] начав его 29 августа 1957 года за фортепиано ночного клуба отеля, где он остановился в Венеции, [5] и завершив его до 27 марта 1958 года. [6] Впервые оно было исполнено 23 сентября 1958 года в зале Большой школы Сан-Рокко в Венеции. Композитор дирижировал солистами Урсулой Золленкопф , Жанной Дерубе , Хьюго Куэно , Ришаром Робинсоном, Шарлем Шарбахом и Робертом Оливером, хором NDR и Симфоническим оркестром NDR . [7] Спектакль он посвятил Алессандро Пьовесану, директору Венецианской биеннале . недавно скончавшемуся [8]
Первое выступление в Париже 14 ноября 1958 года оказалось провальным. По словам Стивена Уолша, Булезу не удалось найти подходящих исполнителей, а те, кого он мог привлечь, несколько раз выходили из строя. Реакция публики поначалу была вежливой, но когда Стравинский отказался вернуться и поклониться, она постепенно перешла в насмешки. Стравинский заявил, что никогда больше не будет дирижировать в Париже. [9] Он почувствовал себя униженным тем, что он назвал «скандальным концертом», сразу после выступления написав в дневнике, что это был «самый несчастливый концерт в моей жизни», и обвинив в нем Булеза. [10] Крафт добавляет, что Булез обещал репетировать с Трени , но не сделал этого. Тем не менее, на Стравинском была доля вины за то, что он не отменил концерт, несмотря на просьбы семьи и друзей, в том числе его жены и Нади Буланже . [11] Признавая, что выступление было «катастрофой», Булез тем не менее настаивал на том, что на самом деле он участвовал в фортепианных репетициях вместе со Стравинским, которого тщетно пытался убедить быть потверже с певцами. Он пришел к выводу, что Стравинский «не был хорошим дирижером; он был ужасно паршивым дирижером», а проблемы певцов усугублялись тем, что «оркестр был плохо подготовлен Крафтом». Соглашаясь с тем, что певцы были «совершенно ужасными», Булез возразил, что их выбрал не он сам, а агент, отвечающий за фестиваль в Экс-ан-Провансе. [12]
Сам Стравинский дирижировал первой записью в январе 1959 года с Симфоническим оркестром Колумбии . С тех пор эта запись несколько раз переиздавалась и является частью . выпуска произведений Стравинского, выпущенного Sony в 2007 году [13]
Boosey & Hawkes впервые опубликовали «Трени» в 1958 году. Дирижировать этой партитурой сложно из-за нехватки тактовых линий . [14] Отвечая на вопрос Крафта об этом, Стравинский ответил: «Голоса не всегда находятся в ритмическом унисон. Следовательно, любые тактовые строки произвольно сокращают хотя бы одну строку». Он рекомендовал дирижеру «просто отсчитывать музыку так же, как он отсчитывает мотет Жоскена». [15] Но в 1965 году было выпущено исправленное издание с некоторыми изменениями в запрете и некоторыми исправлениями. [14]
Стравинский уже использовал технику двенадцати тонов ранее, в 1950-х годах, в Canticum Sacrum (1955) и в Agon (1957). Но ни один из них не является исключительно додекафоническим, как Трени . [16]
оркестровка
[ редактировать ]Трени партитура для одного сопрано , одного контральто , двух солистов тенора и двух басов , хора и оркестра из 2 флейт , 2 гобоев , английского рожка , 2 кларнетов (второй дублирующий альт-кларнет фа мажор), бас-кларнета , контрабас- саррусофона , флюгельгорна , 4 валторны , 3 тромбона (1 альт, 1 тенор, 1 бас), туба , литавры , тамтам , арфа , челеста , фортепиано и струнные . [8] (Флюгельгорн на самом деле указан издателем как «горн». [7] хотя в списке «оркестровки» в начале партитуры указан «Контральто Горн in B ♭ (Флюгельгорн)», а в самой партитуре, где все остальные инструменты названы по-итальянски, он называется по-французски и Немецкий «Горн до-альт (Флюгельгорн)». Однако роль играет флюгельгорн. [2] [17] Флюгельгорн по-французски звучит как «горн с поршнями» , а по-итальянски — «flicorno» .)
Общие атрибуты
[ редактировать ]Текст
[ редактировать ]Стравинский написал «Трени» для Венецианской биеннале, а не для литургического использования , и сам подбирал слова в соответствии со своими музыкальными целями. Анализ Кустера включает полный текст. [16] Он включает еврейские буквы, которыми начинаются стихи в некоторых главах «Плача Иеремии». Они всегда предназначены для припева и сравниваются с «серией освещенных инициалов, украшающих рукопись». [8]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Стравинский назвал свою обработку звука в « Трени » «своего рода «триадической атональностью», противопоставляя это «повторению тональности» своих балетных партитур. [18] Трени широко использует каноны. Также используется безмолвное пение в хоре – Стравинский сделал это впервые. [8]
Партитура требует большого оркестра, но никогда не использует его in tutti , придерживаясь одновременно небольших групп инструментов. [17]
Основной 12-тоновый ряд для Трени : D ♯ -G ♯ -G ♮ -A ♯ -C ♯ -A ♮ -D ♮ -B ♮ -E ♮ -C ♮ -F ♮ -F ♯ . Стравинский широко использует тональные, даже диатонические возможности этого ряда. [8] [17] Но на самом деле он не использует углубленно двенадцатитоновую технику, полагаясь на свободное транспонирование и сочетание, подбор и повторение, а характер музыки не сильно отличается от характера его более ранних работ: например, начало "Sensus spei". (особенно множество повторяющихся нот в альт-соло и повторяющийся ответ припева) напоминает Ренара и Les noces , а два коротких отрывка для струнных и припева в начале, устанавливающие еврейские буквы caph и res, напоминают места в Орфей (1948). [19]
Влияния
[ редактировать ]Произведение, которое, скорее всего, повлияло на «Трени» Стравинского , - это Lamentatio Jeremiae Prophetae , опус 93, Эрнста Кренека для 8-частного хора без сопровождения, написанное в 1942 году. [20] но опубликовано только в 1957 году (за год до Трени ). [21] Стравинский сказал, что ему понравилась эта работа, что он прочитал трактат Кренека о двенадцатитоновом контрапункте и что «Возможно, мой собственный Трени [Кренека] показывает связь с Плачами ». [22] Решение Стравинского полагаться на такт , а не на тактовые линии, является одним из примеров. в разделе «Кверимония» [19]
Эдгар Мюррей находит «Трени» менее выразительным, чем «Кренек», и больше похожим на « Томаса Таллиса Плачущие» . [17] Но Стравинский, признавая, что он изучал обстановку Таллиса и произведения Уильяма Берда и Палестрины , не верил, что они повлияли на его произведение. [15]
Были замечены и другие сходства - например, эпизод мужского квартета в «Кверимонии», вероятно, был предложен Джезуальдо Карло суммой Эстимуса - хотя такие вещи лучше охарактеризовать как «идентификации», чем «влияния». [19]
Отрывок, начинающийся с такта 231 («Монахиня: Scrutemur vias nostras») представляет собой новую для Стравинского ритмическую фактуру, которая сильно напоминает многослойные ритмы Штокхаузена Zeitmaße , которые Крафт репетировал в доме Стравинского во время сочинения (с 16 по 14 января). февраль 1958 г.). Стравинский присутствовал не только на этих репетициях, но и на записи Zeitmaße , с большим интересом следя за партитурой. [23] Опубликованная партитура « Трени» также является первой из работ Стравинского, в которой принят метод замены нотоносцев в молчаливых размерах пробелами - особенность, часто встречающаяся в рукописях Стравинского еще в 1916 году, но с этого момента только в печати. Эта особенность присутствует и в партитуре Штокхаузена. [24]
Ряд в «Структурах Ia » Булеза встречается в эскизах к «Трени» , но настолько фундаментально отличается от ряда, который на самом деле использовал Стравинский, что его отношение к «Трени» неясно. [25]
Движения
[ редактировать ]В Трени есть три части, соответствующие трем главам «Плача Иеремии», из которых взяты тексты, использованные в произведении. Ниже приводится резюме. Подробный музыкальный анализ и полный латинский текст, а также английская версия Библии короля Иакова доступны в диссертации Эндрю Кастера. [16]
1. Де Элегия Прима
[ редактировать ]После короткого оркестрового вступления часть начинается словами «Incipit lamentatio Jeremiae Prophetae» («Здесь начинается плач пророка Иеремии»), после чего музыка устанавливает главу 1 «Плача», стихи 1, 2 (первая часть), 5. (первая часть), 11 (последняя часть) и 20. Каждому используемому стиху предшествует еврейская буква (алеф, беф, он, капф, реш). [16]
2. О Третьей Элегии
[ редактировать ]Это движение использует текст из главы 3 «Плача» с еврейской буквой, предшествующей каждому блоку из трех стихов. Он намного длиннее, чем два других движения вместе взятых, и разделен на три части: [16]
- Жалоба
- (жалоба) использует стихи 1–6 и 16–21 (ивритские буквы: алеф , бэт , вав , заин ).
- Чувство надежды
- (чувство надежды) использует стихи 22–27, 34–36, 40–45 и 49–57 (ивритские буквы: хет , тет , ламед , нун , самех , айн , цаде , коф ).
- Утешение
- (утешение) использует стихи 58–64 (ивритские буквы: реш , шин , тав ).
3. Де Элегия Кинта
[ редактировать ]Это, безусловно, самое короткое движение. Он начинается словами «Oratio Jeremiae Prophetae» («молитва пророка Иеремии»), после которых музыка устанавливает 5-ю главу Плача, стихи 1, 19 и 21. Никакие еврейские буквы в этом тексте не связаны. [16]
Дискография
[ редактировать ]- Стравинский: Threni, id est Lamentationes Jeremiae Prophetae (1957–58), Игорь Стравинский дирижирует . Бетани Бердсли (с); Беатрис Кребс (контральто); Уильям Льюис и Джеймс Уэйннер (теноры); Мак Морган (баритон); Роберт Оливер (бас); «Схола Канторум» (Хью Росс, реж.); Колумбийский симфонический оркестр; Игорь Стравинский дирижирует (запись 5–6 января 1959 г., Нью-Йорк). Запись LP, монофоническая. Columbia Masterworks ML 5383. Нью-Йорк: Columbia Records, 1959. Переиздано на альбоме Стравинского: Хоровые произведения . Игорь Стравинский Recorded Legacy 14. Комплект из 2 пластинок. CBS 37527–37528. [Np]: CBS, 1981. Переиздано под изданием Игоря Стравинского, Vol. 11 . Комплект из 2 компакт-дисков. Sony SM2K 46301. [Np]: Sony Classical, 1991. Переиздано на диске 21 (88697103112-21), «Священные произведения, том 2», произведений Игоря Стравинского . Набор из 22 компакт-дисков. Sony Classical 88697103112. Нью-Йорк: Sony BMG Music Entertainment, 2007.
- Стравинский Том. VI: Симфония псалмов, «Свадебка», «Плач Иеремии» . Филармония; Хорал Симона Жоли; Роберт Крафт , дир. В Les Noces : Международный фортепианный квартет, ансамбль ударных Тристана Фрая, Элисон Уэллс (сопрано), Сьюзан Бикли (меццо-сопрано), Мартин Хилл (тенор), Алан Юинг (бас-профундо); В Трени : Джули Моффат (сопрано), Дженнифер Лейн (меццо-сопрано), Мартин Хилл и Джозеф Корнуэлл (теноры), Дэвид Уилсон-Джонсон и Мартин Робсон (бас). ( Symphony of Psalms записана 5 и 6 января 2001 г.; Les Noces записана 8 и 9 января 2001 г.; Threni записана 25–30 июня 2001 г.; все записаны в Abbey Road Studio One, Лондон, Англия.) Koch KIC-CD-7514. Нью-Йорк: Koch International Classics, 2002.
- Стравинский: Трени, Реквиемы . Коллегиум Вокал Гент ; Королевская фламандская филармония ; Филипп Эрревеге , дир. Кристина Ландшамер (сопрано), Ева Волак (альт), Максимилиан Шмитт (тенор), Магнус Ставланд (тенор), Флориан Боеш (бас), Дэвид Соар (бас), записано 13–15 октября 2014 года. PHI – LPH020. Фи Классикс, 2016.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Х. Смит, «Стравинский как сериалист: зарисовки для Трени », Music Theory Spectrum 22, вып. 2 (осень 2000 г.): 205–224.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Шифф , « Стравинский: в поисках религии в театре, драма в церкви », The New York Times (2 июня 2002 г.) (по состоянию на 2 января 2011 г.).
- ^ Роман Влад, Стравинский , третье издание, перевод с итальянского Фредерика Фуллера (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1978): 208. ISBN 0-19-315444-7 (ткань); ISBN 0-19-315445-5 (пбк).
- ^ Роберт Крафт , « Трени : Плач Иеремии», буклет, прилагаемый к Стравинскому Vol. VI , Koch KIC-CD-7514 (Нью-Йорк: Koch International Classics, 2002): [12–17], цитата на стр. [16].
- ^ Вера Стравинская и Роберт Крафт, Стравинский в картинках и документах (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1978): 443.
- ^ Игорь Стравинский, Избранная переписка , т. 2, отредактировано и с комментариями Роберта Крафта (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1984): 398.
- ^ Перейти обратно: а б Бузи и Хоукс «Игорь Стравинский – Трени: это Плач пророка Иеремии» . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эрик Уолтер Уайт, Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press , 1979): 497ff. По состоянию на 25 марта 2011 г.
- ^ Стивен Уолш, Стравинский: Второе изгнание: Франция и Америка, 1934–1971 (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press , 2008): 386–87. ISBN 978-0-520-25615-6 . (По состоянию на 24 октября 2011 г.).
- ^ Игорь Стравинский, Избранная переписка , т. 2, отредактировано и с комментариями Роберта Крафта (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1984): 353.
- ^ Роберт Крафт, Невероятная жизнь: Мемуары (Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта, 2002): 208. ISBN 0-8265-1381-6 .
- ↑ Джоан Пейзер, «К Булезу и за его пределами: Музыка в Европе со времен Священной весны» , исправленное издание, с предисловием Чарльза Вуоринена (Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2008): 223. ISBN 978-0-8108-5877-0 .
- ^ Произведения Игоря Стравинского . Набор из 22 компакт-дисков. Sony Classical 88697103112. Нью-Йорк: Sony BMG Music Entertainment, 2007. Диск 21, «Sacred Works vol. 2» 88697103112-21.
- ^ Перейти обратно: а б Клаудио Спайс , Игоря Стравинского « Трени : детали дирижирования» (Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса , дата доступа) (по состоянию на 24 февраля 2021 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Игорь Стравинский и Роберт Крафт, Стравинский в разговоре с Робертом Крафтом (Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books Ltd, 1962): 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эндрю Кастер, « Трени : крупномасштабная музыкально-поэтическая и формальная работа с объектами », глава 6 « Топологии Стравинского: исследование его двенадцатитоновых произведений посредством объектно-ориентированного анализа структурных и поэтико-экспрессивных отношений с особым вниманием» к его хоровым произведениям и трени » ДМА дисс. (Боулдер: Университет Колорадо, 2000 г.). (По состоянию на 3 января 2011 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдгар Мюррей, « Стравинский: Трени », The Harvard Crimson (13 января 1960 г.). По состоянию на 3 января 2011 г.
- ^ Игорь Стравинский и Роберт Крафт, Экспозиции и разработки (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press , 1962): 107. ISBN 0-520-04403-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роберт Крафт, аннотации к Стравинскому: Threni, id est Lamentationes Jeremiae Prophetae (1957–58), Дирижирование Игоря Стравинского , Columbia Masterworks ML 5383 (Нью-Йорк: Columbia Records, 1959).
- ^ Анон. « Эрнст Кренек: Каталог работ, заархивированных 24 июля 2011 г. в Wayback Machine » (Np: Институт Эрнста Кренека): Opus 93 (по состоянию на 2 января 2011 г.).
- ^ Клэр Хоган, «Трени»: «Долг» Стравинского Кренеку», Tempo , вып. 141 (июнь 1982 г.): 22–25, 28–29.
- ^ Игорь Стравинский и Роберт Крафт, Диалоги (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press , 1982): 103. ISBN 0-520-04650-1 (по состоянию на 6 января 2011 г.).
- ^ Коль, Джером (2017). Карлхайнц Штокхаузен: Меры времени . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 129, 131–34.
- ^ Коль 2017 , стр. 31–32.
- ^ Джозеф Н. Штраус, Поздняя музыка Стравинского . Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки 16 (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2004): 33. ISBN 978-0-521-60288-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трени , недатированные печатные корректуры (Boosey & Hawkes), включающие исправления от первых корректур до окончательных исправлений для второго издания - через Библиотеку Конгресса.