Jump to content

Трени (Стравинский)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Трени
то есть Плач пророка Иеремии
Кантата Игоря Стравинского
Зал Школы Гранде ди Сан-Рокко в Венеции, где состоялась премьера произведения.
Текст Стихи из Книги Плача
Язык латинский
Выполненный 23 сентября 1958 г ( 1958-09-23 ) . .: Венецианская биеннале
Опубликовано 1958
Записано 5 января 1959 г. ( 1959-01-05 ) – 6 января 1959 г. ( 1959-01-06 ) Schola Cantorum (Хью Росс, хормейстер); Колумбийский симфонический оркестр Игорь Стравинский, дир. (LP, 1 диск, 33⅓ об/мин, 12 дюймов, монофонический. Columbia Masterworks ML 5383)
Движения 3
Подсчет очков
  • солисты
  • хор
  • оркестр

Threni: id est Lamentationes Jeremiae Prophetae называемый просто Threni , — музыкальная постановка Игоря Стравинского на стихи из Книги Плача на латыни Вульгаты , обычно , для сольных певцов, хора и оркестра. Стравинского . Это первое и самое продолжительное полностью додекафонное произведение [1] но выполняется не часто. Его назвали «строгим». [2] но также и «кульминационный момент» в его карьере, «важный как духовно, так и стилистически» и «самый амбициозный и структурно самый сложный» из всех его религиозных произведений, [3] и даже «среди величайших произведений Стравинского». [4]

Стравинский сочинил «Трени» в 1957–1958 годах для Венецианской биеннале , и впервые он был исполнен там в сентябре 1958 года. Выступление в Париже два месяца спустя стало катастрофой из-за неадекватных исполнителей и недостаточных репетиций. Это привело к взаимным обвинениям между Стравинским, Пьером Булезом и Робертом Крафтом . Впервые «Трени» было опубликовано в 1958 году и впервые записано в 1959 году под управлением композитора.

Поскольку «Трени» предназначался для концертного, а не литургического использования, Стравинский свободно выбирал текст из первых глав Книги Плача. У него три механизма: большой центральный, окруженный двумя гораздо более короткими. Эрнст Кренек написал сеттинг «Плача» в 1942 году, который, как признавал Стравинский, мог повлиять на него. Он считал менее вероятным, что произведения композиторов эпохи Возрождения, в том числе Таллиса , Берда и Палестрины , оказали на него влияние, хотя он изучал такую ​​музыку.

Стравинский сочинил «Трени» между летом 1957 и весной 1958 года. [1] начав его 29 августа 1957 года за фортепиано ночного клуба отеля, где он остановился в Венеции, [5] и завершив его до 27 марта 1958 года. [6] Впервые оно было исполнено 23 сентября 1958 года в зале Большой школы Сан-Рокко в Венеции. Композитор дирижировал солистами Урсулой Золленкопф , Жанной Дерубе , Хьюго Куэно , Ришаром Робинсоном, Шарлем Шарбахом и Робертом Оливером, хором NDR и Симфоническим оркестром NDR . [7] Спектакль он посвятил Алессандро Пьовесану, директору Венецианской биеннале . недавно скончавшемуся [8]

Первое выступление в Париже 14 ноября 1958 года оказалось провальным. По словам Стивена Уолша, Булезу не удалось найти подходящих исполнителей, а те, кого он мог привлечь, несколько раз выходили из строя. Реакция публики поначалу была вежливой, но когда Стравинский отказался вернуться и поклониться, она постепенно перешла в насмешки. Стравинский заявил, что никогда больше не будет дирижировать в Париже. [9] Он почувствовал себя униженным тем, что он назвал «скандальным концертом», сразу после выступления написав в дневнике, что это был «самый несчастливый концерт в моей жизни», и обвинив в нем Булеза. [10] Крафт добавляет, что Булез обещал репетировать с Трени , но не сделал этого. Тем не менее, на Стравинском была доля вины за то, что он не отменил концерт, несмотря на просьбы семьи и друзей, в том числе его жены и Нади Буланже . [11] Признавая, что выступление было «катастрофой», Булез тем не менее настаивал на том, что на самом деле он участвовал в фортепианных репетициях вместе со Стравинским, которого тщетно пытался убедить быть потверже с певцами. Он пришел к выводу, что Стравинский «не был хорошим дирижером; он был ужасно паршивым дирижером», а проблемы певцов усугублялись тем, что «оркестр был плохо подготовлен Крафтом». Соглашаясь с тем, что певцы были «совершенно ужасными», Булез возразил, что их выбрал не он сам, а агент, отвечающий за фестиваль в Экс-ан-Провансе. [12]

Сам Стравинский дирижировал первой записью в январе 1959 года с Симфоническим оркестром Колумбии . С тех пор эта запись несколько раз переиздавалась и является частью . выпуска произведений Стравинского, выпущенного Sony в 2007 году [13]

Boosey & Hawkes впервые опубликовали «Трени» в 1958 году. Дирижировать этой партитурой сложно из-за нехватки тактовых линий . [14] Отвечая на вопрос Крафта об этом, Стравинский ответил: «Голоса не всегда находятся в ритмическом унисон. Следовательно, любые тактовые строки произвольно сокращают хотя бы одну строку». Он рекомендовал дирижеру «просто отсчитывать музыку так же, как он отсчитывает мотет Жоскена». [15] Но в 1965 году было выпущено исправленное издание с некоторыми изменениями в запрете и некоторыми исправлениями. [14]

Стравинский уже использовал технику двенадцати тонов ранее, в 1950-х годах, в Canticum Sacrum (1955) и в Agon (1957). Но ни один из них не является исключительно додекафоническим, как Трени . [16]

оркестровка

[ редактировать ]

Трени партитура для одного сопрано , одного контральто , двух солистов тенора и двух басов , хора и оркестра из 2 флейт , 2 гобоев , английского рожка , 2 кларнетов (второй дублирующий альт-кларнет фа мажор), бас-кларнета , контрабас- саррусофона , флюгельгорна , 4 валторны , 3 тромбона (1 альт, 1 тенор, 1 бас), туба , литавры , тамтам , арфа , челеста , фортепиано и струнные . [8] (Флюгельгорн на самом деле указан издателем как «горн». [7] хотя в списке «оркестровки» в начале партитуры указан «Контральто Горн in B (Флюгельгорн)», а в самой партитуре, где все остальные инструменты названы по-итальянски, он называется по-французски и Немецкий «Горн до-альт (Флюгельгорн)». Однако роль играет флюгельгорн. [2] [17] Флюгельгорн по-французски звучит как «горн с поршнями» , а по-итальянски — «flicorno» .)

Общие атрибуты

[ редактировать ]

Стравинский написал «Трени» для Венецианской биеннале, а не для литургического использования , и сам подбирал слова в соответствии со своими музыкальными целями. Анализ Кустера включает полный текст. [16] Он включает еврейские буквы, которыми начинаются стихи в некоторых главах «Плача Иеремии». Они всегда предназначены для припева и сравниваются с «серией освещенных инициалов, украшающих рукопись». [8]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Стравинский назвал свою обработку звука в « Трени » «своего рода «триадической атональностью», противопоставляя это «повторению тональности» своих балетных партитур. [18] Трени широко использует каноны. Также используется безмолвное пение в хоре – Стравинский сделал это впервые. [8]

Партитура требует большого оркестра, но никогда не использует его in tutti , придерживаясь одновременно небольших групп инструментов. [17]

Основной 12-тоновый ряд для Трени : D -G -G -A -C -A -D -B -E -C -F -F . Стравинский широко использует тональные, даже диатонические возможности этого ряда. [8] [17] Но на самом деле он не использует углубленно двенадцатитоновую технику, полагаясь на свободное транспонирование и сочетание, подбор и повторение, а характер музыки не сильно отличается от характера его более ранних работ: например, начало "Sensus spei". (особенно множество повторяющихся нот в альт-соло и повторяющийся ответ припева) напоминает Ренара и Les noces , а два коротких отрывка для струнных и припева в начале, устанавливающие еврейские буквы caph и res, напоминают места в Орфей (1948). [19]

Произведение, которое, скорее всего, повлияло на «Трени» Стравинского , - это Lamentatio Jeremiae Prophetae , опус 93, Эрнста Кренека для 8-частного хора без сопровождения, написанное в 1942 году. [20] но опубликовано только в 1957 году (за год до Трени ). [21] Стравинский сказал, что ему понравилась эта работа, что он прочитал трактат Кренека о двенадцатитоновом контрапункте и что «Возможно, мой собственный Трени [Кренека] показывает связь с Плачами ». [22] Решение Стравинского полагаться на такт , а не на тактовые линии, является одним из примеров. в разделе «Кверимония» [19]

Эдгар Мюррей находит «Трени» менее выразительным, чем «Кренек», и больше похожим на « Томаса Таллиса Плачущие» . [17] Но Стравинский, признавая, что он изучал обстановку Таллиса и произведения Уильяма Берда и Палестрины , не верил, что они повлияли на его произведение. [15]

Были замечены и другие сходства - например, эпизод мужского квартета в «Кверимонии», вероятно, был предложен Джезуальдо Карло суммой Эстимуса - хотя такие вещи лучше охарактеризовать как «идентификации», чем «влияния». [19]

Отрывок, начинающийся с такта 231 («Монахиня: Scrutemur vias nostras») представляет собой новую для Стравинского ритмическую фактуру, которая сильно напоминает многослойные ритмы Штокхаузена Zeitmaße , которые Крафт репетировал в доме Стравинского во время сочинения (с 16 по 14 января). февраль 1958 г.). Стравинский присутствовал не только на этих репетициях, но и на записи Zeitmaße , с большим интересом следя за партитурой. [23] Опубликованная партитура « Трени» также является первой из работ Стравинского, в которой принят метод замены нотоносцев в молчаливых размерах пробелами - особенность, часто встречающаяся в рукописях Стравинского еще в 1916 году, но с этого момента только в печати. Эта особенность присутствует и в партитуре Штокхаузена. [24]

Ряд в «Структурах Ia » Булеза встречается в эскизах к «Трени» , но настолько фундаментально отличается от ряда, который на самом деле использовал Стравинский, что его отношение к «Трени» неясно. [25]

Движения

[ редактировать ]

В Трени есть три части, соответствующие трем главам «Плача Иеремии», из которых взяты тексты, использованные в произведении. Ниже приводится резюме. Подробный музыкальный анализ и полный латинский текст, а также английская версия Библии короля Иакова доступны в диссертации Эндрю Кастера. [16]

1. Де Элегия Прима

[ редактировать ]

После короткого оркестрового вступления часть начинается словами «Incipit lamentatio Jeremiae Prophetae» («Здесь начинается плач пророка Иеремии»), после чего музыка устанавливает главу 1 «Плача», стихи 1, 2 (первая часть), 5. (первая часть), 11 (последняя часть) и 20. Каждому используемому стиху предшествует еврейская буква (алеф, беф, он, капф, реш). [16]

2. О Третьей Элегии

[ редактировать ]

Это движение использует текст из главы 3 «Плача» с еврейской буквой, предшествующей каждому блоку из трех стихов. Он намного длиннее, чем два других движения вместе взятых, и разделен на три части: [16]

Жалоба
(жалоба) использует стихи 1–6 и 16–21 (ивритские буквы: алеф , бэт , вав , заин ).
Чувство надежды
(чувство надежды) использует стихи 22–27, 34–36, 40–45 и 49–57 (ивритские буквы: хет , тет , ламед , нун , самех , айн , цаде , коф ).
Утешение
(утешение) использует стихи 58–64 (ивритские буквы: реш , шин , тав ).

3. Де Элегия Кинта

[ редактировать ]

Это, безусловно, самое короткое движение. Он начинается словами «Oratio Jeremiae Prophetae» («молитва пророка Иеремии»), после которых музыка устанавливает 5-ю главу Плача, стихи 1, 19 и 21. Никакие еврейские буквы в этом тексте не связаны. [16]

Дискография

[ редактировать ]
  • Стравинский: Threni, id est Lamentationes Jeremiae Prophetae (1957–58), Игорь Стравинский дирижирует . Бетани Бердсли (с); Беатрис Кребс (контральто); Уильям Льюис и Джеймс Уэйннер (теноры); Мак Морган (баритон); Роберт Оливер (бас); «Схола Канторум» (Хью Росс, реж.); Колумбийский симфонический оркестр; Игорь Стравинский дирижирует (запись 5–6 января 1959 г., Нью-Йорк). Запись LP, монофоническая. Columbia Masterworks ML 5383. Нью-Йорк: Columbia Records, 1959. Переиздано на альбоме Стравинского: Хоровые произведения . Игорь Стравинский Recorded Legacy 14. Комплект из 2 пластинок. CBS 37527–37528. [Np]: CBS, 1981. Переиздано под изданием Игоря Стравинского, Vol. 11 . Комплект из 2 компакт-дисков. Sony SM2K 46301. [Np]: Sony Classical, 1991. Переиздано на диске 21 (88697103112-21), «Священные произведения, том 2», произведений Игоря Стравинского . Набор из 22 компакт-дисков. Sony Classical 88697103112. Нью-Йорк: Sony BMG Music Entertainment, 2007.
  • Стравинский Том. VI: Симфония псалмов, «Свадебка», «Плач Иеремии» . Филармония; Хорал Симона Жоли; Роберт Крафт , дир. В Les Noces : Международный фортепианный квартет, ансамбль ударных Тристана Фрая, Элисон Уэллс (сопрано), Сьюзан Бикли (меццо-сопрано), Мартин Хилл (тенор), Алан Юинг (бас-профундо); В Трени : Джули Моффат (сопрано), Дженнифер Лейн (меццо-сопрано), Мартин Хилл и Джозеф Корнуэлл (теноры), Дэвид Уилсон-Джонсон и Мартин Робсон (бас). ( Symphony of Psalms записана 5 и 6 января 2001 г.; Les Noces записана 8 и 9 января 2001 г.; Threni записана 25–30 июня 2001 г.; все записаны в Abbey Road Studio One, Лондон, Англия.) Koch KIC-CD-7514. Нью-Йорк: Koch International Classics, 2002.
  • Стравинский: Трени, Реквиемы . Коллегиум Вокал Гент ; Королевская фламандская филармония ; Филипп Эрревеге , дир. Кристина Ландшамер (сопрано), Ева Волак (альт), Максимилиан Шмитт (тенор), Магнус Ставланд (тенор), Флориан Боеш (бас), Дэвид Соар (бас), записано 13–15 октября 2014 года. PHI – LPH020. Фи Классикс, 2016.
  1. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Х. Смит, «Стравинский как сериалист: зарисовки для Трени », Music Theory Spectrum 22, вып. 2 (осень 2000 г.): 205–224.
  2. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Шифф , « Стравинский: в поисках религии в театре, драма в церкви », The New York Times (2 июня 2002 г.) (по состоянию на 2 января 2011 г.).
  3. ^ Роман Влад, Стравинский , третье издание, перевод с итальянского Фредерика Фуллера (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1978): 208. ISBN   0-19-315444-7 (ткань); ISBN   0-19-315445-5 (пбк).
  4. ^ Роберт Крафт , « Трени : Плач Иеремии», буклет, прилагаемый к Стравинскому Vol. VI , Koch KIC-CD-7514 (Нью-Йорк: Koch International Classics, 2002): [12–17], цитата на стр. [16].
  5. ^ Вера Стравинская и Роберт Крафт, Стравинский в картинках и документах (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1978): 443.
  6. ^ Игорь Стравинский, Избранная переписка , т. 2, отредактировано и с комментариями Роберта Крафта (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1984): 398.
  7. ^ Перейти обратно: а б Бузи и Хоукс «Игорь Стравинский – Трени: это Плач пророка Иеремии» . Проверено 3 января 2011 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Эрик Уолтер Уайт, Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press , 1979): 497ff. По состоянию на 25 марта 2011 г.
  9. ^ Стивен Уолш, Стравинский: Второе изгнание: Франция и Америка, 1934–1971 (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press , 2008): 386–87. ISBN   978-0-520-25615-6 . (По состоянию на 24 октября 2011 г.).
  10. ^ Игорь Стравинский, Избранная переписка , т. 2, отредактировано и с комментариями Роберта Крафта (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1984): 353.
  11. ^ Роберт Крафт, Невероятная жизнь: Мемуары (Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта, 2002): 208. ISBN   0-8265-1381-6 .
  12. Джоан Пейзер, «К Булезу и за его пределами: Музыка в Европе со времен Священной весны» , исправленное издание, с предисловием Чарльза Вуоринена (Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2008): 223. ISBN   978-0-8108-5877-0 .
  13. ^ Произведения Игоря Стравинского . Набор из 22 компакт-дисков. Sony Classical 88697103112. Нью-Йорк: Sony BMG Music Entertainment, 2007. Диск 21, «Sacred Works vol. 2» 88697103112-21.
  14. ^ Перейти обратно: а б Клаудио Спайс , Игоря Стравинского « Трени : детали дирижирования» (Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса , дата доступа) (по состоянию на 24 февраля 2021 г.).
  15. ^ Перейти обратно: а б Игорь Стравинский и Роберт Крафт, Стравинский в разговоре с Робертом Крафтом (Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books Ltd, 1962): 35–36.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эндрю Кастер, « Трени : крупномасштабная музыкально-поэтическая и формальная работа с объектами », глава 6 « Топологии Стравинского: исследование его двенадцатитоновых произведений посредством объектно-ориентированного анализа структурных и поэтико-экспрессивных отношений с особым вниманием» к его хоровым произведениям и трени » ДМА дисс. (Боулдер: Университет Колорадо, 2000 г.). (По состоянию на 3 января 2011 г.).
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Эдгар Мюррей, « Стравинский: Трени », The Harvard Crimson (13 января 1960 г.). По состоянию на 3 января 2011 г.
  18. ^ Игорь Стравинский и Роберт Крафт, Экспозиции и разработки (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press , 1962): 107. ISBN   0-520-04403-7 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Роберт Крафт, аннотации к Стравинскому: Threni, id est Lamentationes Jeremiae Prophetae (1957–58), Дирижирование Игоря Стравинского , Columbia Masterworks ML 5383 (Нью-Йорк: Columbia Records, 1959).
  20. ^ Анон. « Эрнст Кренек: Каталог работ, заархивированных 24 июля 2011 г. в Wayback Machine » (Np: Институт Эрнста Кренека): Opus 93 (по состоянию на 2 января 2011 г.).
  21. ^ Клэр Хоган, «Трени»: «Долг» Стравинского Кренеку», Tempo , вып. 141 (июнь 1982 г.): 22–25, 28–29.
  22. ^ Игорь Стравинский и Роберт Крафт, Диалоги (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press , 1982): 103. ISBN   0-520-04650-1 (по состоянию на 6 января 2011 г.).
  23. ^ Коль, Джером (2017). Карлхайнц Штокхаузен: Меры времени . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 129, 131–34.
  24. ^ Коль 2017 , стр. 31–32.
  25. ^ Джозеф Н. Штраус, Поздняя музыка Стравинского . Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки 16 (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2004): 33. ISBN   978-0-521-60288-4 .
[ редактировать ]
  • Трени , недатированные печатные корректуры (Boosey & Hawkes), включающие исправления от первых корректур до окончательных исправлений для второго издания - через Библиотеку Конгресса.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9d029d1a68bac6a942710da946c316f__1713974100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/6f/f9d029d1a68bac6a942710da946c316f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Threni (Stravinsky) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)