Песня соловья
Chant du Rossignol (англ. Song of the Nightingale ), опубликованная в 1921 году, [1] — симфоническая поэма Игоря Стравинского, адаптированная в 1917 году из его оперы 1914 года «Соловей» .
Опера
[ редактировать ]Первая опера Стравинского « Соловей» была основана на Ганса Христиана Андерсена 1843 года одноименной сказке и была поставлена на русскоязычное либретто в трех действиях, рассказанное с точки зрения рыбака. черпается Материал «Симфонической поэмы» в основном из последних двух актов, которые были завершены в 1914 году после того, как Стравинский зарекомендовал себя как композитор балета, и через пять лет после того, как он завершил первый акт. На самом деле он вообще не был уверен в необходимости возвращения к «Соловью» , и это сомнение, возможно, привело его к созданию чисто инструментальной симфонической поэмы ; в своей автобиографии он пишет:
Я пришел к выводу — весьма прискорбному, поскольку я был автором многих произведений для театра, — что идеального исполнения можно добиться только в концертном зале, поскольку сцена представляет собой сочетание нескольких элементов, от которых часто зависит музыка. , так что он не может полагаться на исключительное внимание, которое он получает на концерте. Я утвердился в этой точке зрения, когда два месяца спустя под руководством... [Эрнеста] Ансерме « Песнь Россиньоля» как балет была поставлена Дягилевым в Парижской опере . [2]
Премьера симфонической поэмы
[ редактировать ]Первое исполнение произведения состоялось 6 декабря 1919 года в Женеве под управлением Эрнеста Ансерме в Оркестре Романской Швейцарии . [3] Он был встречен критикой, как и «Весна Священная» . Нетрадиционное использование Стравинским диссонанса и инструментов было нежелательно и в более поздних исполнениях пьесы. Возможно, именно из-за такой реакции общественности он позволил Дягилеву превратить это в балет.
Структура
[ редактировать ]разделена «Песнь» на четыре части разной длины, имеющие нелинейную эпизодическую структуру. Музыка взята из второго и третьего актов. Список движений следующий: [4]
- Престо — Андантино — Темпо I
- Marche chinoise (Китайский марш). {{музыка|четверть}} = 72 — {{музыка|четверть}} = 108 семпер
- Chant du rossignol (Песня соловья). Каденция — Адажио — Престо — Лайвли
- Jeu du rossignol mécanique (Механический соловей). Умеренный — Всегда {{музыка|четверть}} = 60 — Очень ритмичный — Пианиссимо — Тихий
Премьера в виде хореографического балета
[ редактировать ]
Производство
[ редактировать ]Балетный дебют пьесы состоялся 2 февраля 1920 года в Национальном театре оперы в Париже. Хореография Леонида Мясина , дизайн Анри Матисса . Это также было встречено с некоторым скептицизмом; Сам Стравинский был не совсем доволен. «Я предназначал «Песню Россиньоля» для концертной площадки, и хореографическая обработка показалась мне совершенно ненужной», - говорит он позже в своей автобиографии. [2]
Стравинский согласился возродить балет в 1925 году. Первоначально хореография должна была принадлежать Мясину, но когда это не удалось, Дягилев выбрал одного из своих новых учеников, Джорджа Баланчина , для постановки балета. Именно тогда Стравинский впервые встретил Баланчина, который впоследствии стал его самым важным творческим партнером.
Отношения Дягилева и Стравинского ослабли во время «Песни россиньоля» , поскольку каждому нравилось быть ответственным режиссером. Однако, поскольку Баланчину была предоставлена большая роль, стало ясно, что отношения Баланчина и Стравинского были длительными. У них были схожие вкусы в искусстве, музыке и движении, и они жили, чтобы творить. Стравинский и Баланчин продолжали работать вместе несколько лет, создав ряд знаменитых балетов.
Сюжет
[ редактировать ]Стравинского Балет следует основной сюжетной линии «Le rossignol» Андерсена по мотивам «Соловья» . В первой сцене Соловей поет (или, в данном случае, танцует) для императора Китая , который доволен. В музыке песня соловья хроматическая и пикающая, она звучит свободно и естественно, как песня птицы. Вторая сцена представляет дар механического соловья от императора Японии . Все заворожены его песней и не обращают внимания на настоящего Соловья, который улетает. Музыка здесь короткая и четкая, без плавных переходов «настоящего» Соловья и дополнительных звуков механического автомата.
В третьей сцене Император встречает Смерть из-за болезни и страданий от потери соловья. Затем за окном Императора появляется Соловей и убеждает Смерть отпустить Императора. В финальной сцене придворные обнаруживают, что Император теперь здоров, хотя его Соловей снова уходит, возвращаясь к природе.
Темы
[ редактировать ]Темы истории включают противопоставление естественного и искусственного, где настоящий Соловей соседствует с его механической заменой. Это было не первое (или последнее) произведение Стравинского, посвященное образу птицы, и это не было его первое увлечение, казалось бы, совершенной машиной, поскольку записи говорят нам, что Стравинский часто предпочитал звук механического пианолы человеческому ( и неизбежно несовершенное) исполнение на настоящем фортепиано.
Движение под музыку
[ редактировать ]
Стравинский всегда был конкретен в использовании движения в музыке. Однажды он сказал: «Я не понимаю, как можно быть хореографом, если, как Баланчин, не стать сначала музыкантом», восхваляя знаменитого хореографа, который начал работать со Стравинским над возрождением «Песни дю Россиньоль» . [2] Баланчин на самом деле сам был музыкантом и уже поклонником творчества Стравинского. Он сразу же согласился принять вызов, сказав: «Я хорошо выучил музыку, и поэтому… когда Дягилев попросил меня поставить балет Стравинского «Песнь россиньоля» , я смог сделать это быстро». [2]
Распоряжения
[ редактировать ]Только медленно
[ редактировать ]Стравинский также написал сокращение всей симфонической поэмы для фортепиано соло. В отличие от оригинальной четырехчастной версии для оркестра, завершенной в 1917 году, версия для фортепиано соло состоит из трех частей, при этом весь оригинальный материал нетронут, но переаранжирован в разные части. [5] Список движений следующий:
- Торжество во дворце китайского императора . Престо — Андантино — Аллегро — Китайский марш
- Les deux Rossignols (Два соловья). Каданс — Адажио — Престо — Лайвли — Механическая игра Россиньоля. Умеренный — Немного шире. Маэстосо - Ларгетто
- Болезнь и выздоровление китайского императора . Molto ritmico — Траурный марш — Ларгетто
Произведение было опубликовано издательством Hawkes & Son в 1927 году. [5]
Запись
[ редактировать ]Стравинский не записывал музыку во время своих обширных сессий записи для Columbia Records , за исключением сокращения 1932 года для скрипки и фортепиано только Airs du rossignol и Marche chinoise , записанного в 1933 году с Сэмюэлем Душкиным на скрипке. [6] Однако Фриц Райнер и Чикагский симфонический оркестр записали балет для RCA Victor в « Живом стерео », новаторском процессе с использованием трехдорожечных магнитофонов и трех микрофонов, в Оркестровом зале Чикаго . Это была одна из первых записей RCA, выпущенных в стереорежиме в 1958 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Le Chant du rossignol, K026 (Стравинский, Игорь) — IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джозеф, Чарльз М. (2002) «Стравинский и Баланчин, путешествие изобретений», Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN ML 410 S932 J6 652002
- ^ «Игорь Стравинский в Женеве - 6 декабря 1919 г. | Проект базы данных опыта прослушивания» .
- ^ Стравинский, Игорь (1922). Chant du Rossignol (HPS 633) . Лондон: Бузи и Хоукс. ISMN 9790060026270.
- ^ Jump up to: а б Стравинский, Игорь (2007). Фортепианная коллекция Стравинского: 14 пьес . [Нью-Йорк]: Бузи и Хоукс. ISBN 9781423424024 .
- ^ Набор из 2 компакт-дисков EMI "Композиторы лично" Игорь Стравинский играет и дирижирует , 1993.
Ссылки
[ редактировать ]- Олбрайт, Дэниел (1989). Стравинский, Музыкальная шкатулка и соловей . Нью-Йорк: Гордон и Брич. ISBN ML 410 S932 A6 1989 г.
- Джозеф, Чарльз М. (2002). Стравинский и Баланчин, Путешествие изобретения . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN ML 410 S932 J6 652002
- Влад, Роман (1978). Стравинский . Лондон: Издательство Оксфордского университета . ISBN ML 410 S932 V52 1978 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Le chant du rossignol : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Композиции Игоря Стравинского
- композиции 1917 года
- Балеты на музыку Игоря Стравинского
- Балеты Леонида Мясина
- Балеты Джорджа Баланчина
- Премьеры балета 1920 года
- Музыка о соловьях
- Музыка по произведениям Ганса Христиана Андерсена.
- Анри Матисс
- Произведения по мотивам сказки «Соловей»
- Балеты по произведениям Ганса Христиана Андерсена
- Аранжировки отрывков из опер