Моцартиана (балет)
Моцартиана | |
---|---|
Хореограф | Джордж Баланчин |
Музыка | Петр Ильич Чайковский |
Премьера | 4 июня 1981 г. Государственный театр Нью-Йорка |
Оригинальная балетная труппа | Нью-Йоркский городской балет |
Дизайн | Рубен Тер-Арутюнян |
«Моцартиана» — балет в постановке Джорджа Баланчина Чайковского на мотив Оркестровой сюиты № 4 «Моцартиана» . Текущая версия балета была создана для New York City Ballet Фестиваля Чайковского , а премьера состоялась 4 июня 1981 года в Государственном театре Нью-Йорка . Считается последней крупной работой Баланчина.
Баланчин ранее ставил ту же партитуру в 1933 году для своей недолговечной труппы Les Ballets 1933 в Париже, своего первого крупного балета на музыку Чайковского. В следующем году состоялась американская премьера, и Баланчин внес некоторые изменения в хореографию в 1935 году. Эту более раннюю версию исполняли несколько трупп до 1956 года. Хореография и дизайн этой версии полностью отличаются от версии 1981 года.
Предыдущие версии
[ редактировать ]В 1933 году Джордж Баланчин и либреттист Борис Кочно основали Les Ballets 1933 после того, как их уволили из Original Ballet Russe . Компания в основном финансировалась Эдвардом Джеймсом , а также поддерживалась такими друзьями, как композитор Коул Портер и модельер Коко Шанель . [ 1 ] Одним из балетов, поставленных Баланчиным для труппы, была «Моцартиана» Чайковского на оркестровую сюиту № 4 «Моцартиана» ; [ 1 ] который был написан как дань уважения Моцарту. [ 2 ] : 252 Это был первый раз, когда Баланчин создал крупный балет на музыку Чайковского. [ 3 ] Костюмы и декорации разработал Кристиан Берар . [ 1 ] Премьера балета состоялась 7 июня 1933 года в Театре Елисейских Полей в Париже. [ 4 ] : 412 на первом представлении Les Ballets в 1933 году. [ 1 ] В нем снялись четырнадцатилетняя Тамара Туманова и Роман Ясинский . [ 3 ] Компания распалась после четырех недель выступлений в Париже и Лондоне с июня по июль. [ 1 ]
В 1934 году Баланчин стал сооснователем Школы американского балета в Нью-Йорке. Чтобы студенты могли изучить его стиль, Баланчин предложил студентам выучить произведения, которые он написал для «Балета» 1933 года, включая «Моцартиану» . [ 5 ] : 88 В июне 1934 года ученики исполнили балет в поместье соучредителя школы Эдварда Варбурга в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк , несмотря на нежелание Баланчина позволить неопытным ученикам танцевать перед публикой. [ 5 ] : 88–89 [ 6 ] Среди учениц Моцартианы была Мари-Жанна . Некоторым девушкам пришлось исполнять роли, предназначенные для мужчин. [ 6 ] Студенты снова исполнили балет в декабре того же года, на этот раз в Мемориальном театре Эйвери в Хартфорде, Коннектикут , по приглашению Артура Эверетта Остина-младшего. [ 6 ]
Баланчина В 1935 году «Американский балет» возродил «Моцартиану» , частично пересмотрев хореографию. [ 1 ] Он был исполнен во время турне компании по стране, которое началось в Центре округа Вестчестер в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк. Однако через две недели тур был отменен. [ 6 ] его исполняли как минимум один раз в Метрополитен-опера . В следующем году [ 6 ] В 1945 году «Русский балет Монте-Карло» возродил «Моцартиану» с составом под руководством Александры Даниловой и Фредерика Франклина . [ 5 ] [ 7 ] В 1956 году труппа Даниловой исполнила «Моцартиану» . Это было последнее возрождение оригинальной «Моцартианы» , что сделало его самым долгоживущим балетом в репертуаре Les Ballet 1933 года. [ 1 ]
Производство
[ редактировать ]В 1981 году Баланчин, поставивший тридцать семь балетов на музыку Чайковского, решил, что New York City Ballet проведет одиннадцатидневный фестиваль Чайковского, чтобы отдать дань уважения композитору. [ 2 ] : 251 Для фестиваля он решил перехореографировать Моцартиану . [ 5 ] : 307
Баланчин выбрал Сюзанну Фаррелл на главную женскую роль. Согласно мемуарам Фаррелла, она думала, что Моцартиана могла стать последней совместной работой из-за плохого здоровья Баланчина. [ 2 ] : 251 Он спросил ее, с кем бы она хотела станцевать балет, и она предложила Питера Мартинса , своего постоянного партнера. Однако Баланчин предложил Иба Андерсена , нового участника труппы, с которым Фаррелл никогда не танцевал. [ 2 ] : 252 Несмотря на свои первоначальные сомнения, Фаррелл вскоре поняла, что Андерсен соответствует видению балета Баланчина. [ 2 ] : 252 Баланчин был настолько впечатлен тонкостью и музыкальностью Андерсена, что однажды воскликнул: «Иб — это Моцарт». [ 5 ] : 308 Виктор Кастелли был выбран еще одним солистом балета. четыре студентки Школы американского балета : Дара Адлер, Лиза Кантор, Эми Фикслер и Тамара Агирре Молина. В балете приняли участие [ 8 ] [ 9 ]
Репетиции новой «Моцартианы» начались в мае, за три недели до премьеры балета, пока шел сезон выступлений труппы, все остальные балетмейстеры были заняты работой над другими балетами, а сам Баланчин ставил другие произведения. [ 5 ] : 307–308 [ 8 ] Баланчин изменил последовательность музыки: Прегьера переместилась в начало балета, так что Фаррелл мог танцевать как в «Прегьере», так и в «Теме с вариациями». [ 5 ] : 307 Баланчину требовалось от одного до трех часов, чтобы работать над каждой частью балета, с небольшими изменениями после этого. [ 8 ] Прегьера была последней частью, над которой работал Баланчин. [ 2 ] : 255 и был поставлен между утренником и вечерним представлением за один день. [ 8 ] Однако Баланчин не смог решить, чем должна закончиться «Тема с вариациями», до дня премьеры. [ 8 ] Во время одной из последних репетиций балета Кастелли поранился, и его заменил Кристофер д'Амбуаз , новый член труппы и сын солиста Жака д'Амбуаза . [ 5 ] : 308 И Фаррелл, и бывшие участники Ballet Russe отметили, что «Моцартиана» 1981 года полностью отличается от предыдущих версий. [ 7 ] [ 8 ]
Костюмы были разработаны Рубеном Тер-Арутюняном , заменив костюмы Кристиана Берара в версии 1933 года. [ 8 ] Фаррелл вспоминала, что Тер-Арутюнян и Баланчин перебирали для нее несколько вариантов костюмов. Конечный продукт — черная пачка до колен — был готов в день генеральной репетиции и за день до премьеры. [ 2 ] : 253 Раньше в балетах Баланчина Фаррелл обычно был одет в белое. [ 5 ] : 307
Роберту Майорано, бывшему солисту труппы, который впоследствии стал писателем, разрешили наблюдать за процессом разработки «Моцартианы» . [ 5 ] : 307 Затем он и Валери Брукс стали соавторами книги «Моцартиана Баланчина: создание шедевра» , опубликованной в 1985 году. [ 10 ]
Моцартиана была создана после того, как Баланчин подписал свое завещание . Поскольку один из балетов не указан в его завещании, права на балет достались танцовщице Карин фон Арольдинген и его секретарю Барбаре Хорган, которые унаследовали многие из его произведений после его смерти в 1983 году. [ 4 ] : 401
Хореография
[ редактировать ]Моцартиану танцуют солистка-балерина, двое мужчин, кордебалет из четырех высоких женщин и четырех молодых девушек. [ 8 ] [ 11 ] Фаррелл отметил, что балет требует выносливости танцоров, и добавил: « Моцартиана — это балет, который велик для глаз и ушей, но танцуется небольшим составом. Хотя он и сдержан, он повсюду. в нем есть очень сложные и разные вещи. Предварительное хорошее занятие не поможет вам танцевать этот балет лучше, и в нем нет ничего, что можно было бы сопоставить с другими балетами, которые вы сделали, в целях безопасности». [ 2 ]
Первая часть балета — «Прегьера», или «Молитва», исполняется главной балериной и четырьмя детьми. [ 8 ] Фаррелл прокомментировал: «Технически этот танец был коротким и простым, но он требовал состояния ума, превосходящего все, что я когда-либо пробовал раньше. Это был гимн, который мы с [Баланчиным] разделяли, подношение, которое могло произойти только в движении и музыке. , а не на словах. [ 2 ] : 255 Биограф Баланчина Бернард Тейпер отметил, что в этом разделе акцентирована тема memento mori . [ 4 ] : 377
Жига – мужское соло. [ 11 ] Кастелли, для которого создавалась эта роль, прокомментировал: «Шаги в основном были короткими и должны были быть очень резкими и спускаться в пол. следующий шаг. Но как только вы получили их в свое тело, вы внезапно поняли, что это единственный способ сделать это». [ 8 ] За ним следует менуэт, который танцует корпус из четырех женщин. [ 8 ]
Тему с вариациями исполняет главная пара. В отличие от традиционного па-де-де , оно начинается с нескольких соло каждого из танцоров и заканчивается дуэтом, который Фаррелл описал: «Даже здесь танец вовсе не был обычным партнерством мужчины и женщины. Мы с Иб часто танцевали отдельно в своего рода диалог друг с другом. Если большинство па-де-де указывают на какую-то историю любви, то это не похоже на мужчину и женщину, а на людей с какой-то большей независимостью и целеустремленностью». [ 2 ] : 253
охарактеризовала его как «радостный и цветущий» В финале участвует весь актерский состав, и критик Дженнифер Даннинг . [ 12 ]
Спектакли
[ редактировать ]Премьера «Моцартианы» состоялась 4 июня 1981 года в Театре штата Нью-Йорк . [ 4 ] : 439 во время премьеры фестиваля Чайковского [ 9 ] Во время премьеры Фаррелл сломала небольшую кость на правой ноге, но спектакль ей удалось довести до конца. Хотя Моцартиана должна была выступить еще несколько раз во время фестиваля, все они были отменены из-за отсутствия дублеров. [ 2 ] : 252 Кастелли взял на себя роль, которую должен был танцевать, через год после премьеры. [ 13 ]
В 1982 году первое исполнение «Моцартианы» за пределами New York City Ballet состоялось в Chicago City Ballet, где тогдашний муж Фаррелла, Пол Мехия, был сохудожественным руководителем. Фаррелл и Андерсен повторили свои роли приглашенных артистов. Андерсену пришлось перенести экстренную аппендэктомию . Однако это было выполнено только один раз, поскольку на следующий день [ 2 ] : 262 По словам Фаррелла, в 1984 году Рудольф Нуриев выразил интерес к танцу Моцартианы , но не смог этого сделать «по нескольким причинам». [ 2 ] : 276
С тех пор Моцартиана была возрождена труппой Фаррелла, Балетом Сюзанны Фаррелл . [ 14 ] Другие труппы, исполнявшие балет, включают балет Парижской оперы , [ 15 ] Американский театр балета , [ 16 ] Национальный балет Канады , [ 17 ] Бирмингемский королевский балет , [ 18 ] Пасифик Нортвест Балет и Балет Канзас-Сити . [ 19 ] [ 20 ]
В 2005 году, после смерти Кастелли, Нью-Йоркский балет посвятил спектакль «Моцартиана» . ему [ 13 ]
Критический прием
[ редактировать ]После премьеры New York Times критик Анна Киссельгофф отметила, что « Моцартиана — это тонкое, нарочито простое произведение хореографа, способного создать самые сложные балеты в мире». Однако она отметила, что балет был недостаточно отрепетирован. [ 9 ] Позже в том же году она снова написала рецензию на балет, теперь «исполненный должным образом», и написала: «При всей своей серьезности как произведения искусства, «Моцартиана» также является произведением веселым. Баланчина-Моцарта Дивертисмент № 15 имеет такое же первозданно-кристаллическое качество, но в нем также есть новое остроумие и эпиграмматический тон, которые проявляются по-разному». [ 11 ]
«Моцартиана» считается последним крупным произведением Баланчина. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рейнольдс, Нэнси (1998). «Балет 1933». В Доррисе, Джордж Э.; Коэн, Сельма Джин (ред.). Международная энциклопедия танца . ISBN 978-0-19-512308-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фаррелл, Сюзанна; Бентли, Тони (1990). Держась за воздух: Автобиография . ISBN 9780671682224 .
- ^ Jump up to: а б с Крейн, Дебра; Макрелл, Джудит (19 августа 2010 г.). Оксфордский словарь танца . п. 314. ИСБН 978-0199563449 .
- ^ Jump up to: а б с д Тапер, Бернард (1987). Баланчин: Биография . ISBN 9780520060593 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бакл, Ричард (1988). Джордж Баланчин: балетмейстер: биография . стр. 293–294. ISBN 9780241121801 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рейнольдс, Нэнси (1977). Обзор репертуара: 40 лет Нью-Йоркского городского балета . стр. 43–44. ISBN 9780803773684 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джек (9 июля 1981 г.). «Записная книжка критика Lamentoso; Женщины Баланчина с распущенными волосами» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Даннинг, Дженнифер (20 ноября 1981 г.). «Таинственное возвращение «Моцартианы»» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Киссельгоф, Анна (5 июня 1981 г.). «Городской балет открывает фестиваль Чайковского» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ "Суммируя" . Нью-Йорк Таймс . 14 апреля 1985 года.
- ^ Jump up to: а б с Киссельгофф, Анна (23 ноября 1981 г.). «Городской балет «Моцартиана» Баланчина » . New York Times .
- ^ Даннинг, Дженнифер (9 июня 1986 г.). «Городской балет: Фаррелл в «Моцартиане» Баланчина » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джек (10 февраля 2005 г.). «Умер 52-летний солист Нью-Йоркского балета Виктор Кастелли» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Хадарина Оксана (14 ноября 2013 г.). «Балет Сюзанны Фаррелл – Моцартиана, Эпизоды – Вашингтон» . Танцевальные табы .
- ^ Капелле, Лаура (24 октября 2016 г.). «Баланчин/Посвящение Виолетте Верди, Дворец Гарнье, Париж — обзор» . Файнэншл Таймс .
- ^ Харсс, Марина (9 июля 2017 г.). «Американский театр балета – Спектакли Чайковского – Нью-Йорк» . Танцевальные табы .
- ^ Цитрон, Паула (9 ноября 2001 г.). «Страсти в богатой смеси» . Глобус и почта .
- ^ Крисп, Клемент (23 июня 2009 г.). «Моцартиана, Бирмингемский ипподром» . Файнэншл Таймс .
- ^ Рэтер, Кейт (14 ноября 1994 г.). «Жизнь в танце: Сюзанна Фаррелл воплощает в жизнь мечту о балете, созданную ее наставником Джорджем Баланчиным» . Сиэтл Таймс .
- ^ Спенсер, Лаура (12 октября 2007 г.). «Балет Канзас-Сити празднует 50-летие» . КСУР .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Моцартиана на сайте New York City Ballet
- Моцартиана на сайте Фонда Джорджа Баланчина
- Моцартиане Вступительные заметки к на сайте Королевского балета Бирмингема.